Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Если младший дошкольник действует по схеме «захотел - сделал», то к старшему дошкольному возрасту поведение детей приобретает элемент осознанности: «захотел - осознал - сделал». У ребенка должны быть сформированы понятия «надо», «можно», «нельзя», на основе которых формируются такие важные свойства личности, как дисциплинированность, ответственность, аккуратность. Эмоционально-волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба и режим школьной жизни. Буквально с первых дней обучения в школе требования к личности и поведению ребенка, которые обусловливаются позицией школьника, ставят его перед необходимостью управлять свои поведением, умственной деятельностью, эмоциями, быть дисциплинированным, уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем, в течение урока сидеть за партой, слушать педагога и следовать его требованиям, проявлять терпение в овладении учебными действиями, стремиться преодолевать трудности и достигать хорошего результата в учебной деятельности, неуклонно соблюдать правила культуры поведения во взаимоотношениях с учителем и сверстниками, аккуратно обращаться со школьными принадлежностями. Подготовка к выполнению этих высоких требований перспективно осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы с дошкольниками в детском саду. Школьная система обучения предполагает общение ребенка и взрослого, но общение особого рода, с четко распределенными ролями. В основном роль учителя состоит в следующем: он ставит учебную задачу или сообщает новые сведения, т.е. передает определенные знания; показывает способы решения учебных задач, демонстрирует учебные действия, дает образцы выполнения; контролирует и оценивает действия ученика, направленные на решение учебной задачи. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы. В первые дни школьного обучения, когда у учащихся еще не сформированы элементарные навыки учебной деятельности, они выполняют задания по пошаговой инструкции учителя. Постепенно, по мере усвоения действий самоконтроля и самооценки, их деятельность становится более самостоятельной. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий грамотой, математикой или другими видами деятельности, где есть элементы обучения. При этом нужно обратить внимание на следующие особенности поведения дошкольников: · внимательно ли он слушает взрослого; · выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его; · старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого; · в процессе выполнения задания задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл; · признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним; · как воспринимает замечания и исправляет ли недочеты в работе.
Однако так ли это хорошо, когда ребенок исполнительный, выполняет все малейшие требования педагога? В раннем возрасте открыть способ действия с любым человеческим орудием и знаком ребенок не в состоянии без образцов действия, которыми он овладевает лишь в совместном действии со взрослым – носителем этих образцов. Формула такого сотрудничества такова: «Делай вместе со мной, а теперь делай сам, но так же, как я». В отличие от годовалого ребенка первоклассник уже способен к отсроченной имитации с опорой на речевую инструкцию. Шести - семилетний ребенок - имитатор виртуозный, способный воспроизводить тончайшие особенности образца, но еще не способный выделять в образце существенное. Такое глобальное, нерасчлененное воспроизведение учительских образцов действия, а главное, сама склонность к подражательности порождают особый тип школьников, которые чрезвычайно старательны и исполнительны, хорошо действуют по инструкции, но совершенно теряются в ситуации, когда учитель не дает никаких образцов решения новой задачи, а побуждает детей к самостоятельному поиску решений, к высказыванию предположений. Вместо того, чтобы действовать по-своему дети подзывают учителя и трогательно, по-детски жалуются на свою беспомощность: «У меня не получается… Я не знаю, что надо делать… Покажите, как решать…». Иными словами, эти дети добровольно отказываются от самостоятельного поиска и просят взрослого дать готовый образец или инструкцию, которую они охотно выполнят. Умения и навыки у таких детей формируются успешно, но каждая новая задача снова и снова ставит их в тупик. Если эта тенденция к подражательности не будет преодолена в ходе школьного обучения, то у ученика не сформируется умение учиться – самостоятельно ставить и решать новые задачи. Чтобы воспринять и запомнить учебный материал, ребенок должен уметь принять учебную задачу, поставить цель и подчинить ей свою деятельность. Принятие учебной задачи включает два аспекта: · понимание того, что надо сделать и что должно получиться в результате; · желание выполнить задание. В зависимости от этого возможны 4 варианта деятельности учащихся: · хочет выполнить задание и понимает, что нужно делать; · хочет выполнить задание, но не понимает, что надо делать; · не хочет выполнять задание, но понимает, что надо делать; · не хочет выполнять задание и не понимает, что надо делать. Причину того или иного поведения следует искать в мотивах учения и мыслительных особенностях учащихся. Умение принять учебную задачу и подчинить ее решению свою деятельность формируется в ведущем для дошкольного возраста виде деятельности - игровой. В игре меняется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными, что открывает путь для перехода мышления на новый уровень. Принятие роли и последовательное ее осуществление, приводят к становлению у ребенка умения выделять правила и следовать им, что в свою очередь обеспечивает переход к сознательному управлению своим поведением. В дальнейшем, в учебной деятельности эти умения будут являться основой при постановке учебной задачи и ее решении. Большое значение имеют также продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.п.), в которых развиваются планирование, коррекция, контроль. Выполняя учебные задания, ребенок время от времени сталкивается с препятствиями и тогда успех деятельности зависит от наличия и степени выраженности стремления преодолевать трудности и достигать положительного результат своей деятельности. Одной из возрастных особенностей эмоционального развития старшего дошкольника является развивающаяся способность к эмоциональному предвосхищению, которая дает возможность ребенку не только предвидеть, но и переживать отдаленные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих. Не случайно, пройдя через успех, пережив удовлетворение от результатов своей деятельности, дети стремятся еще и еще раз пережить эти эмоциональные состояния, что часто является мотивацией заняться вновь деятельностью, позволяющей переживать успех. Следовательно, чтобы воспитать у ребенка смелость, настойчивость, стремление преодолевать трудности, исправлять ошибки в работе, следует систематически ставить его в такие условия и естественные жизненные ситуации, в которых он мог и должен был бы проявить эти качества. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности с жизненного пути ребенка, приводит к развитию слабоволия, неумения противостоять трудностям и добиваться поставленной цели. Вместе с тем цели, которые ставятся перед ребенком, не должны превышать его возможностей. В противном случае у него сформируется неуверенность в собственных силах, привычка не доводить начатое дело до конца, сформируется ориентация на избежание неудачи, а не на достижение успеха.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.009 с.) |