Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальные инструменты эпохи Ренессанса.

Поиск

В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы— семейство струнно- смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку,альт, виолончель) и, возможно, являются их предшественниками(сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия).

Однако же они имеют важное отличие. Виолы обладают системой

резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким,бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из- за большого числа струн он быстро расстраивается.

И.С.Бах

Музыка эпохи барокко.

Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма.

Слово ≪барокко≫ предположительно происходит от португальского ≪perola barroca≫— жемчужина или морская раковина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными

формами,сложностью, пышностью и динамикой.

В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор ≪Аллилуйя≫ из оратории ≪Мессия≫Георга Фридриха Генделя,≪Времена года≫ Антонио Вивальди, ≪Вечерня≫ Клаудио Монтеверди.

Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений,появился такой вид сочинений, как опера.

Полифония.

«Полифония» в переводе означает многоголосие. Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен.

Одним из основных средств развития в полифонии является имитация («подражание»). В музыке - это прием поочередного вступления голосов, при этом каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием. Имитация способствует   непрерывности мелодического движения, что является отличительным признаком полифонической музыки.

В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства.  

Творческое наследие И.С. Баха.

Маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции.

Огромную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома. Произведение получило название «Хорошо темперированный клавир».

Бах также написал много музыки для органа, который был его любимым инструментом.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, получивший при жизни признание преимущественно как органист, знаток музыкальных инструментов, а после смерти почти забытый на несколько десятилетий.Большинство произведений Баха – полифонические.
К числу несложных полифонических пьес относятся инвенции (15 двухголосных и 15 трехголосных).
Инвенция- в переводе с латинского – «выдумка», «изобретение».
Фуга в переводе с латинского - «бег», «быстрое течение». Это сложное полифоническое произведение, основанное на одной, реже двух, трех и четырех темах. По числу голосов фуги бывают двух-,трех-,четырех-, и пятиголосными.
И.С. Бах – автор выдающихся органных произведений (Токката и фуга ре минор, Пассакалья до минор, хоральные прелюдии), вокально – инструментальных («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор), клавирных (48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит, 6 партит, «Итальянский концерт», «Хроматическая фантазия и фуга»), оркестровых произведений.
Сюита – циклическое (многочастное) произведение; содержит четыре основные части – Аллеманду, Куранту, Сарабанду, Жигу. Между сарабандой и жигой часто вставляются Ария и Менуэт. развитии русской национальной музыки, правдивом воплощении жизни народа.

 

Эпоха Венского классицизма.

Композиторы – венские классики.

Венскими классиками называют Й.Гайдна и его младших современников – В.А. Моцарта и Л. Бетховена.

Основоположник классической симфонии.

Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл.

Йозеф Гайдн (1732-1809) – австрийский композитор, старший из трех венских классиков (к ним также относятся Моцарт и Бетховен). В силу своего происхождения и жизненных обстоятельств Гайдн символизирует человека труда, который преодолевает препятствия. Гайдн был наделен чувством юмора и мудрости, и во всем видел светлые стороны. Ему ближе народно – бытовые и лирико – эпические образы. Область его главных творческих интересов и достижений – симфоническая и камерная инструментальная музыка (всего более 800 сочинений) Особенно значительны более 100 симфоний (в том числе программные «Военная», «Прощальная», «Детская», «Часы», «Симфония стремоло литавр» и др.), более 80 струнных квартетов, более 60 клавирных сонат.
«Соната», «квартет», «симфония», «концерт» - циклические произведения. Различия этих циклов зависит от состава исполнителей:
симфония – произведение для оркестра,
концерт – сочинение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра,
соната – для одного или двух инструментов,
квартет – для четырех инструментов.
Так же в творчестве Гайдна определился классический состав оркестра из 4-х групп инструментов (струнная – скрипки, альты, виолончели, контрабасы, деревянных духовых инструментов – флейты, гобои, кларнеты, фаготы, медных духовых – валторны, трубы, ударных – литавры, в последней, 12-ой «Лондонской симфонии» добавил треугольник, тарелки и барабан.  

