Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика «гласности» в сми, литературе, кино и др.

Поиск

· В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Именно этот жанр печатного слова мог наиболее остро и оперативно реагировать на волновавшие общество проблемы. В 1987—1988 гг. в печати уже широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны. В эпицентре внимания оказались новые авторитетные авторы из числа видных экономистов, социологов, журналистов и историков («Московские новости», «Огонек», «Аргументы и факты», «Литературная газета», журнал «Новый мир», (И. И. Клямкин, Н. П. Шмелев, В. И. Селюнин и Г. Н. Ханин).

1989 год. - тиражи достигли беспрецедентного уровня («Аргументы и факты» - 30 млн экземпляров, газета «Труд» — 20 млн, «Правда» — 10 млн). Резко подскочила подписка на «толстые» журналы.

Из печати, по существу, исчезли «запретные» темы. В историю вернулись имена Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и многих других репрессированных политических деятелей. Были обнародованы никогда не публиковавшиеся партийные документы, началось рассекречивание архивов. Публикация трудов Н. И. Бухарина, неизвестных новому поколению читателей, вызвала бурную дискуссию об альтернативных моделях строительства социализма. Сама фигура Бухарина и его наследие противопоставлялись Сталину; обсуждение альтернатив развития велось в контексте современных перспектив «обновления социализма». Потребность осмыслить историческую правду вызвала огромный интерес к публикациям по отечественной истории XX в. В свет в 1988 г. выходит первый номер журнала «Наше наследие», на его страницах появляются неизвестные материалы по истории отечественной культуры, в том числе из наследия русской эмиграции.

· Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов СССР ( 1989—1990).  Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съезде, в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны. Телевидение стало использовать прием репортажа с места событий и прямой эфир, это было революционным шагом в освещении происходящего.

· Родились «говорящие в прямом эфире» передачи — круглые столы, телемосты, дискуссии в студии и т. п. Всенародная популярность публицистических и информационных программ («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») была обусловлена не только потребностью в информации, но и стремлением людей быть в центре происходящего. Молодые ведущие телепередач своим примером доказали, что в стране появляется свобода слова и возможна свободная полемика вокруг волновавших людей проблем.

· Документальные ленты публицистического жанра «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин), «Легко ли быть молодым?» (реж. Ю. Подниекс).

· Фильмы: Самые известные художественные картины 1988 г. о современности рассказывали о жизни молодого поколения - «Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев, «Покаяние» (Т. Е. Абуладзе, 1986), «Собачье сердце» (Реж. В. Бортко, 1988) и «Холодное лето 53-го» (реж. А. Прошкин, 1987), А. Я. Аскольдов «Комиссар»)). В прокате появились картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А. Ю. Германа, А. А. Тарковского, К. П. Муратовой, С. И. Параджанова.

· Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей. В качестве изобразительных средств широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро вытеснившие советскую символику. Плакат быстро превращается в средство критики политики половинчатых реформ и выражения растущего общественного недовольства.

· Формирование общественного мнения. Изменения в экономической и политической жизни становились реальностью, людьми овладело стремление не допустить обратимости перемен. Однако по вопросу о приоритетах, механизмах и темпах перемен не было единомыслия. Вокруг «перестроечной» прессы группировались сторонники радикализации политического курса и последовательного проведения демократических реформ. Они пользовались широкой поддержкой общественного мнения, оформившегося в первые годы перестройки.

Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой информации, было новым для отечественной истории феноменом. В стране появились лидеры общественного мнения из числа представителей творческой интеллигенции — журналисты, писатели, ученые. Среди них было немало людей гражданского долга и большого личного мужества. В конце 1986 г. возвратился из горьковской ссылки А. Д. Сахаров. Широко известный как один из создателей водородного оружия, правозащитник и лауреат Нобелевской премии мира (1975), ученый был и неутомимым поборником нравственности в политике. Его гражданская позиция далеко не всегда встречала понимание. Сахаров был избран депутатом I Съезда народных депутатов СССР. «Пророком в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человеком, призывавшим своих современников к нравственному обновлению ради будущего», назвал Сахарова в прощальном слове выдающийся ученый, филолог и историк Д. С. Лихачев.

С именем Д. С. Лихачева связана целая эпоха в развитии отечественной гуманитарной науки. Его труды по истории древнерусской литературы и культуры проникнуты уверенностью в том, что сохранение и приумножение национального духовного наследия — залог успешного развития страны в XXI в.  Ученый был известен бескомпромиссной позицией в деле охраны памятников истории и культуры и неутомимой просветительской деятельностью. Не раз его вмешательство позволяло предотвратить разрушение исторического наследия.

Своей нравственной и гражданской позицией такие люди, как Д. С. Лихачев и А. Д. Сахаров, оказали огромное влияние на духовный климат в стране. Их деятельность стала для многих нравственным ориентиром в эпоху, когда начали разрушаться привычные представления о стране и об окружающем мире.

