Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кружок Н. В. Станкевича. Идейные направления 30 – 40-х гг. Западники и славянофилы
В 1833-39 гг. в Москве был популярен литературно-философский кружок сына богатого воронежского помещика Н.В. Станкевича Н.В., объединившего на базе литературных увлечений, как будущих западников (молодые М.Н. Катков, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, Т.Н. Грановский), так и славянофилов (братья Киреевские и Аксаковы). Под влиянием немецкой философии Гегеля и Канта они видели главную силу прогресса в просвещении, что определяло место интеллигенции в обществе. После отъезда Станкевича за границу кружок распался. В 1834 году был образован кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, имевший острую политическую направленность – революционное преобразование России. Официально их обвинили в пении «пасквильных песен», которые были подслушаны агентом III отделения. Герцен был сослан в Пермь, а затем в Вятку, а Огарёв – в Пензу. В 1830-е гг. кружки существовали не только в Москве, но и во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах. Деятельность этих кружков характеризовалась острой идейной борьбой. Дореволюционная историография считала, что основным содержанием этой борьбы были споры между западниками и славянофилами по вопросу о путях дальнейшего развития России. Современные исследователи, как и советские, считали, что основой идейной борьбы был вопрос о ликвидации крепостного права. В эти годы оформляется три основных направления в идеологии. Консервативно-охранительное направление в социальном плане отражало интересы консервативной интеллигенции, чиновников государственного аппарата и основной массы помещиков-крепостников. Идейным выражением стала теория «официальной народности» Уварова, сформулированная им 1832 году на посту Президента Российской Академии наук. Основные положения теории – «самодержавие», «православие» были выдвинуты ещё ранее Карамзиным в "Записках о новой и старой России" (1811 год). Под «самодержавием» понималась традиционная форма правления, соответствующая природному монархизму русского народа. Носитель верховной власти – государь, располагающий юридически неограниченными правами, но несущий ответственность перед Богом за вверенные ему государство и народ: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу»..
«Православие» понималось как традиционная религия, выражающая коллективистский («соборный») характер русского народа. Именно в годы правления Николая значительно усиливается влияние РПЦ, улучшилось материальное положение монастырей и сельских приходов. За «народность» выступали все направления общественного движения, однако революционеры-демократы рассматривали её как процесс демократизации национальной культуры и просвещения народных масс. Представители консервативного направления во главе с министром просвещения трактовали её как приверженность русского народа традиционным институтам власти (самодержавию и православию). «Народность» - это русская нация, исполненная православного духа и христианской нравственности, ведомая к великим духовным целям русским православным царем Задачи теории: а) политическая – предотвратить развитие революционных идей, сохранить основу феодального общества и приоритет государственных интересов над личными; б) экономическая – доказать экономические преимущества феодального уклада над частнокапиталистическим; в) социальная – доказать необходимость сохранения сословий как основы стабильного развития общества и категории крепостных крестьян, как основы патриархального русского общества, при котором хозяин-помещик оберегает интересы крепостного крестьянина. Таким образом, теория «официальной народности» - это господствующая государственная идеология, распространяемая и поддерживаемая всею мощью правительственного аппарата. Провозгласив триединый принцип, русская духовно-политическая мысль одухотворила саму идею Российской империи, указала России цели и задачи ее земного бытия. Россия рассматривалась как единственная сила, способная удержать мир от падения в объятия Антихриста, символами которого считали материалистическую философию, атеизм и революционное движение. Рупором правительственной идеологии были популярные журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, издававшие газету «Северная пчела». Кризис идеологии наступил в годы Крымской войны под влиянием поражения 1856 года.
