Общая характеристика причин зависаний, отказов и неисправностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика причин зависаний, отказов и неисправностей



Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г.

П37

Диагностика зависания и неисправностей компьютера/Серия «Техномир». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.

 

Книга представляет собой хорошо структурированное пособие-справочник для пользователей ПК и ремонтни­ков. Материал излагается в виде полезных советов. Про­читав эту книгу до конца и следуя рекомендациям и сове­там, приведенным в ней, вы избавите себя от необходимос­ти обращаться в сервис-центр и сможете «приручить» свой компьютер.

 

ISBN 5-222-02083-5            ББК 32.973

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов

Введение

I. Общая характеристика причин зависаний, отказов и неисправностей

II. Первичная диагностика эпизодических отказов ПК и его технического состояния

Конструкция IBM-совместимого компьютера

в минимальной конфигурации (аппаратная часть)

III. Зависания, отказы и неполадки в работе ПК, выявляемые с помощью встроенных программно-аппаратных средств

IV. Диагностика зависаний и отказов, вызванных нарушением целостности программного обеспечения

1. Поиск причин отказов в среде MS-DOS -5.0, -6.22, -7.0

2. Поиск причин отказов в среде Windows 9x

3. Поиск причин отказов в среде Windows 2000, NT 4.0

V. Отказы и неисправности аппаратного обеспечения, рекомендации по ремонту

1. Ремонт системных плат (начальные сведения)

2. Диагностика и устранение неисправностей жесткого диска

3. Диагностика и ремонт мониторов

4. Профилактика, диагностика и ремонт НГМД в ПК

5. Сетевые платы, причины отказов сетевых плат

6. Ремонт блоков питания ПК

7. Диагностика неисправностей и ремонт принтеров

8. Рекомендации по ремонту накопителей CD-ROM

VI. Приложение

Глоссарий — справочник компьютерных сокращений и терминов

 

От авторов

Авторы, программист и аппаратчик, имея 20-летний опыт по обслуживанию и ремонту персональных компьютеров, вы­пустили 5 книг, посвященных этой проблеме. Наиболее удачными, судя по отзывам пользователей компьютеров, были следующие:

• «IBM PC в вопросах и ответах», печ. л. 20, 1998 г., «Радио и связь»;

• «37 зависаний персональных компьютеров», печ. л. 20, 1999 г., «Радио и связь»;

• «Ремонт зарубежных принтеров», печ. л. 34, 2000 г., «Солон-Р».

Работа в сервис-центре по ремонту импортной электрон­ной техники позволила накопить определенный материал по надежности работы отдельных узлов и компонентов и разра­ботать методику поиска неисправностей, которая позволяет сократить время и путь диагностики и ремонта компьютера от симптома неисправности до неисправной платы или ком­понента.

Необходимо отметить, что в 80-е годы ремонт произво­дился в основном путем замены плат и узлов, а в 90-е годы в связи с появлением на рынке большого выбора зарубеж­ных радиокомпонентов и комплектующих ремонт стал про­изводиться вплоть до неисправной детали или компонента (микросхемы, транзистора, диода и т. п.), что/значитель­но удешевляет ремонт, но требует повышенной квалифика­ции ремонтника.

При написании этой книги авторы сконцентрировали свое внимание на следующих аспектах:

- не утомлять читателя описаниями общеизвестных прин­ципов действия узлов и блоков компьютера;

- не приводить структурных и электрических схем ИС, БИС, процессоров и контроллеров, которые легко могут быть найдены в каталогах или через Интернет;

— отсутствие электрических схем и пособий по диагнос­тике и ремонту НЖМД, накопителей на CD-ROM, скане­ров и принтеров значительно затрудняет ремонт этих уст­ройств;

— проблемы зависания компьютеров и плавающих про­граммно-аппаратных неисправностей;

— дать читателям новые сведения по ремонту компьютер­ной техники, стандартам, комплектующим изделиям;

— классификация неисправностей компьютера на аппа­ратные и программные, причем для НЖМД четко произве­сти такую классификацию порой довольно трудно;

— знание ремонтником аппаратной части микропроцес­сорных систем, опыт проведения диагностики и ремонта компьютеров значительно сокращает срок ремонтных работ (известно, что в основном пользователи бойко работают на клавиатуре и щелкают мышкой, а подключение осциллог­рафа к шинам микропроцессора является для них «сверхза­дачей»);

— по статистике, в компьютере одновременно возника­ет только одна неисправность, а не несколько. Это значи­тельно облегчает диагностику и ремонт блока, устройства;

— каждая фирма-изготовитель НГМД, НЖМД, накопи­теля на CD-ROM, принтера рекомендует свою методику про­ведения диагностики и ремонта; одни предлагают дерево поиска неисправностей, другие — таблицу кодов ошибок, третьи — таблицу типовых неисправностей; авторы склонны давать таблицы типовых неисправностей как наиболее доступ­ную и наглядную форму помощи пользователю-ремонтнику.

