Игрушка как средство общения и психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игрушка как средство общения и психического развития



В дошкольном возрасте сохраняется интерес к разнообразным иг­рушкам, позволяющим развивать игровые умения.

Природный материал выступает в качестве полифункциональных игровых предметов.

Особое место среди игрушек занимают куклы (мягкие игрушки) (рис. 9.17).

Для обучения детей способам выражения своего состояния можно использовать невербальные средства общения. Так, например, при чтении стихотворений А. Барто можно научить малыша (3–4 лет) брать игрушку в руки и изображать опечаленного мишку или зайку. Если движения малыша будут недостаточно выразительными, то взрослый может предложить ему побыть грустной игрушкой, а самому показать, как успокоить, обрадовать игрушку.

Можно использовать сценки с участием игрушек, которые сначала поссорились, а потом подружились. Сначала взрослый, выступая, на­пример, в роли белочки, изображает жест, выражающий предложение помириться (рука с повернутой вверх раскрытой ладонью протянута вперед). Ребенок (в роли зайчика) отвечает на это жестом согласия: кладет свою руку ладонь в ладонь. Друзья могут погулять, взявшись за руки, а потом попрощаться.

Также можно использовать игрушки и для того, чтобы научить про­сить прощения.

Взрослый должен научить ребенка бережно относиться к игрушкам. Это можно сделать следующим образом. Нужно попросить малыша ласково погладить любимую игрушку, нежно приговаривая: «Хорошая, хорошая». Потом следует предложить ребенку заглянуть кукле в глаза, погладить ее так, чтобы ей было приятно. Также, когда девочка баюка­ет куклу, возит коляску, можно подсказать ей: «Держи ее бережно и не делай ей больно, укрой одеялом, погладь по головке и т. д.».

Такие игры-упражнения можно предлагать и мальчикам, так как бу­дущие мужчины тоже должны уметь проявлять заботу и нежность.

 

* * *

Родителям следует помнить еще и о том, что игрушка связана с куль­турными традициями народа. Есть игрушки гжельские, дымковские, сергиево-посадские и др. В связи с этим можно организовать беседу о народных, авторских игрушках, их художественных качествах.

Формируя в общении добрые чувства, бережное отношение ко все­му, родители каждый раз побуждают детскую активность, развивают эстетические вкусы детей. Они на примере общения ребенка с игруш­ками должны пробуждать в нем желание действовать самостоятельно, стремление к творческому отношению к своим играм.


* * *

В дошкольный период проявляется большой интерес к игрушкам, предполагающим соревнование (мячам, прыгалкам, кеглям, луку со стрелами и др.). Ребенок должен иметь успех в играх-соревновани­ях — это обеспечит ему признание со стороны сверстников и эмоцио­нально-положительное общение. Взрослый, организуя общение, дол­жен внушать ребенку необходимость хорошего овладения игровыми действиями для достижения успеха в соревнованиях.

Еще одна особенность, которую необходимо учитывать при организа­ции общения во время игры, заключается в том, что и у девочек, и у маль­чиков есть свои, специфические игрушки.

Мальчики отдают предпочтение в играх различным инструментам (молоток, нож и т. д.), машинкам, игрушечному оружию.

Девочки же выбирают, как правило, кухонные наборы, посуду, ме­бель и, конечно, кукол.

-218-

Задание. Понаблюдайте и установите:

♦ с какими игрушками играет ребенок и какие из них предпочитает;

♦ как при этом проявляется половая идентификация;

♦ каковы особенности общения со сверстниками в процессе игры.

 

Общение мальчиков и девочек

Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни. Мальчики:

♦ настойчивее требуют внимания матери;

♦ играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);

♦ более агрессивны;

♦ обладают большей силой.

Девочки:

♦ усерднее стараются вызвать мать на разговор;

♦ больше требуют ласки.

Ранние половые различия в поведении детей определяются:

биологическими факторами (например, агрессивность);

социальными факторами (представлениями взрослых о поведе­нии мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).

С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимают­ся работники дошкольных учреждений, причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.

С девочками же чаще разговаривают матери.

Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола сущест­вует много общего.

Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому пове­дению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.

Если даже и удается выявить половые различия у разных групп де­тей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.

Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.

Другие ученые доказывают, что природные различия между мальчика­ми и девочками предполагают и определенные социальные роли в буду­щем. Сторонники половой типизации убеждены, что следует придержи­ваться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения.

В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).

Таблица 9.4

Стереотипы полового поведения

 

 


Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К 3 годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола, то есть происходит половая идентификация («Я — мальчик» или «Я — девочка»).

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной принад­лежности к тому или иному полу.

После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные по­ступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство соб­ственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются бо­лее дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он вы­бирает для себя и соответствующие игровые роли.

Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки общаются и перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).

Таблица 9.5

Общение мальчиков и девочек

 

 

В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.

Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представите­лем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспи­тателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отра­жаются типично женские поступки и характеры.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учит­ся смотреть на себя как на будущего мужчину (или будущую женщину).

В общении между дошкольниками прослеживается стремление объ­единяться по признаку половой принадлежности:

♦ дети группируются по полу;

♦ возникает общность интересов;

♦ появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы — мальчики» или «Мы — девочки». В соответствии с этим возникает «соли­дарность» мальчиков (девочек), а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и спо­собствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.

-219-

Ситуация. В новелле О. Бальзака «Наивность» есть описание сцены, в которой действие происходит перед картиной с изображением Адама и Евы.

Маленький брат спросил сестренку: «А кто из них Адам?» — «Глу­пенький! — ответила девочка. — Как же можно это узнать, раз они не одеты?»

?  О чем свидетельствуют подобные суждения детей?

Каков примерный возраст детей?

Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6 - 7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.

-220-

Ситуация. Детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и жен­щины выполняли работу, которая обычно выполняется представителя­ми другого пола. Мужчина был няней, а женщина — капитаном боль­шого теплохода. После просмотра фильма ребятишкам задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?».

?  Дайте прогноз возможных ответов детей.

Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что виде­ли буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усво­или типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18).

 

-

 

 

221-

Ситуация. В исследовании группу взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша. Одной половине ро­дителей сообщили, что малыш — мальчик, другой сказали, что девочка. Будут ли реакции родителей одинаковыми? Какие реакции будут приписывать детям?

Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.

-222-

Ситуация. В исследовании взрослые играли с 14-месячными детьми дважды.

Первый раз рекомендовали ребенка — мальчиком.

Второй раз рекомендовали ребенка — девочкой.

? Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?

Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрос­лый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку иг­рушки, которыми обычно играет мальчик.

Когда же взрослый был уверен, что играет с девочкой, то проявлял больше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось бо­лее близкое общение.

-223-

Ситуация. Некоторые родители и воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и даже сами подают в этом пример.

? В чем смысл подобного воспитания?

Разделяете ли вы подобную точку зрения?

Решение. Цель такого воспитания — помочь ребенку понять челове­ка другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм по­ведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.

 

Дети и компьютер

Наша жизнь все больше и больше насыщается новыми знаниями. Не утонуть в информационном потоке, а точно ориентироваться в нем, решать более сложные задачи может помочь компьютер. «Завтра» на­ших детей — это информационное общество.

В настоящее время детям совершенно необходимо общаться с ком­пьютером, дополнять, систематизировать и извлекать с его помощью нужную информацию. Знакомить детей с современными технологиями легче всего через компьютерные игры.

Играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует с миром, пусть даже и искусственным. Но процесс освоения ребенком компью­тера невозможно представить без активного участия родителей.

Компьютер в руках умелого и внимательного наставника может стать инструментом, интенсифицирующим развитие ребенка. В ниже приве­денных задачах показано влияние компьютера на ребенка от очень по­ложительного до очень отрицательного.

-224-

Ситуация. Две женщины завели разговор о своих детях. Одна с гор­достью сообщила своей знакомой, что они с мужем подарили дочке компьютер, на что та ей заметила: «Ну и зря! Теперь она будет часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некомму­никабельной, неприспособленной к жизни».

? Выскажите и обоснуйте свою позицию: больше вреда или пользы ребенку от общения с компьютером?

