Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатика и информационные технологии

Поиск

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Методические указания к лабораторным занятиям

для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния

Профиль: Технология производства продуктов животноводства

Уровень высшего образования − бакалавриат

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – очная

 

 

Троицк

2019


УДК 638.142.37

ББК 32.37

 

Утверждены на заседании Методической комиссии факультета биотехнологии (протокол №  3 от 14.03.2019 г.)

            

 

Рецензент: С.В.Шамина, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин

 

 

Информатика и информационные технологии. Методические указания к лабораторным занятиям для обучающихся по направлению подготовки  36.03.02 Зоотехния профиль: Технология производства продуктов животноводства уровень высшего образования – бакалавриат квалификация – бакалавр форма обучения – очная / сост. Н.Р. Шталева, И.В. Береснева. – Троицк: ФГБОУ ВО Южно-Уральский ГАУ, 2019. –126с.

 

 

Методические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Информатика и информационные технологии» адресованы студентам, обучающимся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния профиль: Технология производства продуктов животноводства уровень высшего образования – бакалавриат квалификация – бакалавр форма обучения – очная. Содержат аннотацию дисциплины, темы и содержание лабораторных занятий, список рекомендуемой литературы.

 

УДК 638.142.37

ББК 32.37

 

© ФГБОУ ВО «Южно-Уральский ГАУ», 2018


Оглавление

Введение. 4

1 Тематика лабораторных занятий. 5

2 Содержание лабораторных занятий. 6

Рекомендуемая литература и источники. 126

 

 


Введение

Методические указания к лабораторным занятиям – учебно-методическое издание, предназначенное для оказания помощи обучающимся по выполнению заданий на лабораторных занятиях дисциплины Информатика и информационные технологии.

Бакалавр по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния должен быть подготовлен к решению задач профессиональной деятельности производственно-технологического типа.

Цель дисциплины: освоение обучающимися теоретических основ информатики и приобретение практических навыков обработки информации при решении задач профессиональной деятельности в соответствии с формируемыми компетенциями.

Задачи дисциплины включают:

- изучение базовых положений информатики, технических и программных средств информатики, основ сетевых технологий, средств защиты информации;

- приобретение навыков постановки задач профессиональной деятельности и разработки алгоритмов их реализации, применения технических и программных средств, работы в среде сетевых информационных систем.

Содержание лабораторных занятий

Тема 1 «Техника безопасности при работе на персональном компьютере (ПК). Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Цель - ознакомление студентов с правилами поведения в компьютерном кабинете и техникой безопасности, формирование практических умений и навыков применения клавиш при наборе текста.

План

1 Правила поведения студентов в кабинете и техника безопасности.

Кодирование числовой информации.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Материальное обеспечение: компьютерный класс № 412 с набором оборудования для проведения лабораторных занятий.

Теоретический материал

1 Правила поведения студентов в кабинете и техника безопасности

 Общие положения

Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса, в нем обязательны для исполнения все общие правила и инструкции.

Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности, поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности, который проводится не реже одного раза в полугодие.

 Правила поведения обучающихся в учебном кабинете информатики

 Находясь в кабинете информатики, обучающиеся обязаны:

· соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;

· занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;

· заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;

· немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;

· немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

 Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

· на помощь и консультацию преподавателя;

· отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;

· самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.

 Правила техники безопасности в кабинете информатики

  Источники опасности:

· электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;

· наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;

· мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.

Правила безопасности

Запрещается:

· работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;

· производить самовольное переключение разъёмов оборудования;

· приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;

· вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;

· выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.

Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.

В случае поражения электрическим током, необходимо:

· прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);

· немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);

· оказать первую медицинскую помощь, если необходима.

 Правила пожарной безопасности

Запрещается:

· использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);

· приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);

· пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);

· загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;

· производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;

· привлекать учащихся к тушению пожара.

В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:

· немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;

· если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, объявляется тревога, сообщается о пожаре.

 Санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером

· расстояние от центра экрана до глаз обучающихся должно быть не менее 60 см;

· время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 45 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;

· в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.

План

Теоретический материал

Перевод дробных десятичных чисел в другие системы счисления

1. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание новой системы до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа в новой системе счисления.

2. Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.

3. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

Количество операций умножения зависит от требуемой точности, например,

0.6410 = 0.101000112

0.64 • 2

1.28 •2

0.56 • 2

1.12 •2

0.24 • 2

0.48 • 2

0.96 • 2

1.92 •2

1.84 •2

Перевод числа из недесятичной системы в десятичную

Перевод числа из недесятичной системы в десятичную можно осуществлять для целой и дробной частей числа по одному алгоритму путем вычисления суммы произведений цифр недесятичного числа на соответствующие степени основания системы счисления. Показатели степеней отмечаются над цифрами числа, от запятой влево:0, 1, 2..; от запятой вправо:-1, -2, -3…

Перевод двоичных чисел в системы счисления с основанием 2n

Для того чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q = 2n (4, 8, 16 и т. д.), следует:

1) данное двоичное число разбить справа налево на группы по n цифр в каждой группе;

2) если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов;

3) рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n.

ме счисления с основанием q = 2".

Практическое задание 1: Переведите число 11001010011010101112 в восьмеричную систему счисления.

Этапы выполнения задания:

1.Разбиваем число на группы по три цифры — триады (так как q = 8,8 = 2n, n = 3) справа налево. 

2. Записываем соответствующие восьмеричные цифры:

001 100 101 001 101 010 111
1 4 5 1 5 2 7

и получаем 1100 1 0 1 00110 1 0 1 01112 = 145152 78.

Практическое задание 2: Переведите число 11001010011010101112 в шестнадцатеричную систему счисления.

Этапы выполнения задания:

1. Разбиваем число на группы по четыре цифры — тетрады (так как q = 16, 16 = 2n, n = 4) справа налево. 

2. Записываем соответствующие шестнадцатеричные цифры:

0110 0101 0011 0101 0111
6 5 3 5 7

и получаем 11001010011010101112 = 6535716.

 Практическое задание 3: Чему равно значение основания системы счисления х, если известно, что 175Х = 7D16?

Этапы выполнения задания:

1. Запишем числа 175х и 7D16 в десятичной системе счисления:

175х = х2 + 7х + 5, 7D16 = 7*16 + 13= 125.

Но так как эти числа равны, тогда: х2+7х + 5 = 125.

2. Корни полученного квадратного уравнения: х = 8 и х = —15 (не подходит, так как основание системы счисления не может быть отрицательной величиной). Следовательно, основание системы счисления равно 8.

Для того чтобы произвольное число в системе счисления с основанием q = 2n перевести в двоичную систему счисления, нужно каждую цифру этого числа заменить ее n-разрядным эквивалентом в двоичной системе счисления.

Применительно к компьютерной информации часто используются системы с основанием 8 (восьмеричная) или 16 (шестнадцатеричная).

Практическое задание 4: Переведите двоичное число 1101111010111011112

в шестнадцатеричную систему счисления.

Этапы выполнения задания:

1. Разделим данное число на группы по четыре цифры, начиная справа. Если в крайней левой группе окажется меньше четырех цифр, то дополним ее нулями:

0011 0111 1010 1110 1111.

2. Заменим каждую двоичную группу из четырех нулей и единиц на соответствующую шестнадцатеричную цифру: 3 7 А Е F.

Следовательно, 1101111010111011112 = 37AEF16.

 Вопросы и задания для контроля знаний.

1.Перевести числа из десятичной системы счисления:

20, 34, 42, 45, 57 в 2-ную

48, 53, 60, 71 в 4-ную

63, 92, 125, 140 в 8-ную

270, 112, 300, 353 в 16-ную

2. Перевести числа в десятичную систему счисления:

1101112; 1001102; 11010112; 1010102

10104; 2024; 1114; 3214

1678; 2608; 2548; 10458

25916; 1F016; 11316; 10D16.