Книга представляет собой хорошо структурированное по­собие-справочник для пользователей ПК и ремонтников. Материал излагается в виде полезных советов. Для широкого круга пользователей, может быть полезна специалистам-ремонтникам, найдет применение для теоретического изу­чения, так как проблемам диагностики и ремонта компью­теров и периферийных устройств уделяется недостаточнее внимание на всевозможных курсах по информатике и вычис­лительной технике, как в вузах, так и в различных государ­ственных и коммерческих организациях.

Если у вас окажется достаточно терпения и интереса и вы сможете прочесть эту книгу до конца, то, следуя рекомендациям и советам, приведенным в ней, сможете избавить себя от необходимости обращаться в сервис-центр.

Если в вашем компьютере появилась неисправность, не теряйтесь, проявите настойчивость и попробуйте отыскать ее самостоятельно. Не бойтесь ремонтировать компьютер, это не так трудно. В этом случае вы будете вознаграждены за старания, вновь имея перед собой ваш любимый компьютер в исправном состоянии.

Успехов вам, дорогие читатели!

ВВЕДЕНИЕ

Если перед вами встала задача устранить неполадки, зави­сания или отказы, препятствующие нормальной работе ком­пьютера, попробуйте сначала САМИ решить эту проблему.

Прочитайте рекомендации, изложенные авторами в этой книге, а в случае успеха примите наши поздравления.

Если проблема выходит за рамки содержания справочни­ка, обратитесь в сервис-мастерскую.

Проблемы с CD- ROM

Если ваш компьютер оснащен устройством для воспроиз­ведения компакт-дисков и индикатор устройства при вклю­чении и загрузке программного обеспечения не загорелся, посмотрите, не забыли ли вы вставить компакт-диск.

При повторном включении компьютера, если компакт-диск вставлен в CD-ROM, а индикатор по-прежнему не за­горается, проверьте (при вскрытом корпусе ПК), все ли ка­бельные соединения обеспечивают CD-ROM питанием (со­единение с блоком питания), сигналами обмена с системной платой (соединение с адаптером IDE) или звуковым адапте­ром (соединение со звуковой платой).

Правильность соединения можно проверить с помощью руководства по пользованию:

• компьютером;

• звуковой платой;

• устройством CD-ROM.

Рекомендация:

Иметь «карту» проводов, кабелей и соединений периферий­ных устройств с системной платой (жесткий диск, дисково­ды, CD-ROM — это тоже периферийные устройства), а так­же состояний перемычек на системной плате — это значит из-бавиться от головной боли при каких-либо переустановках в системном блоке или его модификации (UPGRADE). Для проверки всегда можно вернуться к предыдущему варианту.

Отказы и зависания из-за программного обеспечения

Примером такого зависания может быть следующее.

Вы забыли пароль

Если пользователь забыл пароль на Setup, можно восполь­зоваться различными программами для снятия пароля или одним из заводских паролей. Заводские пароли для AWARD BIOS следующие: AWARD_SW, TTPTHA, HLT, lkwpeter, KDD, ZBAAACA, J322, ZAAADA, Syxz, шесть пробелов, Wodj, девять пробелов, ZJAAADC, 01322222, J256,?award. Один из этих паролей должен подойти.

Однако в новых AWARD BIOS (версии 4.51) инженерные пароли отсутствуют. Но существует программа для снятия/ определения установленных паролей в таких BIOS.

Для AMI BIOS стандартных паролей нет. Единственный случай: если вы приобрели материнскую плату, то пароль может быть AMI.

Существуют программы для определения установленного на SETUP пароля. На некоторых AMI BIOS можно сразу после включения держать нажатой клавишу INS — при этом в CMOS-память загружаются стандартные параметры.

Чтобы аппаратно «сборосить» CMOS (вместе с паролями) нужно выполнить следующее.