Решение. Компьютер — это не только игры, а прежде всего неограни­ченный доступ к любой информации, возможность общаться со сверст­никами через электронную почту. Любители компьютера говорят, что ребенок с помощью компьютера сделает такой интеллектуальный ры­вок, что обгонит всех своих сверстников. Специалисты считают, что благодаря Интернету родители могут дать лучшее образование своему ребенку. Впрочем, возможны и отрицательные последствия от работы ребенка на компьютере, вызванные неправильным подбором игр или несоблюдением гигиены пользования компьютера.

-225-

Ситуация. Эмпирические данные, которые имеются сегодня, не позволяют говорить об однозначно негативном влиянии компьютерных игр на психику детей и подростков.

? Какой же вывод должен сделать для себя пользователь компьютера?

Какое значение имеет компьютерная игра для патологиче­ских игроков?

Решение. Неумеренное использование компьютерных игр (как, впрочем, и любого другого способа проведения досуга) может приводить к психопатологическим симптомам. Подобный феномен наблюдается лишь у одной десятой части играющих на компьютере, которых принято называть «геймерами». Для них компьютерная игра имеет совершенно иное психологическое значение: она служит средством гиперкомпенсации внутренних проблем, причины которых лежат в области семейных отношений, школьной успеваемости, социальных контактов.

В группе патологических игроков обычно имеет место явная «пере­дозировка» игры как терапевтического средства. Но логично предположить, что увлечение компьютером в разумных пределах может дать положительный эффект.


-226-

Ситуация. В настоящее время персональный компьютер (ПК) все больше и больше входит в нашу жизнь. Дети с удовольствием играют в компьютерные игры, иной раз их не оторвешь от экрана.

? Какой должна быть продолжительность работы детей на ПК?

Решение. Для детей дошкольного возраста продолжительность рабо­ты с ПК должна быть не более 25 минут, так как может произойти заме­щение двигательной активности, которая в этот период должна быть преобладающей, и вместо пользы будет нанесен вред ребенку.

Помните, что проблема ПК не в избытке информации. Процесс чте­ния книги и текста на экране — вещи совершенно различные по нейроп­сихологической характеристике зрительного восприятия. Глаз человека отвлекается от текста книги лишь тогда, когда переворачивается в оче­редной раз страница. Текст же на экране компьютера нестабилен, по­скольку на нем с частотой от 50 до 16 000 Гц и выше мелькают точки растра, которые образуют строки и кадры. Понятно, что такая частотная нагрузка на зрительный анализатор ЦНС не может быть безобидной. На клиническом уровне отрицательный эффект ПК проявляется в раз­дражительности, эмоциональной возбудимости ребенка, а при достиже­нии определенного уровня пресыщения информацией компьютер ста­новится подобием наркотика. Нередко следствием злоупотребления ПК являются страхи одиночества и общения, социальная фобия. Влияние компьютера может быть особенно разрушительным для людей с неус­тойчивой психикой или со слабой нервной системой. Подробнее об этом можно узнать в статье Л. П. Гримака «Визуальный мир человека и че­ловек в визуальном мире».

-227-

Вопрос. Какие основные показатели готовности ребенка к работе на компьютере нужно учитывать?

Ответ. Дети очень чувствительны к внешним воздействиям. По дан­ным института физиологии детей и подростков, за 1994 г. около 60 % пятилетних детей относятся к компьютеру отрицательно из-за эмоцио­нального напряжения.

Ученые рекомендуют систематические занятия физкультурой с детьми для развития точности их движений и кратковременной памяти, что осо­бенно необходимо для подготовки к работе на компьютере.

_____________________________________________________

Гримак Л. П. Визуальный мир человека и человек в визуальном мире // Мир психологии, 2000. — № 2. — С. 84.

 

Время занятий на компьютере должно быть ограничено до 20 минут 3 раза в неделю.

-228-

Ситуация. Некоторые родители беспокоятся по поводу возмож­ных изменений в поведении ребенка вследствие работы на компью­тере.

? Есть ли причины для беспокойства?

Решение. Основание для беспокойства есть, так как у детей может быстро наступать утомление. Уже через 10 минут работы на компьюте­ре у многих детей наблюдаются внешние признаки утомления и ухуд­шение показателей аккомодации глаза, что через 15 минут отмечается у всех детей. К этому добавляются двигательное беспокойство, увели­чение числа ошибок, снижаются функциональные возможности зри­тельного анализатора и ЦНС.

