Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства музыки.

Поиск

Содержание музыкальных произведений.

Музыкальные инструменты.Виды оркестров.

Музыкальные инструменты различаются по строению и способу извлечения звука. Они делятся на струнные смычковые, струнные щипковые, духовые, ударные, клавишные.
Струнные смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот и их разновидности.
Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба.
Ударные: литавры, ксилофон, колокола, колокольчики, большой и малый барабаны, тарелки, бубен, треугольник, тамтам, кастаньеты и др.
Клавишные:
клавишные струнно – щипковые: клавесин, клавикорд, чембало, спинет, верджинал (на них играли в XVII – XVIII веках);
клавишно – ударный – фортепиано (рояль и пианино);
клавишно – духовой – орган.
Струнные щипковые – арфа, гусли, домра, балалайка, гитара и др.

Оркестр – коллектив музыкантов. Оркестры бывают разные: симфонический, духовой, струнный, народных инструментов, эстрадный, джазовый и др.
Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Состав симфонического оркестра.

Состав симфонического оркестра установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов:

1)в струнную группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;

2)в группу деревянных духовых  входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

3)группа медных духовых инструментов состоит из валторн и труб.

4)из ударных инструментов Гайдн использовал только литавры.

Духовой оркестр состоит из духовых и ударных инструментов (медная группа больше, чем в симфоническом оркестре).
Оркестр народных инструментов: домры, балалайки, баяны, гусли, рожки, жалейки, ложки, трещетки и др.

Эстрадный оркестр: струнные смычковые, духовые, в том числе

саксофон, клавишные, ударные, электро – музыкальные инструменты

Музыкальные формы.

Музыкальная форма — это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.

Мотив- (от латинского «двигаю») — самое маленькое построение в музыкальной речи. Так называется наиболее яркий,запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным — от одного-двух звуков до целого такта.
Фраза -(по гречески – «выражение») — более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов.
Предложение — относительно законченное музыкальное построение, состоящее из двух или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом.
Каданс (от латинского «оканчиваюсь») — заключительный музыкальный оборот.

Период – законченное музыкальное построение состоящее из нескольких предложений (чаще всего двух).
Виды периода: однотональный и модулирующий, повторного и неповторного строения.

Период — это самая маленькая одночастная музыкальная форма (A). Период, как правило, состоит из 2-х предложений с различными каденциями.

Период, который начинается и заканчивается в одной тональности

называется однотональным.

Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в

другой, называется модулирующим.

Бывает 3 вида периода:

период повторного строения - состоит из 2-х предложений, которые

начинаются одинаково, а заканчиваются по разному (а+а1)

период неповторного строения - состоит из 2-х разных предложений.

(а+в)

период единого развития - его нельзя разбить на предложения, он

представляет собой непрерывно текущую мысль (а)

Каданс 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно,

вопросительно. Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершенно,утвердительно.

Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит как музыкальное послесловие. Такой раздел называется дополнением. Примеры: Шопен. Прелюдия A dur, прелюдия c-moll.

Благодаря разным кадансам 1-е и 2-е предложения в периоде

воспринимаются как вопрос и ответ.

Из периодов строятся другие, более крупные формы.

Строение периода:

Период

Жанры.Песня,Танец,Марш.

Жанры музыки - это разнообразные её виды. Музыкальные жанры возникли в ходе развития музыкального искусства. Каждому из них присущи свои особенности. Произведения, связанные со словами и пением, относятся к вокальной музыке (это песни, романсы, арии, сочинения для хора). Инструментальная музыка включает разнообразные сочинения для отдельных инструментов, ансамблей (дуэты, трио, квартеты) и оркестра. Среди них - этюды, прелюдии, экспромты, ноктюрны, сонаты, сюиты, симфонии и др.

Музыкальный жанр – род, вид музыкального произведения. Все виды музыки можно условно разделить на четыре большие группы:

Вокальная (песня, романс, ария.).

Инструментальная (соната, симфония, квартет).

Вокально – инструментальная (кантата, оратория, месса).

Театральная. К музыкально-театральным жанрам относятся: оперы, оперетты, балеты.

Марш( франц.- marche - ходьба, шествие, движение вперед).Это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия.

Черты марша:

1) строго размеренный темп

2) четкий ритм и характерная ритмическая фигура, как бы       подталкивающая движение музыки (пунктирный ритм)

3) Размер 4/4, 2/4

4) квадратное строение мелодии (8+8 или 4+4 такта)

5) простая четкая фактура аккомпанемента, аккордовое сопровождение

6) в оркестре использование медных духовых и ударных инструментов (военные марши пишут специально для духового оркестра).