Почти на всех современных системных платах рядом с батарейкой есть перемычка для сброса CMOS-памяти (обыч­но 4 контакта, нормальное положение — 2-3, сброс — 1-2 или 3-4; иногда — 3 или 2 контакта).

Выпаивать и тем более замыкать батарейку не имеет смысла — это чаще всего не приводит к успеху из-за конструкции схемы питания CMOS-памяти, а замыкание батарейки сильно сокращает срок ее службы.

Если на плате нет батарейки, нужно поискать пластмас­совый модуль с надписью «DALLAS» (это монолитный блок с батарейкой и микросхемой CMOS) — перемычка может

быть возле него. В случае, если перемычка для очистки CMOS-памяти отсутствует, то сначала попробуйте отключить или отсоединить батарейку.

При этом также рекомендуется отключить провода от бло­ка питания, так как заряд на его конденсаторах может со­храняться и поддерживать нормальное питание CMOS RAM более суток.

 

Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютера

Существует целый набор неполадок или сбоев, которые носят эпизодический, редко повторяющийся или вовсе не повторяющийся характер. Эти отказы можно подразделить на следующие классы:

1. Всплески напряжения (Power Surges) приводят к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, выходу из строя ПК

2. Высоковольтные выбросы (high voltage Spikes) приво­дят к сбросу ОЗУ, реже — к выходу из строя элемен­тов ПК.

3. Проседание напряжения (Power Sags) приводит к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, реже — к выходу из строя ПК.

4. Высокочастотный шум (Electrical Zine Noise) приводит к возникновению ошибок, сбросу ОЗУ, зависанию ПК, выходу из строя, накопителей.

5. Выбег частоты (Frequency Variations) приводит к зави­санию ПК, выходу из строя накопителей, программ­ным сбоям и потере данных.

6. Подсадка напряжения (Browmout) приводит к потере данных и выходу из строя ПК.

7. Пропадание напряжения (Power Failure) приводит к потере файлов, потере данных и выходу из строя ПК.

 

Систематические отказы

Отказы этого типа являются основными неисправностя­ми, рассматриваемыми в данном справочном пособии. Для их четкой идентификации требуется необходимый минимум информации, которую пользователь получает в ходе реали-зации процедур диагностики. В сложном случае возможно применение профессиональной диагностической аппаратуры и специальных диагностических программ.

Типичные неисправности

Приведем несколько типичных признаков ненормальной работы ПК, наличие которых говорит о том, что пользова­телю необходимо всерьез позаботиться — как о сохранности инфромации, записанной на компьютере, так и просто о его физической целостности.

1. ПК работает много медленнее, чем обычно.

2. ПК не загружается с жесткого диска.

3. При включении компьютер не загружается, курсор за­висает в левом верхнем углу дисплея.

4. Случайно стерт файл или группа файлов, и это время от времени повторяется.

5. Ошибка чтения/записи жесткого или гибкого диска — это вид ошибки, получаемой из-за неправильного зна­чения CRC (Cyclical Redundancy Check — цикличес­кого контрольного кода) или физически плохого сек­тора.

6. Плохая (искаженная) таблица распределения файлов (FAT), об этом сообщает специальная диагностическая программа.

7. Жесткий диск отформатирован случайным образом, т. е. применена команда из программного пакета DOS FORMAT и все данные оказались потеряны. В любом из этих случаев пользователь или сервис-инже­нер должен знать последовательность действий, которые смогут помочь ему диагностировать неисправность и спасти (если это возможно) информацию, записанную в ПК.

 

Примеры легкоустранимых отказов

1. Перекос адаптерной платы. При включении компьюте­ра на экране монитора высвечиваются строчные полосы, го­ворящие о том, что нарушена система синхронизации. Раз­борка корпуса компьютера и последующая сборка показали, что источником этих неполадок был перекос адаптерной платы вследствии того, что системная плата была «слишком» при­ближена к стенке корпуса ПК. Следовательно, нижний край адаптерной платы вставлялся изначально нормально, а верх­ний — отжимался боковой стенкой в сторону, подвытаски-вая нижний край адаптера из слота (разъема). Нарушение кон­тактов адаптера и слота и приводило к данному дефекту.

Заметим, что подобные неполадки — явление довольно частое. В данном случае пользователь самостоятельно мо­жет устранить неполадки подобного свойства.