В последней трети XVIII века в музыке окончательно сложился классический сонатный цикл – точно определилось количество частей (3 в сонате и концерте, 4 в квартете и симфонии), сложнее стало содержание.
В зрелых произведениях Гайдна установился типичный состав четырехчастного цикла:
первая часть – в сонатной форме, в быстром или умеренно быстром темпе;
вторая часть контрастна первой по темпу и общему характеру, она медленная, лирическая и певучая, может быть повествовательной или танцевальной;
третья часть в трехчастном цикле – финал, вновь быстрый, стремительный, в сонатной форме или форме рондо (в четырехчастном цикле финал – четвертая часть);.
третьей частью симфоний XVIII века является Менуэт, который в квартете занимает второе место.

Строение сонатной формы

Экспозиция                                                   Г.П. св.п. П.П. з.п.                                   Т -----► D  D                                                   все темы в основной тональности                                                                               Разработка развитие злементов  Г.П. и П.П 
  Реприза родственные тональности        Г.П. - главная партия   св.п. - связующая партия  П.П. - побочная партия   з.п. - заключительная партия  повторение зкспозиции.  

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор, венский классик оставивший в наследие более 600 произведений. В характере Моцарта сочетались лучшие качества его современников – свободолюбие, чувство ответственности перед собой и людьми. Ему свойственны лирические и лирико – драматические образы. Искусство его пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, а также меткостью и живостью в воплощении различных человеческих характеров. Это сделало его замечательным оперным композитором («Свадьба Фигаро», «Дон – Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его симфонии (около 50-ти), инструментальные концерты, камерные ансамбли, фортепианные сонаты (широко известна соната Ля мажор с «Турецким маршем»), Реквием для хора, солистов и оркестра занимают одно из самых почетных мест в мировом концертном репертуаре.
Людвиг ван Бетховен (17770-1827) - немецкий композитор, младший из трех венских классиков. Его молодость совпала со временем, когда разразилась Великая Французская революция 1789г., провозгласившая идеалы свободы, равенства и братства всех людей. Её идеалам Бетховен остался верен до конца своей жизни, обогатив музыкальную культуру вдохновенными образцами героической, драматической борьбы, а так же глубоких философских раздумий и проникновенного созерцания красоты природы. Он передал следующим поколениям идеал классицизма – стойкость в несчастьях и бесконечную веру в победу добра и справедливости.Бетховен воспринял высшие достижения европейской музыки предшествующих поколений (Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта). Вместе с тем в своих произведениях он явился смелым новатором.
Творческое наследие Л.Бетховена

9 симфоний (В Третьей, Пятой, Седьмой и Девятой (с хором в финале на тему «Оды к Радости» Ф. Шиллера) отражены образы героической борьбы. Четвертая, Шестая «Пасторальная» и Восьмая – симфонии воспевающие красоту природы);
11 увертюр («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора»);
Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт».

концерты для различных инструментов с оркестром;

инструментальная музыка, 

для фортепиано 32 сонаты (среди них «Патетическая», «Лунная», «Аппассионата»), более 20-ти вариационных циклов, багатели, рондо и др.;

опера «Фиделио»,камерные ансамбли,«Торжественная месса» и др.

 

Вопросы-Венский классицизм.

1. В середине XVIII века в этом городе создавались и исполнялись лучшие симфонии лучшим оркестром того времени. Это город……

2. «Часы», «Курица», «Прощальная», «Военная» - произведения какого композитора и в каком жанре имеют такие названия?

3. Опера-buffa – как по-другому можно назвать этот жанр?

4. В какой стране родилась опера?

5. С жизнью какого композитора связан собор Св. Стефана? Где этот собор находится?

6. Что такое tremolo?

7. В какой тональности звучит побочная партия в экспозиции I части симфонии Моцарта №40 g-moll?