7) особый тип интонаций: ходы по трезвучиям, акценты на устойчивых звуках (фанфарные интонации).

Виды маршей -торжественный - во время праздников и парадов, военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей, спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях,траурный, цирковой, сказочный, юмористический, игрушечный, детский, песня-марш.

ПОХОДНЫЕ МАРШИ

 Марш «Прощание славянки». Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин. В 1912 г. Шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им.

Один из первых русских маршей - Марш Преображенского полка Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра 1 (нач. 18 века).

СКАЗОЧНЫЕ МАРШИ

Марш Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

 

 

 П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» Марш из балета Чайковского "Щелкунчик" совершенно иного рода. Он сопровождает веселый детский праздник в первом действии балета — новогоднюю елку. К девочке Маше и ее брату пришли в гости дети. Они резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг елки.

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ МАРШИ

Церемония – торжественный порядок чего-либо.

Церемониальные марши сопровождают военные парады, важные события, свадебные торжества, погребальные шествия.

Траурный марш Ф. Шопена

Эта музыка – третья часть сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Вот что писал об этой музыке В. Стасов: «Знаменитый в целом мире «похоронный марш» этой сонаты, совершенно единственный в своем роде, явно изображает шествие целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов…». Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого Шопена.

Песня – древнейший жанр вокальной музыки, которая объединяет мелодию и слова в единый песенный образ (различают народную и профессиональную песню.
Романс - основной жанр вокальной камерной музыки; произведение для голоса с сопровождением, с характерными лирическими, чувствительными оборотами, с текстом часто любовного характера. Разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог и др.
Вокализ – пьеса для голоса без слов.
Ария – большая вокальная композиция для певца солиста с сопровождением симфонического оркестра, законченный музыкальный эпизод в опере, оратории, кантате.
Ариозо, ариетта – небольшие арии.
Монолог – сольное музыкальное высказывание персонажа в свободной форме.
Ансамблевые номера: дуэт, терцет (трио), квартет, квинтет, секстет, септет, октет и т.д.
Песня - самый популярный вид музыкального искусства.Мелодия в песне повторяется несколько раз с разными словами, образуя куплеты. Такая  форма называется куплетной. В конце каждого куплета звучит припев, который не изменяется. Если запев исполняется обычно одним певцом, то припев чаще поют хором.В песне может быть аккомпанемент фортепиано, баяна или оркестра. Такие песни имеют вступление, отыгрыш между куплетами и заключение. Однако песни могут исполнятся и без сопровождения. Такое пение называют а капелла. Оно более характерно для народных песен. Фольклор – народное творчество.Календарно-обрядовые песни:Колядки и щедровки, Веснянки,Летний цикл.

Танец возник в глубокой древности и тесно связан с бытом. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер, ритмический рисунок. Каждый народ создал танцы, отличающиеся национальным своеобразием.

Танец– это искусство выразительных движений в определенном ритме.
Русские народные танцы: камаринская, трепак; украинские танцы: гопак, казачок; белорусский народный танец - бульба; танец народов Кавказа — лезгинка.

Народные танцы: трепак (старинная русская пляска, быстрая, веселая в двухдольном размере), гопак (украинский танец, быстрый, в размере 2/4), крыжачок (задорный белорусский танец в размере 2/4 или 4/4, исполняется парами), лезгинка (национальный танец – соревнование лезгин), быстрый, энергичный, в размере 6/8) и многие другие.
Танец- вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи движений под музыку. Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью обрядов и ритуалов. Каждый народ выражал в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо. Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы.

Барыня - русская народная пляска, исполняемая в живом, задорном темпе, с постепенным ускорением, размер двудольный.

Трепак – русская мужская пляска, в которой танцоры как бы состязаются в ловкости и быстроте, стремясь перещеголять друг друга в различных виртуозных фигурах этого танца – присядке, «мельнице», частом дробном притоптывании. Он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, размер2/4.

Камаринская- Камаринской присущ веселый задорный характер. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двудольный размер.

Плясовой наигрыш Камаринской получил новую жизнь в творчестве композиторов-классиков – М.И. Глинка – симфоническая фантазия «Камаринская», П.И.Чайковский – пьеса для ф-но «Камаринская» - из сборника «Детский альбом».

