Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 43. Реформы 60-70-х гг. XIX века
Преобразования, начатые Александром II в экономическом базисе, неминуемо должны были вызвать новые реформы, затрагивающие весь общественный строй. Общественный строй состоит из политической надстройки и экономического базиса. Так как после отмены крепостного права и крестьянской реформы 1861 – 1866 гг. началось бурное развитие капиталистического уклада, то в результате образовался разрыв между капиталистическим экономическим базисом и феодальной политической надстройкой. Именно на преодоление этого разрыва, а также отставания России от Запада и были направлены Великие буржуазные реформы 60-70-х гг. Одной из важнейших реформ Александра II стало проведение земской реформы (земства – органы местного самоуправления). Первый опыт по созданию таких учреждений был сделан во времена Ивана IV, второй – Екатерины II.
«Положение о земских учреждениях» 1 января 1864 года было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», выработанное в комиссии при МВД. В 1859 – 1861 гг. комиссию возглавлял Н.А. Милютин, который сделал упор на всесословность земств, позднее – П.А. Валуев (его точка зрения: введение народного представительства – препятствие преобразованиям, т.к. лишает верховную власть рычагов воздействия на общество). Содержание «Положения»: 1) создание всесословных выборных местных органов самоуправления – земств; 2) создание трех избирательных курий (совещаний выборщиков) на основе половозрастного (мужчины с 25 лет), ценза осёдлости (проживание в данной местности 1 год) и имущественного ценза: а) в курию землевладельцев входили собственники из разных сословий, имевшие не менее 200 – 800 десятин земли в зависимости от губернии или не менее 15.000 рублей недвижимости; б) городская курия включала собственников недвижимости стоимостью в 500 – 3.000 руб. в зависимости от города или предпринимателей с оборотом капитала от 6.000 рублей, а также владельцев купеческих свидетельств не ниже 6.000 рублей годового дохода; в) крестьянская курия не имела имущественного ценза. Но зато выборы по крестьянской курии были не прямыми, а трехстепенными: сельские сходы – волостные сходы – уездные земские собрания гласных; 3) все три курии выбирали равное количество выборщиков от каждых 300 душевых наделов (от 10 до 96 - в уезде, от 15 до 100 - в губернии). Это обеспечивало преобладание дворян в органах местного самоуправления (в 1865 году – 46,7 %, доля крестьян не превышала 34,3 %). Губернских гласных выбирали уездные земские собрания из расчёта 1 на 6 уездных;
4) председателями уездных и губернских земских собраний соответственно становились предводители дворянства. Собрания действовали 3 года, гласных собирали на заседания один раз в год (чаще всего в декабре) на 10 – 20 дней; 5) структура земств: Земские органы делились на распорядительные (уездные и губернские земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы, которые выбирались земскими собраниями). Между сессиями уездных и губернских земских собраний действовали эти постоянные органы – уездные и губернские земские управы, состоявшие из председателя и до 6-ти членов, которым собрание назначало жалование. Их состав утверждался губернатором. Гласные собраний жалование не получали. Для выполнения своих задач земства облагали население особым налогом на доходы с торгово-промышленных заведений, движимых и недвижимых имуществ; 6) функции земств были ограничены хозяйственными делами: строительством школ, больниц, домов призрения, дорог, мостов, страховым делом и статистикой, местной торговлей и промышленностью, благоустройством, распространением агрономических и иных знаний и т.д. Земские собрания утверждали смету, определяли перспективу развития области. Земские управы реализовывали утверждённую программу: занимались строительством новых и поддержанием старых заведений, подбором кадров – земской интеллигенции (врачей, учителей, землемеров, ветеринаров, статистов, агрономов), сбором налогов с недвижимости. Введение земств началось с 1865 года в 18 губерниях. Всего земские учреждения получили распространение в 34 губерниях Европейской части России и вводились вплоть до начала XX в. Они отсутствовали там, где не было дворянского землевладения (например: в Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири) и на территории национальных окраин (Прибалтики, Белоруссии, Украине, Польше, Закавказье).