3. Переведите десятичное число Х10 в двоичное число Y210 —> У2), двоичное число Х2 в восьмеричное число У82 —> У8), десятичное число У102 —> У10) и шестнадцатеричное число У162 —» У16).

1. Х10 = 35,2510, Х2 = 101011012. 2. Х10 = 22,37510, Х2 = 1111010102.

3. Х10 = 39,7510, Х2 = 1101010112. 4. Х10 = 18,62510, Х2 = 1101011012.

5. Х10= 17,37510, Х2 = 1101101112. 6. Х10 = 28,510, Х2= 1001011012.

7. Х10 = 30,7510, Х2 = 1010101112. 8. Х10 = 21,2510, Х2 = 1101010112.

9. Х10 = 24,12510, Х2 = 11010110012. 10. Х10 = 44,12510, Х2 = 110101112

План

Теоретический материал

План

Теоретический материал

План

Линейные алгоритмы.

Материальное обеспечение: компьютерный класс № 412 с набором оборудования для проведения лабораторных занятий.

Теоретический материал

Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Свойства алгоритмов:

Дискретность - запись алгоритма представляет собой упорядоченную совокупность четко отделенных друг от друга предписаний (директив, команд, операторов), образующих прерывную (или, как говорят, дискретную) структуру.

Понятность - составляя запись алгоритма для определенного исполнителя, можно использовать лишь те команды, которые имеются в его системе команд.

Определенность или детерминированность -  запись алгоритма должна быть настолько четкой, полной и продуманной в деталях, чтобы у исполнителя не могло возникнуть потребности в принятии решений не предусмотренных составителем алгоритма.

Результативность - при точном исполнении всех предписаний алгоритма процесс прекратиться за конечное число шагов и при этом должен получиться определенный результат.

Массовость -  алгоритмы должен обеспечивать решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа.

Способы описания алгоритмов:

1. Словесно-формульное описание.

2. Графическое описание – блок-схема. Блок-схема – это ориентированный граф, указывающий порядок исполнения команд алгоритма.

Вершинами графа являются геометрические фигуры, в каждой из которых заключено описание этапа алгоритма.

Начало (конец) алгоритма                                      

 

Выполнение операций,

изменяющих команды

(группы команд)

 


Вызов вспомогательного алгоритма

 

 


Ввод-вывод данных

 

 


Проверка условия 

 

 

     a) следование (композиция)     б) ветвление (альтернатива)

 


S2
S1
S2
S1
                                                                      T            F

 

    

 

                       O                                                                                 

 

       в) цикл с предусловием                          г) цикл с постусловием

 

 


                                                                                                                                 O

                                                 O

     
 

 


                                        T

                               

                                                       F                                                            

                                                                                                                          T

 

                                                                                                                                     F

 

3. Представление на алгоритмическом языке.

Алгоритмический язык – представляет собой систему обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и исполнения их.

В алгоритмическом языке используют слова, смысл и способ употребления которых задан раз и навсегда. Эти слова называют служебными.  Использование служебных слов делает запись алгоритма более наглядной, а форму представления различных алгоритмов – единообразной.

Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, должен иметь название. Название желательно выбирать так, чтобы было ясно, решение какой задачи описывает данный алгоритм. Для выделения алгоритма перед ним записывают служебное слово АЛГ (АЛГоритм). За названием алгоритма (обычно с новой строки) записывают его команды. Для указания начала и конца алгоритма его команды заключают в пару служебных слов НАЧ (НАЧало) и КОН (КОНец). Команды записывают последовательно.

Последовательность записи алгоритма:

АЛГ название алгоритма

НАЧ

       Серия команд алгоритма

КОН

Алгоритмы, в которых команды выполняются в естественном порядке следования, независимо ни от каких условий, называются линейными.