Гопак - украинский народный танец. Для него характерны присядочные и пржковые движение (гопать (укр.) – прыгать). Он имеет подвижный темп, размер2/4. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке: М.П.Мусорский опера «Сорочинская ярмарка», Н.А.Римский – Корсаков опера «Майская ночь», П.И.Чайковский опера «Мазепа».

Бульба - (картошка) – белорусский народный танец-песня. Быстрый темп, размер 2/4, острый ритм, задорная мелодия, в мажорный лад. Форма танца – куплетная.

Лезгинка- Танец народов Кавказа. Лезгинка отличается быстротой, стремительностью. Размер 2/4 или 6/8. Движения на пальцах ног сочетаются в ней резкими и порывистыми движениями рук и корпуса. В лезгинке передаются характерные черты народов Кавказа, их смелость, ловкость.

А.И. Хачатурян» Лезгинка из балета «Гаянэ»

М.И. Глинка Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»

Тарантелла - итальянский танец. Характер живой и страстный, быстрый темп, четкий ритм, размер 6/8.

Бальные танцы: менуэт (старинный французский танец, популярный в XVII – XVIII веках; неторопливый, плавный, изящный, в трехдольном размере с затактом), гавот (старинный французский танец XVII – XVIII века в умеренном темпе в размере 4/4 или 2/4 с затактом), полька (чешский народный танец, веселый, задорный, в быстром темпе, в размере 2/4), вальс (европейский танец XIX века, плавный, выразительный, в размере 3/4); мазурка (яркий, зажигательный польский танец в быстром темпе, трехдольном размере с четким ритмом и резкими акцентами); полонез (польский танец – шествие в умеренном темпе, в трехдольном размере, с акцентом на сильной доле.

СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ XVI век

 Бальные танцы значительно отличаются от народных, хотя и произошли от них. Бальные танцы постепенно распространились по всей Европе. Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие медленный и быстрый танец. В XVI веке самой распространенной была пара, включавшая в себя павану и гальярду.

Павана – (pavo –павлин) – испанский танец - шествие, медленный, величавый. Движения – шаги, повороты, поклоны, размер 4/4.

Гальярда - (gagliarda (ит.) - веселая, бодрая) итальянский танец, быстрый с легкими прыжками, размер 3/4.

Чакона  - народный танец, известный в Испании с конца XVI века, темп живой размер 3/4, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем, чакона стала медленным танцем величавого характера, в миноре, с акцентом на второй доле. В музыке этого танца есть одна традиционная особенность: в басовом голосе повторяется одна и та же последовательность звуков – это как бы фундамент, на котором выстраивается вся музыкальная постройка. Так возникла форма вариации на постоянный бас (basso-ostinato)

Пассакалья – (от испан. – проходить, улица) танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества. В дальнейшем претерпел большие изменения. Черты: торжественный, траурный характер, медленный темп, размер 3/4, минор, форма – basso-ostinato.

ТАНЦЫ XVII - XVIII ВЕКОВ

Менуэт (франц.- мелкий шаг) – придворный французский танец. Изысканный, темп умеренный, размер 3/4. Шаги менуэта изящны, танцующие как будто скользят, едва касаясь пола. Поклоны, реверансы, кавалер изящным движением снимает шляпу, дама церемонно приседает.

Из бального зала менуэт проник на оперную сцену, а затем вошел в сонату, квартет, симфонию. Музыку менуэта создавала многие композиторы (первым – Ж.-Б. Люлли – 1673г.) В России менуэт появился в начале XVIII века. До появления вальса менуэт был «королем» бальных танцев.

Гавот (франц. – от гавотов – жителей области Овернь во Франции) - французский танец грациозного и жеманного характера. Размер 2/4, 4/4, умеренный темп, четкий ритм. Характерная особенность – широкий двухдольный затакт.

Экосез - старинный шотландский танец. Первоначально сопровождался волынкой. Веселый, парно-групповой, размер 2/4, быстрый темп.

ТАНЦЫ XVIII ВЕКА

Полонез (от франц. – польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. 

В старину полонез называли «великим пешим танцем». Рассказывают, что появился он на свет в старой польской столице Кракове в 1574 г. При церемонии вступления на престол короля Генриха III Анжуйского, в то самый момент, когда польские шляхтичи-дворяне торжественно и чинно прошлись под звуки музыки перед новым королем. Сначала его танцевали только мужчины. Под горделивое, величественно звучание полонеза в 3-дольном размере, длинной вереницей выступали  танцующие, изящно приседая в конце каждого такта. Темп умеренный.