Недостатки земской реформы: 1) слабое финансирование; 2) отсутствие аппарата для принудительного сбора налогов; 3) отсутствие единой системы органов самоуправления, включающих: высший уровень – всероссийские земские учреждения, центральный уровень – губернские и уездные учреждения и низший уровень – волостные органы самоуправления. Значение земской реформы: 1) рост гражданского самосознания и формирование общественной морали; 2) формирование наряду с помещиками и бюрократией третьей силы – «третьего элемента», как стали именовать земскую интеллигенцию. Благодаря её усилиям был сделан новый шаг к утверждению в России идеи гражданского общества – формы организации общественных отношений, при которых добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры защищены законами от вмешательства со стороны государства; 3) развитие экономики регионов; 4) рост уровня грамотности, благоустройства и жизни основных слоёв населения. Правда, все эти достижения носили относительный характер и зависели от работы конкретных земств и отдельных специалистов. Новые судебные уставы Ещё в апреле 1863 года император отменил телесные наказания для преступников и клеймение лица. Хотя телесные наказания по решению волостного суда для крестьян сохранялись. Для несовершеннолетних преступников были введены исправительные приюты, на каторгу стали перевозить, а не перегонять пешком через всю Россию. Собственно же судебная реформа началась благодаря усилиям статс-секретаря Государственного совета, председателя комиссии по подготовке реформы С.И. Зарудного после 20 ноября 1864 года с утверждением «Новых судебных уставов». Их положения распространялись только на 44 губернии Европейской части России. Их внедрение растянулось до 1899 года. Содержание реформы: 1) Европейскую часть России разделили на 108 судебных округов и создали две системы судов: мировые и общие (или коронные); 2) мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела (до 500 рублей ущерба). Они создавались в городах и уездах и имели две инстанции: мировой судья и съезд мировых судей. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались на 3 года уездными земскими собраниями, а в столицах – городскими думами. Они утверждались Сенатом, после чего могли быть отстранены от должности только в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз – не ниже среднего образования и владения имуществом на сумму не менее 15000 рублей или 400 десятин земли. При этом судьи получали довольно высокую зарплату – от 2200 до 9000 рублей в год. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, следующей инстанцией был съезд мировых судей; 3) общие суды также состояли из двух инстанций: окружные суды (в каждой губернии, составляющей судебный округ) и судебные палаты, объединяющие несколько судебных округов. Окружной суд утверждался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела (свыше 500 рублей ущерба). Рассмотрение дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжные заседатели лишь устанавливали виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья и два члена суда. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный ценз – владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2000 рублей в столицах, в прочих местах – на 500 рублей или наличие дохода в столицах – не менее 500, в других местах – 200 рублей в год. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные и учителя народных школ. Списки присяжных утверждались губернатором.
Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причём, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Члены окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование; 4) высшей судебной инстанцией в случае нарушения законного порядка судопроизводства даже судами с участием присяжных заседателей являлись уголовно-кассационный и гражданско-кассационный (кассация – пересмотр и отмена) департаменты Сената. Сенат передавал такие дела либо на вторичное рассмотрение в другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом членов суда и присяжных заседателей; 5) основу новых судебных уставов составили главные принципы буржуазного права: формальное равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судий, состязательность обвинения и защиты, выборности некоторых судебных органов. Реформа установила гласность судебных процессов, которые стал проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представляющих общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на суде прокурора – представителя обвинения, который подчинялся непосредственно министру юстиции, и адвоката (присяжного поверенного), имевшего высшее юридическое образование, 5-летний стаж судебной практики и защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, В.Д. Спасович и др., заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов;
6) предварительное расследование вели судебные следователи – особые чиновники судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Новая система ещё сохраняла ряд пережитков: существование особого волостного суда для крестьян (решал дела о тяжбах до 100 рублей и мог приговаривать к штрафу до 3 рублей, общественным работам до 6 дней, аресту до 7 дней и телесному наказанию до 25 ударов розог), суды для духовенства – духовные консистории, суды для военных и высших чиновников. Тем не менее, судебная реформа была самой передовой, т.к. к тому времени ещё ни в одной другой стране не были реализованы в столь полном объеме принципы буржуазного права. Городская реформа 1870 года 16 июня 1870 года в 509 городах Европейской части России после ввода в действие «Городового положения» была начата городская реформа. Ее подготовка была затянута вследствие покушения на царя в апреле 1866 года. В 1875 – 1877 гг. «Положение» было распространено на национальные окраины, за исключением Средней Азии, Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство. Содержание реформы: 1) замена сословных Шестигласных дум, созданных в 1785 году, всесословными выборными органами самоуправления; 2) введение новой избирательной системы. Для участия в выборах требовалось иметь возраст не менее 25 лет, определённый налоговый ценз, отсутствие недоимок по городским сборам. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, также делились на три курии: а) первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов; б) во вторую курию входили средние налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов; в) третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. Не платившие налогов (служащие, интеллигенция, наёмные рабочие) в выборах не участвовали. При этом каждая курия избирала равное количество гласных в городскую думу (1/3 числа гласных, установленных для данного города), что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной торгово-промышленной буржуазии; 3) структура городских органов самоуправления копировала земские учреждения: городская дума являлась распорядительным органом власти, городская управа во главе с городским головой – исполнительным органом власти. Городской голова одновременно являлся и председателем городской думы и городской управы и также утверждался губернатором (в уездном городе) или министром внутренних дел (в губернском городе). Но в отличие от земских собраний распорядительная дума избиралась на 4 года. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, однако губернатор осуществлял надзор за её деятельностью. Для разрешения возможных конфликтов между управой и губернатором в городах создавались особые губернские по городским делам присутствия во главе с губернатором.
Гласные-«нехристиане» могли составлять не более 1/3 общего числа гласных. Избрание евреев городским головой не дозволялось. Для выполнения своих задач дума облагала дома и прочую недвижимость не выше 1 % их стоимости, в таком же размере облагались сбором городская промышленность и торговля. Как и земства, городские думы не имели принудительной власти и для выполнения своих постановлений обязаны были прибегать к полиции, подчиняющейся губернаторам и градоначальникам; 4) функции городских органов самоуправления также сводились к благоустройству города, к развитию местной торговли, ремесла, промыслов и промышленности, здравоохранения, народного образования, к сбору налогов, содержанию полиции, тюрем, пожарных команд и т.д. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперёд, по сравнению с дореформенной организацией городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования гражданского общества. Военные реформы 1874 года