· Перемены в духовном климате в обществе стимулировали подъем гражданской активности. Н еформалы (т. е. не организованные государством активисты) собирались под «крышей» научных институтов, вузов и таких известных общественных организаций, как Советский комитет защиты мира. Они создавались «снизу» людьми самых разных взглядов и идейных позиций, всех объединяла готовность личным участием добиваться радикальных перемен к лучшему в стране. Создавали дискуссионные клубы («Клуб социальных инициатив», «Перестройка», затем «Перестройка-88», «Демократическая перестройка» и др.). В конце 1988 г. авторитетным общественно-политическим центром стал клуб «Московская трибуна».

· Резко увеличился и поток выезжавших за рубеж советских людей в рамках общественных инициатив («народная дипломатия», «детская дипломатия», семейные обмены). НО: значительная часть общества, памятуя о несбывшихся надеждах предыдущего поколения на перемены, заняла выжидательную позицию. Раздавались и громкие призывы «защитить социализм» и советское наследие от «фальсификации». Бурю откликов вызвала появившаяся в газете «Советская Россия» в марте 1988 г. статья преподавателя из Ленинграда Н. Андреевой под говорящим названием «Не могу поступиться принципами».

· С иных позиций — борьбы против проникновения «разрушительных для нации западных влияний» и за сохранение самобытности — выступили известные писатели и художники — В. И. Белов, В. Г. Распутин, И. С. Глазунов и др.

· Литература: Происходившие в общественном сознании перемены привели к изменению роли литературы в общественной жизни. В 1986 г. журнал «Знамя» напечатал «оттепельный» роман А. А. Бека «Новое назначение», А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», Д. Гранина «Зубр» - стремление переосмыслить прошлое и дать ему морально-этическую оценку. Ч. Айтматов в романе «Плаха» (1987) впервые обратился к проблемам наркомании, о которых в советском обществе не принято было говорить вслух. К читателю начали возвращаться запрещенные ранее к публикации в СССР произведения. В «Новом мире» - «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака. Были опубликованы книги писателей первой волны эмиграции — И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелева, В. В. Набокова и тех, кто был вынужден покинуть СССР уже в 1970-е гг., — А. А. Галича, И. А. Бродского, В. В. Войновича, В. П. Аксенова. Впервые на родине был издан «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына и «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова, поэма А. А. Ахматовой «Реквием», роман B. C. Гроссмана «Жизнь и судьба».

· В июне 1990 г. был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», наконец отменивший цензуру. Тем самым советская система управления культурой была в основном разрушена. Это была большая победа сторонников демократических реформ.

Но возможность свободного доступа привела к появлению альтернативных источников формирования гражданской позиции. В результате литература, а вслед за ней и публицистика стали утрачивать свою исключительную роль в формировании духовного климата общества.

· Перемены в политической жизни привели к постепенной нормализации отношений государства и церкви.

В 1988 г. тысячелетие Крещения Руси отмечалось как событие государственного значения. Центром празднования стал переданный церкви и восстановленный московский Свято-Данилов монастырь.

В 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» - право граждан исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) и равенство религий и вероисповеданий перед законом, закреплял право религиозных организаций на участие в общественной жизни.

Новый государственный праздник — Рождество Христово (впервые 7 января 1991 г.). Стремительно росло число желающих принять крещение, на рубеже 1990-х гг. заметно повысился уровень религиозности людей. Не хватало священнослужителей, открывались первые центры религиозного образования. Стала появляться первая доступная массовому читателю религиозная литература, регистрировались приходы и открывались храмы. Многие из них были в плачевном состоянии, требовались серьезные восстановительные работы, и службы возобновлялись в полуразрушенных помещениях.

НО К КОНЦУ 1980-Х ГОДОВ ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ:

· Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2—3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах объявленного Горбачевым курса на «ускорение социально-экономического развития».

· Возникли зримые подтверждения углубления социального неравенства. Простой производства из-за отсутствия сырья, обесценивание зарплат, но появление в стране первых «легальных» миллионеров.

· Дефицит товаров— от мяса и масла до спичек. Введены талоны на некоторые товары первой необходимости (например, на сахар,  мыло и т.д.).

· Рост государственных цен на товары повседневного спроса.

· Стал падать жизненный уровень людей.

· Антиалкогольная кампания - дискредитация социально-экономического курса горбачевского руководства.

· Растерянность людей перед лицом нараставшего социально-экономического кризиса (конец 1980-х гг. - «мыльные оперы», нетрадиционные культы и верования, в том числе агрессивного сектантского толка, в стране появились иностранные проповедники, целительство, которое пропагандировалось в телевизионном эфире).

Разочарование в результатах гласности известный публицист В.И. Селюнин выразил в емкой формуле: «Гласность есть, слышимости нет».

Вопросы для контроля:

1. Каковы результаты «перестройки» в духовной сфере жизни общества?

2. В чем выразилось проявление «гласности» в СМИ?

3. Какие изменения произошли в документальном и художественном кино, в литературе?

4. Чем вам известны такие общественно – политические деятели как Сахаров и Лихачев?

5. В чем выразились изменения в отношениях государства и церкви?

6. Какие проблемы духовного развития страны стали прослеживаться к началу 1990-х гг.?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.55.184 (0.01 с.)