2. Плохой контакт в соединительном сигнальном кабеле. Кабель, соединяющий системный блок с принтером, как оказалось впоследствии, не имел четкого контакта штырь­ков с отверстиями разъемов. Следствием этого было непро­хождение одного из сигналов в принтерный порт системной платы.

3. Отказ, вызванный сбоем SETUP. При загрузке компь­ютера нет обращения к жесткому диску. Проверка SETUP показала,что жесткий диск не «прописан» в CMOS — мик­росхеме конфигурации. Это могло произойти из-за мощной сетевой или электромагнитной помехи или из-за разряжен­ной батарейки, крепящейся на системной плате.

В другом случае жесткий диск может быть прописан в CMOS-конфигурации, но его тип не совпадает с типом, установленным в компьютере. Если пользователь знает тип жесткого диска, он может сам установить его параметры в SETUP.

4. Локальный перегрев. Системная (материнская) плата вышла из строя по причине перегрева микросхемы, причем, в течение года плата работала нормально. Если бы пользо­ватель знал, что микросхема перегревается (можно плотно прислонить палец к корпусу микросхемы: если микросхема горячая, то палец трудно удержать прижатым к микросхеме; если не очень горячая, то можно считать, что тепловой ре­жим нормальный), он мог бы приклеить радиатор на мик­росхему и тем самым предотвратить этот отказ. Теперь же ему, возможно, придется поменять всю системную плату.

5. Торможение вентилятора (кулера). Другим показатель­ным примером может служить торможение вентилятора, охлаждающего центральный процессор, ленточным кабелем или другим сигнальным проводом, проходящим рядом с вен-тилятором. Загрязнение подшипников также может служить поводом для такого торможения.

Следствие — выход из строя центрального процессора. Поскольку процессор не впаивается в системную плату, а вставляется в процессорный разъем, то его можно поменять, не меняя системной платы.

Сложнее обстоит дело, если придется выпаивать и менять микросхему, вышедшую из строя по причине перегрева.

Все эти вышеперечисленные примеры пользователь дол­жен знать и держать их в уме, регулярно проверяя тепловой режим и топологическое состояние внутренней конструкции системного блока компьютера.

Суммируя вышесказанное и исходя из статистики отка­зов и неисправностей, можно привести следующую таблицу наиболее уязвимых мест ПК.

Блок питания/ Unit supply

Блок питания соединен двумя жгутами с материнской платой с помощью двух 6-контактных разьемов. На систем­ной плате эти разъемы включены черными проводами друг к другу.

Маркировка этих жгутов следующая:

Таблица 1

Номер контакта Назначение
1 земля
2 земля
3 -5 вольт
4 +5 вольт
5 +5 вольт
6 +5 вольт

Таблица 2

Номер контакта Назначение
1 питание исправно
2
3 +12 вольт
4 -12 вольт
5 земля
6 земля

Остальные жгуты имеют ключи в виде скосов, препят­ствующие неправильному их соединению с модулями; име­ют следующую маркировку.

Таблица 3

Номер контакта Назначение
1 2 3 4 +12 вольт земля земля +5 вольт

Когда выходные напряжения БП падают ниже критичес­кого уровня (на 25%), сигнал «Power good» отключает блок питания.

Следите за тем, чтобы при работе компьютера в венти­лятор, обдувающий блок питания, не попали какие-либо посторонние предметы, которые могли бы привести его к остановке.

Если блок питания оборудован внешним предохраните­лем, проследите, чтобы переключатель на нем соответство­вал уровню напряжения в вашей электросети.

Адаптеры/ adapters

Адаптеры вставляются в системный блок так, чтобы име­лась возможность закрепить их винтами на раме системного блока, что также исключает неправильное их вставление в системную плату (в слоты системной платы).

Если есть подозрения, что адаптеры имеют плохой кон­такт с системной платой, то вытащите все адаптеры из сло­тов (разъемов) и тщательно прочистите их жестким школь­ным чернильным ластиком — в нем есть абразивные элемен­ты, которые, словно наждаком, очистят контакты от окисла.

Таблица 4

9-конт. разъем 25-конт. разъем Сигнал Описание
1 8 DCD Несущая обнаружена
2 3 RX Принимаемые данные
3 2 тх Передаваемые данные
4 20 DTR Готовность терминала
5 7 SG Сигнальный общий
6 6 DSR Готовность данных к передаче
7 4 RTS Запрос передачи
8 5 CTS Готовность к передаче
9 22 RI Индикатор вызова

Причины неполадок устройств, связанных с последова­тельным портом, обычно заключаются либо в неисправнос­ти самого устройства (мыши, джойстика, модема), либо (и это особенно часто встречающаяся причина) в неправильно установленной скорости обмена данными компьютера с ус­тройством.

