Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Перестройка в СССР. Август 1991 года.

Поиск

Тема 1. Перестройка в СССР. Август 1991 года.

Распад СССР и образование СНГ.

План:

  1. Внутренняя политика М.С.Горбачева.
  2. Внешняя политика М.С.Горбачева.
  3. Распад СССР.

 

Внутренняя политика М.С.Горбачева.

Март 1985 г. – приход к власти Горбачева. «Перестройка».

Апрель 1985 г. – провозглашение «курса на ускорение социально-экономического развития».

«Концепция ускорения» ® «концепция перестройки».

Ускорение – цель, перестройка – средство достижения.

7 мая 1985 г. - Постановление ЦК КПСС («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма») и Постановление Совмина СССР № 410 («О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»).

1987-1988 г. – цель – «радикальная экономическая реформа».

Позже – реформа политической системы, курс на «обновление» идеологии.

Экономика:

27 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС.

Осень 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Г. – Закон о государственном предприятии (объединении).

- предприятия – самостоятельные хозяйственные единицы, основа рыночного сектора экономики.

- самоокупаемость и хозрасчёт.

1988 г.Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Март 1989 г. - пленум ЦК КПСС – социально-экономические преобразования аграрного сектора.

- отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом;

- распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР

- равенство пяти форм собственности: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, фермерских хозяйств («добро» на выход из колхозов)

Июнь 1990 г.постановление ВС СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР».

Программа «500 дней» Г.Явлинского, С.Шаталина (не одобрена).

Декабрь 1990 г. – обвал экономики и «срыв перестройки» Þ Н.И.Рыжков подал в отставку.

Новый глава правительства – В.С.Павлов.

- отпустил цены (скачок в 2-10 раз);

- провёл обмен денег.

Политика.

с 25 февраля по 6 марта 1986 года - XXVII Съезд КПСС – начало политической реформы в стране.

"Больше демократии - больше социализма" – лозунг времен перестройки.

Лето 1988 г. – XIX Всесоюзная партконференция -  Предложения создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов и объявлен  курс на гласность.

Май - июнь 1989 г. – первый Съезд народных депутатов СССР. Съезд образовал Конституционную комиссию. В состав комиссии вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу (МДГ), — Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак.

Весна 1990 г. – новая цель реформы – переход к правовому государству.

Первостепенные задачи реформирования:

• президентская власть

• многопартийность

Март 1990 г. – III Съезд народных депутатов. 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР».

· Избрали Президентом СССР М.С.Горбачёва.

·  Отмена ст.6 Конституции СССР о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы = курс на возрождение многопартийности в обществе.

  Официальная регистрация партий – с января 1991 г.

 

Г. – год восстановления отношений с Китаем.

Февраля 1989 г. - Вывод войск из Афганистана.

В январе 1989 г. - подписание Венской декларации СБСЕ - Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу слова, совести, религии и убеждений).

Вторая половина 1989 г. – начало 1990 г. – всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений, переросший в серию восточноевропейских революций Þ свержение компартий – «бархатные революции».

Весна 1991 г. – официальное оформление роспуска СЭВ.

12 сентября 1990 г. в Москве СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ был подписан Договор об объединении Германии.

Распад СССР.

Пара́д суверените́тов (1988—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными, следствием чего стал распад СССР.

1988 г. – Прибалтика - курс на выход из СССР.

Проблема Нагорного Карабаха: Армения и Азербайджан.

Весна - лето 1990 г. - сначала прибалтийские, потом остальные, включая Россию, приняли декларацию о национальном суверенитете (Узбекистан, Молдова, Украина, Беларусь).

Национальный суверенитет перенесен на государственный – республики заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным.

16 мая - 22 июня 1990 г.- I Съезд народных депутатов России. Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР.

12 июня 1990 г - Декларация о государственном суверенитете России.

Союзные и республиканские законодательства часто противоречат друг другу Þ конституционный кризис Þ начало распада союзной государственности.

Власть не может удержаться на месте демократическим путём Þ применение силы.

Апрель 1989 г. – Тбилиси.

Январь 1990 г. – Баку.

Январь 1991 г. – Вильнюс

Август 1991 г. – Москва.

23 апреля 1991 г. - в Ново-Огареве - совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса - «Заявление 9 + 1», подписанное Президентом СССР и руководителями 9 союзных республик: РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении. К процессу не присоединились руководители трех прибалтийских, двух закавказских республик (Грузии и Армении) и Молдавии.

Новоогаревский процесс – на 20 августа намечено подписание нового союзного договора.

12 июня 1991 г. - выборы Президента РСФСР. Победил Ельцин.

19 - 21 августа 1991 г. – Путч ГКЧП.

