Ведущие потребности дошкольника, их динамика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие потребности дошкольника, их динамика



Материальное

Здесь все просто до невозможности, каждый ребенок нуждается в здоровом, сбалансированном питании из свежих продуктов. И речь здесь не о разнообразии сладостей или оригинальности меню. Ежедневное питание должно покрывать потребность ребенка в энергии, витаминах и минералах.

Конечно же, одежда, но здесь, опять же речь не о дизайнерских вещах, а об их нормальном состоянии. Мне кажется, что позволить себе одеть ребенка чисто и опрятно под силу каждой матери. Дело не в стоимости вещей, а в их внешнем виде и сочетаемости.

Конечно, малышу должно быть тепло и удобно, но это не значит, что нужно надевать балетки со спортивными штанами, например. Основы вкуса и стиля закладываются в детстве.

Еще одна важная потребность – в жилищных условиях. Не все, увы, могут предоставить малышу отдельную комнату, но обустроить комфортное спальное место и следить за чистотой жилья – обязанность каждого родителя. Позже сюда можно доставить и комфортное рабочее место для выполнения домашних заданий.

Нематериальное

Уважение – одна из базовых потребностей каждого ребенка. То, что он маленький, вовсе не значит, что можно относиться к нему неуважительно. Перед детьми можно и нужно извиняться, в беседе с ними употреблять вежливые слова, уважать выбор и желания.

Я уже и не говорю о том, что применять физическую силу недопустимо. Мы своими же руками (да, именно руками) показываем ребенку, что конфликты можно и нужно решать при помощи физической силы.

Более того, ребенок уверен в том, что это нормально, ведь мама и папа делают так. И в будущем дочь будет считать нормальным аналогичное отношение мужа к ней, а сын будет также относиться к жене, например. Я немного утрирую, но все же доля правды в этом есть.

Честность. Совсем без обмана жить не получается, я пыталась. Но вот минимизировать его количество в отношениях с ребенком – это то, к чему можно и нужно стремиться.

Также детям необходимо ощущать собственную значимость, принимать решения и делать выбор. Я часто замечаю за собой, что препятствую этому. Но иногда иначе нельзя, ведь мы постоянно собираемся в спешке и мне действительно удобнее и быстрее одеть дочку самостоятельно.

Я пытаюсь предоставлять дочери право выбора всякий раз, когда есть такая возможность – она сама выбирает еду, занятия, мультфильмы и т.д. Но при условии, что выбор она делает из имеющегося в наличии.

Сопереживание. Часто то, что для нас, взрослых, является ерундой, для детей оказывается очень значимым. И именно в такие моменты детям нужна наша поддержка.

Пусть на следующий день мы оба забудем о том, что соседский мальчик обозвал мою малышку, но я знаю, что для нее очень важен тот факт, что я сказала ей о том, как переживаю за нею, согласна с ее слезами и плохим настроением по этому поводу.

Наше игнорирование подобных мелочей может привести к тому, что ребенок либо будет держать переживание внутри себя, что может вылиться как минимум в агрессию. Или искать утешения у других людей.


Наши дети – такие же люди, как и мы. И потребностей у них не меньше, не стоит забывать об этом. Мне очень помогает представить себя на месте дочери, тогда я сразу нахожу пути правильного общения с ней.

Нет ничего зазорного в том, чтобы извиниться перед ребенком или поговорить с ним на равных. Родители – это не диктаторы, а дети – не рабы, а полноценные члены семьи.

Формирование мотивов в период дошкольного детства

Виды мотивов:

Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (семьи).

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. С познавательным мотивом напрямую связан феномен любознательности

В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной деятельности психологов и педагогов дошкольных учреждений по развитию любознательности дошкольников

Три главные линии работы

Первая из них — поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный вопрос и смотрите: интересно или нет. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет — лучше от нее отказаться и поискать другую. Пока что лучше рассказать про то, что ребенка непосредственно интересует. И может быть, попробовать немного продолжить рассказ за пределы возникшего вопроса. Скажем, от часов перейти к календарю. Но внимательно следить при этом, не угасает ли на ваших глазах интерес к тому, что вы объясняете. Если он гаснет, значит, вы немного забегаете вперед, значит, у ребенка еще не возникли вопросы, как это взрослые отличают между собой дни недели, почему вчерашний и сегодняшний день называют по-разному, как узнать, скоро ли будет выходной, и т. д.

Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры. Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых. Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.005 с.)