Тема 43. Реформы 60-70-х гг. XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 43. Реформы 60-70-х гг. XIX века



 

Преобразования, начатые Александром II в экономическом базисе, неминуемо должны были вызвать новые реформы, затрагивающие весь общественный строй. Общественный строй состоит из политической надстройки и экономического базиса. Так как после отмены крепостного права и крестьянской реформы 1861 – 1866 гг. началось бурное развитие капиталистического уклада, то в результате образовался разрыв между капиталистическим экономическим базисом и феодальной политической надстройкой. Именно на преодоление этого разрыва, а также отставания России от Запада и были направлены Великие буржуазные реформы 60-70-х гг.

Одной из важнейших реформ Александра II стало проведение земской реформы (земства – органы местного самоуправления). Первый опыт по созданию таких учреждений был сделан во времена Ивана IV, второй – Екатерины II.

 

«Положение о земских учреждениях»

1 января 1864 года было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», выработанное в комиссии при МВД. В 1859 – 1861 гг. комиссию возглавлял Н.А. Милютин, который сделал упор на всесословность земств, позднее – П.А. Валуев (его точка зрения: введение народного представительства – препятствие преобразованиям, т.к. лишает верховную власть рычагов воздействия на общество).

Содержание «Положения»:

1) создание всесословных выборных местных органов самоуправления – земств;

2) создание трех избирательных курий (совещаний выборщиков) на основе половозрастного (мужчины с 25 лет), ценза осёдлости (проживание в данной местности 1 год) и имущественного ценза:

а) в курию землевладельцев входили собственники из разных сословий, имевшие не менее 200 – 800 десятин земли в зависимости от губернии или не менее 15.000 рублей недвижимости;

б) городская курия включала собственников недвижимости стоимостью в 500 – 3.000 руб. в зависимости от города или предпринимателей с оборотом капитала от 6.000 рублей, а также владельцев купеческих свидетельств не ниже 6.000 рублей годового дохода;

в) крестьянская курия не имела имущественного ценза. Но зато выборы по крестьянской курии были не прямыми, а трехстепенными: сельские сходы – волостные сходы – уездные земские собрания гласных;

3) все три курии выбирали равное количество выборщиков от каждых 300 душевых наделов (от 10 до 96 - в уезде, от 15 до 100 - в губернии). Это обеспечивало преобладание дворян в органах местного самоуправления (в 1865 году – 46,7 %, доля крестьян не превышала 34,3 %). Губернских гласных выбирали уездные земские собрания из расчёта 1 на 6 уездных;

4) председателями уездных и губернских земских собраний соответственно становились предводители дворянства. Собрания действовали 3 года, гласных собирали на заседания один раз в год (чаще всего в декабре) на 10 – 20 дней;

5) структура земств: Земские органы делились на распорядительные (уездные и губернские земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы, которые выбирались земскими собраниями). Между сессиями уездных и губернских земских собраний действовали эти постоянные органы – уездные и губернские земские управы, состоявшие из председателя и до 6-ти членов, которым собрание назначало жалование. Их состав утверждался губернатором. Гласные собраний жалование не получали.

Для выполнения своих задач земства облагали население особым налогом на доходы с торгово-промышленных заведений, движимых и недвижимых имуществ;

6) функции земств были ограничены хозяйственными делами: строительством школ, больниц, домов призрения, дорог, мостов, страховым делом и статистикой, местной торговлей и промышленностью, благоустройством, распространением агрономических и иных знаний и т.д.

Земские собрания утверждали смету, определяли перспективу развития области.

Земские управы реализовывали утверждённую программу: занимались строительством новых и поддержанием старых заведений, подбором кадров – земской интеллигенции (врачей, учителей, землемеров, ветеринаров, статистов, агрономов), сбором налогов с недвижимости.

Введение земств началось с 1865 года в 18 губерниях. Всего земские учреждения получили распространение в 34 губерниях Европейской части России и вводились вплоть до начала XX в. Они отсутствовали там, где не было дворянского землевладения (например: в Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири) и на территории национальных окраин (Прибалтики, Белоруссии, Украине, Польше, Закавказье).

