Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности федеративных отношений В США, канаде, фрг, швейцарии, индии, бразилии.

Поиск

 

США как федеративное государство включает ныне 50 штатов — субъектов федерации (в начале их было лишь 13), а также не являющиеся субъектами федерации федеральный (столичный) округ Колумбия, федеральные территории Виргинские острова и острова Восточное Самоа, «свободно присоединившиеся государства» Пуэрто-Рико и остров Гуам, «ассоциированные государства» Республика Маршалловых островов, Соединенные Штаты Микронезии и Республика Палау.

Все штаты — государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом на выход из федерации.* Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы и т.д. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, землепользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного порядка, организации и проведения выборов, определения системы местного самоуправления и др. Во главе штатов стоят избираемые губернаторы, руководящие всей исполнительно-распределительной деятельностью органов штатов. Они подписывают законы штатов и имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной гвардией и т.д. Вместе с тем Конституция США (ст.6) устанавливает, что конституции штатов должны соответствовать федеральной Конституции и что законы федерации обладают верховенством по отношению к законам штатов.

Канада. Возникновение канадской модели федерализма датируется 1867 г. и связано с объединением четырех провинций в единое государство (в последствии состав канадской федерации претерпел существенные изменения, и в настоящее время федерация представляет собой союз десяти провинций и трех территорий). Созданное канадское государство формально именовалось конфедерацией, однако фактически оно было сформировано как федерация.

ФРГ — это конституционная федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких-либо федеративных договоров между федерацией и землями в Германии не существует. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой.
После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. ФРГ построена по территориальному принципу. При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно-территориальное деление — это уже деление земель).

Индия. В настоящее время в Индии имеется 26 штатов и 6 союзных территорий, не пользующихся правами штата. Индийская федерация строится на базе автономии штатов, они не обладают суверенитетом, федерация имеет централизованный характер. В каждом штате создаются свои высшие органы: выборная легислатура (законодательный орган штата), назначаемый президентом Индии губернатор, формируемое партией большинства в местном парламенте правительство, назначаемый президентом высокий (высший) суд штата. Но штаты не имеют своих конституций и своего гражданства(за исключением одного — штата Джамму и Кашмир, который занимает особое положение в федерации). Штаты обладают правом собственного законодательства, они представлены в верхней палате парламента Индии, создают свое правительство во главе с главным министром штата в соответствии с расстановкой политических сил в штате (часто бывает, что в штате правит иная партия, чем та, которая имеет большинство в парламенте Индии). Права выхода из федерации штаты не имеют. Вопросы о создании, преобразовании штатов, изменении их границ могут решаться парламентом Индии без согласия заинтересованных штатов, их мнение лишь выслушивается.

Швейцарский федерализм. Швейцария — договорная федерация, возникшая полтора столетия назад (1848) в результате перерастания конфедерации (союза независимых государств). В настоящее время она включает 23 кантона, из которых три состоят из двух полукантонов при отсутствии в них общекантональных органов. Кантоны в целом складывались не по экстерриториальному, а по территориальному принципу с учетом исторических, социокультурных, этноязыковых, конфессиональных и иных факторов. Официальными языками страны в целом являются три языка — немецкий, французский и итальянский.

Кантоны, согласно Конституции страны (ст. 3) и их конституциям, суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою полицию, свой бюджет и собственные источники доходов. К исключительной компетенции кантонов относятся прежде всего больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство и др.

Вместе с тем в швейцарской федерации обеспечивается единство и целостность союзного государства. Кантоны не обладают правом выхода из федерации. Конституции кантонов подлежат утверждению Федеральным собранием (п. 7 ст. 85). Споры о компетенции между федерацией и кантонами разрешает Федеральный суд. Федерация имеет широкие возможности финансового воздействия на поведение кантонов, поскольку значительная часть федеральных доходов, передаваемых кантонам, находится в ее руках. Предусматривается право прямого вмешательства федерации в дела кантонов (п. 6 ст. 85).

Бразилия. Бразильская федерация обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, – муниципии. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории.

Различаются три основные сферы компетенции: исключительная компетенция союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального округа (без муниципий). Последняя охарактеризована в Конституции как совместная компетенция этих образований (союза, штатов, округа) «по законодательству» (муниципальные органы законов не издают, хотя в отдельных местах бразильской Конституции есть упоминания о законах муниципий, под которыми понимаются, скорее всего, их нормативные правовые акты).

Исключительная компетенция союза заключается в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, вопросах войны и мира, обороны страны, налогов, денежного обращения, управления связью и многих других вопросах. К исключительной компетенции союза отнесены также гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное и трудовое право, гражданская и военная реквизиция в чрезвычайных условиях и во время войны, вода, энергия, информатика, теле– и радиовещание, почтовая служба, организация судов, прокуратуры и др.

В совместную компетенцию союза, штатов, федерального округа, муниципий входит: защита Конституции, законов, демократических институтов; охрана публичной собственности; сохранение культурных ценностей и исторических документов; обеспечение доступа к науке и образованию; сохранение лесов, фауны и флоры и др.

Третья сфера – совместная компетенция союза, штатов и федерального округа – включает: налоговое, финансовое, пенитенциарное право, производство и потребление, образование, культуру, социальное обеспечение, защиту юношества и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.008 с.)