Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и США во второй половине 1990-х гг.

Поиск

В середине 1990-х происходит определенная эволюция российско-американских отношений. Избавление от угрозы коммунистической реставрации в России в результате президентских выборов 1996 г. привело к ужесточению диалога американской администрации с Москвой по спорным вопросам. США стремились реализовать свои планы перестройки международных отношений в духе моноцентризма и американского лидерства. Интенсификация российско-американских контактов в первой половине 1990-х не привела к снятию существовавших в их отношениях противоречий, многие их которых весьма значительны.

США все больше отходили от поддержки традиционных принципов международного права, базирующихся на уважении суверенитета и невмешательстве в чужие дела, в сторону так называемого “гуманитарного вмешательства” под предлогом защиты прав человека и этнических меньшинств. Обосновываемая Вашингтоном правомерность “гуманитарной интервенции” получила название “доктрины Клинтона” и была апробирована во время вооруженной операции на территории бывшей Югославии в 1999 г. Натовские бомбардировки Белграда привели к значительному охлаждению отношений России с США и их союзниками.

Россия выступала против построения формирующейся системы международной безопасности на основе НАТО, принижения в международных делах роли ООН, ОБСЕ. Американская сторона и ее партнеры по блоку оставили без внимания возражения России по поводу намеченного расширения альянса за счет включения в него бывших стран-участниц Варшавского Договора и некоторых республик распавшегося СССР. США отказывались признать территорию бывшего Советского Союза зоной приоритетных интересов России, интеграционные импульсы в рамках СНГ трактовали как стремление возродить “советскую империю”. На противодействие этому была направлена американская доктрина поддержания “геополитического плюрализма” на постсоветском пространстве. Все более острые разногласия заявляли о себе в связи с Договором по ПРО (1972) и попыткам США обойти его и отказаться от ограничений. Несмотря на положительную динамику экономического сотрудничества, в США в отношении российских товаров не были отменены дискриминационные ограничения, сохранялись антидемпинговые пошлины и квоты, существовали препятствия для ввоза в Россию высокотехнологичной продукции. Более агрессивной стала политика Вашингтона по вытеснению России с высокотехнологичных товарных рынков. В целом же в 1990-е годы в российско-американских отношениях сложился достаточно отлаженный механизм взаимодействия и преодоления разногласий.

Вопросы для контроля:

1. В чем проявилось «новое политическое мышления» в отношениях ССР и США?

2. Каковы основные направления отношений СССР и США в период перестройки?

3. Какие договоренности были достигнуты при подписании договоров СНВ -1 и СНВ - 2?

4. Какие изменения произошли в отношениях России и США во второй половине 1990-х гг.? С чем это было связано?

5. Как повлияли на отношения России и США события в Югославии?

 

 

Тема: Россия и Запад. Россия и Восток.

План:

1. Россия и Запад.

2. Россия и Восток.

 

Распад СССР и провозглашение образования Содружества Независимых Государств выделили две сферы внешнеполитических интересов России: ближнее (бывшие республики СССР) и дальнее зарубежье.

Россия и Запад.

Сложнейшие внутренние процессы, военное и экономическое ослабление России не могли не отразиться на ее международном положении. Оказавшись в тяжелом экономическом положении, Россия вынуждена была опираться на финансовую помощь Запада. Обязательства по долгам СССР, а также заинтересованность в новых кредитах порождали определенную зависимость внешнеполитического курса России от политики западных стран. В 1991-1999 гг. развитие отношений России с Западом определялось не только взаимоотношениями с США, но и развитием двусторонних контактов с другими странами «большой семерки», с политическими и экономическими структурами Запада.

· В 90-е годы Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, ГАТТ, в Лондонский и Парижский клубы кредиторов, была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семерки». За Российской Федерацией было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН.

· Но главное внимание, особенно в 1992-1993 гг., российское внешнеполитическое ведомство уделяло стратегическому партнерству с США. В ходе встреч президентов России и США были подписаны десятки договоров и соглашений. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором СНВ-1. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли.

· Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене. Эта тенденция усугублялась снижением экономического и военного потенциала России, а также ошибками и просчетами российской дипломатии, особенно характерными для ее деятельности в первой половине 90-х годов. В итоге у России не оказалось необходимых ресурсов, чтобы продолжать играть роль великой державы. С позиций экономической слабости Москва не могла добиться признания себя равноправным партнером. Стратегического партнерства с США в том объеме, на который рассчитывала Москва, не получилось. Советско-американские отношения были центральными для эпохи «холодной войны». После ее окончания отсутствие идеологического и военного противостояния Москвы и Вашингтона неизбежно уменьшало значение российско-американских отношений. К тому же экономически Россия для США являлась в лучшем случае третьестепенным партнером. Приоритетность связей с европейскими союзниками явно перевешивала для США значимость ее отношений с Россией.

· По этой же причине не оправдались надежды превратить «семерку» в «восьмерку» — Россия не дотягивала до уровня, при котором члены этого избранного клуба были бы вынуждены считаться с ее интересами.

Объективные факторы дополнялись субъективными. Выдвинутая министром иностранных дел РФ А. В. Козыревым идея стратегического союза с США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала подчиненную роль Москвы в вопросах мировой политики. В обмен ожидалось содействие в деле финансовой помощи и технологической модернизации, приток инвестиций. Однако прозападный курс Козырева не оправдал себя. Мировое сообщество оказывало России помощь поставками продовольствия, кредитами. Но отсутствие благоприятных экономических, политических и правовых условий сдерживало приток иностранных инвестиций в экономику России. Унизительным для России было и сохранение Соединенными Штатами такого рудимента холодной войны, как поправка Джексона-Вэника, лишавшая Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле. Поправка была принята еще в 1974 г. и увязывала торговые отношения со свободой эмиграции евреев из Советского Союза.

За минувший период в отношениях Запада и России было много сложных моментов: югославский кризис, расширение НАТО и др.

· Реакция на события в бывшей Югославии российского руководства вначале была непоследовательной, оно ориентировалось скорее на действия западных стран, чем на собственные интересы. Была допущена заметная спешка при дипломатическом признании независимости Хорватии и Словении, затем очень быстро были признаны отделившиеся Босния и Герцоговина, где имели место ожесточенные столкновения мусульман и сербов. А когда образовалась Союзная Республика Югославия (СРЮ), состоящая из Сербии и Черногории, российское руководство долго колебалось с ее признанием. Кроме того, Россия присоединилась к санкциям против Сербии, предложенными США. С конца 1993 — начала 1994 г. российское руководство стало более твердо подчеркивать свою особую позицию в боснийском кризисе, что вызывало неудовольствие Запада. Официальной позицией Москвы была попытка балансировать на принципе невмешательства и действовать путем убеждения. Официальная позиция США заключалась в том, что Сербия является единственным виновником начала конфликта. В мае 1992 г. Совет Безопасности ООН по инициативе США принял резолюцию, налагавшую экономические санкции на Югославию. Россия присоединилась к этому решению, что вызвало волну критики в адрес российского МИДа со стороны оппозиции внутри страны.

В ответ на решение НАТО о силовом воздействии на Югославию Россия решительно напомнила всему миру, что, несмотря на свои внутренние проблемы, она остается заинтересованной и в своем внешнеполитическом курсе и не намерена допустить, чтобы важнейшие вопросы мировой политики решались без учета ее мнения. И, действительно, на первом этапе боснийского урегулирования именно миротворческие усилия России были наиболее эффективными. Но в конечном итоге попытка Кремля восстановить свое влияние на Балканах окончилась неудачей. Дейтонские соглашения 1995 г., положившие конец кровопролитию и сохранившие целостность Боснии и Герцеговины, стали реализацией планов США, а не России, которая не сумела сыграть заметной роли на последнем этапе боснийского кризиса.

· Особенно явственно проявилась слабость российских позиций в вопросе о расширении НАТО. Инициаторами его явились восточноевропейские страны. В январе 1994 г. Совет НАТО одобрил предложенную США программу «Партнерство ради мира», которую рассматривал как альтернативу расширению НАТО на восток. В марте 1994 г. российским руководством было принято решение о присоединении к ней. К программе присоединились практически все бывшие республики СССР. Это, однако, не означало отказа НАТО от расширения. В 1998 г. в состав этой организации, несмотря на противодействие России, вошли Чехия, Венгрия и Польша. О своем желании вступить в НАТО заявили страны Прибалтики, Румыния и некоторые другие.

