Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование дидактических игр экологического содержания в развитии познавательного интереса дошкольник аСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры экологического содержания. Цель: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. «Выбери нужное». Цель: развивать мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки. Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например, «зеленый» – это могут быть картинки листочка, огурца, кузнечика; «влажный» – вода, облако, туман, иней и т.д. «Чьи семена?» Цель: упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность. Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами. Ход игры: На столе расположены семена и карточки овощей и фруктов. Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща. «Детки, с какой ветки?» Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев. Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы; карточки деревьев. Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются. «Найди отличия» Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание. Ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия». «Смешанный лес» Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание. Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев. Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку). Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать». «Найди такой же цветок» Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки. Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать комнатное растение. «Что я загадала?» Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, логического мышления, познавательного интереса. Педагог загадывает предмет. Дети, чтобы отгадать предмет, по очереди задают вопросы: «Это предмет? Он живой или нет? И т.д.». «Что в корзинку мы берём?» Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Методика проведения:У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. «Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Материал: мяч. Ход игры: Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т.д. Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. «Природа и человек» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материал: мяч. Методика проведения:Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. «Звери, птицы, рыбы» Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. Материал: мяч. Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя). «Скажи наоборот» Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты. Ход игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию: длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый. «Сложи животное» Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам. Материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах). Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. По окончании формирующего эксперимента с дошкольниками была проведена повторная диагностика. Результаты исследования отображены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень познавательного интереса дошкольников Таким образом, у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень. Данные диагностики, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента). Была выдвинута гипотеза: Н0 – между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверных различий нет. Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула: где Md – средняя разность значений δd– стандартное отклонение разностей; N – число пар данных. Расчет t-критерия Стьюдента отображен в таблице 4.
Таблица 4. Расчет t-критерия Стьюдента Вычисляем среднюю разность значений, стандартное отклонение и степени свободы. Для того чтобы рассчитать стандартное отклонение нам необходимо знать среднее арифметическое в разности значений, а затем подставить имеющиеся значения в формулу стандартного отклонения: Рассчитаем среднюю разность значений: Md = (10х1+5х4+0) / 16=1,88. Подставим значение среднего арифметического в формулу стандартного отклонения: δ = √ (10(1-1,88)2+5(4-1,88)2+(0-1,88)2) / 15 = = √ (7,74+22,47+3,53) / 15 = √ 33,74/15 = 1,5 Подставляем полученные значения в формулу t-критерия Стьюдента для зависимых выборок: tэ = 1,88 / (1,5 / √16) = 5,01 Степень свободы по таблице Определим по таблице критических значений t-Стьюдента уровень значимости: tкр. 0,001 = 4,073 5,01> 4,073, tэ> tкр Следовательно,Н0 – отвергается. Между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.
Выводы по второй главе Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы: Была проведена диагностика уровня сформированности познавательных интересов дошкольников с помощью диагностической методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой, модифицированная мной. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень. По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры с экологической направленностью. После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала, что у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень. Данные двух диагностик, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента). Результаты проверки показали, что между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть. Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что уровень сформированности познавательных интересов и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы: Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. Познавательный интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Формирование познавательных интересов у детей-дошкольников опирается на их общую эмоциональную отзывчивость и активность, которые в разнообразной деятельности превращаются в познавательный интерес. Первые познавательные интересы ребенка-дошкольника связаны с игрой и практической деятельностью. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Дидактическая игра, а именно с экологическим содержанием даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме знакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, воспроизводить их в своих действиях и является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию ребенка. Была проведена диагностика уровня сформированности познавательного интереса дошкольников с помощью диагностической методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой, модифицированная мной. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень. По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры с экологическим содержанием. После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала, что у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень. Данные двух диагностик, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента). Результаты проверки показали, что между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть. Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что уровень сформированности познавательного интереса и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев. – Л.: Наука, 1959. – 126 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.250.150 (0.01 с.) |