8. Где происходит действие оперы «Свадьба Фигаро»? В течении какого времени происходят события в этой опере?

9. Где родился Гайдн?

10. Почти 30 лет (1761-1790) Гайдн прослужил у князя……..?

11. Где родился Моцарт?

12. Чем известен в истории музыки Леопольд Моцарт?

13. Что такое либретто?

14. Либретто оперы «Свадьба Фигаро» создано Лоренцо да Понте по одноименной комедии……(автор)?

15. Сколько симфоний у Гайдна? Какие из них носят названия «Лондонские»?

16. В какой части какой симфонии звучит золотой ход валторн?

17. Почему знаменитое Рондо Моцарта называется турецким?

18. Rondo alla turca является частью более крупного произведения. Какого?

19. Какому певческому голосу поручена партия Керубино?

20. Последняя опера Моцарта……….? На каком языке ее исполняют в оригинале?

21. В какой тональности следует побочная партия в экспозиции I части Сонаты D-dur Гайдна?

22. В каких частях Симфонии Моцарт №40 g-moll используется эта тональность?

23. В 14 лет Моцарт был избран членом филармонической академии. В каком городе это произошло?

24. Вторая часть этого произведения представляет собой вариации на две темы – песенную в c-moll’е и маршевую в C-dur’е. О каком произведении идет речь?

25. В знак дружбы и глубокого уважения Моцарт посвятил Гайдну…..?

26. Кто завершил Реквием Моцарта?

27. К кому обращается Фигаро в своей Арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный». На каком языке звучит эта ария и вся опера?

28. В этом циклическом произведении три из четырех частей разворачиваются в сонатной форме. О каком произведении идет речь?

29. В этом трехчастном цикле, напротив, нет ни одной части в форме сонатного allegro.Что это за произведение?

30. Свою первую оперу Моцарт написал в 12 лет. Это была…………..

31. В музыке этой части, резко контрастирующей с окружающими частями цикла, слышится тяжелая поступь сарабанды. О какой сонате идет речь?

32. Существует легенда об отравлении Моцарта его завистником Антонио Сальери. Кто превратил эту легенду в сценическое произведение?

33. Что значит французское слово ronde?

34. Никола Антонио Порпора – итальянский композитор, чьи указания буквально ловил на лету…….?

35. Во времена Гайдна и Моцарта Вена была столицей….. (полное название государства)?

36. «Сотворение мира», «Времена года» - жанр, автор.

37. Наиболее динамичный, неустойчивый в тональном отношении раздел сонатной формы…………………….

38. Группы симфонического оркестра. Перечислить в порядке их следования на партитурном листе.

39. Кто из русских композиторов считал, что «Моцарт – есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки…»?

40. В одном из рекламных объявлений XVIII века говорилось: «Девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерт на клавесине…». Как звали девочку и мальчика?

41. Как звали зальцбургского архиепископа, который заставлял Моцарта чувствовать себя «выше поваров, но ниже лакеев»?

42. В каком городе впервые была поставлена опера «Дон Жуан»?

43. Какому певческому голосу поручена партия невесты Фигаро? Имя невесты…….?

44. На каких инструментах играл Моцарт?

45. В тексте этого контракта говорилось о создании «любой музыки, какую пожелает его светлость». Кроме того давались следующие предостережения: «Никому не показывать новых композиций, а тем более не разрешать никому их списывать…». Между какими физическими лицами был заключен контракт?

46. Известен рассказ о том, как четырехлетний Моцарт пробовал сочинить……?

47. Размер и музыкальная форма менуэта.

48. 11 апреля 1770 года 14-летний Моцарт прослушал в Сикстинской капелле это многоголосное произведение и записал его по памяти. О каком произведении идет речь?

49. Ведущая группа оркестра………

В нее входят…………………………..

50. «Если захочет барин попрыгать…». Какому персонажу принадлежит эта ария, как точно она называется?