· В 1999 г. ситуация в Югославии вновь стала критической — на этот раз в Косово. Притеснительная политика президента Югославии С.Милошевича по отношению к албанцам была признана «геноцидом». Ситуация показалась мировому сообществу и особенно странам НАТО настолько угрожающей, что Североатлантический альянс счел необходимым провести миротворческую операцию с применением бомбовых ударов по территории страны. Это произошло после того, как закончились неудачей переговоры в Рамбуйе, призванные урегулировать конфликт. Операция «Решительный удар» продолжалась 78 дней и в конечном итоге привела к тому, что Сербия вывела свои войска с территории Косово. Россия не только не поддержала военную операцию НАТО, но и резко осудила применение силы в обход Совета Безопасности ООН. После начавшихся бомбардировок Белграда Б.Н. Ельцин выступил с резкой критикой Запада, демонстрируя независимость и значимость России на мировой арене. Военные действия Запада против Югославии вызвали негативную реакцию российской общественности и всплеск антинатовских настроений. Практически все политические лидеры России заявили о неприятии действий НАТО.

Ко второй половине 1999 г. стало очевидно, что отношения России с Западом медленно, но верно сползали к глубокому кризису: сокращались сферы сотрудничества, нарастали взаимные недоверие и раздражение.

В целом это был этап чрезмерных надежд на Запад и жизнеспособность СНГ, нарождавшегося в начале данного этапа. Все эти годы в различных кругах российского общества не прекращались дискуссии вокруг проблем российской идентичности в новой геополитической ситуации. В ходе дискуссий высказывались глубоко полярные мнения, формировались различные точки зрения на место России в мире: от идеи взаимозависимости до изоляционизма, от имперского мышления до синдрома слабой и униженной страны, за тесное сближение России с Западом и усвоения западных ценностей и, напротив, за свой «особый» путь развития.

 

Россия и Восток.

На Востоке Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретала зона Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

· Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе стал Китай. Отношения между Россией и Китаем начали активно и устойчиво развиваться после визита в эту страну в 1993 г. Б.Н. Ельцина. Российско-китайские встречи в верхах с тех пор проводились не реже одного раза в год. С декабря 1996 г. регулярными стали встречи глав правительств двух стран поочередно в Москве и Пекине. В результате подписанных в 1996 и 1997 гг. руководителями России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы впервые в АТР была, образована обширная зона мира и доверия. В рамках реализации этих соглашений в ноябре 1999 г. в Пекине состоялось первое заседание Совместной контрольной группы (СКГ). Расширялось сотрудничество с Китаем и в рамках «Шанхайской пятёрки». Свое взаимодействие на международной арене Россия и Китай строили на основе Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г.

Китай поддерживал действия правительства России в Чечне. А Россия, признавая целостность Китая, не поддерживала концепцию «независимости Тайваня», выступала против принятия Тайваня в ООН и другие международные организации, членами которых являются лишь суверенные государства. Китай, в свою очередь, не возражал против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях.

· Спад во взаимоотношениях с КНДР начался еще на союзном уровне в 1990 г. после установления дипломатических отношений СССР с Южной Кореей. Российское руководство продолжало развитие дружеских отношений с Южной Кореей и в то же время продемонстрировало охлаждение в отношениях с КНДР. После августа 1991 г. были прерваны контакты на высоком политическом уровне, до минимума сократились торговля, обмены по линии общественных организаций, а также в области культуры.

В сентябре 1994 г. в ходе поездки в Пхеньян специального представителя президента Российской Федерации стороны выразили намерение преодолеть спад в российско-северокорейских отношениях. Визиты в КНДР пpeдседателя Государственной Думы Г.Н. Селезнева (май 1996 г.), а также председателя комитета по международным делам Думы В.П.Лукина (май 1997 г.) способствовали оживлению связей обеих стран. В итоге были подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении, культурном сотрудничестве, взаимных поездках граждан, сотрудничестве в лесной отрасли, об определении линии разграничения пограничных водных пространств России, КНДР и КНР на реке Туманная, ряд других межведомственных документов. В 1995 г. российская сторона выступила с инициативой замены Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1961 г. новым, который соответствовал бы современным реалиям.