Недостатки земской реформы:

1) слабое финансирование;

2) отсутствие аппарата для принудительного сбора налогов;

3) отсутствие единой системы органов самоуправления, включающих: высший уровень – всероссийские земские учреждения, центральный уровень – губернские и уездные учреждения и низший уровень – волостные органы самоуправления.

Значение земской реформы:

1) рост гражданского самосознания и формирование общественной морали;

2) формирование наряду с помещиками и бюрократией третьей силы – «третьего элемента», как стали именовать земскую интеллигенцию. Благодаря её усилиям был сделан новый шаг к утверждению в России идеи гражданского общества – формы организации общественных отношений, при которых добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры защищены законами от вмешательства со стороны государства;

3) развитие экономики регионов;

4) рост уровня грамотности, благоустройства и жизни основных слоёв населения.

Правда, все эти достижения носили относительный характер и зависели от работы конкретных земств и отдельных специалистов.

Новые судебные уставы

Ещё в апреле 1863 года император отменил телесные наказания для преступников и клеймение лица. Хотя телесные наказания по решению волостного суда для крестьян сохранялись. Для несовершеннолетних преступников были введены исправительные приюты, на каторгу стали перевозить, а не перегонять пешком через всю Россию.

Собственно же судебная реформа началась благодаря усилиям статс-секретаря Государственного совета, председателя комиссии по подготовке реформы С.И. Зарудного после 20 ноября 1864 года с утверждением «Новых судебных уставов». Их положения распространялись только на 44 губернии Европейской части России. Их внедрение растянулось до 1899 года.

Содержание реформы:

1) Европейскую часть России разделили на 108 судебных округов и создали две системы судов: мировые и общие (или коронные);

2) мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела (до 500 рублей ущерба). Они создавались в городах и уездах и имели две инстанции: мировой судья и съезд мировых судей.

Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались на 3 года уездными земскими собраниями, а в столицах – городскими думами. Они утверждались Сенатом, после чего могли быть отстранены от должности только в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз – не ниже среднего образования и владения имуществом на сумму не менее 15000 рублей или 400 десятин земли. При этом судьи получали довольно высокую зарплату – от 2200 до 9000 рублей в год. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, следующей инстанцией был съезд мировых судей;

3) общие суды также состояли из двух инстанций: окружные суды (в каждой губернии, составляющей судебный округ) и судебные палаты, объединяющие несколько судебных округов.

Окружной суд утверждался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела (свыше 500 рублей ущерба). Рассмотрение дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжные заседатели лишь устанавливали виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья и два члена суда. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный ценз – владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2000 рублей в столицах, в прочих местах – на 500 рублей или наличие дохода в столицах – не менее 500, в других местах – 200 рублей в год. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные и учителя народных школ. Списки присяжных утверждались губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причём, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Члены окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование;

4) высшей судебной инстанцией в случае нарушения законного порядка судопроизводства даже судами с участием присяжных заседателей являлись уголовно-кассационный и гражданско-кассационный (кассация – пересмотр и отмена) департаменты Сената. Сенат передавал такие дела либо на вторичное рассмотрение в другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом членов суда и присяжных заседателей;

5) основу новых судебных уставов составили главные принципы буржуазного права: формальное равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судий, состязательность обвинения и защиты, выборности некоторых судебных органов. Реформа установила гласность судебных процессов, которые стал проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представляющих общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на суде прокурора – представителя обвинения, который подчинялся непосредственно министру юстиции, и адвоката (присяжного поверенного), имевшего высшее юридическое образование, 5-летний стаж судебной практики и защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, В.Д. Спасович и др., заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов;

6) предварительное расследование вели судебные следователи – особые чиновники судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам.

Новая система ещё сохраняла ряд пережитков: существование особого волостного суда для крестьян (решал дела о тяжбах до 100 рублей и мог приговаривать к штрафу до 3 рублей, общественным работам до 6 дней, аресту до 7 дней и телесному наказанию до 25 ударов розог), суды для духовенства – духовные консистории, суды для военных и высших чиновников.