 

В России полонез обрел вторую родину. Сначала он появился как бальный танец на Петровских ассамблеях, где его танцевал Петр Великий с Екатериной I.

Польский композитор Михал Клеоф Огиньский – автор знаменитого полонеза для ф-но «Прощание с родиной».

Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец. Размер - 3/4, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В шляхетской дворянской мазурке больше блеска, ее движения символизируют военную удаль. Движения решительные, с вызовом. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры.

ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Лендлер  (нем. – деревенский) - австрийский и немецкий парный круговой танец. Происхождение вероятно связано с названием местности в Австрии – Ландль. Размер ¾, темп умеренный, мелодия строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок, движения с прыжками. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс. Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и И.Штрауса-отца.

Вальс ( нем. Walzer - кружиться) – один из самых популярных танцев XIX века. Более подвижный и легкий, чем лендлер. Размер ¾, плавный, как бы летящий. Характерная фактурная формула аккомпанемента: бас-аккорд, аккорд, с акцентом на первую долю такта.

Вальсы композиторов Ланнера и Иоганна Штрауса-отца звучали повсюду. Вальсы же Иоганна Штауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Недаром Штрауса называли «КОРОЛЕМ ВАЛЬСОВ». В творчестве Штрауса вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Им написано 168 вальсов, среди них «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В них окончательно закрепилась форма венского вальса из 5 танцев, обрамленным развернутым вступлением и кодой.

XIX век прошел по символом вальса, его танцевали везде во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки – оперу, симфонию, его музыка приобрела самостоятельное значение. Таковы вальсы Шопена, Чайковского, Вальс-фантазия Глинки, вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» вальс Свиридова (муз. Иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Полька- Чешский танец (pulka – полшага), в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок. 1830. Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др.

Галоп- (от фр. alloper – скакать)Быстрый круговой танец 19 в. В двудольном размере, состоит из стремительных скачкообразных движений вперед и назад, близких по типу к польке. После 1825 года галоп вошел в моду в Германии, где его называли ручер или хюпфер. Галоп часто встречается в профессиональной музыке; примером может служить Большой хроматический галоп Ф.Листа.

Краковяк- Польский танец, возникший в Краковском воеводстве. Отличается четким двудольным размером. Сначала его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера.

ТАНЦЫ ХХ ВЕКА

Танго- (аргентинское) – парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х г.г. В 1910 г. Проникает в Париж, тогда оно и получило свое название. Размер 2/4, темп неторопливый,

 ритм:

Вальс-бостон- (по названию города в США) американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Разновидность мед­ленного вальса. Характерные черты:3/4, в аккомпанементе - пауза на 3-й доле такта.

Кэк-уок - (англ.-шествие с пирогом)- танец северо-американских негров. Название танца связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом, а также позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо с пирогом. Ритм  с характерными острыми интонациями,синкопами, паузами. Размер 2/4, исполняется в темпе быстрого марша. Был популярен в Европе в первое десятилетие XX века.

Регтайм - (англ. – неровный, рваный ритм) по происхождению связан с «трактирной» музыкой северо-американских негров, приемами игры на банджо, танцем кек-уок. К регтайму восходят танцы тустеп, уанстеп, фокстрот. Специфика регтайма-в не­совпадении ритмической пульсации в партии левой руки (равномерное чередование баса и аккорда в широком диапазоне) и свободно синко­пированной полуимпровизационной темы в партии правой руки. 

Фокстрот- (англ. - лисий шаг, быстрый шаг) - один из первых джазо­вых танцев. Возник из регтайма в США, в 1910-х г.г. распро­странился в Европе. Темп умеренно-быстрый, 4/4, ритм маршеобразный, синкопированный. В 1920-х г. г. происходит разделение на быстрый Ф.-квикстеп, и обычный Ф., медленный-слоу - Ф. Фокстрот породил также другие танцы с элементами джазовой музыки, например, чарльстон, шимми.

Чарльстон - бальный танец. Возник в 1922г. в г. Чарльстон (США). По происхождению связан с джазом и регтаймом, представляя собой быст­рую разновидность фокстрота. Размер 4/4, ритм синкопированный. Был попу­лярен в США и Европе до конца 1930 г.г. и в 1960-1970 г.г.

