Множественные классы возможных последствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Множественные классы возможных последствий



 

В задачах, которые мы с вами до сих пор рассматривали, не использовалось больше одного класса последствий. Разумеется, я намеренно предлагал вам именно такие задачи – чтобы вы могли на более простых примерах освоить приемы аналитического структурирования информации. Но в реальности задачи и проблемы, где присутствуют последствия лишь одного вида, встречаются редко. Думаю, что к таким проблемам можно отнести лишь серьезные кризисы, когда основным оказывается единственный вопрос: скажем, сохранит ли человек работу, или сможет ли жениться, или даже выживет ли или умрет. В подобных кризисных ситуациях важнейшим для рассмотрения действительно оказывается какой-то один тип последствий.

В большинстве случаев нам приходится иметь дело сразу с несколькими классами возможных последствий, каждый из которых нужно оценить, прежде чем делать выбор. Давайте рассмотрим три примера подобных задач (табл. 16.13). Вы наверняка заметите, что в задачах, где присутствует несколько классов возможных последствий, каждый из этих классов связан с одной из альтернативных точек зрения. К примеру, оценивая риски для здоровья, связанные с абортом, мы, по сути, рассматриваем проблему с точки зрения рисков для здоровья.

 

Таблица 16.13

 

Давайте обсудим 14 шагов работы с проблемами, связанными с анализом полезности и предполагающими несколько классов возможных последствий.

 

Четырнадцать шагов анализа полезности (множественные классы возможных последствий)

 

Шаг 1: очертить круг вариантов и последствий, которые нужно проанализировать.

Шаг 2: определить классы последствий и набор возможных последствий в рамках каждого класса; оценить вес каждого из классов.

Шаг 3: определить, с какой точки зрения вести анализ.

Шаг 4: построить однотипные матрицы полезности (табл. 16.14) для каждого класса последствий: одни и те же точки зрения, одни и те же возможные варианты.

 

Таблица 16.14

 

Шаги 5–8 повторить для каждой из матриц.

 

Шаг 5: оценить полезность каждой комбинации «вариант – последствия» (каждая ячейка) для каждого сценария по шкале от 0 до 100. Хотя бы один вариант должен получить 100 баллов.

Шаг 6: оценить вероятность наступления каждой комбинации «вариант – последствия» (каждая ячейка).

Шаг 7: определить ожидаемую полезность.

Шаг 8: сложить величины ожидаемой полезности для каждого варианта и внести полученные суммы в колонку «Итого ожидаемая полезность».

Шаг 9: построить единую матрицу (табл. 16.15), внеся в нее все те же варианты и возможные последствия, которые рассматривались в матрицах для отдельных классов последствий.

 

Таблица 16.15

 

Шаг 10: напротив каждого варианта вписать суммарные ожидаемые показатели полезности (из соответствующих матриц для отдельных точек зрения).

Шаг 11: умножить показатели совокупной ожидаемой полезности для каждого из классов последствий на соответствующий коэффициент веса.

Шаг 12: сложить результаты (взвешенные ожидаемые полезности) для каждого варианта, вписать суммы в колонку «Итого взвешенная ожидаемая полезность».

Шаг 13: составить рейтинг вариантов; выигрывает вариант, взвешенная ожидаемая полезность которого оказалась максимальной.

Шаг 14: провести проверку результата на здравый смысл.

 

Разумеется, можно пойти еще дальше и каждый класс возможных последствий анализировать с разных точек зрения, но я очень не советую этого делать: объединяя анализ классов последствий с анализом с разных точек зрения, вы рискуете совершенно запутаться. Это все равно что тратить время на исследование не влияющих на дело мелочей. Конечно, можно и их проанализировать, но, как я уже объяснял, когда речь шла об основных факторах проблемы, рассматривать несущественные факторы в общем контексте нет смысла, потому что они не оказывают ни на что серьезного влияния.

Алгоритм из 14 шагов предполагает, что мы рассматриваем классы последствий как альтернативные точки зрения. Но в таком случае что же нужно записать в верхней левой ячейке каждой матрицы? С чьей точки зрения мы ведем анализ? Вписывайте туда того или тех, кто является «владельцем» проблемы, то есть человека или организацию, которые оценивают вес каждого из возможных классов последствий, а потом выбирают между вариантами. Все матрицы должны строиться с учетом единой точки зрения.

Выполните предложенные ниже упражнения с использованием 14 шагов.

 

Упражнение 48. Кодекс публичных высказываний в университете

 

Вы президент государственного колледжа, и вам крайне не нравится тенденция наказывать и студентов, и преподавателей, которые позволяют себе грубые и некорректные высказывания. В последнее время имело место несколько громких случаев, когда и студенты, и преподаватели колледжа понесли наказания за грубые высказывания, и вы должны принять решение, стоит ли отменить кодекс и отказаться от этих правил или сохранить их. Главным образом вас беспокоят три вопроса.

1. Спровоцирует ли ваше решение массовые демонстрации и нарушение привычного режима работы университетского кампуса (0,2)?

Три возможных последствия: никаких демонстраций и нарушений; мирные демонстрации; демонстрации с применением силы. Вероятность этих вариантов при отмене существующего кодекса соответственно 0,1; 0,7 и 0,2. Вероятность их наступления при сохранении кодекса 0,8; 0,2 и 0 соответственно.

2. Как отреагирует на ваше решение законодательный орган штата, то есть как это скажется на финансировании (за счет которого обеспечивается две трети ежегодного бюджета колледжа) (0,5)?

Три варианта последствий: снижение финансирования, сохранение прежнего финансирования, увеличение финансирования. Вероятность наступления каждого из этих типов последствий при отмене кодекса составляет 0,1; 0,6 и 0,3 соответственно. При сохранении кодекса вероятность составит 0,3; 0,5 и 0,2 соответственно.

3. Как принятое решение повлияет на количество поступающих в колледж (0,3)?

 

Три возможных типа последствий: снижение количества поступающих, то же количество, рост количества поступающих. Если кодекс будет отменен, вероятность наступления последствий оценивается как 0,1; 0,3 и 0,6. При сохранении кодекса вероятность наступления последствий оценивается как 0,3; 0,5 и 0,2 соответственно.

С помощью анализа полезности для множественных классов последствий проанализируйте проблему и определите наиболее предпочтительный вариант. Присвойте полезность по собственному усмотрению.

 

 

Я подошел к анализу проблемы следующим образом. На шаге 1 определил три класса последствий (беспорядки на кампусе, государственное финансирование, количество абитуриентов) и присвоил им следующие веса: 0,2, 0,5 и 0,3. На шаге 2 построил одинаковые матрицы для каждого из классов последствий (табл. 16.16). Каждую матрицу я буду анализировать с точки зрения президента колледжа; в каждой я записал два варианта. Затем я выполнил шаги 3–6 для каждой матрицы (табл. 16.17); присвоил полезности и вероятности, подсчитал ожидаемые величины, внес суммы в соответствующие ячейки колонки «Итого ожидаемая полезность». Шаги 7–11: построил объединенную матрицу (табл. 16.18), заполнил ее совокупными ожидаемыми величинами из трех матриц, построенных для трех классов возможных последствий, умножил эти величины на соответствующий вес класса, записал результат в колонке «Итого взвешенная ожидаемая полезность». Из сформированного рейтинга очевидно, что гораздо более предпочтительна отмена кодекса. На шаге 14 я оценил результат и решил, что его можно считать вполне осмысленным.

 

Таблица 16.16

 

Таблица 16.17

 

Таблица 16.18

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.012 с.)