Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование революционно-демократической идеологии
Социальной базой революционно – демократического направления революционеров-демократов были широкие слои крестьянского населения, а так же те представители дворянства и разночинцев, которые выступали против феодально-крепостнических порядков. Революционеры - демократы так же считали себе преемника декабристов. Но, в отличие от них, они стремились поднять на борьбу народные массы, т.к. зачастую были выходцами из этой социальной среды. Идейной основой этого направления стали социалистические идеи. Поэтому на рубеже 40 – 50-х годов XIX в. началось размежевание либерально-оппозиционного и революционно-демократического направлений. Идейные предпосылки социалистических идей: 1) в 30-40-е годы XIX века революционеры уделяли большое внимание философским проблемам, особенно трудам Гегеля. Их привлекала его идея эволюции и скачка, обосновывающая развитие природы и общества как закономерного процесса смены старых форм новыми. В результате эта идея стала теоретическим обоснованием неизбежности и закономерности революционной смены феодального строя новым, более прогрессивным. «Алгеброй революции» называл диалектику Гегеля (теорию развития) А.И. Герцен; 2) отсталость экономического базиса феодализма объяснялась на основе английской экономической политики Адама Смита; 3) задача революционеров сводилась к созданию нового, не капиталистического строя, свободного от всех форм эксплуатации. Поэтому за основу брали представления – утопии. Тем более, что они широко пропагандировались французскими утопистами – А. Сен-Симоном, Ш. Фурье и англичанином Р. Оуэном. Наибольший интерес вызывали идеи западноевропейского социализма. Ими увлекались и многие западники, особенно в молодые годы. В России первоначальной формой деятельности революционеров-демократов стала пропаганда социалистических идей. Огромное значение имели статьи В.Г. Белинского (1811 – 1848 гг.). В 1829 году он поступил в Московский университет, где организовал литературно-политическое «Общество 11-го нумера», в котором студенты читали и обсуждали проблемы современной России. В 1832 году Белинского отчислили из университета «по слабости здоровья и ограниченности способностей» (но, главным образом, за написание антикрепостнической драмы «Дмитрий Калинин»). Он посещал кружок Станкевича, прозвавшего его «Неистовый Виссарион». Славу ему принесли «Литературные мечтания». В 1839 году он переехал в Петербург и до 1846 года сотрудничал с «Отечественными записками», публикуя исследования, посвящённые работам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, в которых пропагандировал революционные идеи.
В 1846 году, находящийся в состоянии духовного кризиса, Гоголь опубликовал "Выбранные места из переписки с друзьями". В ответ прозвучала резкая критика Белинского в журнале "Отечественные записки". В июне 1847 года, находящемуся на лечении за границей Белинскому, уязвлённый Гоголь послал письмо, обвинив критика в «личной неприязни». Белинский ответил своим знаменитым письмом-манифестом («Письмо к Гоголю»), где в пику Гоголю заявил о необходимости развивать чувство собственного достоинства и революционной борьбы с режимом. Содержание «Письма» стало своеобразной программой-минимумом революционной России: 1) отмена крепостного права; 2) отмена телесных наказаний; 3) строгое исполнение законов.
Кружок петрашевцев Видное место в истории революционно-демократического движения занимала кружковая деятельность. В 1845 – 1849 гг. в Петербурге действовал кружок петрашевцев Основателем кружка был выпускник Царскосельского лицея, чиновник министерства иностранных дел Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821 – 1866 гг.). На своей петербургской квартире по пятницам он организовывал неформальные встречи с представителями научной и творческой интеллигенции: Н.А. Спешневым, Ф.М. Достоевским, М.Е. Салтыковым-Щедриным (высланнным в 1848 году в Вятку за повести «Запутанное дело» и «Противоречие»), М.И. Глинкой, П.П. Семёновым-Тян-Шаньским, П.А.Федотовым. Несколько позднее началась политическая пропаганда, для которой использовался созданный Петрашевским «Карманный словарь иностранных слов» (первый выпуск – в 1845, второй – в 1846 гг.). Из множества социалистических теорий «петрашевцев» привлекло учение Ш. Фурье о справедливом обществе на основе общины – «фаланги». Петрашевский даже пытался у себя в имении создать такой дом – фаланстер, но накануне заселения он сгорел.
