Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диаграмма причинно-следственных связей
Графическое отображение причинно-следственных связей между ключевыми факторами и их влиянием на возникновение проблемы
Временная последовательность и хронология Дробление массива данных на элементы и представление их в хронологическом порядке
Дерево сценариев Определение и представление альтернативных сценариев: • выбор места для проведения конференции; • презентация предложения или проекта начальству; • выбор стратегии ведения переговоров
«Адвокат дьявола» Проверка на прочность и целесообразность тех или иных точек зрения с помощью имеющихся или новых фактов: • обоснованно ли объяснение сложившейся ситуации; • будет ли проект успешным или провальным; • сможет ли кандидат успешно справиться с работой в новой должности
Дивергентное и конвергентное мышление Выработка альтернативных идей, вариантов, сценариев
Проверка гипотез Ранжирование альтернативных теорий или гипотез в соответствии с тем, насколько имеющиеся факты противоречат каждой из них: • почему двигатель плохо работает; • кто украл деньги из кассы; • будет ли переизбран политик
Матрица Противопоставление отдельных элементов решения проблемы с целью сравнения и поиска взаимосвязей
Дерево вероятностей Определение вероятности наступления сценариев: • какая именно стратегия с большей вероятностью поможет убедить начальство согласовать новый проект; • какая стратегия привлечения и удержания сотрудников колледжа повысит число абитуриентов; • какого кандидата спонсировать в ходе предстоящих выборов
Новая формулировка проблемы Многократное изменение формулировки проблемы с целью выбора оптимального варианта, отражающего суть дела. Менять формулировку проблемы можно и в ходе поиска решения
Плюсы, минусы и решения Оценка сильных и слабых сторон идеи, поиск способов компенсации ее слабых сторон: • какую охранную систему установить дома; • какой дом купить; • кому из кандидатов на должность предложить работу
Сортировка Разделение элементов и организация фактов в логичной и удобной форме
Дерево анализа полезности / матрица
Выбор из альтернатив (вариантов поведения) на основе последовательной оценки преимуществ каждой из них, а также вероятности получения этих преимуществ
Взвешенное ранжирование Сравнение альтернативных предложений по единому набору критериев: • покупка автомобиля; • выбор колледжа; • составление рейтинга кандидатов
Лучший, а то и единственный способ освоить все эти приемы – почаще применять их для решения самых разнообразных проблем. Для практики я очень советую вам собственный, проверенный временем подход: структурировать анализ проблем (событий, вопросов, ситуаций), обсуждаемых в прессе. В новостях без конца рассказывают о самых разнообразных проблемах, на которых вы можете практиковаться. И обязательно делайте это с карандашом и бумагой: это и увлекательно, и полезно. Вы наверняка заметите, как сложная многофакторная проблема раскрывается перед вами, словно по волшебству, позволяя проникнуть в самую суть и наметить варианты решения. Вот что такое настоящий структурный подход к анализу. Еще хочу предупредить: старайтесь не увлекаться исключительно цифрами и подсчетами (скажем, вероятностями или относительными весами факторов). Крайне важно понимать, что именно эти цифры означают и чего мы стремимся достичь, анализируя их, – иначе они начнут диктовать нам свою логику. Но ведь цифры – всего лишь способ, инструмент для достижения целей, стоящих перед аналитиком, хоть без цифр этих целей часто и не достичь. Важно помнить об этом и постоянно быть начеку, чтобы не дать им увести нас от сути аналитической работы.
И еще несколько слов специально для преподавателей старших школ и высших учебных заведений. Вы имеете уникальную возможность – а возможно, и моральное обязательство – научить своих подопечных аналитическим приемам. Как я говорил в начале книги, в наших образовательных заведениях принято учить не объективному анализу, а субъективной защите одной из точек зрения. Смотреть на задачу с полной объективностью крайне сложно еще и в силу особенностей человеческого разума: как я объяснил в этой книге, мы интуитивно склоняемся к субъективному восприятию и действуем в соответствии с привычными предпочтениями и личными интересами.