Иногда пользователь переключает сигнальный кабель при включенном компьютере — с большой вероятностью это мо­жет вызвать пробой буферной микросхемы, соединяющей микросхему последовательного порта (UART) с устройством.

ВНИМАНИЕ: ни в коем случае не подключайте сигналь­ный кабель последовательного порта при включенном компь­ютере.

Отказы при работе сканера

Для обеспечения нормальной работы сканера необходи­мо обратить внимание на следующие моменты:

• при работе сканера на сканируемый лист не должен по­падать свет от посторонних источников;

сканер не переносит тряски и резких перемещений — на­рушается юстировка (настройка) механизма позициони­рования считывающего устройства;

• обращайте внимание на программное обеспечение, которое поставляется со сканером или то, с которым сканер может работать;

• держите дистрибутивные дискеты для сканера в состо­янии при котором они защищены от случайной запи­си и вредных влияний (мощных магнитных помех).

Операционная система ПК (ОС)

Существует множество операционных систем, которыми оснащаются современные персональные компьютеры. Самы­ми популярными являются DOS-6.22 (дисковая операцион­ная система), Windows 3.11, 95, 98, Windows-NT, OS/2, Unix, Novell-DOS.

Характеристики вирусов

Самые короткие — разрушающие. Их длина не превышает 20 Кбайт. Самые длинные вирусы достигают 100 Кбайт и больше. Одна из разновидностей вируса поселяется в анти­вирусной программе. Причем происходит это либо специ­ально, либо случайным образом.

В обычном порядке антивирусная программа выдает сиг­нал о своем собственном заражении,если такое заражение происходит. Сколько времени тратится на излечение от ви­руса? Это время колеблется от 15 минут до получаса. Но это при условии, что лечение проводит квалифицированный пользователь, обладающий современным набором антивирус­ных программ и заранее запасшийся аварийными дискетами.

Таким образом, пути заражения ПК вирусом:

Через сети ПК.

Через дискеты.

После сервисного ремонта.

Антивирусная профилактика должна учитывать эти спо­собы заражения.

Вирусы хранятся в основном в файлах загрузки, в фай­лах загрузочных секторов. К наиболее известным антивирус­ным программам относятся:

• PROT (Исландия),

• Dr.Solomo's ToolKit (Англия),

• AVAST (Чехия)

• Norton Antivirus 95, NAV (США).

• AntiViral ToolKit Pro, AVP (Россия).

Частота появления новых вирусов составляет от 10 до 100 вирусов в неделю. В последнее время особенно много хлопот доставляют пользователям макровирусы, поражающие файлы MS Word и MS Excel. Макровирусы этого типа являются одними из са­мых трудоемких в диагностике и лечении.

Антивирусные программы можно подразделить на следу­ющие виды:

• серьезные программы(рассчитанные на 8000-9000 ви­русов);

• «навороченные»(до 80 % вирусов диагностируются и еще меньший процент лечится);

• популярные (типа AidsTest и Scan).

Существуют вирусы типа «троянского коня». Эти вирусы, уничтожив систему, погибают сами.В настоящее время на­считывается около 200 разновидностей таких вирусов.

Примечание.

В настоящее время выпущен целый набор программ се­мейства Checkit: Checkit PRO: Syslnfo, Checkit PRO: Set, Checkit PRO: Deluxe, Checkit PRO: Analyst и последняя раз­работка WinCheckit. В состав WinCheckit входят несколько модулей, часть из которых выполняется в среде DOS или в DOS-окне Windows. WinCheckit — это прежде всего диагно­стическая программа. В отличие от большинства своих пред­шественников программа WinCheckit выполняет диагностику CD- ROM и звуковых карт.

Загрузочная (системная) дискета

В комплекте «подручных инструментов» пользователя обя­зательно должна быть загрузочная дискета. Загрузочную дис­кету можно создать на новой неотформатированной дискете с помощью команды из пакета DOS:

С:> format a:/s Или на отформатированной дискете:

С:> sys A: Затем:

С:> Сору command.com А:

Многие утилиты имеют собственные средства для созда­ния таких дискет, в частности, утилита NDD.

