Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, что научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия в том числе силу воли, то есть учиться делать "правильно" "ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ" и, как следствие - развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе). Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника - вещь непростая и требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные развивающие игры. Любая развивающая игра (по возрасту) позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим: • эмоции проходят путь прогрессивного развития; • деятельность – основа эмоционального развития; • эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности; • онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития; • на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание). Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют "эмоциональные новообразования", последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза. На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой и музыкой развиваются эстетические эмоции, как способность воспринимать, чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства. Под влиянием занятий и дидактических игр развиваются интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих мнениях и действиях, радость от правильного решения задачи, которые способствуют совершенствованию познавательной деятельности дошкольника, ее способов и приемов. В результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные эмоции, играющие большую роль в личностном развитии ребенка и формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности. 18.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства. Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.(А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.) Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: — освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; — благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; — эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику
19.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли. В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне. В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл. Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт. После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа. В три - четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов. Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре - пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. В пять - шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности. К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. К шести - семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. В шесть - семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия. В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести - семи годам
У детей четырех - семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых. В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей. Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех - семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности. В пять - семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя. Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты. Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера. В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 5951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.013 с.) |