Тем не менее, судебная реформа была самой передовой, т.к. к тому времени ещё ни в одной другой стране не были реализованы в столь полном объеме принципы буржуазного права.

 Городская реформа 1870 года

16 июня 1870 года в 509 городах Европейской части России после ввода в действие «Городового положения» была начата городская реформа. Ее подготовка была затянута вследствие покушения на царя в апреле 1866 года. В 1875 – 1877 гг. «Положение» было распространено на национальные окраины, за исключением Средней Азии, Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство.

Содержание реформы:

1) замена сословных Шестигласных дум, созданных в 1785 году, всесословными выборными органами самоуправления;

2) введение новой избирательной системы. Для участия в выборах требовалось иметь возраст не менее 25 лет, определённый налоговый ценз, отсутствие недоимок по городским сборам. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, также делились на три курии:

а) первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов;

б) во вторую курию входили средние налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов;

в) третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков.

Не платившие налогов (служащие, интеллигенция, наёмные рабочие) в выборах не участвовали. При этом каждая курия избирала равное количество гласных в городскую думу (1/3 числа гласных, установленных для данного города), что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной торгово-промышленной буржуазии;

3) структура городских органов самоуправления копировала земские учреждения: городская дума являлась распорядительным органом власти, городская управа во главе с городским головой – исполнительным органом власти. Городской голова одновременно являлся и председателем городской думы и городской управы и также утверждался губернатором (в уездном городе) или министром внутренних дел (в губернском городе). Но в отличие от земских собраний распорядительная дума избиралась на 4 года. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, однако губернатор осуществлял надзор за её деятельностью. Для разрешения возможных конфликтов между управой и губернатором в городах создавались особые губернские по городским делам присутствия во главе с губернатором.

Гласные-«нехристиане» могли составлять не более 1/3 общего числа гласных. Избрание евреев городским головой не дозволялось.

Для выполнения своих задач дума облагала дома и прочую недвижимость не выше 1 % их стоимости, в таком же размере облагались сбором городская промышленность и торговля. Как и земства, городские думы не имели принудительной власти и для выполнения своих постановлений обязаны были прибегать к полиции, подчиняющейся губернаторам и градоначальникам;

4) функции городских органов самоуправления также сводились к благоустройству города, к развитию местной торговли, ремесла, промыслов и промышленности, здравоохранения, народного образования, к сбору налогов, содержанию полиции, тюрем, пожарных команд и т.д.

Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперёд, по сравнению с дореформенной организацией городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования гражданского общества.

Военные реформы 1874 года

 

Это была целая серия поэтапных преобразований, начавшаяся с реформы в области управления и завершившаяся введением всеобщей воинской повинности. Главная заслуга в преобразованиях принадлежала родному брату Н.А. Милютина военному министру в 1861 – 1881 гг. Дмитрию Алексеевичу Милютину (1816 – 1912 гг.). Особое влияние на проведение реформы оказала франко-прусская война, в ходе которой прусская армия в сжатые сроки сумела увеличить свою численность в 3 раза за счёт всеобщей воинской повинности.

Содержание реформы:

1) с 1857 года началась отмена военных поселений, срок службы солдат был снижен с 25 до 10 лет;

2) в 1858 году началось перевооружение армии: в 1865 году взята на вооружение винтовка Баранова, в 1868 – 1870 гг. – винтовки Бердана, в 1867 году вместо гладкоствольных артиллерийских орудий появились нарезные, заряжающиеся с казённой части. Армия получила более простое обмундирование зелёного цвета и шапку-кепи с козырьком;

3) уменьшилась численность кавалерии: в 1856 году были расформированы драгунские полки, в 1860 – кирасирские;

4) в стране создали 15 военных округов во главе с генерал-губернаторами, которые являлись командующими войсками и отвечали за подавление бунтов. Реорганизовано и военное ведомство: с 1865 года Генеральный штаб превратился в основное звено управления, с 1867 года военному министерству передавалась гвардия, артиллерия, инженерные войска, военно-учебные заведения;

5) в 1863 – 1868 гг. была создана система военно-учебных заведений: военных гимназий (общеобразовательная подготовка), военных (для дворян) и юнкерских (для всех сословий и лиц, не имевших среднего образования) училищ (профессиональная подготовка), военных академий (1867 год - Военно-юридическая академия);

6) 1 января 1874 года был осуществлён переход на всесословную воинскую повинность: с 20 лет (в 1888 году - с 21 года) по жребию.

