Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и США во второй половине 1990-х гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В середине 1990-х происходит определенная эволюция российско-американских отношений. Избавление от угрозы коммунистической реставрации в России в результате президентских выборов 1996 г. привело к ужесточению диалога американской администрации с Москвой по спорным вопросам. США стремились реализовать свои планы перестройки международных отношений в духе моноцентризма и американского лидерства. Интенсификация российско-американских контактов в первой половине 1990-х не привела к снятию существовавших в их отношениях противоречий, многие их которых весьма значительны. США все больше отходили от поддержки традиционных принципов международного права, базирующихся на уважении суверенитета и невмешательстве в чужие дела, в сторону так называемого “гуманитарного вмешательства” под предлогом защиты прав человека и этнических меньшинств. Обосновываемая Вашингтоном правомерность “гуманитарной интервенции” получила название “доктрины Клинтона” и была апробирована во время вооруженной операции на территории бывшей Югославии в 1999 г. Натовские бомбардировки Белграда привели к значительному охлаждению отношений России с США и их союзниками. Россия выступала против построения формирующейся системы международной безопасности на основе НАТО, принижения в международных делах роли ООН, ОБСЕ. Американская сторона и ее партнеры по блоку оставили без внимания возражения России по поводу намеченного расширения альянса за счет включения в него бывших стран-участниц Варшавского Договора и некоторых республик распавшегося СССР. США отказывались признать территорию бывшего Советского Союза зоной приоритетных интересов России, интеграционные импульсы в рамках СНГ трактовали как стремление возродить “советскую империю”. На противодействие этому была направлена американская доктрина поддержания “геополитического плюрализма” на постсоветском пространстве. Все более острые разногласия заявляли о себе в связи с Договором по ПРО (1972) и попыткам США обойти его и отказаться от ограничений. Несмотря на положительную динамику экономического сотрудничества, в США в отношении российских товаров не были отменены дискриминационные ограничения, сохранялись антидемпинговые пошлины и квоты, существовали препятствия для ввоза в Россию высокотехнологичной продукции. Более агрессивной стала политика Вашингтона по вытеснению России с высокотехнологичных товарных рынков. В целом же в 1990-е годы в российско-американских отношениях сложился достаточно отлаженный механизм взаимодействия и преодоления разногласий. Вопросы для контроля: 1. В чем проявилось «новое политическое мышления» в отношениях ССР и США? 2. Каковы основные направления отношений СССР и США в период перестройки? 3. Какие договоренности были достигнуты при подписании договоров СНВ -1 и СНВ - 2? 4. Какие изменения произошли в отношениях России и США во второй половине 1990-х гг.? С чем это было связано? 5. Как повлияли на отношения России и США события в Югославии?
Тема: Россия и Запад. Россия и Восток. План: 1. Россия и Запад. 2. Россия и Восток.
Распад СССР и провозглашение образования Содружества Независимых Государств выделили две сферы внешнеполитических интересов России: ближнее (бывшие республики СССР) и дальнее зарубежье. Россия и Запад. Сложнейшие внутренние процессы, военное и экономическое ослабление России не могли не отразиться на ее международном положении. Оказавшись в тяжелом экономическом положении, Россия вынуждена была опираться на финансовую помощь Запада. Обязательства по долгам СССР, а также заинтересованность в новых кредитах порождали определенную зависимость внешнеполитического курса России от политики западных стран. В 1991-1999 гг. развитие отношений России с Западом определялось не только взаимоотношениями с США, но и развитием двусторонних контактов с другими странами «большой семерки», с политическими и экономическими структурами Запада. · В 90-е годы Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, ГАТТ, в Лондонский и Парижский клубы кредиторов, была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семерки». За Российской Федерацией было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. · Но главное внимание, особенно в 1992-1993 гг., российское внешнеполитическое ведомство уделяло стратегическому партнерству с США. В ходе встреч президентов России и США были подписаны десятки договоров и соглашений. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором СНВ-1. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга в ненаселенные районы Земли. · Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене. Эта тенденция усугублялась снижением экономического и военного потенциала России, а также ошибками и просчетами российской дипломатии, особенно характерными для ее деятельности в первой половине 90-х годов. В итоге у России не оказалось необходимых ресурсов, чтобы продолжать играть роль великой державы. С позиций экономической слабости Москва не могла добиться признания себя равноправным партнером. Стратегического партнерства с США в том объеме, на который рассчитывала Москва, не получилось. Советско-американские отношения были центральными для эпохи «холодной войны». После ее окончания отсутствие идеологического и военного противостояния Москвы и Вашингтона неизбежно уменьшало значение российско-американских отношений. К тому же экономически Россия для США являлась в лучшем случае третьестепенным партнером. Приоритетность связей с европейскими союзниками явно перевешивала для США значимость ее отношений с Россией. · По этой же причине не оправдались надежды превратить «семерку» в «восьмерку» — Россия не дотягивала до уровня, при котором члены этого избранного клуба были бы вынуждены считаться с ее интересами. Объективные факторы дополнялись субъективными. Выдвинутая министром иностранных дел РФ А. В. Козыревым идея стратегического союза с США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала подчиненную роль Москвы в вопросах мировой политики. В обмен ожидалось содействие в деле финансовой помощи и технологической модернизации, приток инвестиций. Однако прозападный курс Козырева не оправдал себя. Мировое сообщество оказывало России помощь поставками продовольствия, кредитами. Но отсутствие благоприятных экономических, политических и правовых условий сдерживало приток иностранных инвестиций в экономику России. Унизительным для России было и сохранение Соединенными Штатами такого рудимента холодной войны, как поправка Джексона-Вэника, лишавшая Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле. Поправка была принята еще в 1974 г. и увязывала торговые отношения со свободой эмиграции евреев из Советского Союза. За минувший период в отношениях Запада и России было много сложных моментов: югославский кризис, расширение НАТО и др. · Реакция на события в бывшей Югославии российского руководства вначале была непоследовательной, оно ориентировалось скорее на действия западных стран, чем на собственные интересы. Была допущена заметная спешка при дипломатическом признании независимости Хорватии и Словении, затем очень быстро были признаны отделившиеся Босния и Герцоговина, где имели место ожесточенные столкновения мусульман и сербов. А когда образовалась Союзная Республика Югославия (СРЮ), состоящая из Сербии и Черногории, российское руководство долго колебалось с ее признанием. Кроме того, Россия присоединилась к санкциям против Сербии, предложенными США. С конца 1993 — начала 1994 г. российское руководство стало более твердо подчеркивать свою особую позицию в боснийском кризисе, что вызывало неудовольствие Запада. Официальной позицией Москвы была попытка балансировать на принципе невмешательства и действовать путем убеждения. Официальная позиция США заключалась в том, что Сербия является единственным виновником начала конфликта. В мае 1992 г. Совет Безопасности ООН по инициативе США принял резолюцию, налагавшую экономические санкции на Югославию. Россия присоединилась к этому решению, что вызвало волну критики в адрес российского МИДа со стороны оппозиции внутри страны. В ответ на решение НАТО о силовом воздействии на Югославию Россия решительно напомнила всему миру, что, несмотря на свои внутренние проблемы, она остается заинтересованной и в своем внешнеполитическом курсе и не намерена допустить, чтобы важнейшие вопросы мировой политики решались без учета ее мнения. И, действительно, на первом этапе боснийского урегулирования именно миротворческие усилия России были наиболее эффективными. Но в конечном итоге попытка Кремля восстановить свое влияние на Балканах окончилась неудачей. Дейтонские соглашения 1995 г., положившие конец кровопролитию и сохранившие целостность Боснии и Герцеговины, стали реализацией планов США, а не России, которая не сумела сыграть заметной роли на последнем этапе боснийского кризиса. · Особенно явственно проявилась слабость российских позиций в вопросе о расширении НАТО. Инициаторами его явились восточноевропейские страны. В январе 1994 г. Совет НАТО одобрил предложенную США программу «Партнерство ради мира», которую рассматривал как альтернативу расширению НАТО на восток. В марте 1994 г. российским руководством было принято решение о присоединении к ней. К программе присоединились практически все бывшие республики СССР. Это, однако, не означало отказа НАТО от расширения. В 1998 г. в состав этой организации, несмотря на противодействие России, вошли Чехия, Венгрия и Польша. О своем желании вступить в НАТО заявили страны Прибалтики, Румыния и некоторые другие. · В 1999 г. ситуация в Югославии вновь стала критической — на этот раз в Косово. Притеснительная политика президента Югославии С.