На загрузочной дискете помимо системных файлов обя­зательно должен находиться и целый ряд DOS-файлов, с помощью которых можно продолжить работу в случае серь-езных неполадок ПК. После того как загрузочная дискета создана, на нее переписываются необходимые сервисные фай­лы из пакета DOS. I Вот список DOS-файлов:.

COMMAND.COM

ATTRIB.EXE

AUTOEXEC.BAT

CHKDSK.EXE

CONFIG.SYS

COUNTRY.SYS

DEBUG.EXE

EDIT.COM

FDISK.EXE

F0RMAT.COM

KEYB.COM

KEYBOARD.SYS

SYS.COM

MSD.EXE

SHARE.EXE

SETVER.EXE

UNDELETE.EXE

UNF0RMAT.COM

Кроме того, на загрузочной дискете должны содержаться:

• любой ASCII-редактор, например QEDIT или EDIT;

• оболочка пользователя, например Norton Commander, Xtree и т. п.;

• антивирусная программа;

• программа типа Norton DiskDoctor или PC-Tools Diskfix и т. п.

ПРИМЕЧАНИЕ. Поскольку современные оболочки и анти­вирусные пакеты занимают большие объемы памяти, все эти программы могут находиться на других дискетах. Создание аварийной дискеты

Залогом успешного функционирования жесткого диска яв­ляется сохранность трех основных системных комплектов данных. Их текущее содержание можно сохранить с помощью

этой программы и тем самым предотвратить неприятные по­следствия зависаний и аварийных ситуаций. При каких-либо неприятностях можно восстановить заведомо правильные па­раметры. К этим жизненно важным данным относятся:

* Данные CMOS — конфигурации

Включают параметры начальной настройки (SETUP) IBM-совместимых компьютеров и компьютеров более поздних моделей. Наиболее критичны параметры, зада­ющие тип жесткого диска. Неверные значения заблоки­руют загрузку компьютера.

* Данные таблицы разделов (Partition)

Включают главные загрузочные записи (сторона 0, ци­линдр 0, сектор 1) и таблицы разделов всех жестких дис­ков. Они описывают физические характеристики каждо­го диска, разбиение его на диски DOS, присутствие дру­гих операционных систем. Неверная информация в такой таблице заблокирует загрузку с этого диска или сделает его недоступным для DOS.

* Данные загрузочной записи (Boot record)

Это загрузочная запись DOS. DOS зависит от достовер­ности информации в этом секторе, иначе она может по­терять FAT (таблицу размещения файлов), корневой ка­талог, электронную базу данных и т.. Если аварийная ситуация в результате заражения компь­ютера вирусом, разрядки батареи CMOS или повреждения системной области жесткого диска случайным фактором воз­никла, a Norton Disk Doctor не в состоянии помочь — уста­новите аварийный диск и запустите процедуру «Восстано­вить» (Recovery).

Вероятнее всего, при нормальной работе компьютера этот диск потребуется вам не чаще чем раз в два-три года.

Для дублирования мер, призванных зарезервировать важ­ную системную информацию, можно применить программу Image. Она сохраняет часто меняющуюся служебную инфор­мацию DOS, например структуру каталогов и т. д.

Создание аварийного диска — единственная и наиболее важная операция, которую необходимо выполнить для защи­ты данцых на жестком диске.Для создания аварийного диска:

1. В первом пункте меню Rescue Disk клавишей ENTER выберите «Создать». На экране появится диалоговое окно создания аварийного диска.

2. Вставьте в дисковод А: новый гибкий диск.

3. Клавишей ENTER выберите «Создание». Программа Rescue Disk автоматически создаст аварийный диск.

4. Подпишите диск: «аварийный диск» — и сохраните его в конверте в безопасном месте.

Можно сделать аварийный диск загрузочным — программа Rescue Disk сделает его загрузочным и скопирует на него файлы запуска системы и необходимые для восстановления программы. Таким образом, если вы захотите использовать аварийный диск также в качестве загрузочного, можно за­пустить систему прямо с него. Авторы советуют загрузочный и аварийный диск организовывать на разных дискетах.

Для хранения аварийных файлов можно использовать ло­кальную дискету, но аварийные файлы можно надежно со­хранить и на сетевом диске.

Если вы сохранили файлы на гибком диске, то подпи­шите его (чтобы не перепутать с другими дискетами), защи­тите его от записи и уберите в безопасное место. Желатель­но обновлять аварийную дискету при каждом изменении в конфигурации системы, например при подключении или отключении жесткого диска, установке новой версии опе­рационной системы и т. д.