51. Какие части классического сонатно-симфонического цикла следуют в основной тональности?

52. Какая часть классического сонатно-симфонического цикла значительно отличается в темповом и тональном отношениях от других частей?

53. Какой композитор заменил «танец королей и короля танцев» на Скерцо?

54. У кого из представителей Венской классической школы большее количество симфоний?

55. В чем особенности цикла Восьмой симфонии Шуберта? Какова ее тональность?

56. В какой части сонатно-симфонического цикла следует, прежде всего, искать форму сонатное allegro?

57. Какой раздел сонатного allegro наиболее неустойчив в тональном отношении?

58. В какой классической симфонии сонатному allegro I части предшествует вступление? В каком темпе оно идет? Тембровые особенности самого начала этого вступления.

59. Последний раздел сонатного allegro.

60. Если далее за ним следует еще один завершающий раздел, то как он называется?

61. Почему на вкладышах к CD тональность Пятой симфонии Бетховена иногда обозначатся с-moll – C –dur?

 

Эпоха Романтизма.

Композиторы периода романтизма -Ф.Шопен, Ф. Шуберт,К.Шуман

Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор – романтик. За свою короткую жизнь создал более тысячи произведений. Это прежде всего песни для голоса с фортепиано (более 600 песен), среди них «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Баркарола», а также два песенных цикла «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Много шедевров и среди других его произведений – симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей. Шуберт с замечательной чуткостью отразил в музыке мир лирических переживаний человека – от светлых, радостных - до сумрачных, горестных. Его произведения изобилуют мелодиями, тесно связанными с песенной и танцевальной народно – бытовой музыкой – австрийской и немецкой, венгерской и славянской.
Фридерик Шопен (1810-1849) – польский композитор. Художественное наследие – около 250 произведений, из которых более 200 написано для фортепиано (мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, этюды, экспромты, сонаты, скерцо, баллады и др.). ОН открыл новые выразительные возможности фортепиано в воплощении ярких романтических и одновременно классически отточенных образов – от нежнейших лирических до лирико – драматических. Шопен – новатор в области мелодии, гармонии, музыкальной формы, фортепианной фактуры. Он – выдающийся пианист своего времени, его игре было свойственно владение «темпо рубато» - выразительным, ритмически свободным исполнением, отклоняющимся от равномерного темпа.
Почти всю вторую половину своей жизни Шопен провел вдали от родины. Неустанные помыслы о ней, о её трудных судьбах определили главное содержание его творчества.

Древнерусская музыка.

Начало развития русский профессиональной музыки - X век (принятие Христиан­ства на Руси), но в народной музыке к этому времени большое значение имели песни кален­дарного круга, семейно-бытовые, позднее – былины.

В X - XIV веках (ранее русское средневековье) главными культурными центрами являлись Киев и Новгород. Памятники киевской культуры - Софийский собор с его фреска­ми, "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет".
Культовая музыка этого периода представлена Знаменным пением. Название происходит от славянского слова "знамя" - знак - определенными знаками над строкой тек­ста указывалось направление мелодии.Зна­менное пение было одноголосным, хоровым, без сопровождения. Характер знаменных распевов аскетичный, суровый; движение мелодий плавное, разме­ренное, преимущественно поступенное: Представители светского искусства - скоморохи (пение, танцы, игра на инстру­ментах - гуслях, бубнах, трубах); скоморошество получило широкое распро­странение на Руси, но преследовалось церковью как "богомерзкое дело"; их изгоняли, сжигали инструменты, однако искусство это развивалось и процветало.

Культура Московской Руси - ХV-ХV1 века.Высшее достижение зодчества - Московский Кремль и его соборы, изобразительного искусства - творчество Рублева и Дионисия.

Новое в музыке:

1. Возникновение исторических и лирических протяжных песен.

2. Появление новых видов знаменного распева; составле­ние сборника "Обиход".