Милошевича по отношению к албанцам была признана «геноцидом». Ситуация показалась мировому сообществу и особенно странам НАТО настолько угрожающей, что Североатлантический альянс счел необходимым провести миротворческую операцию с применением бомбовых ударов по территории страны. Это произошло после того, как закончились неудачей переговоры в Рамбуйе, призванные урегулировать конфликт. Операция «Решительный удар» продолжалась 78 дней и в конечном итоге привела к тому, что Сербия вывела свои войска с территории Косово. Россия не только не поддержала военную операцию НАТО, но и резко осудила применение силы в обход Совета Безопасности ООН. После начавшихся бомбардировок Белграда Б.Н. Ельцин выступил с резкой критикой Запада, демонстрируя независимость и значимость России на мировой арене. Военные действия Запада против Югославии вызвали негативную реакцию российской общественности и всплеск антинатовских настроений. Практически все политические лидеры России заявили о неприятии действий НАТО. Ко второй половине 1999 г. стало очевидно, что отношения России с Западом медленно, но верно сползали к глубокому кризису: сокращались сферы сотрудничества, нарастали взаимные недоверие и раздражение. В целом это был этап чрезмерных надежд на Запад и жизнеспособность СНГ, нарождавшегося в начале данного этапа. Все эти годы в различных кругах российского общества не прекращались дискуссии вокруг проблем российской идентичности в новой геополитической ситуации. В ходе дискуссий высказывались глубоко полярные мнения, формировались различные точки зрения на место России в мире: от идеи взаимозависимости до изоляционизма, от имперского мышления до синдрома слабой и униженной страны, за тесное сближение России с Западом и усвоения западных ценностей и, напротив, за свой «особый» путь развития.
Россия и Восток. На Востоке Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретала зона Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). · Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе стал Китай. Отношения между Россией и Китаем начали активно и устойчиво развиваться после визита в эту страну в 1993 г. Б.Н. Ельцина. Российско-китайские встречи в верхах с тех пор проводились не реже одного раза в год. С декабря 1996 г. регулярными стали встречи глав правительств двух стран поочередно в Москве и Пекине. В результате подписанных в 1996 и 1997 гг. руководителями России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы впервые в АТР была, образована обширная зона мира и доверия. В рамках реализации этих соглашений в ноябре 1999 г. в Пекине состоялось первое заседание Совместной контрольной группы (СКГ). Расширялось сотрудничество с Китаем и в рамках «Шанхайской пятёрки». Свое взаимодействие на международной арене Россия и Китай строили на основе Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г. Китай поддерживал действия правительства России в Чечне. А Россия, признавая целостность Китая, не поддерживала концепцию «независимости Тайваня», выступала против принятия Тайваня в ООН и другие международные организации, членами которых являются лишь суверенные государства. Китай, в свою очередь, не возражал против осуществления Россией неофициальных связей с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях. · Спад во взаимоотношениях с КНДР начался еще на союзном уровне в 1990 г. после установления дипломатических отношений СССР с Южной Кореей. Российское руководство продолжало развитие дружеских отношений с Южной Кореей и в то же время продемонстрировало охлаждение в отношениях с КНДР. После августа 1991 г. были прерваны контакты на высоком политическом уровне, до минимума сократились торговля, обмены по линии общественных организаций, а также в области культуры. В сентябре 1994 г. в ходе поездки в Пхеньян специального представителя президента Российской Федерации стороны выразили намерение преодолеть спад в российско-северокорейских отношениях. Визиты в КНДР пpeдседателя Государственной Думы Г.Н. Селезнева (май 1996 г.), а также председателя комитета по международным делам Думы В.П.