Чаще находите повод, чтобы похвалить ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чаще находите повод, чтобы похвалить ребенка.



-66-

Ситуация. Мама хвалит Витю: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у меня самый умный!» и т. п. Мама же Олега, одобряя поступки своего сына, использует местоимения я и мне вместо ты: «Я очень рада хорошим школьным оценкам», «Мне понравилось чтение стихотворения».

?  Оцените различные подходы к похвале детей.

Решение. Чтобы ребенок не стал зависимым от похвалы, чтобы он не начал постоянно ждать и искать ее, лучше всего выражать ему свои чувства, используя местоимение я или мне, а не местоимение ты.

-67-

Ситуация. Награда и наказание не могут быть главным воспитательным средством, но если похвалить ребенка, то он еще больше поверит в добро, а если наказать его, то зло не станет для него образцом поведения.

? На какую потребность ребенка надо опираться в его воспитании?

Решение. Психологи доказали, что потребность в любви, в принадлежности и необходимости другому — важное условие психического развития ребенка. Чаще сообщайте ребенку, что он любим, дорог вам, или просто говорите ему, что он хороший. Безусловно, здесь играют важную роль и приветливый взгляд, и улыбка, и ласка, и объятия, и т. д. В. Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день: такая эмоциональная подпитка поможет его психическому развитию.

Чем чаще родителей раздражает их ребенок, чем больше они одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят».

-68-

Вопрос. Можно ли обнимать ребенка, если он еще не выполнил уроки?

Ответ. Можно. Не рекомендуется же ставить условия: сначала дисциплина, а потом добрые слова. Наиболее травмирующим для ребенка оказывается отсутствие четкого оценивания — самый худший вид оценки, поскольку это не ориентирующее воздействие, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а «депрессирующее» (Б. Г. Ананьев).

 

* * *

Правила помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Дети готовы поддерживать порядок. А нарушая правила, они восстают не против самих этих правил, а против способов их «внедрения» (само это слово указывает на силовой способ воздействия на личность ребенка).

Приведем несколько правил о правилах.

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно долж­ны быть в жизни каждого ребенка, в ином случае взрослым не избежать попустительского стиля воспитания.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими, иначе взрослым не избежать авторитарного стиля воспитания.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Стоит быть особенно осторожным в запретах типа «не дружить с кем-то», «не ходить куда-то», «не одевать что-то», «не участвовать в чем-то», чтобы ребенок не воспринимал их как угрозу своему ста­тусу.

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между взрослыми, иначе ребенок привыкает добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению.

5. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

6. Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое (по Ю. Б. Гиппенрейтер).

Проявление особой мудрости требуется от родителей при решении вопросов о том, что «можно», «следует» и «нельзя». Найти золотую середину помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной в интерпретации Ю. Б. Гиппенрейтер (табл. 4.6).

Таблица 4.6

Четыре цветовые зоны (по Ю. Б. Гиппенрейтер)

 

Таблица 4.6

(продолжение)

 

 

Правило правилу — рознь. Можно найти «золотую середину» между готовностью понимать и быть при этом твердым характером, между гибкостью и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.004 с.)