Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Президентские республики Латинской Америки, Восточной Европы и СНГ: основные характеристики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления в латиноамериканских странах. Президентское правление установлено в 12 странах: Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Парагвай, Сальвадор и Эквадор. Для государств Латинской Америки свойственно особое понимание роли президента и придание особого значение возглавляемой им исполнительной власти. Особый статус президента не только существует на практике, но и закреплен в конституциях большинства этих стран. Такой характер государственной власти отражается в понятии - каудилизм. «Суперпрезидентская» форма правления - это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательтной, исполнительной или судебной отраслью власти система государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная президентская власть. Эта форма правления, как правило, подразумевает принцип прямых выборов президента избирателями фактически без промежуточных органов или инстанций. «Суперпрезидентская» форма правления подразумевает обширные полномочия президента, закрепленные в текстах конституций и реально осуществляемые на практике. Прежде всего, это полномочия его как главы государства. Ряд латиноамериканских конституций уполномочивает президента "олицетворять нацию" (конституция Перу), а конституция Аргентины 1853 года провозглашает его "верховным главой нации". В «суперпрезидентских» республиках статус президента как руководителя нации подразумевает его безусловное верховенство в системе всех государственных органов. Во всех латиноамериканских странах президент является главой государства, он возглавляет правительство и вооруженные силы. Хотя эти признаки есть и в обычных президентских республиках, в условиях Латинской Америки это создает мощную концентрацию власти в руках президента. Особенно важно в данном случае руководство президента вооруженными силами, так как армия часто играет решающую роль в политической жизни латиноамериканских стран. Хотя образцом для большинства латиноамериканских конституций послужила конституция Соединенных Штатов Америки, политические реалии этих стран настолько не схожи, что выполняются эти конституции по-разному. Это относится в первую очередь к статусу президента. Если в Соединенных Штатах удается поддерживать баланс между законодательной, исполнительной и судебной властью, то в Латинской Америке заметно преобладание исполнительной власти, возглавляемой президентом. Законодательная власть в этих странах очень слаба, и президент имеет достаточно средств для давления на нее. Кроме того страны Латинской Америки отличает явная нестабильность партийных систем, "которые часто выступают просто в роли придатка государственного аппарата, что объясняется введением административно-полицейского контроля за деятельностью политической партии". Положение политических партий нестабильно, и часто во время военных переворотов их деятельность бывает полностью запрещена. Несмотря на целый ряд различий и разный объем полномочий, во всех странах Центральной и Восточной Европы президент является главой государства и главнокомандующим Вооруженными силами, руководство которыми в мирное время непосредственно министром обороны и начальником Генерального штаба. Отношения президента с правительством и парламентом тесно связаны друг с другом. Во всех странах Восточной Европы президент предлагает парламенту кандидата в премьер-министры; право же окончательного утверждения главы правительства в должности принадлежит парламенту. Остальные члены правительства либо утверждаются парламентом в едином списке членов кабинета при получении вотума доверия, либо назначаются президентом по предложению главы правительства; самостоятельно определять состав кабинета президент не может. Другая особенность большинства стран Восточной Европы состоит в том, что ключевые решения, в том числе по составу правительства, президент и премьер-министр осуществляют совместно, когда премьер-министр предлагает тот или иной вариант, а президент принимает его или нет.. Во всех странах Восточной Европы в рамках своей компетенции президент может издавать указы и распоряжения. В странах Центральной и Восточной Европы, кроме Македонии и Боснии и Герцеговины, президент имеет право на роспуск парламента в строго оговоренных конституциях случаях, как правило, связанных с невозможностью создать устойчивое парламентское большинство для формирования правительства и конфликтом правительства и парламента. Во всех странах Восточной Европы президент по предложению правительства назначает дипломатических представителей государства и, как правило, координирует внешнюю политику. В ряде стран Восточной Европы президент имеет исключительное право при назначении референдума, которое является важным инструментом политического влияния. Еще одна особенность стран Восточной Европы – обширные «скрытые полномочия» президента, которые он приобретает в условиях войны или ее угрозы, при действии режима чрезвычайного положения, невозможности функционирования парламента. Что касается иных президентских полномочий, то во всех странах президент имеет право помилования, решает вопросы гражданства, награждает орденами и почетными званиями. По форме правления государства – участники Содружества условно можно разделить на 2 основные группы: президентские республики; республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским республикам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан. Остальные государства Содружества, (также условно) можно отнести к республикам со смешанной формой правления (полупрезидентским). По своей структуре органы законодательной власти стран СНГ являются однопалатными. Исключение: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика – парламенты двухпалатные. Президент в странах с президентской формой правлениянаделен широкими полномочиями в исполнительной сфере государственной деятельности. Глава государства в странах СНГ располагает полномочиями, которые дают ему возможность отстаивать точку зрения исполнительной ветви власти по важнейшим вопросам государственной жизни перед государственными органами, принадлежащими к другим ветвям власти. В большинстве упомянутых президентских республик за президентом закреплено право применять в отношении законов, принятых парламентом, отлагательное вето. Так, например, в п. 6 ст. 57 Конституции Туркменистана говорится: "Президент Туркменистана... подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования... Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции". Президенты некоторых из упомянутых стран наделены также правом представлять в парламент ежегодные послания о положении в области внутренней и внешней политики страны. Соответствующие статьи закреплены в Конституциях Туркменистана (п. 4 ст. 57), Республики Узбекистан (п. 7 ст. 93), Конституции Грузии (п. 5 ст. 73). Конституции стран СНГ с президентской формой правления не наделяют президента правом роспуска парламента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.008 с.) |