В 1846 – 1847 гг. изменился характер встреч на квартире Петрашевского: собеседники перешли к открытой критике существующего строя, поэтому часть интеллигенции перестала посещать эти "пятницы". Буржуазные революции 1848 – 1849 гг. в Европе всколыхнули российское общество и петрашевцев. Собрания приобрели черты организованности и посвящались отдельным темам. Вскоре сформировались две программы действий: радикальная (программа Спешнева), основанная на уничтожении самодержавия, введения парламентской республики, освобождение крестьян с землей. Вторая – Петрашевского, занимавшего более умеренные позиции и стремившегося к легальным реформам. Весной 1849 года петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать план крестьянского восстания. Н. Григорьев написал прокламацию для солдат, для распространения которой петрашевцы приобрели печатный станок. МВД в течение нескольких месяцев наблюдало за членами кружка, внедрив своего агента-провокатора Антонелли, а после приобретения печатного станка начало аресты. 23 апреля 1849 года было арестовано 39 человек. Их поместили в Петропавловскую крепость. Всего к следствию, длившемуся 8 месяцев, были привлечены 123 человека. Перед судом предстало 22 арестанта, из них военный суд приговорил 21 человека к расстрелу. 22 декабря 1849 года была организована инсценировка смертной казни на Семёновской площади в Санкт-Петербурге, после которой осужденные были отправлены в Сибирь. В 1845 – 1847 гг. на Украине в Киеве существовало Кирилло-Мефодиевское общество - тайная организация разночинной интеллигенции под руководством профессора Киевского университета Н.И. Костомарова. В апреле 1846 года в руководство общества вошёл Тарас Шевченко. В «Уставе общества» была изложена программа, предусматривавшая: а) уничтожение крепостного права; б) уравнение в правах сословий; в) провозглашение республики; г) создание всеславянского федеративного государства. В организации оформилось два направления – революционно-демократическое (во главе с Шевченко) и либерально-буржуазное (во главе с Костомаровым). Однако, в марте 1847 года, по доносу агента полиции участники общества были арестованы. В мае 1848 года власти огласили приговор: Шевченко был отправлен рядовым в Оренбургский гарнизон без права писать и рисовать, Костомаров был сослан в Саратов, где работал в статистическом учреждении (в 1856 году он был освобожден от полицейского контроля и приглашён в Петербургский университет на кафедру русской истории).
Но в начале 50-х гг. XIX в. часть русских революционеров постепенно разочаровалась в идеях западноевропейского социализма, т.к. в России ещё не проявились развитые капиталистические отношения, а пролетариат был малочисленен. Кроме того, наличие общинного землевладения у русских крестьян соответствовало упрощённым представлениям того времени о социализме как общественном строе, при котором собственность является общей. Сложилась собственная оригинальная теория «русского (общинного) социализма», в основе которой лежала идея о самобытном пути развития России, которая через крестьянскую общину, минуя капитализм, на основе общинного землевладения сразу начнёт строительство социализма.
Основоположниками теории «общинного социализма» стали Герцен, а позднее – Н.Г. Чернышевский. Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.) - внебрачный сын помещика Яковлева и Генриетты Луизы Гааг, получивший фамилию Герцен от немецкого Herz («дитя сердца»). В 1823 году познакомился с Никки (Николаем Платоновичем Огаревым). С 1826 года дети сблизились, став друзьями. Летом того же года (или 1827) они дали клятву на Воробьевых горах посвятить жизнь борьбе с несправедливым строем. В 1829 году Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, но в 1834 году по доносу о пении «пасквильных» песен и разбитии бюста Николая I студента Ивана Скаретки был арестован на 9 месяцев тюрьмы. В ходе следствия выяснилось, что Герцен увлекался социалистическими идеями Сен-Симона. Поэтому сначала он был сослан в Пермь, а затем в Вятку, где устроился чиновником в губернскую канцелярию. В 1837 году в ходе путешествия по России наследник престола Александр Николаевич встретился с Герценом в Вятке. По ходатайству Александра II (или Жуковского В.А.) его перевели во Владимир. В 1838 году Герцен женился на кузине Наталье Александровне Захарьиной. 1842 – 1846 гг. остались неприятной полосой в жизни Александра Ивановича, связанной со смертью детей. Тогда же Герцен разочаровался в западничестве и религии, и окончательно перешел на идеи социализма. В 1846 году умер его отец, оставив неплохое наследство. Герцен с семьей уезжает за границу. Во время буржуазной революции во Франции в 1848 году Герцен переезжает в Париж. После расстрелов парижских рабочих наступает окончательное разочарование в европейском социализме. Появляются его первые статьи революционного содержания о «русском социализме». В 1850 году Александр Иванович пишет статью «Русский народ и социализм». После отказа вернуться в Россию, Герцен был лишён всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником». Он переехал в Лондон, где открывает Вольную типографию и издаёт альманах «Полярная звезда». В 1856 году к нему приехал Огарёва и они начали совместную работу по изданию газеты «Колокол». Именно Герцен изложил основные идеи теории «общинного социализма» в своих работах 1849 – 1851 гг. – «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционной идеи в России». Теория имела широкую социальную базу в России в лице крестьян, боровшихся с помещичьим землевладением. Но теоретическая ошибка ее сторонников заключалась в том, что в условиях развития товарно-денежных отношений закономерный процесс разложения крестьянства вёл к концентрации земли в руках сельской буржуазии. Поэтому даже победа крестьянской революции привела бы к установлению не социалистических, а буржуазных порядков. Таким образом, теория «русского социализма» стала разновидностью утопического социализма.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.015 с.) |