8 декабря 1991 г. – Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук, С.С.Шушкевич заявили о роспуске СССР - «Беловежское соглашение».

21 декабря 1991 г. – 11 республик поддержали «Беловежское соглашение» о роспуске СССР и создании СНГ («Алма-атинское соглашение»).

25 декабря 1991 г. – Президент СССР М.С.Горбачев сложил с себя  полномочия президента СССР.

 

Вопросы для контроля:

1. Обозначьте даты правления М.С.Горбачева. Какое название получил этот период?

2. В чем значение XXVII съезда КПСС и XIX партийной конференции для нашего государства?

3. Обозначьте основные экономические преобразования Горбачева.

4. В чем значение политических преобразований Горбачева?

5. В чем суть «Нового политического мышления»? В чем оно проявилось во внешней политики нашего государства?

 

 

Тема 2. Этапы преобразований в экономике в 1990-е годы.

«Шоковая терапия».

План:

1. Предпосылки и этапы экономических преобразований начала 90-х гг.

2. Политика «шоковой терапии».

1. Предпосылки и этапы экономических преобразований 90-х гг.

Главная проблема экономики - распад потребительского рынка. В 1991 г. был собран лучший за несколько лет урожай, но хозяйства придерживали зерно. Пусты были и прилавки магазинов.

1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР - Президенту широчайшие полномочия для проведения экономических реформ: право лично возглавить правительство, его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы, принимаемые законодательной властью. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик) – эти полномочия до 1 января 1993 г.

Главные направления рыночных реформ - финансовая стабилизация, либерализация цен и приватизация. Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство во главе с Е. Т. Гайдаром. Он определил приоритеты нового российского правительства: либерализация цен, свобода торговли, приватизация госсобственности. В конце декабря 1991 г. экономическая программа правительства была оформлена указом Президента России и получила официальную поддержку Президиума Верховного Совета РФ.

Содержанием реформ, проводившихся в начале 1990-х гг., стал перевод экономики на рыночные рельсы. Была сделана ставка на быструю реформу. Эта политика получила наименование «шоковой терапии».

Ельцин: «Хуже всего будет примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».

Основными шагами программы реформ были:

1. Либерализация цен и торговли. Разовое введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия — установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции.

2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты — снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.

3. Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги — превращение населения в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.

Основа с/х - совхозы и колхозы, в большинстве лишь формально преобразованные в акционерные общества.

28 октября 1993 г. Президент РФ издал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» - устанавливалась частная собственность на землю (но заблокирован Государственной Думой).

 

Политика «шоковой терапии».

2 января 1992 г. - Либерализация цен. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободны.

Указ Президента «О свободе торговли» - переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям независимо от форм собственности и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены.Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т. д.

Параллельно осуществлялись меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. Это позволяло поддержать доходную часть бюджета, однако ускорило рост цен.

Цены быстро выросли в 10—12 раз. При этом увеличение зарплаты и пенсий на 70% оказалось мизерным и привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности.

 

Вопросы для контроля:

1. Охарактеризуйте основные причины введения в стране политики «шоковой терапии».

2.  Каковы основные направления политики «шоковой терапии»?

3. Обозначьте основные проблемы проведения в жизнь данной политики.

4. Каково значение проведения политики «шоковой терапии» в России?

 

Приватизация.

Суть приватизации - передача права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1980—1991 гг. Правительство Гайдара и особенно возглавляемый А. Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) начинали приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации.

Наиболее массовая - приватизация жилья. Установлена бесплатная приватизация квартир и механизм их свободной продажи.

Малые предприятия - продажа на аукционах и конкурсах. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта перешли в частные руки. (более 70% всех малых предприятий).

Средние, крупные и крупнейшие предприятия преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. На протяжении 1992—1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за приватизационные чеки (ваучеры).

Номинал ваучера установили в 10 тыс. рублей. Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% населения страны. Приватизационные чеки давали возможность каждому гражданину Российской Федерации стать акционером какого-нибудь предприятия. Для этого существовали три пути: либо через участие в проводимом государством чековом аукционе, либо путем вложения ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), либо путем приобретения акций предприятия, членом трудового коллектива которого гражданин являлся.

Последствия противоречивы:

1.К весне 1992 г. - насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди.

2. Активно развивалась уличная торговля.

3. Угроза краха народного хозяйства, полного распада экономических связей была ликвидирована.

4. Дефицит товаров сменился дефицитом денег.

5. В 1992 г. ВВП упал на 14,5%, промышленное производство — на 18%, инвестиции в основной капитал — на 40%.

6. Инфляция составила фантастические 2500—2600% (более точного подсчета нет).

7. Начался кризис неплатежей — предприятия почти половину продукции поставляли, не получая оплаты. В этой ситуации предприятия перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру).

