Региональное управление в федеративных государствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональное управление в федеративных государствах



Основные характеристики статуса регионов в федерациях. По­скольку федерализм представляет собой политическую организацию, при которой государственное управление разделено между региональ­ными и центральным правительством таким образом, что каждый из уровней управления имеет право принимать окончательные решения по определенным видам деятельности, региональное управление в этом случае приобретает качественно новые характеристики. Связано это, прежде всего с двумя базовыми обстоятельствами. Во-первых, основу федерализма составляет гарантированное разделение власти между центром и региональными правительствами. Во-вторых, именно регио­ны выступают в роли субъектов федерации, т. е. речь идет о территори­альном разделении власти, при котором субъекты федерации определе­ны географически.

На статус регионов оказывают существенное влияние и следующие, вторичные по своей сути, характеристики федерализма.

1. Наличие письменной конституции. Разделение власти должно быть четко определено: и центральному, и региональным правительст­вам необходимы твердые гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулированы. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной гарантией, тем не менее она является необходи­мым компонентом федерализма. 2. Двухпалатный парламент. Высший законодательный орган феде­ративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая пред­ставляет население страны в целом, а вторая— субъекты федерации, т.е. является органом представительства регионов на общегосударствен­ном уровне управления. 3. Право субъектов федерации принимать участие в изменении фе­деральной конституции и самостоятельно вносить изменения в собст­венную конституцию. Как правило, изменения федеральной конститу­ции не могут быть проведены без выраженного в той или иной форме согласия субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней па­латой парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобре­нием со стороны по крайней мере большинства законодательных орга­нов субъектов федерации, или референдумами, проводимыми в субъек­тах федерации. Однако эти примеры не опровергают общей тенденции к унификации систем государственного управления на уровне федерации в целом и отдельных ее субъектов. 4. Равное или непропорционально сильное представительство не­больших субъектов федерации в верхней палате парламента. Поскольку все субъекты федерации имеют равное представительство (Россия, США, Швейцария— по два представителя, Австралия— по десять представителей), небольшие субъекты получают преимущество, так как их небольшое население имеет такое же представительство, как населе­ние крупных образований. Хотя в германском бундесрате и канадском сенате нет равного представительства субъектов федерации, все равно меньшие по численности населения единицы имеют определенные пре­имущества в представительстве, не соответствующие пропорциональ­ному соотношению численности населения в них. Исключением опять является Австрия, где в бундесрате представительство земель примерно пропорционально численности их населения.

5. Децентрализация государственного управления. Определение степени централизации/децентрализации представляет собой значитель­ную трудность. Чаще всего за основу берутся расходы и доходы центра и регионов. Однако многие исследователи считают, что целесообразнее сравнивать централизованное и нецентрализованное налогообложение. К последнему относятся, во-первых, налоги, собираемые субнациональ­ными уровнями управления для самих себя, во-вторых, дополнительные налоговые ставки на налоги центра и доли определенных центральных налогов, автоматически передаваемые субнациональным уровням управления. При этом речь не идет о налоговых доходах, передаваемых центром субнациональным уровням (трансферт центра), а также обо всех налогах, связанных с социальным страхованием. Анализ ситуации в 22 развитых демократических государствах показывает, что исходя из этого критерия средний уровень централизации для 15 унитарных госу­дарств составляет 83 процента, а для 6 федеративных — 58 процентов.

23. Особенности регионального управления в унитарных государствах Европы (Франция, Скандинавские страны и Дания, Польша) и Азии (Китай, Япония): административно-территориальное деление, региональные органы власти, их полномочия, региональные финансы.

 

Региональное управление в унитарных государствах:

Унита́рное госуда́рство — форма гос устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.

Особенно широкое развитие региональный уровень управления получил с начала 80-х годов во Франции, Италии, Испании и Португалии. При этом сложилось весьма причудливое переплетение местных, центральных и региональных органов власти, а именно:

1.Центральное правительство имеет собственный административный аппарат и "периферийные" администрации в каждой провинции и департаменте.

2.Региональное правительство имеет собственную администрацию и территориальные службы в своих провинциях и департаментах.

3.Местное управление: на этом уровне мэр может сохранять свою прежнюю администрацию или делегировать часть полномочий децентрализованным единицам в зависимости от размера муниципалитета и характера его деятельности.

4.Провинциальное управление, ранее находившееся под контролем назначаемого центром губернатора, теперь имеет свой собственный выборный совет и избираемого советом президента. Главная функция провинциальной администрации оказание помощи муниципалитетам.

Основные моменты и противоречия:

-Поскольку региональные органы власти первоначально создавались для децентрализации государственных функций и для планирования и поддержки местного развития, виды деятельности, которые они могут вести самостоятельно, ограничены теми, которые подпадают под принцип "субсидарности".

-Объективное положение органов государственного управления регионального уровня в унитарных государствах достаточно сложно и порой противоречиво. Являясь органами государственного управления, они в большей или меньшей степени находятся под постоянным контролем со стороны центра, испытывая необходимость в согласовании и координации своей позиции с ним.