Лукина (май 1997 г.) способствовали оживлению связей обеих стран. В итоге были подписаны межправительственные соглашения о воздушном сообщении, культурном сотрудничестве, взаимных поездках граждан, сотрудничестве в лесной отрасли, об определении линии разграничения пограничных водных пространств России, КНДР и КНР на реке Туманная, ряд других межведомственных документов. В 1995 г. российская сторона выступила с инициативой замены Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1961 г. новым, который соответствовал бы современным реалиям. КНДР была объективно заинтересована в экономическом сотрудничестве с Россией, однако на пути его развития сохранялся ряд препятствий, главное из которых — затяжной экономический кризис в КНДР. Объем товарооборота РФ - КНДР удерживался на минимальном уровне 90-100 млн долл. Оставался неурегулированным вопрос северокорейской задолженности перед Россией (около 3,8 млрд р. в ценах 1991 г.). · Серьезным испытанием для молодой российской дипломатии стало развитие отношений с Японией. Главным препятствием здесь служили проблема Курильских островов и отсутствие мирного договора. Президент России Б.Н. Ельцин неоднократно подтверждал свою приверженность «поэтапному решению» этой проблемы, а в ходе официального визита в Токио в октябре 1993 г. заявил, что Россия выполнит все обязательства СССР перед Японией в том числе и Декларацию 1956 г., предусматриващую передачу двух из четырех островов Южно-Курильской гряды Японии после заключения мирного договора. Однако решение проблемы найдено не было, длительный переговорный процесс не привел к конкретным результатам. · Хорошие отношения Россия сохраняла с Индией. В 1994 г. была создана Межправительственная российско-индийская комиссия (МПК) по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Устойчивые экономические связи сложились в таких приоритетных областях, как энергетика, в том числе ядерная, металлургия, нефтяная и угольная промышленность. При участии российских специалистов осуществлялась модернизация ГЭС «Бхакра» и ГЭС «Тери». Продолжались поставки российского энергосилового оборудования ряду химических и металлургических комбинатов в Индии. В 1998 г. был инициирован новый совместный проект стоимостью 2,5 млрд. долл. по сооружению атомной электростанции «Куданкулам» в штате Тамил-Наду. · Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях со странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). С точки зрения экономических интересов России страны АСЕАН можно разделить на две группы. К группе стран, которые заинтересованы в приобретении у России традиционной техники и технологий, относятся страны Индокитая, т. е. Вьетнам, Лаос. Торговля с этими странами, безусловно, способна пополнить валютные запасы России, страны же импортеры смогут содержать уже функционирующие объекты промышленности, построенные с участием России. Ко второй группе относятся другие страны-члены АСЕАН, для которых важно расширение рынка сбыта, совместное инвестирование, закупка оружия. Кроме развития ранее существовавших связей эти страны заинтересованы в перенесении некоторых видов производств, в том числе электроники, потребительских товаров, на территорию России. Небогатый природными ресурсами Сингапур заинтересован в импорте из России леса, угля, продукции нефтехимии, рыбопродуктов, цветных металлов. Кроме того, страны Юго-Восточной Азии приобретают возможность проникать через Россию на широкий рынок стран СНГ, где не хватает многих видов потребительских товаров. Что касается России, то она может использовать технологические «ноу-хау» стран АСЕАН. Немаловажный фактор развития сотрудничества представляет собой рынок достаточно качественных, но более дешевых по сравнению с японской продукцией товаров стран АСЕАН. Избыток рабочей силы АТР позволяет восточным регионам России решать сложную проблему привлечения трудовых ресурсов в непрестижные и тяжелые производства. Был накоплен определенный опыт привлечения вьетнамских рабочих на предприятия РФ. Однако внешнеэкономические связи России со странами АСЕАН не достигли уровня, соответствующего отношениям стратегического партнерства. К концу 1990-х гг. на долю торговли со странами Юго-Восточной Азии приходилось лишь 3,3% внешнеторгового оборота Российской Федерации, а в структуре торговли доминирующая роль принадлежала сырью, топливу, материалам и потребительским товарам.
Вопросы для контроля: 1. Какие проблемы взаимоотношений России и Запада вы можете назвать? 2. В чем проявилась непоследовательная политика России в отношениях со странами Запада? С чем это было связано? 3. Каковы отношения России и НАТО в 1990-е гг.? 4. Чью сторону поддерживала Россия в период Югославского конфликта? Как вы считаете, почему? 5. Каковы взаимоотношения России и Китая в 1990-е гг.? 6. Приведите примеры взаимоотношений России со странами Востока? В каких сферах происходят данные отношения?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.230 (0.01 с.) |