Но субъективность вряд ли способствует поиску оптимального решения проблемы, и здесь многое зависит именно от преподавателей: вы можете научить школьников и студентов объективному подходу к анализу и поиску решения. И единственный известный лично мне способ достижения объективности в ходе анализа – структурирование работы, использование строгого подхода, который поможет взять под контроль разнообразные трюки нашего подсознания, досконально разобраться с проблемой и наметить варианты решения. Бесполезно призывать студентов да и вообще кого бы то ни было «сохранять объективность», если не дать необходимых для этого инструментов и знаний. Я искренне надеюсь, что вы сможете включить в свои учебные программы инструменты аналитического структурирования, представленные в этой книге. Если вам нужна помощь в освоении описанных здесь приемов и инструментов или вы хотите получить информацию о программных продуктах, использующих эти приемы, или поучаствовать в семинаре на тему аналитического структурирования, обращайтесь по следующему адресу и телефонам: Analytic Prowess LLC 3754 Osborne Drive Warrenton, VA 20187 800-661-3921 540-349-3855 FrankBall@aol.com
Если вы знаете надежный прием структурирования информации, который не нашел отражения в этой книге, пожалуйста, расскажите мне о нем, чтобы эту информацию можно было включить в последующие издания книги. Буду также признателен за любые отзывы, позитивные и негативные, об опыте применения описанных здесь приемов в ходе анализа проблем. Если эти отзывы будут использованы в будущих изданиях, с приславшими их читателями свяжутся, чтобы получить их согласие на публикацию. Полное соблюдение прав и интересов вовлеченных лиц и организаций при этом гарантируется.
Решения к упражнениям
Упражнение 2
Вариант матрицы для составления рейтинга рискованных видов спорта
Шаг 1: впишите результаты индивидуальной или групповой работы в колонку «Рейтинг, составленный участниками». Шаг 2: подсчитайте разность между цифрами в колонках «Реальный рейтинг» и «Рейтинг, составленный участниками» по каждому виду спорта. Шаг 3: сложите полученные разности и запишите итоговую цифру под таблицей. Наиболее точным нужно считать рейтинг, составленный тем из участников, у которого цифра в ячейке «Итого разница» получилась минимальной.
Упражнение 7
Часть 1
• Установить временные периоды (часы, дни недели, месяцы), когда каждая из групп – пешеходы, велосипедисты, любители роликов – имеет право эксклюзивного пользования дорожкой. • Отвести некоторые зоны дорожки исключительно для одной из трех указанных групп пользователей. • Предоставить членам трех указанных групп право использовать определенные зоны по очереди. • Запретить пешеходам выходить на дорожку в наиболее активные часы рабочих дней (позволить пользоваться дорожкой только велосипедистам и любителям роликов). • Арестовывать, штрафовать, задерживать тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке. • В качестве наказания заставлять тех, кто разбрасывает гвозди, в течение месяца ежедневно убирать дорожку.