3. Зарождение многоголосия. Оно называлось строчным: голоса двигались па­раллельно в консонирующий интервал – ч.4 или ч.5. Первые мастера многоголосного письма - Василий и Савва Роговы, Федор Крестьянин.

4. Усовершенствование записи музыки - введение новгородцем Иваном Шайдуром киноварных помет (обозначение регистров красной краской).

5. Массовые наборы скоморохов по распоряжению Ивана Грозного.

6. Доставка в Москву в 1586 году "заморских инструментов" - органа и клавикорда (подарок русской царице от английской королевы).
ХVII век - последняя глава в развитии знаменного пения, его кульминация (мно­жество школ, вариантов распевов).

На смену знаменному пению приходит из Польши но­вый вид культовой музыки - партесное пение (пение по партиям), ведущим жанром стано­вится партесный концерт (гомофонно-полифоническое многоголосное произведение). Знаменитый мастер партесного стиля - Василий Титов. XVII век стал последней главой не только в развитии знаменного пения, но и за­вершил 700-летнюю эпоху скоморошества. Скоморохи были окончательно запрещены, но их искусство уже и не соответствовало духу времен, требовались новые, более сложные жанры. Одним из них стал кант: (бытовая многоголосная песня); его особенности: 3-голосный склад (нижний голос - гармоническая основа, верхние голоса - параллельное дви­жение терциями), куплетное строение.

Развивалась также инструментальная музыка - в домах знати проводились концерты инструментальных ансамблей, при царском дворе устраи­валась "органная потеха" польским органистом Семеном Гутовским.

В 1672 году был от­крыт первый придворный театр, представления в котором сопровождались музыкой.
Русская музыка XVIII века.
Новое в музыке: ведущее значение светских жанров, контакты с Западом, формирование национальной композиторской школы.

Петровские времена: военная музыка (для духовых оркестров), виватные (хвалебные) канты, танцы (менуэт, гавот).

30-60 годы: опера («Цефал и Прокрис» Арайи на русский текст Сумарокова), кантаты, оратории.

70-90 годы - Березовский - создатель нового типа хорового концерта. Самый известный - "Не отвержи мене во время старости" - драматичен, отличается мастерством развития и много­образием фактуры. Бортнянский (35 хоровых концертов и другие произведения для церкви, 5 опер, Концерт­ная симфония, квинтет, фортепианные сонаты, песни), Фомин ( высшие достижение - комическая опера "Ямщики на подставе" и мелодрама "Орфей" (1792). Увертюра к "Орфею" - прекрасный образец русского классицизма), Хандошкин (выдающийся композитор и скри­пач-виртуоз. Играл также на балалайке, гитаре, альте. Был дирижером, педагогом, фолькло­ристом).

Музыка России 18 века.

Алябьев,Гурилёв,Варламов.

Общественно - политические события, повлиявшие на развитие искусства: Отечественная война 1812 года, возникновение тайных обществ, восстание декабристов. Распространение романтизма.

Новое вмузыкальной жизни: Филармоническое общество, музыкально-литературные кружки. Зарождение музыкальной критики (Одоевский). Основные жанры: опера (Кавос, Верстовский), песня и романс (Алябьев, Варламов. Гурилев, Верстовский).

А. Алябьев (1787 - 1851) очень разносторонний художник. В своем творчестве охватил широкий круг тем и настроений: с его произведениями в русскую музыку... «вошли темы высокого гражданского звучания, идея свободолюбия, любви к родине,...сочувствия обездоленным и угнетенным» (Левашева). Среди лучших его романсов - «Грузинская песня», «Соловей»:


 А. Варламов (1801-1848) - один из наиболее одаренных композиторов бытового русского романса. Его произведения искренние, эмоциональные и мелодичные. Романс «Белеет парус одинокий» написан на стихи М.Ю. Лермонтова:


Многие из них даже принимались современниками композитора за народные песни («Красный сарафан», «На заре ты ее не буди»).
Современник и друг Варламова.

