Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальные инструменты эпохи Ренессанса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы— семейство струнно- смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку,альт, виолончель) и, возможно, являются их предшественниками(сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако же они имеют важное отличие. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким,бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из- за большого числа струн он быстро расстраивается. И.С.Бах Музыка эпохи барокко. Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово ≪барокко≫ предположительно происходит от португальского ≪perola barroca≫— жемчужина или морская раковина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами,сложностью, пышностью и динамикой. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор ≪Аллилуйя≫ из оратории ≪Мессия≫Георга Фридриха Генделя,≪Времена года≫ Антонио Вивальди, ≪Вечерня≫ Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений,появился такой вид сочинений, как опера. Полифония. «Полифония» в переводе означает многоголосие. Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен. Одним из основных средств развития в полифонии является имитация («подражание»). В музыке - это прием поочередного вступления голосов, при этом каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием. Имитация способствует непрерывности мелодического движения, что является отличительным признаком полифонической музыки. В творчестве Баха полифония достигла наивысшего совершенства. Творческое наследие И.С. Баха. Маленькие прелюдии, фуги, 2-х и 3-х-голосные инвенции. Огромную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома. Произведение получило название «Хорошо темперированный клавир». Бах также написал много музыки для органа, который был его любимым инструментом. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – немецкий композитор, получивший при жизни признание преимущественно как органист, знаток музыкальных инструментов, а после смерти почти забытый на несколько десятилетий.Большинство произведений Баха – полифонические.
Эпоха Венского классицизма. Композиторы – венские классики. Венскими классиками называют Й.Гайдна и его младших современников – В.А. Моцарта и Л. Бетховена. Основоположник классической симфонии. Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл. Йозеф Гайдн (1732-1809) – австрийский композитор, старший из трех венских классиков (к ним также относятся Моцарт и Бетховен). В силу своего происхождения и жизненных обстоятельств Гайдн символизирует человека труда, который преодолевает препятствия. Гайдн был наделен чувством юмора и мудрости, и во всем видел светлые стороны. Ему ближе народно – бытовые и лирико – эпические образы. Область его главных творческих интересов и достижений – симфоническая и камерная инструментальная музыка (всего более 800 сочинений) Особенно значительны более 100 симфоний (в том числе программные «Военная», «Прощальная», «Детская», «Часы», «Симфония стремоло литавр» и др.), более 80 струнных квартетов, более 60 клавирных сонат. В последней трети XVIII века в музыке окончательно сложился классический сонатный цикл – точно определилось количество частей (3 в сонате и концерте, 4 в квартете и симфонии), сложнее стало содержание. Строение сонатной формы
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – австрийский композитор, венский классик оставивший в наследие более 600 произведений. В характере Моцарта сочетались лучшие качества его современников – свободолюбие, чувство ответственности перед собой и людьми. Ему свойственны лирические и лирико – драматические образы. Искусство его пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, а также меткостью и живостью в воплощении различных человеческих характеров. Это сделало его замечательным оперным композитором («Свадьба Фигаро», «Дон – Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его симфонии (около 50-ти), инструментальные концерты, камерные ансамбли, фортепианные сонаты (широко известна соната Ля мажор с «Турецким маршем»), Реквием для хора, солистов и оркестра занимают одно из самых почетных мест в мировом концертном репертуаре. 9 симфоний (В Третьей, Пятой, Седьмой и Девятой (с хором в финале на тему «Оды к Радости» Ф. Шиллера) отражены образы героической борьбы. Четвертая, Шестая «Пасторальная» и Восьмая – симфонии воспевающие красоту природы); концерты для различных инструментов с оркестром; инструментальная музыка, для фортепиано 32 сонаты (среди них «Патетическая», «Лунная», «Аппассионата»), более 20-ти вариационных циклов, багатели, рондо и др.; опера «Фиделио»,камерные ансамбли,«Торжественная месса» и др.