Это была целая серия поэтапных преобразований, начавшаяся с реформы в области управления и завершившаяся введением всеобщей воинской повинности. Главная заслуга в преобразованиях принадлежала родному брату Н.А. Милютина военному министру в 1861 – 1881 гг. Дмитрию Алексеевичу Милютину (1816 – 1912 гг.). Особое влияние на проведение реформы оказала франко-прусская война, в ходе которой прусская армия в сжатые сроки сумела увеличить свою численность в 3 раза за счёт всеобщей воинской повинности. Содержание реформы: 1) с 1857 года началась отмена военных поселений, срок службы солдат был снижен с 25 до 10 лет; 2) в 1858 году началось перевооружение армии: в 1865 году взята на вооружение винтовка Баранова, в 1868 – 1870 гг. – винтовки Бердана, в 1867 году вместо гладкоствольных артиллерийских орудий появились нарезные, заряжающиеся с казённой части. Армия получила более простое обмундирование зелёного цвета и шапку-кепи с козырьком; 3) уменьшилась численность кавалерии: в 1856 году были расформированы драгунские полки, в 1860 – кирасирские; 4) в стране создали 15 военных округов во главе с генерал-губернаторами, которые являлись командующими войсками и отвечали за подавление бунтов. Реорганизовано и военное ведомство: с 1865 года Генеральный штаб превратился в основное звено управления, с 1867 года военному министерству передавалась гвардия, артиллерия, инженерные войска, военно-учебные заведения; 5) в 1863 – 1868 гг. была создана система военно-учебных заведений: военных гимназий (общеобразовательная подготовка), военных (для дворян) и юнкерских (для всех сословий и лиц, не имевших среднего образования) училищ (профессиональная подготовка), военных академий (1867 год - Военно-юридическая академия); 6) 1 января 1874 года был осуществлён переход на всесословную воинскую повинность: с 20 лет (в 1888 году - с 21 года) по жребию. Общий срок службы устанавливался в армии 15 лет (6 действительной + 9 в запасе), во флоте – 10 лет (7+3). По уставу 1888 года устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе для всех родов войск. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 0,5 года, для лиц с гимназическим – до 1,5 лет, с начальным – до 3 лет. Отслужившие сроки, как и не вытянувшие жребий (10 – 15 % призывников), пребывали в ополчении до 40 лет (в 1888 г. до 43-х лет). Существовали многочисленные льготы и отсрочки. Не подлежали призыву народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири; 7. В 1863 году были отменены телесные наказания в армии. В 1864 году вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1875 году введён новый устав о наказаниях, а в 1879 – новый дисциплинарный устав. Значение военной реформы: 1) всеобщая воинская повинность способствовала созданию современной массовой армии и преодолению отставания России от ведущих стран Европы, что доказала русско-турецкая война 1878 – 1878 гг.; 2) возрос уровень грамотности в армии и престиж воинской службы. Реформы в других отраслях а) реформа просвещения и печати: Реализация буржуазных реформ была невозможна без увеличения числа грамотных людей. Тем более, что образование всегда рассматривалось как инструмент идеологической обработки населения. Поэтому реформы просвещения носили очень ограниченный и противоречивый характер, что наглядно проявилось в деятельности министров просвещения Е.В. Путятина (1861 – 1863 гг.), А.В. Головнина (1863 – 1866 гг.) с одной стороны, и Д.А. Толстого (1866 – 1880 гг.) – с другой. В 1861 году было отменено обязательное ношение студенческой формы. В ноябре 1862 года появился устав 7-летних женских гимназий с сокращённой программой общеобразовательных дисциплин. 18 июля 1863 года вышел новый университетский устав, восстановивший прежние права автономии Совета университета (присуждение учёных степеней и званий, выборность, утверждение учебных планов, решение финансовых вопросов, стажировка), утерянные в 1835 году. В выработке Устава, по инициативе министра Головкина участвовала комиссия, составленная из профессоров Петербургского университета. Однако студенты не получили корпоративных прав, подлежали дисциплинарному суду из состава профессуры, женщины не допускались в университеты. 24 мая 1870 года было утверждено новое «Положение о женских гимназиях». В 70-е гг. стали открываться платные Высшие женские курсы, учрежденные в Москве (1869 г. – Лубянские), в Киеве (1870 – по естественным наукам), в Петербурге (1870 г. – Владимирские, 1872 г. – Высшие медицинские женские курсы, 1878 г. – Бестужевские, по инициативе профессора К.Н.Бестужева-Рюмина), в Казани (1876 г. – Высшие женские курсы). 14 июня 1864 года вышло «Положение о начальных народных училищах» (с 10 лет, три года обучения, возможность открытия школ общественными учреждениями и частными лицами). 