А. Гурилев (1803-1858) - сын крепостного руководителя оркестра графа Орлова. Лучшие романсы композитора - «Вьется ласточка сизокрылая», «Матушка-голубушка», «Вам не понять моей печали», «Сердце- игрушка», «Однозвучно гремит колокольчик»:

 

14. Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. Подобно Пушкину Глинка создал прекрасное и гармоничное искусство, воспевающее красоту и радость жизни, торжество разума, добра и справедливости. В произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской национальной культуры, порожденный событиями Отечественной войны 1812г. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836г.) и «Руслан и Людмила» 1842г., которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере – сказке, опере – былине. Симфонические сочинения «Вальс – фантазия» (1839г.), «Камаринская» (1848г.), «Арагонская хота» (1845г.), «Ночь в Мадриде» (1851г.), заложили основы русского симфонизма. Глинка – классик русского романса («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Ночной смотр», «Сомнение», «Патриотическая песня» и др.).
Важнейшими качествами музыки Глинки были выразительность и пластичность мелодий, тонкость гармонии и стройность формы, изящество инструментовки. Его музыкальный язык, впитав в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.
Жизненный путь. Родился в культурной дворянской семье в Смоленской губ. Музыкальные впечатления в детстве: крепостной оркестр дяди, церковное пение, колокольный звон, народные песни. «Музыка - душа моя» - высказывание 10-летнего Глинки. Домашнее образование: литература, история, география, языки (знал 8), музыка (фортепиано, скрипка, флейта), рисование. 1817-1822 гг. - Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге; встречи с Пушкиным, посещение оперных спектаклей, занятия по фортепиано, скрипке, теории; создание вариационных циклов для фортепиано. 1823 г. - поездка на Кавказ, запись народных восточных мелодий, первые оркестровые сочинения. 1824-1829 гг. - служба чиновником, сочинение и издание романсов (в т.ч. «Не искушай меня без нужды» на слова Баратынского), занятия вокалом, частые встречи с Варламовым, Одоевским, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским. 1830-1834 гг. - поездка в Италию, Германию; знакомство с Мендельсоном, Берлиозом, Беллини, Доницетти; создание романсов, фортепианных пьес, камерных ансамблей; занятия с теоретиком 3. Денном (в Берлине); мысли о создании оперы.

1834г. – возвращение в Россию, начало работы над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). 1835г. - знакомство с Даргомыжским. 27 ноября 1836г. - успешная премьера оперы «Жизнь за царя» (присутствовали Пушкин, Гоголь, Одоевский, Жуковский). 1837-1840 гг. - служба в Петербургской Придворной певческой капелле, работа над оперой «Руслан и Людмила», создание романсов «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокального цикла «Прощание с Петербургом» (на слова Кукольника, самые известные песни этого цикла - «Попутная песня» и «Жаворонок»).

1842г. - знакомство с Листом (в Петербурге), 27 ноября - премьера оперы «Руслан и Людмила». 1844 год - авторский концерт в Париже. 1845-47 гг. - поездка в Испанию, создание двух Испанских увертюр («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»). Последние годы жизни: поездки в Варшаву, Париж, Берлин; создание «Камаринской», оркестровой редакции «Вальса-фантазии», романсов; замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница». 1857 г. Берлин: занятия с Денном, болезнь, смерть 3 февраля. Похоронен в Петербурге.

Вопросы по творчеству Глинки.