8. Резко ухудшилось материальное положение граждан. Хранившиеся в сберкассах накопления оказались быстро обесценены, заработная плата бюджетникам повышалась крайне медленно.

9. Продажа ваучеров за бесценок.

10. Часть приватизированных предприятий попала под контроль криминальных элементов.


2. Формирование олигархического капитализма в России.

Противоречивость реформ привела к тому, что в течение 1990-х гг. ВВП России сократился на 55% (5% мирового (СССР — 8,5%)), инвестиции в российскую экономику - на 73%, на военную промышленность - на 84%. К 1999 г. на долю РФ приходилось лишь чуть больше 1% мирового валового продукта.

В России добыча нефти упала до 40% от уровня 1990 г. За 1993 г. промышленное производство сократилось на 25%, сельскохозяйственное — на 5,5%. Из-за отсутствия денег начались массовые невыплаты зарплат.

Нерешенность макроэкономических проблем, усиленных политической борьбой, становилась причиной периодических кризисов. За один день 11 октября 1994 г. - «черный вторник» - курс американского доллара подскочил на 27%.

· Для решения ситуативных проблем правительство привлекало внешние заимствования. Внешний долг России в 1992 г. он составлял 108 млрд долларов, в 1998 г. — 123,2. Аналогично обстояли дела с государственным долгом в государственных краткосрочных обязательствах (ГКО). В 1995 г. он составлял 1 трлн рублей, а в 1998 г. — 10,3.

· Начался новый этап приватизации. Решено было перейти к открытой продаже всех акций предприятий по рыночной стоимости.

· С 1 июля 1994 г. отменялись квотирование и лицензирование товаров и услуг, поставляемых на экспорт. Теперь к внешней торговле допускались предприятия, которые могли конкурировать на международном рынке. На деле ими оказались лишь предприятия топливно-энергетического комплекса.

· Было сокращено общее количество налогов, на 10—12% снизился уровень налогов на прибыль и добавочную стоимость.

· Правительство стало выпускать официальные заемные бумаги под высокие проценты (до 300% в рублях), пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Финансово-промышленные группы и банки стали скупать ГКО.

В период президентства Б. Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. В нынешнем его значении термин стал употребляться с декабря 1997 г. (ОНЭКСИМ-банк (В. Потанин), ЛогоВАЗ (Б. Березовский), Мост (В. Гусинский), МЕНАТЕП (М. Ходорковский), СБС-Агро (А. Смоленский), Альфа-групп (М. Фридман), Газпром (Р. Вяхирев) и Лукойл (В. Алекперов)).

Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти.

Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями — залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996—1997 гг.
Суть залоговых аукционов проста. Формально финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний, приватизация которых законодательством не разрешалась. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось — в бюджете не планировались расходы на погашение задолженности. По истечении года залоговый пакет акций переходил в собственность кредитора. Так в обход действующего законодательства происходила фактическая приватизация стратегически значимых, работающих и прибыльных предприятий.

Фактически путем залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами.

Сделки по ГКО к 1998 г. привел к закономерному кризису (объемы заимствований росли, уверенность в их возврате таяла, и потому государству приходилось соглашаться на все большие проценты). Из-за внешнего долга возникла зависимость России от кредиторов, прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ), который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоятельную политику, не вполне согласующуюся с рекомендациями Запада, перед страной возникала угроза банкротства.

В 1997 г. по инициативе А. Б. Чубайса, который был тогда первым вице-премьером, был осуществлен секвестр — резкое сокращение расходных статей бюджета. Но эти меры не исправили динамику экономического развития. В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Но они оказались краткосрочными и коснулись лишь некоторых перерабатывающих и сырьевых отраслей. К 1998 г. реальный ВВП России составил 57% от уровня 1990 г. Показатели падения были больше, чем во времена Великой депрессии в США.

 

Вопросы для контроля:

1. Охарактеризуйте понятие «приватизация».

2. Каковы цели приватизации в России?

3. Перечислите основные направления приватизации в России. Каковы характерные черты их проведения?

4. Что такое ваучер? Для чего применялись ваучеры в период приватизации?

5. Каковы последствия проведения приватизации в России?

6. Кто такие олигархи? Кого из олигархов 1990-х гг. вы знаете?

7. Как сформировался в России слой олигархов? С чем это связано?

 

 

Россия в мировой экономике.

План:

1. Финансовый кризис 1998 года: причины, ход, итоги.

2. Развитие экономики России после 1998 года.

 

Литература, кино, музыка, театр. СМИ.

План:

1. Необходимость изменения духовной жизни СССР в период «перестройки».

2. Политика «Гласности»  в СМИ, литературе, кино и др.

 

Россия и страны Прибалтики.