-С другой стороны, региональные органы управления вынуждены считаться с мнением органов власти местного уровня. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, последние (особенно в федеративных государствах) находятся в определенной (иногда весьма существенной) зависимости от регионов, объективно интересы и тех, и других, их положение в системе государственного управления нередко весьма близки. Не случайно многие специалисты относят региональный уровень управления в унитарных государствах к местному управлению.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

в) Также встречается смешанный тип, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

 

Государственный строй Китайской Народной Республики основан на конституции КНР, согласно которой «Китайская Народная Республика есть социалистическоегосударство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»

В состав государственных органов КНР входят:

органы государственной власти (Всекитайское собрание народных представителей и местные советы народных представителей различных ступеней) высший орган государственной власти КНР.

Постоянно действующим органом ВСНП является его постоянный комитет, который ответственен перед ВСНП и ему подотчётен. Постоянный комитет осуществляет функции высшего органа государственной власти и работает под контролем ВСНП в период между сессиями ВСНП. Сессии ВСНП обычно созываются Постоянным комитетом ВСНП раз в год.

· Председатель Китайской Народной Республики

· государственные административные органы (Государственный совет КНР и местные народные правительства различных ступеней) Государственный совет КНР, то есть Центральное народное правительство, является исполнительным органом высшего органа государственной власти. Госсовет ответственен перед ВСНП и ему подотчётен.

· Центральный военный совет КНР

· государственные судебные органы — народные суды

· государственные органы юридического надзора — народные прокуратуры

Политическая структура Японии существует в рамках парламентской представительной демократии, где премьер-министр Японии является главой правительства, при этом Япония является конституционной монархией

Основной закон — Конституция 1947 года, которая предусматривает верховенство права, коллегиальность управления, нерушимость и неприкосновенность прав человека, соблюдение принципов пацифизма. Носителем государственного суверенитета является японский народ. Власть разделяется на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая представлена двухпалатным парламентом, вторая — Кабинетом министров и органами исполнительной власти на местах, третья — Верховным и региональными судами. Муниципалитеты различных уровней имеют широкие права самоуправления. Высшим органом власти является Парламент. Формальный глава государства — Император Японии; фактический — премьер-министр, руководитель Кабинета министров.

 

16.Государственные режимы КНР, Ирана. Диктатура и суперпрезидентская республика как формы организации государственной власти Государственный строй Китайской Народной Республики основан на конституции КНР, согласно которой «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»

В состав государственных органов КНР входят:

органы государственной власти (Всекитайское собрание народных представителей и местные советы народных представителей различных ступеней) высший орган государственной власти КНР.

Постоянно действующим органом ВСНП является его постоянный комитет, который ответственен перед ВСНП и ему подотчётен. Постоянный комитет осуществляет функции высшего органа государственной власти и работает под контролем ВСНП в период между сессиями ВСНП. Сессии ВСНП обычно созываются Постоянным комитетом ВСНП раз в год.

Председатель Китайской Народной Республики

государственные административные органы (Государственный совет КНР и местные народные правительства различных ступеней) Государственный совет КНР, то есть Центральное народное правительство, является исполнительным органом высшего органа государственной власти. Госсовет ответственен перед ВСНП и ему подотчётен.

Центральный военный совет КНР

государственные судебные органы — народные суды

государственные органы юридического надзора — народные прокуратуры

Государственный строй Ирана

Иран по конституции 1979 года является исламской республикой. Исламская республика Иран (ИРИ) была основана 1 апреля1979 в результате Исламской революции 1978—1979. Ислам шиитского толка является государственной религией Ирана. Иран одна из немногих реальных теократий в мире. Высший руководитель

Высший руководитель, Рахбар, является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику. Формально Рахбар подотчетен Совету и по конституции может быть в любое время снят им с должности.

Конституция определяет президента как главу исполнительной власти и второе после Высшего руководителя лицо в Иране. Президент назначает кабинет министров и руководит его работой. Фактически, президент выполняет функции премьер-министра до Исламской революции — позднее этот пост был упразднен. Правительство, состав которого утверждается Меджлисом, состоит из 21 министра. Кроме того, 10 вице-президентов также утверждаются иранским парламентом.   Законодательная власть Исламский консультативный совет

Исламский консультативный совет, Меджлис — однопалатный парламент Ирана. Меджлис занимается составлением законопроектов и бюджета, ратификацией международных договоров. Кандидаты в депутаты также утверждаются Советом стражей.

Совет стражей конституции

Совет стражей — особый государственный орган, состоящий из 12 человек: шестерых представителей исламского духовенства, назначаемых Высшим руководителем, и шестерых юристов, назначаемых главой судебной системы. Совет стражей имеет исключительное право вносить поправки в конституцию страны, а также утверждать кандидатуры на высшие государственные посты, в том числе президента. Кроме того, в обязанности Совета входит наблюдение за деятельностью Меджлиса.

Совет целесообразности

Совет по определению политической целесообразности — совещательный орган при Высшем руководителе, который также занимается тем, что разрешает спорные вопросы между Меджлисом и Советом стражей.

Судебная власть

Глава судебной системы, назначаемый на пост Высшим руководителем, назначает председателей Верховного суда и Генерального прокурора. Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства.   Иран разделен на 30 провинций, 324 области и 865 районов. Провинции управляются губернаторами, назначаемые министром внутренних дел по согласованию с президентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.018 с.)