-229-

Вопрос. С чем может быть связано снижение интереса у ребенка к работе на компьютере?

Ответ. Если неправильно организована деятельность детей, то ин­терес к ней не только не возрастет, а может появиться страх. Надо по­мнить о том, что возникший интерес может быть разного уровня:

♦ поверхностный интерес (реакция на новизну);

♦ ситуативный интерес (только во время действия на ПК);

♦ положительный интерес (заключается в достаточно устойчивом отношении и к компьютеру, и к действию на нем);

♦ эмоционально-познавательный интерес как настойчивое желание узнать больше.

-230-

Ситуация. Психологи установили, что тучные дети посвящают ком­пьютерной игре значительно больше времени, чем их сверстники, имеющие нормальное телосложение.

? Какими причинами можно объяснить подобный эффект?

Решение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влия­ет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностных отношений.

-231-

Ситуация. Некоторые исследователи утверждают, что азартные ком­пьютерные игроки забывают выполнять домашние задания, и, как следствие, у них снижается успеваемость.

? Может ли быть сделан иной вывод из этих наблюдений?

Решение. Да, может быть и прямо противоположная ситуация: труд­ности в освоении учебного материала вызывают «бегство» ученика в мир компьютерной игры.

-232-

Вопрос. Есть ли различия в предпочтениях при выборе компьютер­ных игр у мальчиков и девочек?

Ответ. Да, есть. Мальчики наиболее высоко оценивают игры, связан­ные с борьбой или соревнованием, а чуть меньше — игры на ловкость и игры-приключения. Наименее любимыми являются логические игры.

Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем идут логиче­ские, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием.

-233-

Ситуация. Подростки очень увлеченно занимаются на компьютере.

? Что в наибольшей степени определяет выбор подростками компьютера в качества хобби?

Решение. Это прежде всего обусловлено позицией родителей. Так, на­пример, оказалось, что родители подростков, которые увлекаются компь­ютером, имеют более высокий образовательный уровень, чем родители подростков, которые предпочитают другие виды проведения досуга.

Видимо, высокообразованные родители лучше осознают роль ком­пьютера в интеллектуальном развитии их ребенка и создают благопри­ятную атмосферу для таких занятий.

-234-

Ситуация. Некоторые ученые работают над созданием компьютер­ных игр для подростков в целях борьбы с увлечением их алкоголем и наркотиками.

?  Какие предположения (гипотезы) могут быть выдвинуты для решения данной задачи?

Решение. Если в компьютерной игре подросток будет способен со­знательно мотивировать свои решения, имеющие для него личностный смысл, то ему можно будет избежать пристрастия к наркотикам.

Наиболее эффективными будут компьютерные игры для тех подрост­ков, которые еще никогда не пробовали алкоголя и наркотиков. Их уста­новки против употребления алкоголя и наркотиков после сеанса компь­ютерной игры должны усилиться.

 

* * *

Продуктивный путь использования компьютера может указать взрос­лый, который должен быть рядом с ребенком, быть посредником между ним и компьютером.

В компьютерной игре ребенок учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове основные образные модели игро­вой реальности. Есть много игр, воспитывающих агрессивность и ин­дивидуалистическую мораль. Дети очень впечатлительны и беззащит­ны перед коммерческим потоком таких игр. Взрослый же должен встать на стражу их психологического здоровья. Особенно это необходимо в тот период, пока у ребенка еще не сформировался образ реального мира как интегрированная база здравого смысла.

Нужно учесть, что компьютер может нарушить формирование нор­мальной общительности ребенка, поэтому взрослый должен ориентиро­вать его на общение с реальными людьми в ролевых играх, резко сократив тем самым долю времени, которую ребенок проводит за компьютером.

Коммерческие компьютерные игры надо воспринимать как неизбеж­ное зло, из которого приходится извлекать хоть какую-то пользу, ведь искоренить все зло в любом случае невозможно.

-235-

Задание. Понаблюдайте за тем, как ребенок играет в компьютерные игры. Это позволит вам понять его психологический склад и опреде­лить существующие у него проблемы.