Алгоритмы, при исполнении которых порядок следования команд определяется в зависимости от результатов проверки некоторых условий, называют разветвляющимися. Для их описания в алгоритмическом языке используют специальную составную команду – команду ветвления. Она соответствует блок-схеме «альтернатива» и также может иметь полную или сокращенную форму.

ЕСЛИ условие                  ЕСЛИ условие

    ТО серия 1                      ТО серия

     ИНАЧЕ серия 2   ВСЕ 

ВСЕ

  Ниже приводится запись на алгоритмическом языке команды выбора, являющейся развитием команды ветвления:

ВЫБОР

  ПРИ условие 1:            серия 1

  ПРИ условие 2:            серия 2

  …

  ПРИ условие N:           серия N

  ИНАЧЕ     серия N+1

ВСЕ

  Алгоритмы, при исполнении которых отдельные команды или серии команд выполняются неоднократно, называют циклическими. Для организации циклических алгоритмов в алгоритмическом языке используют специальную составную команду цикла. Она соответствует блок-схемам типа «итерация» и может принимать следующий вид:

  ПОКА условие                                              НЦ

            НЦ                                                                      серия

                        серия                                                     ДО условие

            КЦ                                                            КЦ

Практическое задание 1:

1. Определить конечные значения переменных X и Y в результате выполнения следующих операций:                  

а) Х:=2

Х:= Х * Х

Х:= Х +6

Х:=Х*Х*Х

У:= Х +600

 

б) Х:=5

Х:=2* Х +2

У:= Х /2

У:= Х + У

Х:= УХ

 

2. Написать алгоритм вычисления по формуле: У =(1– Х 2+2* Х 3)2, учитывая следующие ограничения:

а) пользоваться можно только операциями сложение, вычитание и умножение;

б) каждое выражение может содержать только одну арифметическую операцию.

3. Пользуясь ограничениями предыдущей задачи, написать алгоритмы вычисления:

а) у = х 8; б) у = х 10; в) у = х 15; г) у = х 19.

4. Записать алгоритм перемещения значений между переменными А и В.

 

 


5. Записать алгоритм перемещения значений между переменными А, В и С:

 

 


6. Записать алгоритм перемещения значений между переменными А, В, С и D.

 

 


7. Записать алгоритм для решения такой задачи:

Даны кувшины для воды объемом 3л и 8л. Как набрать с их помощью 7л воды, если воду из кувшинов можно выливать, доливать в кувшин, переливать из одного кувшина в другой.

8. Составить алгоритм перевоза с одного берега реки на другой в лодке волка, козы и капусты. Одновременно можно перевозить не более 1-го.

9. Составить алгоритм вычисления площади треугольника со сторонами а, b, с.

10. Длины сторон первого прямоугольника А и В, длина одной стороны второго прямоугольника С. Найти длину D второй стороны второго прямоугольника, если известно, что площадь первого прямоугольника в 6 раз меньше площади второго прямоугольника.

11. Длина стороны треугольника равна А, периметр равен Р, длины двух других сторон равны между собой. Найти эти длины.

12. Даны длины двух сторон треугольника А и В и периметр треугольника Р. Найти длину третьей стороны треугольника.

Вопросы и задания для контроля знаний. 1.Что называют алгоритмом? 2. Какими свойствами обладает алгоритм? 3. Какие способы представления алгоритма вы знаете? 4. Какие алгоритмические конструкции присущи графическому представлению алгоритма? 5. Какие алгоритмические конструкции применяют при представлении алгоритма на алгоритмическом языке? 6. Какой алгоритм называют линейным? Разветвляющимся? Циклическим?


Тема 6 «Составление разветвляющихся алгоритмов»

Цель - формирование практических умений и навыков составления разветвляющихся алгоритмов для решения задач.

План

Разветвляющиеся алгоритмы.

Материальное обеспечение: компьютерный класс № 412 с набором оборудования для проведения лабораторных занятий.