Если в результате аварийной ситуации вы не можете заг­рузиться с жесткого диска или, более того, вообще не може­те осуществить к нему доступ, выполните процедуру (если про­грамма Norton Disk Doctor не может восстановить утрачен­ный доступ к жесткому диску) восстановления с аварийной дискеты.

Диалоговое окно «Восстановить» (Recover) позволяет выб­рать данные, подлежащие восстановлению на жесткий диск.

Если аварийная информация сохранилась-на гибком дис­ке, введите имя дисковода (с двоеточием). Обычно это диск А:. Если вы сохранили аварийную информацию в другом месте, то введите путь к ней.

При установке режимов курсор перемещается клавишами «ф» и «Ф», а флажки снимаются и устанавливаются клави-

шей «Пробел» (SPACE). Когда все режимы установлены, клавишей ENTER введите команду «Восстановить» (Recovery). Нажатие клавиши ESC немедленно прекращает восстановление.

 

Восстановлению подлежат:

Таблица разделов (Partition)

Выберите этот режим для ликвидации последствий непра­вильного применения программы FDISK или некоррект­ного подключения дополнительного жесткого диска, выз­вавшего искажение информации на основном диске.

Загрузочная запись (Boot record)

Она может быть случайно изменена командой SYS (DOS). Не включайте этот режим, если после создания аварий­ного диска вы установили новую версию DOS.

Данные CMOS (CMOS- config)

Эти данные теряются при разряженной батарее питания или при ее отключении даже на короткий промежуток времени, поэтому данная программа чаще всего исполь­зуется только для восстановления данных CMOS.

 

Использование утилиты SI (System Information)

Данная утилита часто используется для профилактического обзора состояния компьютерной техники, в частности:

• аппаратуры,

• программного обеспечения,

• использования памяти,

• сети,

• дисков,

• производительности относительно других компьютеров. Нам очень важно достаточно подробно ознакомиться с ра­ботой программы SI, поскольку в системе Windows также с успехом используется аналогичная утилита.

Программа System Information запускается по команде SYSINFO из командной строки DOS. В определенной сте­пени эта программа проверяет системы и узлы компьютера, так как это делает программа «зашитая» в ROM-память — POST (программа самотестирования).

Первой в меню стоит проверка памяти. Пункты меню, составляющие элементы этой проверки:

Память — использование системной памяти вашего компьютера.

Память DOS, называемая также основной памятью, представляет еобой оперативную память, используемую операционной системой, резидентными и прикладны­ми программами.

Память XMS, называемая расширенной — это опера­тивная память, находящаяся за пределами первого мегабайта.

Память EMS, называемая дополнительной, представ­ляет собой «страничную» память, ограниченную разме­ром в 640 килобайт. Она используется прикладными программами, ориентированными на ее применение.

Кроме того SI определяет в меню «Разное»:

• Тип шины — определяет тип соединения электронных плат внутри вашего компьютера.

СОМ-порты — перечисляет устройства сконфигуриро­ванной связи с модемом, принтером, мышью или дру­гим компьютером.

LPT-порты — определяются устройства, обычно исполь­зуемые для связи с принтерами.

Тип клавиатуры — что касается точного количества кла­виш, то оно в действительности может быть больше или меньше.

Версия загруженной в компьютер операционной систе­мы указывается в пункте «ОС».

Следующее меню дает обзор видеокомпонентов вашего компьютера.

Дисплей. Показывает тип установленного видеоадаптера (EGA, VGA и др.), а так же тип вашего монитора (VGA, аналоговый, монохромный и др.). Текущий режим видео идентифицирует произвольный номер, используемый в вызовах низкоуровневой BIOS для ус­тановки дисплея в текущий видеорежим и интерпрети­руемый как его код.

Память. Показывает.количертво адресуемой центральным процессором видеопамяти, которая устанрвдеда в адап­тере (платы VGA могут содержать дополнительную лаг

мять, просматриваемую постранично в области адре­сов видеопамяти). «Адрес сегмента видео» идентифи­цирует начало регенерируемого видеобуфера. «Объем страницы видео» отражает количество байт видеобуфе­ра, используемых для хранения полного экрана в те­кущем видео режиме.