• Публиковать данные о тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке. • Публиковать обращения к тем, кто пользуется дорожкой, с призывом фотографировать людей, которые не соблюдают нормы вежливости. • Публиковать фотографии, имена и адреса нарушителей. • Расширить дорожку, выгородить полосы для каждой из групп. • Параллельно нынешней проложить новую асфальтовую дорожку, предназначенную исключительно для велосипедистов и любителей роликов. • Расставить вдоль дорожки охранников, которые будут следить за соблюдением правил безопасности и вежливости, улаживать конфликты и выявлять нарушителей. • Разместить большие и привлекательно выглядящие плакаты с правилами использования дорожки. • Сформировать группу добровольцев, которые совместно с Управлением национальных парков изучат проблему, предложат варианты решения и будут следить за развитием ситуации. • Расставить вдоль дорожки мусорные баки и метлы, чтобы можно было быстро убрать рассыпанные гвозди. • Установить видеокамеры в тех зонах, где особенно часто происходят стычки между теми, кто пользуется дорожкой, выводить изображение с камер в офисы Управления национальных парков; направлять полицейских, работающих в Управлении, туда, где возникают конфликты или нарушения порядка. • Использовать записи с камер видеонаблюдения для задержания тех, кто разбрасывает гвозди. • Установить скоростные ограничения для велосипедистов и любителей роликов. • Установить радары (с выводом информации в офисы Управления национальных парков) вдоль дорожки, чтобы выявлять, идентифицировать и задерживать нарушителей скоростного режима. • Вообще запретить катание на дорожке на роликовых коньках. • Выступать на телевидении и радио с призывами соблюдать правила вежливости на дорожке. • Разместить в местной прессе статьи о происшествиях на дорожке и призвать всех, кто ею пользуется, к взаимной вежливости. • Установить барьеры и специальное покрытие на асфальте, препятствующие катанию на роликах. • Ежедневно по нескольку раз выпускать на дорожку специальные механические сборщики гвоздей. • Обеспечить соблюдение правил использования дорожки: установить ограды и ворота, контролируемые сотрудниками Управления национальных парков. • Позволить пешеходам носить с собой заостренные палки, чтобы разбираться с нарушителями. • Позволить пешеходам стрелять в нарушителей из краскораспылителя.
• Предложить президенту Соединенных Штатов выступить с публичным обращением и призывом вести себя вежливо и соблюдать правила безопасности на дорожке. • Предложить губернатору Виргинии выступить с публичным обращением и призывом вести себя вежливо и соблюдать правила безопасности на дорожке. • Развесить вдоль дорожки плакаты и знаки юмористического характера, способствующие привлечению внимания к проблеме и призывающие пользователей дорожки соблюдать правила. • Разрешить использовать дорожку исключительно одной из трех групп пользователей.
Часть 2
Нормы и правила • Установить временные периоды (часы, дни недели, месяцы), когда каждая из групп – пешеходы, велосипедисты, любители роликов – имеет право эксклюзивного пользования дорожкой. • Отвести некоторые зоны дорожки исключительно для одной из трех указанных групп пользователей. • Предоставить членам трех указанных групп право использовать определенные зоны по очереди. • Запретить пешеходам выходить на дорожку в наиболее активные часы рабочих дней (позволить пользоваться дорожкой только велосипедистам и любителям роликов). • Сформировать группу добровольцев, которые совместно с Управлением национальных парков изучат проблему, предложат варианты решения и будут следить за развитием ситуации. • Вообще запретить катание на дорожке на роликовых коньках. • Установить скоростные ограничения для велосипедистов и любителей роликов. • Разрешить использовать дорожку исключительно одной из трех групп пользователей.
Наказание нарушителей • Арестовывать, штрафовать, задерживать тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке. • В качестве наказания заставлять тех, кто разбрасывает гвозди, в течение месяца ежедневно убирать дорожку. • Публиковать данные о тех, кто разбрасывает гвозди на дорожке. • Публиковать обращения к пользователям дорожки с призывом фотографировать тех, кто не соблюдает нормы вежливости. • Публиковать фотографии, имена и адреса нарушителей.
Физические ограничения • Расширить дорожку, выгородить полосы для каждой из групп. • Параллельно нынешней проложить новую асфальтовую дорожку, предназначенную исключительно для велосипедистов и любителей роликов. • Установить видеокамеры в тех зонах, где особенно часто происходят стычки между пользователями дорожки. • Установить радары (с выводом информации в офисы Управления национальных парков) вдоль дорожки, чтобы выявлять, идентифицировать и задерживать нарушителей скоростного режима. • Установить барьеры и специальное покрытие на асфальте, препятствующие катанию на роликах. • Обеспечить соблюдение правил использования дорожки: установить ограды и ворота, контролируемые сотрудниками Управления национальных парков.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.66 (0.029 с.) |