1. Где и когда жил М.И. Глинка?
2. События эпохи, сформировавшие личность и взгляды Глинки.
3. Современники Глинки, оказавшие влияние не него и его творчество.
4. Значение творчества; почему Глинку называют основоположником русской классической музыки?
5. Как вы понимаете слова Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем»?
6. Музыкальные впечатления детства.
7. Что изучал Глинка в детстве? На каких инструментах он учился играть?
8. Где и у кого учился Глинка?
9. Когда Глинка познакомился с Пушкиным?
10. Влияние путешествий Глинки на его творчество: поездки на Кавказ, в Италию, в Испанию.
11. Педагог, у которого Глинка занимался теорией музыки.
12. Когда и где возникла у Глинки мысль написать оперу на национальный сюжет?
13. Первая опера Глинки? Премьера оперы. Отзывы.
14. Вторая опера Глинки? Премьера оперы. Отзывы.
15. Поэт, драматург, на чьи стихи Глинка сочинил элегию «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», музыку к трагедии «Князь Холмский».
16. Кто был опорой для Глинки в последние годы его жизни?
17. В каком произведении Глинка запечатлел жизненные итоги?
«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» («Иван Сусанин»)
Исторический сюжет: война с Польшей 1612-1613 гг. Либретто барона Розена (в постановке 1936г. - С. Городецкого). Авторское определение жанра: «отечественная героико-трагическая опера». Впервые в опере показан героический подвиг русского народа.

Национальные традиции: песни (3 цитаты и темы Глинки с народными интонациями), романсы, канты, партесное пение, знаменный распев, колокольный звон. Западноевропейские традиции: Генделя (хоровые сцены), Баха (полифония), Бетховена (оптимистический финал, несмотря на гибель главного героя - как в «Эгмонте»), итальянской оперы (виртуозность вокальных партий).

Черты классицизма: сходство с классической драмой, логичность развития (подготовка заключительного хора» «Славься» с 1 хора «Интродукции»); романтизма: лирика, темы, характеризующие поляков, жанры песни и романса; реализма: психологическая правда (сцена Сусанина с поляками в 4 д.).
Характеристика русских. Темы вокального склада (песенные, романсные и речитатив - впервые в русской опере), герои - яркие индивидуальности: по авторскому определению, «Сусанин - характер важный, Антонида (его дочь) - характер нежно-грациозный, Собинин (жених Антониды) - характер удалый, Ваня (приемный сын Сусанина) - характер простосердечный».

Характеристика поляков - инструментальная танцевальная музыка (соответствие национальной традиции), показаны в целом - нет конкретных действующих лиц.
Увертюра - сонатная форма, основной конфликт оперы и вывод - торжество русских. Вступление - интонации 1го хора интродукции (героические) и трио эпилога (трагическое); т.ГП - соль минор - хор из 3 д., т.ПП (Си-бемоль мажор) - песня Вани. Разработка - конфликт: т.ГП и польские ритмы. Реприза - тональное сближение тем. Кода - противопоставление польской темы из 4д. и торжественное звучание русской.
1 действие. Интродукция - хоровая, раскрывает 2 грани одного образа - русского народа: 1й хор (мужской) «Родина моя» - величие, суровость:
2й хор (женский) - жизнерадостный характер:
Завершение - фуга, ее тема объединяет интонации обоих хоров, которые прозвучат во многих эпизодах (патриотического характера) и подготавливают хор «Славься» (бетховенский прием).
Каватина и рондо Антониды (сопрано) - «портрет» героини: каватина лирическая, распевная:

рондо быстрое, жизнерадостное, виртуозное - как в итальянской опере, но интонации русские:

Первая характеристика Сусанина (бас) - не в традиционной арии, а в сцене с хором (как в народной песне: запевала и хор) на народной теме (песня лужского извозчика).
Трио «Не томи, родимый» - Антонида, Собинин (тенор), Сусанин - романсная тема, полифоническое развитие (канон)

2 действие - «польское», 4 танца: полонез, краковяк, вальс, мазурка. Впервые танец - средство характеристики (горделивость, изящество, блеск).
Полонез:

Мазурка:

3 действие. Песня Вани (контральто) - спокойный характер, мелодия в духе колыбельной:

Сцена прихода поляков - раскрытие героического характера Сусанина.

Эта тема почти совпадает с хором «Славься», «Страха не страшусь» 4д. близок 1-му хору интродукции).