Румба - афро-американский песня-танец.Острый по ритму, кубинского происхождения. Популярен был в 30-е годы ХХ века. Размер 2-дольный, ритм синкопированный, темп от умеренного, подвижного до быстрого.

Самба - афро-бразильский парный танец. Сопровождался пением и игройна ударно-шумовых инструментах. Размер 2/4, ритм

синкопированный.

Рок-н-ролл-( англ. - раскачиваться, вращаться) -песенно-танцевальная форма,возникшая в США в начале 50-х г. г.  XX века. В основе - упрощенный вариант негритянской танцевально-бытовой музыки «ритм энд блюз, кантри-энд вестерн, буги-вуги». Рок-н-ролл дал жизнь новым танцевальным жанрам 50-60 г.г (твист, шейк, эдисон). Он стал одной из основ современной рок музыки.

Твист –(англ.-кручение) относится к танцам группы рок-н-ролла. Быст­рый темп, четкий ритм, 4/4, сильные доли акцентировании. Приобрел известность с начала 1960-х г.г, благодаря американскому певцу и танцору негру Ч. Чекеру. С нач. 70-х г. г. распространился среди молодежи во многих странах мира.

Шейк  - модный танец 60-х годов.

Брейкданс - модный танец 80-хг.г.  с дергающимися движениями, что отражено в его англ. названии (брейк-ломаться).

Вокально – инструментальные жанры:
Кантата – крупное вокально – инструментальное произведение торжественного или лирико – эпического характера; может быть написано для одного или нескольких солистов, с хором или без него или для хора с инструментальным сопровождением (И.С. Бах написал сотни духовных и десятки светстких кантат).
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, певцов – солистов и оркестра, написанная, как правило, на библейский текст. В ней, как и в опере, есть сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры, но это не столько показ, сколько рассказ о каких – либо событиях.
Месса – многоголосное хоровое произведение с инструментальным сопровождением или без него. Этот жанр развился из церковных песнопений.

Программная музыка.

Инструментальная музыка бывает непрограммной (без сюжета) и программной.

Программными называются инструментальные произведения, в которых автор поясняет содержание. Программа может быть подробной и обобщённой.

НАЗВАНИЕ, ЭПИГРАФ - это обобщённая, сжатая программа.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ - подробная программа.

ИСТОЧНИКОМ СЮЖЕТА могут быть мифы, легенды, сказки, сказания,исторические события, литературные произведения, впечатления от пейзажа,картин, фантазия автора. Программность делает музыку более образной и выразительной. Программной бывает музыка разных жанров и форм - сюита,симфоническая картина, симфоническая поэма, симфония, соната, увертюра.

Программные произведения писали и в 18 веке, и в наше время, но в творчестве композиторов 19 века программная музыка получила особое распространение.

Различным инструментальным произведениям композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Иногда композитор дает произведению литературное предисловие - программу. В ней излагается содержание. Это и есть программная музыка.

Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.

Музыка, в которой есть подражание звукам окружающего мира, называется ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ. Такая музыка может передавать звуки природы – дождь,гром, вой ветра; подражать голосам птиц; изображать движение людей, птиц,зверей, пространство. В программно-изобразительной музыке большую роль играют ритм, регистр, гармония, динамика, фактура, тембр.

«Пер Гюнт» - пьеса выдающегося драматурга Ибсена. Отдельные эпизоды спектакля сопровождает музыка Грига. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

Большой популярностью пользуется оркестровая сюиты, составленная композитором из отдельных номеров музыки к драме.

Опера-сказка.

Жанр оперы-сказки появился в творчестве Глинки с созданием оперы "Руслан и Людмила". Расцвета достигает в творчестве Римского - Корсакова-«Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».

Оперетта – музыкально – сценическое произведение, в котором вокальные и хореографические номера чередуются с разговорными сценами (арии, ансамбли и хоры более просты и выдержаны в песенно – танцевальном духе). Родилась оперетта в XIX веке в Париже.

Либретто – словесный текст музыкально – драматического произведения (оперы, оперетты, балета, реже оратории.
Лейтмотив – музыкальная мелодия неоднократно повторяющаяся на протяжении всего произведения и служащая характеристикой какого – либо персонажа, явления.
Увертюра – инструментальное вступление к опере, балету, оперетте, сценической драме. В период романтизма развивается жанр концертной увертюры, являющейся самостоятельным оркестровым произведением. Оперные увертюры выражают атмосферу или характер произведения и в них часто используются мелодии, которые затем повторяются в процессе исполнения произведения.