Теоретический материал

Алгоритмы, при исполнении которых порядок следования команд определяется в зависимости от результатов проверки некоторых условий, называют разветвляющимися. Для их описания в алгоритмическом языке используют специальную составную команду – команду ветвления. Она соответствует блок-схеме «альтернатива» и также может иметь полную или краткую форму.

ЕСЛИ условие               ЕСЛИ условие

    ТО серия 1                      ТО серия

     ИНАЧЕ серия 2   ВСЕ 

ВСЕ

  Ниже приводится запись на алгоритмическом языке команды выбора, являющейся развитием команды ветвления:

ВЫБОР

  ПРИ условие 1:            серия 1

  ПРИ условие 2:            серия 2

  …

  ПРИ условие N:           серия N

  ИНАЧЕ     серия N+1

ВСЕ

   a) следование (композиция); б) ветвление (альтернатива)

                                   полная форма                               краткая форма

 

         
 
   


T                  F                                         T                  F

 

    

 

                         

 

                                                       O                                                                                     

 

 

Практическое задание 1:

1. Составить алгоритм нахождения наибольшего из трех чисел А, В, С (в виде блок-схемы).

2. Составить алгоритм определения кислотности раствора (на алгоритмическом языке).

3. Составить алгоритм проверки условия: могут ли три данных числа быть длинами сторон треугольника (в виде блок-схемы)?

4. Составить алгоритм проверки условия: лежит ли точка с координатами (х; у) в 1 четверти координатной плоскости (в виде блок-схемы)?

5. Составить алгоритм проверки условия: является ли треугольник со сторонами А, В, С равнобедренным (в виде блок-схемы)?

6. Определить, является ли треугольник со сторонами А, В, С равносторонним (на алгоритмическом языке)?

7. Проверить, является ли четырехугольник со сторонами A, B, C, D ромбом (на алгоритмическом языке)?

8. Написать алгоритм нахождения максимального среди четырех целых чисел (в виде блок-схемы).

9. Составить алгоритм проверки условия: имеются ли среди трех целых чисел два положительных значения (в виде блок-схемы).

10. Проверить, принадлежит ли число х интервалам [ а; b ] или [ c; d ].

11. Построить график функции у (х), заданной алгоритмом:

а) если х ≤–1            

То у:=1/(х * х)

Иначе

Если х ≤2

То у:= х * х

Иначе у: =4

Все

Все

б) если х < – 0,5

То у:=1/| х |

Иначе

Если х <1

То у:=2

Иначе у:=1/(х –0,5)

Все

Все

 

Вопросы и задания для контроля знаний. 1.Какой алгоритм называется разветвляющимся? 2. Какие формы имеет ветвление в блок-схеме? 3. Какие формы имеет ветвление в алгоритмическом языке?


Тема 7 «Составление циклических алгоритмов»

Цель - формирование практических умений и навыков составления циклических алгоритмов для решения задач.

План

Циклические  алгоритмы.

Материальное обеспечение: компьютерный класс № 412 с набором оборудования для проведения лабораторных занятий.

Теоретический материал

Алгоритмы, при исполнении которых отдельные команды или серии команд выполняются неоднократно, называют циклическими.

Для организации циклических алгоритмов в алгоритмическом языке используют специальную составную команду цикла. Она соответствует блок-схемам типа «итерация» и может принимать следующий вид:

ПОКА условие        НЦ                           ДЛЯ I от 1 до N повторять

            НЦ                                   серия        НЦ   

                        серия                   ДО условие       серия

            КЦ                      КЦ                         КЦ

 

а) цикл с предусловием                          б) цикл с постусловием

 

 


                                                                                                                                                         O

                                                             O

     
 
S1

 


                                           

                                                   T

                                       

                                                   

                                                            F                                                            

                                                                                                                                              T

                                                                                                                                                    F

                                                                                                                                                   

Практическое задание 1:

1. Определить значение переменной S после выполнения алгоритмов:

а) S:=128

для I от 1 до 4 повторять

Нц

S:= S – 3

Кц

б) S:=0

для I от 1 до 2 повторять

нц для j от 2 до 3 повторять

нц

S:= I + j

Кц

Кц

2. Определить значение переменной S после выполнения алгоритмов:

a) S:=l; a:=l

для I от 1 до 3 повторять

нц

S:= S + I *(I +l)* a

а:= а +2

кц

б) для I от 1 до 3 повторять

нц

S:=0

для j от 2 до 2 повторять

нц

S:= I + j

      Кц

Кц

3. Определить значение переменной S после выполнения алгоритмов:

a) S:=0; i:=0; j:=1

пока i <3, повторять

нц

 i:= i +l

S:= S + i * j

Кц

б) I:=1; S:=0

пока I >1, повторять

нц

S:= S +1/ I

I:= I –1

Кц

4. Определить значение переменной S после выполнения алгоритмов:

a) S:=0; i:=l; j: =15

пока i < j, повторять

нц

S:= S + i * j

i:= i +l

j:= j –1

 Кц

б) a:=l; b:=l

пока a + b <10, повторять

нц

а:= а +1

b:= b + a

Кц

S:= a + b

5. Найти сумму первых N натуральных чисел.

6. Найти сумму первых N четных натуральных чисел.

7. Найти сумму первых N нечетных натуральных чисел.

8. Последовательно вводятся N целых чисел. Найти сумму всех положительных из них.

9. Последовательно вводятся N целых чисел. Найти количество всех отрицательных среди них.

10. Получить первые N чисел Фибоначчи: a 1= a 2=l; a 3= a 1+ a 2=2; a 4= a 2+ a 3=3 и т.д.

11. Последовательно вводятся N целых чисел. Найти их произведение.

12. Последовательно вводятся N целых чисел. Найти наибольшее из них.

13. Последовательно вводятся N целых чисел. Сосчитать, сколько из них совпадают с первым числом.

14. Последовательно вводятся N целых чисел. Найти разницу между наибольшим и наименьшим из них.

15. Последовательно вводятся N целых чисел. Определить, каких среди них больше: положительных или отрицательных.

16. Вычислить значения функции у = 2* х + 5 при х = 2, 4, 6, 8, 10.

17. Вычислить значения функции у = а + х при х = 1, 4, 7, 10.

 

Вопросы и задания для контроля знаний. 1.Какой алгоритм называется циклическим? 2. Какие формы имеет цикл в блок-схеме? 3. Какие формы имеет цикл в алгоритмическом языке?

 

 


Тема 8 «Основы логики. Логические операции, величины, таблицы истинности»

 

Цель - формирование практических умений и навыков выполнения логических операций и составления таблиц истинности.

План

Теоретический материал

Понимание логических основ работы ЭВМ является существенным для подготовки специалиста по информатике. Студенты должны усвоить знания логических схем базовых логических элементов и понять связь между математической логикой и устройством ЭВМ.

Логическое выражение состоит из логических операндов (предикатов, высказываний), соединенных с помощью логических операций. В качестве логических операндов могут выступать логические константы, переменные и отношения сравнения между двумя величинами.

Пример: Р=1, Р= «Снег идет», х>0.

Логические выражения могут принимать одно из двух значений: ИСТИНА (TRUE или 1), ЛОЖЬ (FALSE или 0).

Существует несколько логических операций, все возможные значения которых описывают с помощью таблиц истинности. Это возможно по той причине, что все сочетания логических операндов легко перечислить.

Приоритет операций при вычислении значения логического выражения следующий (в порядке понижения):

1) отрицание – НЕ, NOT, `A.

2) конъюнкция – И, AND, &, Ù.

3) дизъюнкция – ИЛИ, OR, Ú; XOR исключающее ИЛИ.

Правила выполнения рассмотренных логических операций отражены в следующей таблице, которая называется таблицей истинности.

    А   В   не А   АиВ   А или В  
1.   и   и   л   и   и  
2.   и   л   л   л   и  
3.   л   и   и  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.012 с.)