Вопросы-Венский классицизм. 1. В середине XVIII века в этом городе создавались и исполнялись лучшие симфонии лучшим оркестром того времени. Это город…… 2. «Часы», «Курица», «Прощальная», «Военная» - произведения какого композитора и в каком жанре имеют такие названия? 3. Опера-buffa – как по-другому можно назвать этот жанр? 4. В какой стране родилась опера? 5. С жизнью какого композитора связан собор Св. Стефана? Где этот собор находится? 6. Что такое tremolo? 7. В какой тональности звучит побочная партия в экспозиции I части симфонии Моцарта №40 g-moll? 8. Где происходит действие оперы «Свадьба Фигаро»? В течении какого времени происходят события в этой опере? 9. Где родился Гайдн? 10. Почти 30 лет (1761-1790) Гайдн прослужил у князя……..? 11. Где родился Моцарт? 12. Чем известен в истории музыки Леопольд Моцарт? 13. Что такое либретто? 14. Либретто оперы «Свадьба Фигаро» создано Лоренцо да Понте по одноименной комедии……(автор)? 15. Сколько симфоний у Гайдна? Какие из них носят названия «Лондонские»? 16. В какой части какой симфонии звучит золотой ход валторн? 17. Почему знаменитое Рондо Моцарта называется турецким? 18. Rondo alla turca является частью более крупного произведения. Какого? 19. Какому певческому голосу поручена партия Керубино? 20. Последняя опера Моцарта……….? На каком языке ее исполняют в оригинале? 21. В какой тональности следует побочная партия в экспозиции I части Сонаты D-dur Гайдна? 22. В каких частях Симфонии Моцарт №40 g-moll используется эта тональность? 23. В 14 лет Моцарт был избран членом филармонической академии. В каком городе это произошло? 24. Вторая часть этого произведения представляет собой вариации на две темы – песенную в c-moll’е и маршевую в C-dur’е. О каком произведении идет речь? 25. В знак дружбы и глубокого уважения Моцарт посвятил Гайдну…..? 26. Кто завершил Реквием Моцарта? 27. К кому обращается Фигаро в своей Арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный». На каком языке звучит эта ария и вся опера? 28. В этом циклическом произведении три из четырех частей разворачиваются в сонатной форме. О каком произведении идет речь? 29. В этом трехчастном цикле, напротив, нет ни одной части в форме сонатного allegro.Что это за произведение? 30. Свою первую оперу Моцарт написал в 12 лет. Это была………….. 31. В музыке этой части, резко контрастирующей с окружающими частями цикла, слышится тяжелая поступь сарабанды. О какой сонате идет речь? 32. Существует легенда об отравлении Моцарта его завистником Антонио Сальери. Кто превратил эту легенду в сценическое произведение? 33. Что значит французское слово ronde? 34. Никола Антонио Порпора – итальянский композитор, чьи указания буквально ловил на лету…….? 35. Во времена Гайдна и Моцарта Вена была столицей….. (полное название государства)? 36. «Сотворение мира», «Времена года» - жанр, автор. 37. Наиболее динамичный, неустойчивый в тональном отношении раздел сонатной формы……………………. 38. Группы симфонического оркестра. Перечислить в порядке их следования на партитурном листе. 39. Кто из русских композиторов считал, что «Моцарт – есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки…»? 40. В одном из рекламных объявлений XVIII века говорилось: «Девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерт на клавесине…». Как звали девочку и мальчика? 41. Как звали зальцбургского архиепископа, который заставлял Моцарта чувствовать себя «выше поваров, но ниже лакеев»? 42. В каком городе впервые была поставлена опера «Дон Жуан»? 43. Какому певческому голосу поручена партия невесты Фигаро? Имя невесты…….? 44. На каких инструментах играл Моцарт? 45. В тексте этого контракта говорилось о создании «любой музыки, какую пожелает его светлость». Кроме того давались следующие предостережения: «Никому не показывать новых композиций, а тем более не разрешать никому их списывать…». Между какими физическими лицами был заключен контракт? 46. Известен рассказ о том, как четырехлетний Моцарт пробовал сочинить……? 47. Размер и музыкальная форма менуэта. 48. 11 апреля 1770 года 14-летний Моцарт прослушал в Сикстинской капелле это многоголосное произведение и записал его по памяти. О каком произведении идет речь? 49. Ведущая группа оркестра……… В нее входят………………………….. 50. «Если захочет барин попрыгать…». Какому персонажу принадлежит эта ария, как точно она называется? 51. Какие части классического сонатно-симфонического цикла следуют в основной тональности? 52. Какая часть классического сонатно-симфонического цикла значительно отличается в темповом и тональном отношениях от других частей? 53. Какой композитор заменил «танец королей и короля танцев» на Скерцо? 54. У кого из представителей Венской классической школы большее количество симфоний? 55. В чем особенности цикла Восьмой симфонии Шуберта? Какова ее тональность? 56. В какой части сонатно-симфонического цикла следует, прежде всего, искать форму сонатное allegro? 57. Какой раздел сонатного allegro наиболее неустойчив в тональном отношении? 58. В какой классической симфонии сонатному allegro I части предшествует вступление? В каком темпе оно идет? Тембровые особенности самого начала этого вступления. 59. Последний раздел сонатного allegro. 60. Если далее за ним следует еще один завершающий раздел, то как он называется? 61. Почему на вкладышах к CD тональность Пятой симфонии Бетховена иногда обозначатся с-moll – C –dur?