Представителями этого направления были профессора Московского университета С.П. Шевырёв и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Многие высшие чиновники пропагандировали идеи охранительного направления. Широко известны слова начальника III отделения Бенкендорфа о том, что «прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается будущего – оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение». М.П. Погодин утверждал, что Европа и Россия пошли разными путями: русский народ призвал варягов для защиты, что явилось основой его единения с властью, а не борьбы с ней. Социальную базу либерально – оппозиционного направления составляли либеральная интеллигенция, нарождающаяся буржуазия и обуржуазившиеся помещики. Это направление было представлено в обществе двумя течениями мысли: славянофилами и западниками. Поводом к такому разделению послужила публикация первого (из 8) «Философических писем» на французском языке, написанных в 1829 – 1831 гг.) письма П.Я. Чаадаева в 1836 году в журнале «Телескоп». «Письмо» содержало целую систему историко-философских раздумий автора о месте России и роли православия в мире. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – человек особой судьбы, ни на кого не похожий в русской и мировой истории. Рано став сиротой, он воспитывался в семье видного историка и публициста екатерининской эпохи М.М. Щербатова, где и приобщился к основам мировой культуры. К 15 годам он знал три иностранных языка (все сочинения писал на французском). Уже в 14 лет Петр стал студентом Московского университета, где постигал философию. При этом был блистательным танцором. В 18 лет он становится офицером русской армии и участвует в Отечественной войне, где получает награду за храбрость. В 1814 году в Кракове становится членом масонской ложи, а затем, в Петербурге вступает в ложу «Соединенные друзья», членами которой были Пестель, Никита Муравьев, Бенкендорф, Грибоедов. В 1820 году на самом пике карьеры уходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе (1821 – 1826 гг.). Друг Пушкина кадровый офицер Чаадаев («декабрист без декабря») тяжело переживал поражение декабристов. Он возвращается в николаевскую Россию. Автор пришел в своих «Письмах» к самым пессимистическим выводам, показав отсталость, некультурность и ничтожность истории России, невозможность в ней общественного прогресса. Основной бедой страны он считал отрыв России от Запада, от католического мира. «России нечем гордиться перед Западом, напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества». Вопросы, которые поднял Чаадаев, стали отправной точкой отсчёта для развернувшейся в обществе дискуссии. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и подвергнут медико-полицейскому контролю, редактор «Телескопа» Надеждин сослан в Усть-Сысольск, цензор ректор Московского университета А.В. Болдырев отстранён от должности.. Формальной датой возникновения славянофильства считается 1839 год, когда Алексей Степанович Хомяков и Иван Сергеевич Кириевский выступили со статьями "О старом и новом" и "В ответ Хомякову". В них были сформулированы основные положения доктрины, окончательно сложившейся в спорах с западниками к 1845 году. Славянофилы охотно печатались в журнале «Москвитянин». Этот журнал издавал Погодин, но наряду со статьями консервативного направления он давал возможность печататься и славянофилам: Хомякову, братьям Петру и Ивану Киреевским, братьям Константину и Ивану Сергеевичу Аксаковым и др.
Для славянофилов были характерны следующие взгляды: 1) провозглашение самобытности России, основанной на абсолютизме и коллективизме (соборности) русского народа (идею «соборности» – добровольного соединения русских людей на основе любви к богу и друг другу впервые выдвинул Хомяков); 2) защита православия, определяющего коллективный характер русского народа; 3) провозглашение классового мира и единения с властями; 4) требование законосовещательного Земского Собора («сила власти – царю, сила мнения – народу»). Славянофилы считали, что Петр Великий отклонил Россию с естественного пути развития, но не изменил ее внутренний строй. Таким образом, славянофильство – общественно-политическое течение, провозгласившее особый путь развития России, отличный от исторических судеб стран Запада. Под влиянием буржуазных революций в Западной Европе, славянофилы все более лояльно относились к правительству и с 1850-х гг. стали активно сотрудничать с правительством в проведении либеральных реформ. Практически одновременно оформляется второе либерально-оппозиционное течение, получившее название западничество. Западничество – общественно-политическое течение, ориентированное на общность исторических судеб и ценностей России и Запада. К этому течению примыкали профессора Московского университета Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, а также К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, А.И Герцен. Основные идеи западников: 1) провозглашение общности исторического пути Запада и России; 2) западники, отстаивая идею расширения прав личности, создали теорию «закрепощения и раскрепощения сословий»; 3) отказ от революционной борьбы, провозглашение идей классового мира; 4) пропаганда идеальной, на их взгляд, формы конституционно-монархического правления – английской монархии, с определёнными политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда. После буржуазных реформ 1860 – 1870-х гг. западничество утратило прежний смысл и постепенно разделилось на мелкие течения. В целом, представители обоих течений относились к разряду «государственников», признавали необходимость преобразований, борьбу с крепостничеством, чрезмерной бюрократизацией и подавлением прав личности. При этом западники подвергались большим гонения со стороны правительства, чем славянофилы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.014 с.) |