19 ноября 1864 года появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям (но плата за учебу была очень высока). Так была начата реформа среднего образования. Прежние гимназии разделялись на 7-классные классические (большой объём древних языков) и реальные (большой объём математики). Окончившие классические гимназии получали право поступать в университет без экзаменов, реальные – в технические институты. 6 апреля 1865 года были введены «Временные правила о печати», которые ликвидировали предварительную цензуру сочинений объемом не менее десяти, а переводные – не менее 20 листов, а также официальные и научные издания. При этом МВД могло подвергнуть издание административному воздействию или после трех предупреждений закрыть редакцию. После выстрела Каракозова происходят необратимые изменения в процессе реформ. В 1869 году учреждаются должности инспекторов народных училищ. В июле 1871 года вышел новый устав гимназий, который предусматривал сохранение только классических гимназий, срок обучения в которых возрос до 8 лет, а программа преподавания древних языков возросла в 1,5 раза. В мае 1872 года началось создание 6-классных реальных училищ, после которых затруднялось поступление в ВУЗы. Возросла плата за обучение. Законы о печати 1872 года предоставляли МВД право запрещать розничную продажу газет, передавать дела о закрытии органов печати Комитету министров. «Положение» 1874 года усилило надзор за преподаванием в начальной школе и за учительскими кадрами; б) финансовая реформа: Потребности буржуазного развития и расстройство финансовой системы привели к ряду мер, направленных на централизацию финансового дела. В 1860 году была ликвидирована откупная система и введена государственная монополия на производство вино-водочной продукции. Продажа объявлялась свободной, но на смену откупам в 1863 году был введён акцизный сбор, взимаемый государственными учреждениями. Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Вместо Земского, Коммерческого банков и приказов общественного призрения в 1860 году был создан единый Государственный банк. С 1862 года начато опубликование государственного бюджета, в соответствии с которым все доходы концентрировались в министерстве финансов. В 1864 году введен государственный контроль (в форме контрольных палат, независимых от губернатора и других ведомств), получивший право финансовой проверки всех министерств и ведомств (за исключением доходов царской семьи). С 1868 года введена система годовых отчетов государственного контролёра, стоящего во главе государственного контроля; в) полицейские преобразования: в целях упорядочивания системы общественного правопорядка были проведены меры полицейского характера. В 1862 – 1878 гг. были реорганизованы полицейские учреждения. В 1862 году проведено объединение Управ благочиния и уездных нижних судов в уездное полицейское управление во главе с капитан-исправником. Ему подчинялся становой пристав, стоящий во главе стана, на который стал делиться уезд. Одновременно в городах появилась низшая административно-полицейская единица – околоток во главе с околоточным надзирателем, подчиняющемуся квартальному надзирателю. С 1878 года начато введение в сельской местности института урядников, которые подчинялись становому приставу. В свою очередь им подчинялись сотские и десятские; г) в религиозной сфере закон 1869 года отменил замкнутость духовного сословия: дети православного духовенства были освобождены от автоматической приписки к нему и могли избрать любой род деятельности.
Значение реформ 1) буржуазные по характеру реформы ускорили развитие капитализма в России; 2) предотвратили перерастание 1-ой РС в революцию; 3) способствовали общественному и духовному подъёму в обществе; 4) формированию основ гражданского общества. Аналогичные задачи буржуазной модернизации стояли перед рядом других стран Европы (Австро-Венгрия), Америки (США) и Азии (Япония). Например, в Японии в 1868 году начались буржуазные преобразования («революция Мэйдзи» – «просвещённого правления»), завершившиеся созданием в 1881 году первых политических партий, а в 1889 – введением конституции. Однако в России реформы оказались незавершёнными и подчас противоречивыми. Трудности проведения преобразований: 1) бюрократические методы проведения реформ «сверху», слабая «обратная» связь между государством и обществом; 2) отсутствие широкого слоя реформаторов, опирающихся на «третье» сословие; 3) слабость российской буржуазии; 4) необоснованные ожидания быстрых позитивных перемен в обществе и, как следствие, разочарование в реформаторской деятельности. Таким образом, буржуазные реформы 60 – 70-х гг. затронули политическую надстройку, но не привели к радикальной смене общественного строя: 1) на смену феодальной абсолютистской монархии не пришла парламентская система; 2) на смену основным классам феодального общества не пришли промышленная буржуазия и пролетариат. В результате преодолеть полностью разрыв между буржуазным базисом и феодальной надстройкой не удалось, что станет причиной революции 1905 – 1907 гг.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.054 с.) |