Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 14. Симптомы и болезнь
На листе бумаги постройте матрицу, используя изложенную ниже информацию (отрывок из книги The Universe Within).
У 37 пациентов с определенным симптомом наблюдается заболевание. У 33 пациентов с тем же симптомом заболевания не наблюдается. У 17 пациентов, не имеющих симптома, наблюдается заболевание. У 13 пациентов, не имеющих симптома, заболевания не наблюдается.
Это отличное упражнение на построение матрицы. Не расстраивайтесь, если выполнить его окажется сложнее, чем вы ожидали. Чем больше будете использовать матрицы, тем проще вам будет.
У вас должна получиться матрица как в части 1 решения к упражнению 14. Как только вы разберетесь, как именно строить матрицу, это дело покажется вам совсем не сложным. Посмотрите: заполняя данными ячейки матрицы, вы отделяете факторы друг от друга, чтобы их было проще анализировать как по отдельности, так и в сочетании. Видите, насколько проще оперировать данными, организованными в виде матрицы, чем когда они даны в виде текста? И вот на какой вопрос организованные таким образом данные помогут ответить. Существует ли корреляция между симптомами и болезнью? В терминологии медиков это означает: являются ли те, у кого выявлен означенный симптом, заболевшими? Исходя из данных матрицы, что вы можете сказать? Подумайте минуту-две, потом запишите ответ.
Когда этот вопрос предложили группе медсестер, 85 % из них решили, что корреляция существует, ведь гораздо большее количество людей попали в категорию «и симптом, и болезнь» (37), чем в другие три категории. Кроме того, пациентов с симптомом и заболеванием было вдвое больше (37), чем пациентов без симптома, но с заболеванием (17). Но медсестры ошиблись! Ведь и среди тех, кто не заболел, доля имеющих симптом была примерно той же (33 с симптомом, 13 без). И эту закономерность гораздо проще заметить, если проанализировать доли пациентов, имеющих и не имеющих симптом (часть 2 решения упражнения 14). Доля пациентов, у которых обнаружены и симптом, и заболевание, примерно равна доле тех, у кого симптом не наблюдается, а заболевание диагностировано. А если пропорция сохраняется, то никакой корреляции нет. Если смотреть на данные с точки зрения заболевания (часть 3 решения упражнения 14), мы видим: доля заболевших пациентов с симптомом сопоставима с долей тех, у кого заболевания нет, но симптом есть. И снова цифры слишком схожи, чтобы утверждать, что существует корреляция.
Организуя цифры в матрицу, нам легче структурировать анализ. Научитесь пользоваться матрицей – это невероятно полезный аналитический инструмент! Давайте сделаем еще одно упражнение с использованием матрицы.
Шляпы и пальто
Это упражнение похоже на загадку и позволяет еще раз оценить эффективность матрицы как инструмента для поиска решения. Вот описание ситуации:
Смит, Браун, Джонс и Уильямс, поужинав, расходились по домам, и каждый по ошибке надел чужие шляпу и пальто: шляпу одного из друзей, пальто кого-то другого из этой же компании. Тот, кто надел шляпу Уильямса, надел пальто Джонса. Смит забрал шляпу Брауна. Джонс взял шляпу, принадлежащую тому, в чьем пальто ушел Уильямс. Кто надел пальто Смита?
Давайте разберем эту задачу вместе. Для начала построим матрицу (табл. 8.1). Наша цель – определить, кто из героев соответствует каждому из номеров 1, 2, 3 и 4. Для этого нужно внести в матрицу все имеющиеся у нас факты.
Таблица 8.1
Тот, кто надел шляпу Уильямса, надел пальто Джонса: пишем «Уильямс» в ячейке «Шляпа 1» и «Джонс» в ячейке «Пальто 1» (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Кто именно герой 1, мы пока не знаем, но видим, что это точно не Уильямс и не Джонс, потому что известно, что никто из героев не надел ни своей шляпы, ни своего пальто. Можем пока записать имена Уильямса и Джонса в колонки 2 и 3 (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Смит забрал шляпу Брауна: теперь мы видим, что в колонку 1 Смит тоже попасть не мог. Поэтому Смита мы записываем в четвертую колонку, а в первую тогда попадает Браун (табл. 8.4). И разумеется, фамилию Брауна записываем в ячейку «Шляпа» в колонке «Смит».
Таблица 8.4
Так как Джонс не мог уйти в собственной шляпе, то теперь очевидно, что он мог надеть только шляпу Смита: фамилию Смита пишем в ячейку «Шляпа» колонки «Джонс» (табл. 8.5).
Таблица 8.5
Тогда фамилию Джонса пишем в ячейку «Шляпа» колонки «Уильямс».
Джонс взял шляпу, принадлежащую тому, в чьем пальто ушел Уильямс. Мы уже видим, что Джонс надел шляпу Смита. Поэтому теперь очевидно: Уильямс взял пальто Смита (табл. 8.6).
Таблица 8.6
Несложно, правда? Но смогли бы вы с этим разобраться просто в уме? Я точно не смог бы, а с помощью матрицы мы решили задачу быстро и без ошибок. Давайте заполним матрицу до конца. Смит мог забрать пальто Брауна или Уильямса, но так как он ушел в шляпе Брауна, то пальто должен был забрать чье-то еще. Получается, что Смит взял пальто Уильямса. Тогда пальто Брауна достается Джонсу (табл. 8.7).
Таблица 8.7
Видите, матрица и правда отличный инструмент для структурирования анализа. Попрактикуйтесь еще.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.007 с.) |