Ответ близок 1-му хору из интродукции.
Ариозо Сусанина «Ты не кручинься, дитятко мое» - прощание с дочерью, трогательное, скорбное, но сдержанное.
Свадебный хор - светлый, спокойная лирика:

Размер 5/4. ладовая переменность. Контраст предыдущей сцены и следующей.
Романс Антониды - печальный характер, создан раньше (романс на стихи Дельвига «Не осенний частый дождичек»)

4 действие. Ария Сусанина - 3-х частное строение. Вступление: речитатив и оркестровая тема (нисходящие фразы). Основная тема песенного склада; передает глубокое раздумье. Характер сдержанной скорби. Кульминация в коде.
Финал 4 д. (сцена гибели Сусанина) - трагическая кульминация оперы и первая развязка. Оркестровый эпизод фугато, изображающий бурю, затем присоединение темы рондо Антониды и мазурки (контрастная полифония). Речитатив «Чуют правду» - великолепный пример распевного речитатива:

Ария «Ты взойдешь, моя заря» полна глубокой скорби. В ней Глинка по словам Одоевского сумел «создать новый, неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии»:

Ариозо «Хитрить мне нужды нет» (повторяется дважды) на теме лужского извозчика (1 д.), в оркестре тоже народная песня - «Вниз по матушке - по Волге» - их введение подчеркивает национальный характер героя.
Эпилог. Хор «Славься» - объединяет черты национальных жанров (знаменный распев, кант, партесный концерт, народная песня, колокольный звон):



торжественное, величественное звучание, итог развития, начатого в интродукции.

Вопросы по опере «Иван Сусанин».

1. Авторское определение жанра оперы.
2. Историческое событие и факт, который лег в основу сюжета.
3. Произведения на ту же тему.
4. С какими событиями при жизни Глинки перекликаются события оперы?
5. Кто подсказал сюжет и хотел писать либретто?
6. Кто написал либретто? Необычность сочинения оперы?
7. Новаторство в опере.
8. Какова основная идея, композиция (строение) оперы и краткое содержание?
9. Что такое увертюра, интродукция, эпилог?
10. Музыкальные номера оперы?
11. Назовите основных действующих лиц оперы. Какими музыкальными средствами они охарактеризованы?
12. Хоровые сцены, в которых дана характеристика русского народа.
13. Какими словами Глинка кратко выразил суть характеров героев оперы (Сусанина, Собинина, Вани и Антониды)?
14. Каким показан Иван Сусанин? В каких сценах раскрывается его характер?
15. Какими жанрами охарактеризованы враждебные силы? Какие танцы звучат на балу?
16. Какая музыка из сцены бала получает дальнейшее развитие, как она изменяется?
17. Ответы Сусанина полякам. Где в опере звучат эти темы? Почему Глинка дал в ответах Сусанина темы хоров?
18. В какой сцене кульминация сюжета оперы?
19. Какие чувства выражены в последней арии Сусанина?
20. Характер и музыкальные особенности хора «Славься». Что придает музыке эпилога особую праздничность и торжественность?
21. Объясните слова В.Ф. Одоевского: в опере «нет ни одной фразы, которая не была бы родною русскому слуху». Что составляет основу музыкального языка оперы?
22. Значение оперы. Почему оперу называют первой русской классической оперой? Что дало уверенность В.Ф. Одоевскому написать: «Этою оперою решался вопрос существования русской оперы, русской музыки»?

Опера «Руслан и Людмила»
1. Годы создания, премьера.
2. Авторское определение жанра. Что такое эпос?
3. На чей сюжет и по какому произведению написана опера?
4. Композиция оперы и краткое содержание.
5. Кто такой Баян? Каким народным жанрам близка его музыка?
6. Музыкальная характеристика главных героев Руслана и Людмилы (каким показан герой, где раскрывается его облик?)
7. Фантастическая картина похищения Людмилы, средства выразительности в ней. Что такое «гамма Черномора»?
8. Сравните музыкальные характерист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.015 с.)