Общий срок службы устанавливался в армии 15 лет (6 действительной + 9 в запасе), во флоте – 10 лет (7+3).

 По уставу 1888 года устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе для всех родов войск.

Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 0,5 года, для лиц с гимназическим – до 1,5 лет, с начальным – до 3 лет. Отслужившие сроки, как и не вытянувшие жребий (10 – 15 % призывников), пребывали в ополчении до 40 лет (в 1888 г. до 43-х лет).

Существовали многочисленные льготы и отсрочки. Не подлежали призыву народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири;

7. В 1863 году были отменены телесные наказания в армии. В 1864 году вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1875 году введён новый устав о наказаниях, а в 1879 – новый дисциплинарный устав.

Значение военной реформы:

1) всеобщая воинская повинность способствовала созданию современной массовой армии и преодолению отставания России от ведущих стран Европы, что доказала русско-турецкая война 1878 – 1878 гг.;

2) возрос уровень грамотности в армии и престиж воинской службы.

Реформы в других отраслях

    а) реформа просвещения и печати:

Реализация буржуазных реформ была невозможна без увеличения числа грамотных людей. Тем более, что образование всегда рассматривалось как инструмент идеологической обработки населения. Поэтому реформы просвещения носили очень ограниченный и противоречивый характер, что наглядно проявилось в деятельности министров просвещения Е.В. Путятина (1861 – 1863 гг.), А.В. Головнина (1863 – 1866 гг.) с одной стороны, и Д.А. Толстого (1866 – 1880 гг.) – с другой.

В 1861 году было отменено обязательное ношение студенческой формы.

В ноябре 1862 года появился устав 7-летних женских гимназий с сокращённой программой общеобразовательных дисциплин.

18 июля 1863 года вышел новый университетский устав, восстановивший прежние права автономии Совета университета (присуждение учёных степеней и званий, выборность, утверждение учебных планов, решение финансовых вопросов, стажировка), утерянные в 1835 году. В выработке Устава, по инициативе министра Головкина участвовала комиссия, составленная из профессоров Петербургского университета.

Однако студенты не получили корпоративных прав, подлежали дисциплинарному суду из состава профессуры, женщины не допускались в университеты.

24 мая 1870 года было утверждено новое «Положение о женских гимназиях». В 70-е гг. стали открываться платные Высшие женские курсы, учрежденные в Москве (1869 г. – Лубянские), в Киеве (1870 – по естественным наукам), в Петербурге (1870 г. – Владимирские, 1872 г. – Высшие медицинские женские курсы, 1878 г. – Бестужевские, по инициативе профессора К.Н.Бестужева-Рюмина), в Казани (1876 г. – Высшие женские курсы).

14 июня 1864 года вышло «Положение о начальных народных училищах» (с 10 лет, три года обучения, возможность открытия школ общественными учреждениями и частными лицами).

19 ноября 1864 года появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям (но плата за учебу была очень высока). Так была начата реформа среднего образования. Прежние гимназии разделялись на 7-классные классические (большой объём древних языков) и реальные (большой объём математики). Окончившие классические гимназии получали право поступать в университет без экзаменов, реальные – в технические институты.

6 апреля 1865 года были введены «Временные правила о печати», которые ликвидировали предварительную цензуру сочинений объемом не менее десяти, а переводные – не менее 20 листов, а также официальные и научные издания. При этом МВД могло подвергнуть издание административному воздействию или после трех предупреждений закрыть редакцию.