В следующем пункте меню показывается текущий пользо­ватель сети, а также определяется тип активной в настоящее время сети.

Информация обеспечивается для Novell NetWare, Microsoft LAN Manager, Banyan Vines и Lantastic. Состав отображаемой информации зависит от применяемой сети.

Для проверки скорости вашей сети используйте меню «Тесты» пункт «Быстродействие сети».

Физические характеристики диска

Диск определяется таким же образом, как его «видит» BIOS (DOS использует логическую организацию при поис­ке данных, отличную от физической, характеризующей раз­мещение формы сектор/дорожка/сторона).

Сторона — это физическая поверхность диска, по кото­рой происходит запись данных. Диск имеет одну го­ловку чтения/записи для каждой стороны. Дорожка — это концентрическое «кольцо» на поверхнос­ти диска на котором записываются данные (в других вариантах — цилиндр).

Сектор — это элемент разделения дорожек, соответству­ющий размеру логического сектора. Вся считываемая с диска или записываемая на диск информация пере­носится порциями минимального размера, которые называются «секторами». Минимальный размер секто­ра — 512 байт. Информация о дорожках и секторах устанавливается при форматировании диска. Параметр «Диск номер» представляет собой значение, которое BIOS использует в своих командах при указании диска в операциях записи, чтения и форматирования.

BIOS «предполагает», что первый сектор содержит про­грамму продолжения загрузки, и передает управление перво­му байту сектора. В этом месте могут загружаться такие отличные от DOS опе­рационные системы, как Unix, Novell, Windows 9x, Xenix или СР/М. Однако если загрузочный раздел — раздел DOS, то только DOS продолжает процесс начальной загрузки.

Она читает таблицу разделов каждого диска и просматри­вает подтаблицу «Система», распознавая коды и обеспечи­вая поддержку обращения к данным.

Значения в таблицах «Начальный» и «Конечный сторона/ дорожка/сектор» определяют разделы в терминах BIOS.

Таблица «Смещение секторов» — еще один способ опре­делить начальную точку раздела. Указанное значение есть номер стартового сектора, считая от начала диска. Таблица «Количество секторов» указывает размер данного раздела в секторах.

В следующем меню дается краткий обзор использования системной памяти вашего компьютера. Объем памяти ука­зывается в килобайтах.

В этом месте программа Syslnfo может зависнуть — веро­ятной причиной сбоя является попытка сканирования неко­торых областей памяти.

Чтобы быстро получить список загруженных в память ре­зидентных программ, запустите программу из DOS в виде строки SYSINFO /TSR.

Для просмотра всего списка.можно отобразить дополни­тельную информацию по каждой позиции (при ее доступно­сти) в окне.                  /

«Путь» — это каталог, из которого загружена програм­ма.

«Параметры» — команда DOS, которая использовалась для запуска программы, включая параметры. В стро­ке «Распределено блоков памяти» показывается, сколь­ко блоков памяти использовано этой программой. «Адрес» указывает адрес сегмента, с которого начинает­ся блок, в шестнадцатиричном счислении. Колонка «Объем» показывает сумму объемов всех блоков, зани­маемых программой.

«Владелец» определяет, если это возможно, имя програм­мы или указывает область системной памяти DOS, неизвестного владельца или свободную память.

«Занятые вектора прерываний» — это список адресов пре­рываний, которые в данный момент указывают на принадлежащую программе область памяти. Для полу­чения названий векторов можно вернуться к таблице «Программные прерывания», меню «Система». Следуя этим инструкциям, пользователь также может в процессе процедуры тестирования компьютера POST (Power-on Self Test) исправлять ошибки, а также следить за систем­ной информацией о состоянии проверяемых компонентов. Для этого он может воспользоваться пошаговым тестирова­нием в проессе загрузки (Boot Steps).

Программа диагностики в пункте «System Info» отобразит:

• версию BIOS;

• число процессоров и тактовую частоту процессора;

• число установленных микросхем памяти и их общую емкость;

• серийный номер компьютера.

Некоторые программы фиксируют температуру внутри си­стемного блока и целостность вентиляторов, охлаждающих центральные процессоры (CPU).

В случае выбора пункта «Diagn» программа отобразит на LCD-дисплее ошибки (если они есть) для каждой компонен­ты компьютера — процессора, жесткого диска, адаптерных плат и т.д.

Общие сведения о TSR-программах/ Terminal- and- Stay- Resident

Вирусные программы, ини



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.152 с.)