Балет – музыкальный театральный спектакль, один из основных видов сценического искусства, передающий содержание произведения посредством танца,где танец вместе с музыкой выражает какое – нибудь драматическое действие.

Жанр сложился в эпоху Возрождения (XV –XVI век), когда он стал составной частью различных празднеств, затем превратился в самостоятельный музыкально – театральный жанр.

С ним связаны имена композиторов: А.Адан, Л. Делиб, П. Чайковский, А. Глазунов, И. Стравинский, М. Равель, С. Прокофьев, Р. Глиэр.
Сольные номера балета: вариация (танец одного солиста), па-де-де (танец двух солистов), па-де-труа (танец трех солистов), па-де-катр (танец четырех солистов); массовые номера исполняет кордебалет (включает от 8 до 30 исполнителей). Часто в балетное действие включается дивертисмент – последовательность нескольких танцев.
Слово «балет» произошло от итальянского baletto- танец. Балет появился в 16 в. при королевском дворе  во Франции,носил характер придворного зрелища.

Наиболее известные- «Жизель» Адана, «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»Чайковского.

В балете, как и в литературе, музыке, живописи,возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, «сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.Написан на сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

8.Музыка Средневековья.

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа—феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство,любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях.

Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами,создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати,среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.).

Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции— искусство трубадуров и труверов(Адам де ла Аль,XIII век), вГермании миннезингеров(Вольфрам фон Эшенбах,Вальтер фон дер

Фогельвейде,XII-XIII века), а также городских ремесленников.

В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные жанры и формы песен эпические,рассветные, рондо, баллады, канцоны,лауды и др.).

Входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока(виола, лютня и т.д.), возникают ансамбли (нестабильных составов).

В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»:сказители, странствующие синтетические артисты(жонглёры,мимы,менестрели,шпильманы,скоморохи).

Во всём царят строгая традиционность и каноничность.

Закреплению, сохранению и распространению традиций и эталонов (но также и их постепенному обновлению) способствовал переход от невм, лишь приблизительно указывавших характер мелодического движения, к линейной нотации (Гвидо д'Ареццо,XI век),позволившей точно фиксировать высоту тонов, а затем и их длительность.

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её

жанры,формы, средства выразительности.

В Западной Европе с VI-VII веков складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки на основе диатонических ладов (григорианское пение), объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны).

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры:органум,мотет,кондукт, затем месса.

Во Франции в XII веке образуется первая композиторская(творческая) школа при Соборе Парижской богоматери(Леонин,Перотин).

На рубеже Возрождения(стиль ars nova во Франции и Италии,XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется

многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

В Восточной Европе развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм.

В Византии,Болгарии,Киевской Руси, позднее Новгороде расцветает культовое-знаменное пение (Знаменный распев), основанное на системе диатонических гласов, ограничивающееся только чисто вокальными жанрами (тропари,стихиры, гимны и др.) и использующее особую систему записи нот(крюки).

Музыка эпохи Возрождения.

Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке.

Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке.

К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах Западной Европы.

Со временем новое творческое движение распространилось и на страны Восточной Европы. Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам.

Существенные изменения происходят и в музыкальной культуре, которую теперь представляют несколько новых влиятельных творческих школ и непосредственно связанные с ними выдающиеся композиторы: Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (XV век), Жоскен Депре (XVI век) и др.

В то же время церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает ≪готическую≫ линию в искусстве Возрождения, направленную, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного.

К XV веку складывается так называемая полифония ≪строгого письма≫, правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку)— так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм, всвязи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.

И.С.Бах

Музыка эпохи барокко.

Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма.

Слово ≪барокко≫ предположительно происходит от португальского ≪perola barroca≫— жемчужина или морская раковина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными

формами,сложностью, пышностью и динамикой.

В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор ≪Аллилуйя≫ из оратории ≪Мессия≫Георга Фридриха Генделя,≪Времена года≫ Антонио Вивальди, ≪Вечерня≫ Клаудио Монтеверди.

Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений,появился такой вид сочинений, как опера.

Полифония.

«Полифония» в переводе означает многоголосие. Каждый голос в полифонической музыке самостоятелен.

Одним из основных средств развития в полифонии является имитация («подражание»). В музыке - это прием поочередного вступления голосов, при этом каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием. Имитация способствует   непрерывности мелодичес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.016 с.)