После выстрела Каракозова происходят необратимые изменения в процессе реформ.

В 1869 году учреждаются должности инспекторов народных училищ.

В июле 1871 года вышел новый устав гимназий, который предусматривал сохранение только классических гимназий, срок обучения в которых возрос до 8 лет, а программа преподавания древних языков возросла в 1,5 раза.

В мае 1872 года началось создание 6-классных реальных училищ, после которых затруднялось поступление в ВУЗы. Возросла плата за обучение.

Законы о печати 1872 года предоставляли МВД право запрещать розничную продажу газет, передавать дела о закрытии органов печати Комитету министров.

«Положение» 1874 года усилило надзор за преподаванием в начальной школе и за учительскими кадрами;

б) финансовая реформа:

Потребности буржуазного развития и расстройство финансовой системы привели к ряду мер, направленных на централизацию финансового дела.

В 1860 году была ликвидирована откупная система и введена государственная монополия на производство вино-водочной продукции. Продажа объявлялась свободной, но на смену откупам в 1863 году был введён акцизный сбор, взимаемый государственными учреждениями. Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак.

Вместо Земского, Коммерческого банков и приказов общественного призрения в 1860 году был создан единый Государственный банк.

С 1862 года начато опубликование государственного бюджета, в соответствии с которым все доходы концентрировались в министерстве финансов.

В 1864 году введен государственный контроль (в форме контрольных палат, независимых от губернатора и других ведомств), получивший право финансовой проверки всех министерств и ведомств (за исключением доходов царской семьи).

С 1868 года введена система годовых отчетов государственного контролёра, стоящего во главе государственного контроля;

в) полицейские преобразования:

в целях упорядочивания системы общественного правопорядка были проведены меры полицейского характера.

В 1862 – 1878 гг. были реорганизованы полицейские учреждения.

В 1862 году проведено объединение Управ благочиния и уездных нижних судов в уездное полицейское управление во главе с капитан-исправником. Ему подчинялся становой пристав, стоящий во главе стана, на который стал делиться уезд. Одновременно в городах появилась низшая административно-полицейская единица – околоток во главе с околоточным надзирателем, подчиняющемуся квартальному надзирателю.

С 1878 года начато введение в сельской местности института урядников, которые подчинялись становому приставу. В свою очередь им подчинялись сотские и десятские;

г) в религиозной сфере закон 1869 года отменил замкнутость духовного сословия: дети православного духовенства были освобождены от автоматической приписки к нему и могли избрать любой род деятельности.

 

Значение реформ

1) буржуазные по характеру реформы ускорили развитие капитализма в России;

2) предотвратили перерастание 1-ой РС в революцию;

3) способствовали общественному и духовному подъёму в обществе;

4) формированию основ гражданского общества.

Аналогичные задачи буржуазной модернизации стояли перед рядом других стран Европы (Австро-Венгрия), Америки (США) и Азии (Япония).

Например, в Японии в 1868 году начались буржуазные преобразования («революция Мэйдзи» – «просвещённого правления»), завершившиеся созданием в 1881 году первых политических партий, а в 1889 – введением конституции.

Однако в России реформы оказались незавершёнными и подчас противоречивыми.

Трудности проведения преобразований:

1) бюрократические методы проведения реформ «сверху», слабая «обратная» связь между государством и обществом;

2) отсутствие широкого слоя реформаторов, опирающихся на «третье» сословие;

3) слабость российской буржуазии;

4) необоснованные ожидания быстрых позитивных перемен в обществе и, как следствие, разочарование в реформаторской деятельности.

Таким образом, буржуазные реформы 60 – 70-х гг. затронули политическую надстройку, но не привели к радикальной смене общественного строя:

1) на смену феодальной абсолютистской монархии не пришла парламентская система;

2) на смену основным классам феодального общества не пришли промышленная буржуазия и пролетариат.

В результате преодолеть полностью разрыв между буржуазным базисом и феодальной надстройкой не удалось, что станет причиной революции 1905 – 1907 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.054 с.)