КНДР была объективно заинтересована в экономическом сотрудничестве с Россией, однако на пути его развития сохранялся ряд препятствий, главное из которых — затяжной экономический кризис в КНДР. Объем товарооборота РФ - КНДР удерживался на минимальном уровне 90-100 млн долл. Оставался неурегулированным вопрос северокорейской задолженности перед Россией (около 3,8 млрд р. в ценах 1991 г.).

· Серьезным испытанием для молодой российской дипломатии стало развитие отношений с Японией. Главным препятствием здесь служили проблема Курильских островов и отсутствие мирного договора. Президент России Б.Н. Ельцин неоднократно подтверждал свою приверженность «поэтапному решению» этой проблемы, а в ходе официального визита в Токио в октябре 1993 г. заявил, что Россия выполнит все обязательства СССР перед Японией в том числе и Декларацию 1956 г., предусматриващую передачу двух из четырех островов Южно-Курильской гряды Японии после заключения мирного договора. Однако решение проблемы найдено не было, длительный переговорный процесс не привел к конкретным результатам.

· Хорошие отношения Россия сохраняла с Индией. В 1994 г. была создана Межправительственная российско-индийская комиссия (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Устойчивые экономические связи сложились в таких приоритетных областях, как энергетика, в том числе ядерная, металлургия, нефтяная и угольная промышленность. При участии российских специалистов осуществлялась модернизация ГЭС «Бхакра» и ГЭС «Тери». Продолжались поставки российского энергосилового оборудования ряду химических и металлургических комбинатов в Индии. В 1998 г. был инициирован новый совместный проект стоимостью 2,5 млрд. долл. по сооружению атомной электростанции «Куданкулам» в штате Тамил-Наду.

· Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях со странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). С точки зрения экономических интересов России страны АСЕАН можно разделить на две группы. К группе стран, которые заинтересованы в приобретении у России традиционной техники и технологий, относятся страны Индокитая, т. е. Вьетнам, Лаос. Торговля с этими странами, безусловно, способна пополнить валютные запасы России, страны же импортеры смогут содержать уже функционирующие объекты промышленности, построенные с участием России. Ко второй группе относятся другие страны-члены АСЕАН, для которых важно расширение рынка сбыта, совместное инвестирование, закупка оружия. Кроме развития ранее существовавших связей эти страны заинтересованы в перенесении некоторых видов производств, в том числе электроники, потребительских товаров, на территорию России. Небогатый природными ресурсами Сингапур заинтересован в импорте из России леса, угля, продукции нефтехимии, рыбопродуктов, цветных металлов. Кроме того, страны Юго-Восточной Азии приобретают возможность проникать через Россию на широкий рынок стран СНГ, где не хватает многих видов потребительских товаров.

Что касается России, то она может использовать технологические «ноу-хау» стран АСЕАН. Немаловажный фактор развития сотрудничества представляет собой рынок достаточно качественных, но более дешевых по сравнению с японской продукцией товаров стран АСЕАН. Избыток рабочей силы АТР позволяет восточным регионам России решать сложную проблему привлечения трудовых ресурсов в непрестижные и тяжелые производства. Был накоплен определенный опыт привлечения вьетнамских рабочих на предприятия РФ. Однако внешнеэкономические связи России со странами АСЕАН не достигли уровня, соответствующего отношениям стратегического партнерства. К концу 1990-х гг. на долю торговли со странами Юго-Восточной Азии приходилось лишь 3,3% внешнеторгового оборота Российской Федерации, а в структуре торговли доминирующая роль принадлежала сырью, топливу, материалам и потребительским товарам.

 

Вопросы для контроля:

1. Какие проблемы взаимоотношений России и Запада вы можете назвать?

2. В чем проявилась непоследовательная политика России в отношениях со странами Запада? С чем это было связано?

3. Каковы отношения России и НАТО в 1990-е гг.?

4. Чью сторону поддерживала Россия в период Югославского конфликта? Как вы считаете, почему?

5. Каковы взаимоотношения России и Китая в 1990-е гг.?

6. Приведите примеры взаимоотношений России со странами Востока? В каких сферах происходят данные отношения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.230 (0.01 с.)