М.Россией и другими бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ "титульным нациям" в странах Балтии: жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приеме на работу, ускоренное вытеснение русского языка из сферы образования, иные формы дискриминации "неграждан". Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страда­ли от произвола административных, правоохранительных и судеб­ных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при реше­нии вопросов получения образования, медицинской помощи, трудо­устройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпри­нимательской деятельности, оформления различного рода доку­ментов. Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии недвусмысленно заявили о стремлении вступить в НАТО, но Россия решительно противодействует их приему в Североатлантический блок.

Президент РФ – В.В. Путин.

План:

1. Президентские выборы 2000 года.

2. Президентские выборы 2004 года.

 

1. Президентские выборы 2000 года.

31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку.

Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. Ельцин назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. В декабре рейтинг доверия Путину составлял 49%, в январе возрос до 55%.
За день до добровольной отставки Бориса Ельцина Владимир Путин выступил в крупнейших газетах со статьей «Россия на рубеже тысячелетий» - обрисовал свое видение ситуации в стране и направления развития России:

· за 1990-е гг. объем ВВП России сократился почти в 2 раза (по совокупному размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз).  После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки».

· снижаются денежные доходы россиян,

· ухудшилось состояние здоровья граждан,

· сократилась средняя продолжительность жизни,

· перед ней стоял целый комплекс непростых экономических и социальных проблем.

По оценкам Путина, России не нужны политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Еще одного круга коренных изменений общество просто не выдержит и рухнет — экономически, политически, психологически и морально.

Впервые было заявлено, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Кроме того, утверждались принципы политической стабильности и стабилизация условий жизни российского народа, всех его слоев и групп.
Тем самым была обозначена принципиальная грань между ельцинскими и путинскими реформами. В ходе реформ 1990-х гг. закладывались основы рыночной экономики, при этом уровень жизни народа приносился в жертву ради достижения этой цели. «Реформы любой ценой!» — эта формула могла бы служить девизом ельцинского правления.

Путин в основу своей государственной деятельности заложил иной принцип — улучшение условий жизни народа является приоритетной задачей.
25 февраля 2000 г. Владимир Путин развил высказанные в статье идеи в «Открытом письме» к избирателям, решив «без посредников — коротко и ясно — рассказать, что думаю про нашу сегодняшнюю жизнь и что надо сделать, чтобы она стала лучше».

В качестве кандидата в президенты Путин изложил свою программу:

«Любая программа начинается с обозначения главных целей. Государственная — с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны. Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье и которые составляют самый стержень патриотизма. Это главное. Без этого невозможно договариваться ни о чем, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Это наша отправная точка».

Национальный суверенитет требует способности самостоятельно производить вооружения, требует собственной, устойчивой к внешним воздействиям банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом. Огромное значение в современных условиях имеет наличие у государства сильной финансовой системы с невысокой степенью зависимости от внешних заимствований. На рубеже 1999—2000 гг. перед Россией стояла проблема внешнего долга, и потому суверенитет страны находился под угрозой.

Федеративная реформа.

Первые крупные инициативы Президента В. В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г.) были связаны с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхней палате Федерального собрания были представлены губернаторы, что входило в противоречие с принципом разделения властей.

· Август 2000 г. - закон о новом порядке формирования Совета Федерации - эта палата состоит из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами.

· Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов.

· В мае 2000 г. - образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

После образования в 2000 г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003—2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.

· За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.

4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему (январь 2005 г. - закон о замене льгот денежными компенсациями). К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников.


2. Налоговая реформа.

Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

· В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц —13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

· В 2001 г. - полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

· Был отменен налог на приобретение автомобилей.

· Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

· Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

· Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса - снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004 г. был отменен налог с продаж.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 г. был введен принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган.

 

Судебная реформа.

В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. В конце 2000 г. законопроекты были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой.

· В России был введен институт мировых судей,

· реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах),

· был введен институт судебных приставов,

· изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

· Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК).

· В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

 

Реформа управления.

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 г. эти предложения стали законами.

· Региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

· Отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент - стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить «внутрипартийную коррупцию», поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.

· Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

· Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям (объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край, объединение Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области).

· На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.

· Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

 

Политическая реформа.

Основные моменты:

· В 2004 г. - изменения в федеральном законодательстве, касающееся выборов в Государственную Думу, в 2002 г., — в законодательные органы субъектов РФ(переход от системы выборов в одномандатных округах (мажоритарная избирательная система относительного большинства) к пропорциональной избирательной системе, т. е. избранию депутатов по спискам партий).

· отмена в избирательных бюллетенях графы «Против всех».

· повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%.

Общая цель этих мер — формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации.

 

Демографическая проблема

Уже в своем первом выступлении перед Федеральным Собра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.146.183 (0.022 с.)