Эпоха Романтизма. Композиторы периода романтизма -Ф.Шопен, Ф. Шуберт,К.Шуман Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор – романтик. За свою короткую жизнь создал более тысячи произведений. Это прежде всего песни для голоса с фортепиано (более 600 песен), среди них «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Баркарола», а также два песенных цикла «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». Много шедевров и среди других его произведений – симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей. Шуберт с замечательной чуткостью отразил в музыке мир лирических переживаний человека – от светлых, радостных - до сумрачных, горестных. Его произведения изобилуют мелодиями, тесно связанными с песенной и танцевальной народно – бытовой музыкой – австрийской и немецкой, венгерской и славянской. Древнерусская музыка. Начало развития русский профессиональной музыки - X век (принятие Христианства на Руси), но в народной музыке к этому времени большое значение имели песни календарного круга, семейно-бытовые, позднее – былины. В X - XIV веках (ранее русское средневековье) главными культурными центрами являлись Киев и Новгород. Памятники киевской культуры - Софийский собор с его фресками, "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет". Культура Московской Руси - ХV-ХV1 века.Высшее достижение зодчества - Московский Кремль и его соборы, изобразительного искусства - творчество Рублева и Дионисия. Новое в музыке: 1. Возникновение исторических и лирических протяжных песен. 2. Появление новых видов знаменного распева; составление сборника "Обиход". 3. Зарождение многоголосия. Оно называлось строчным: голоса двигались параллельно в консонирующий интервал – ч.4 или ч.5. Первые мастера многоголосного письма - Василий и Савва Роговы, Федор Крестьянин. 4. Усовершенствование записи музыки - введение новгородцем Иваном Шайдуром киноварных помет (обозначение регистров красной краской). 5. Массовые наборы скоморохов по распоряжению Ивана Грозного. 6. Доставка в Москву в 1586 году "заморских инструментов" - органа и клавикорда (подарок русской царице от английской королевы). На смену знаменному пению приходит из Польши новый вид культовой музыки - партесное пение (пение по партиям), ведущим жанром становится партесный концерт (гомофонно-полифоническое многоголосное произведение). Знаменитый мастер партесного стиля - Василий Титов. XVII век стал последней главой не только в развитии знаменного пения, но и завершил 700-летнюю эпоху скоморошества. Скоморохи были окончательно запрещены, но их искусство уже и не соответствовало духу времен, требовались новые, более сложные жанры. Одним из них стал кант: (бытовая многоголосная песня); его особенности: 3-голосный склад (нижний голос - гармоническая основа, верхние голоса - параллельное движение терциями), куплетное строение. В 1672 году был открыт первый придворный театр, представления в котором сопровождались музыкой. Петровские времена: военная музыка (для духовых оркестров), виватные (хвалебные) канты, танцы (менуэт, гавот). 30-60 годы: опера («Цефал и Прокрис» Арайи на русский текст Сумарокова), кантаты, оратории. 70-90 годы - Березовский - создатель нового типа хорового концерта. Самый известный - "Не отвержи мене во время старости" - драматичен, отличается мастерством развития и многообразием фактуры. Бортнянский (35 хоровых концертов и другие произведения для церкви, 5 опер, Концертная симфония, квинтет, фортепианные сонаты, песни), Фомин ( высшие достижение - комическая опера "Ямщики на подставе" и мелодрама "Орфей" (1792). Увертюра к "Орфею" - прекрасный образец русского классицизма), Хандошкин (выдающийся композитор и скрипач-виртуоз. Играл также на балалайке, гитаре, альте. Был дирижером, педагогом, фольклористом). Музыка России 18 века. Алябьев,Гурилёв,Варламов. Общественно - политические события, повлиявшие на развитие искусства: Отечественная война 1812 года, возникновение тайных обществ, восстание декабристов. Распространение романтизма. Новое вмузыкальной жизни: Филармоническое общество, музыкально-литературные кружки. Зарождение музыкальной критики (Одоевский). Основные жанры: опера (Кавос, Верстовский), песня и романс (Алябьев, Варламов. Гурилев, Верстовский). А. Алябьев (1787 - 1851) очень разносторонний художник. В своем творчестве охватил широкий круг тем и настроений: с его произведениями в русскую музыку... «вошли темы высокого гражданского звучания, идея свободолюбия, любви к родине,...сочувствия обездоленным и угнетенным» (Левашева). Среди лучших его романсов - «Грузинская песня», «Соловей»:
А. Гурилев (1803-1858) - сын крепостного руководителя оркестра графа Орлова. Лучшие романсы композитора - «Вьется ласточка сизокрылая», «Матушка-голубушка», «Вам не понять моей печали», «Сердце- игрушка», «Однозвучно гремит колокольчик»:
14. Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. Подобно Пушкину Глинка создал прекрасное и гармоничное искусство, воспевающее красоту и радость жизни, торжество разума, добра и справедливости. В произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской национальной культуры, порожденный событиями Отечественной войны 1812г. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836г.) и «Руслан и Людмила» 1842г., которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере – сказке, опере – былине. Симфонические сочинения «Вальс – фантазия» (1839г.), «Камаринская» (1848г.), «Арагонская хота» (1845г.), «Ночь в Мадриде» (1851г.), заложили основы русского симфонизма. Глинка – классик русского романса («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня», «Венецианская ночь», «Ночной смотр», «Сомнение», «Патриотическая песня» и др.). 1834г. – возвращение в Россию, начало работы над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). 1835г. - знакомство с Даргомыжским. 27 ноября 1836г. - успешная премьера оперы «Жизнь за царя» (присутствовали Пушкин, Гоголь, Одоевский, Жуковский). 1837-1840 гг. - служба в Петербургской Придворной певческой капелле, работа над оперой «Руслан и Людмила», создание романсов «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокального цикла «Прощание с Петербургом» (на слова Кукольника, самые известные песни этого цикла - «Попутная песня» и «Жаворонок»). 1842г. - знакомство с Листом (в Петербурге), 27 ноября - премьера оперы «Руслан и Людмила». 1844 год - авторский концерт в Париже. 1845-47 гг. - поездка в Испанию, создание двух Испанских увертюр («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»). Последние годы жизни: поездки в Варшаву, Париж, Берлин; создание «Камаринской», оркестровой редакции «Вальса-фантазии», романсов; замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница». 1857 г. Берлин: занятия с Денном, болезнь, смерть 3 февраля. Похоронен в Петербурге. Вопросы по творчеству Глинки. 1. Где и когда жил М.И. Глинка? Национальные традиции: песни (3 цитаты и темы Глинки с народными интонациями), романсы, канты, партесное пение, знаменный распев, колокольный звон. Западноевропейские традиции: Генделя (хоровые сцены), Баха (полифония), Бетховена (оптимистический финал, несмотря на гибель главного героя - как в «Эгмонте»), итальянской оперы (виртуозность вокальных партий). Черты классицизма: сходство с классической драмой, логичность развития (подготовка заключительного хора» «Славься» с 1 хора «Интродукции»); романтизма: лирика, темы, характеризующие поляков, жанры песни и романса; реализма: психологическая правда (сцена Сусанина с поляками в 4 д.). Характеристика поляков - инструментальная танцевальная музыка (соответствие национальной традиции), показаны в целом - нет конкретных действующих лиц. Мазурка: Эта тема почти совпадает с хором «Славься», «Страха не страшусь» 4д. близок 1-му хору интродукции). Ответ близок 1-му хору из интродукции. Размер 5/4. ладовая переменность. Контраст предыдущей сцены и следующей. Вопросы по опере «Иван Сусанин». 1. Авторское определение жанра оперы. Опера «Руслан и Людмила»
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.015 с.) |