План наблюдения.

1. Отношение к жанру игры. Если ребенок предпочитает агрессив­ные игры, в которых встречаются сцены насилия, то у него есть стремление преодолеть страх перед какими-то явлениями или людьми. Если же ребенка волнуют игры, в которых постоянно звучат крики, шум взрывов, то ребенок хочет получить от игры ощущение мнимого собственного могущества, иллюзию победы над врагом. В этом случае интеллектуальный интерес к разгады­ванию каких-то игровых загадок уходит на второй план.

2. Отношение к достижению результата. Этот пункт позволяет от­ветить на вопрос, есть ли у ребенка мотивация достижений.

3. Отношение к темпу. Медлительные дети с плохим переключени­ем внимания избегают темповых игр.

4. Отношение к трудностям. После выполнения какой-то опера­ции в игре ребенок или может выбрать более трудные игровые ситуации, или же, наоборот, опускается на более низкий уро­вень. В последнем случае ребенка нужно подбодрить, поощрить, вселить в него уверенность.

5. Отношение к проблемам. Следует выяснить, как ребенок развива­ет поисковую деятельность, если находится в новой, неизвестной ситуации, проявляется ли у него познавательная активность?

Если ребенок теряет интерес к игре после неудачи, то это симптом пассивного стиля, отражение неуверенности в своих силах.

* * *

Негативное влияние на психологическое здоровье может оказать не только ПК, но и обыкновенный телевизор. Слишком интенсивный про­смотр телепередач может провоцировать аутизм у маленьких детей. На­пример, в плохую погоду семья находится дома и смотрит телевизор. Маленьким детям предлагается единственный собеседник — голубой экран, и вместо полноценного общения с родителями они получают «теленяню». Можно сказать, что родители сами «выталкивают» детей из реальности.

-236-

Ситуация. Существует очень много противоречивых мнений отно­сительно просмотра детьми телевизора.

?  Как же к этому следует относиться?

Решение. Виртуальное изображение на какое-то время уводит ре­бенка от реальности, а главное — лишает его игр, физических упражне­ний, чтения, то есть таких видов деятельности, которые для психофи­зиологического развития ребенка имеют гораздо большее значение, чем телепередачи (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Восприятие виртуальной информации в зависимости от возраста

 

 


Таблица 9.6

(продолжение)

 

Таким образом, примерно с 7 лет дети могут осуществлять самостоя­тельный просмотр телепередач, хотя уже с 4 лет ребенок любит смот­реть мультфильмы.

Родителям нужно направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир. Они должны понимать, что есть пере­дачи, полезные для детей (лучше в записях на кассете), а есть вредные.

Результаты исследований показывают, что дети 4-10 лет могут смот­реть передачи 2,5 часа в день, в возрасте 11-14 лет — 3 часа, а подростки старше 15 лет — 4 часа. При более длительном просмотре телепередач у детей не исключены такие негативные последствия, как, например, ожирение. Его риск возрастает на 7 % за каждый дополнительный час, проведенный пятилетними детьми у телевизора.

Снижение времени, предназначенного для физической активности, способствует формированию сидячего образа жизни, привычке, кото­рая сохраняется и в будущем.

В одном из исследований учеными были выявлены 11 тыс. пятилет­них детей, которые смотрели телевизор по 2 и более часа в день. Спус­тя 25 лет, когда исследуемые выросли, ученые вновь встретились с ними. Было установлено, что 11 % из этих людей страдали ожирением.

Нельзя ставить телевизор в детские комнаты. Ребенок, почувствовав вкус к столь доступному удовольствию, может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению, всему тому, что необходимо для формирования личности ребенка.

* * *

С. Соловейчик описывает в книге «Педагогика для всех», что он дома специально «выводил телевизор из строя» (говорил, что он «сломался, надо ждать мастера»). Его дети, привыкнув жить без телевизора, начали читать книги, гулять во дворе. У них появились новые друзья, а школь­ные отметки стали лучше.
Глава 10

Межвозрастное общение

 

В плане межвозрастных контактов детей разного возраста интересное исследование провела Е. В. Киселева. Она установила, что в межвозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ро­лей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции.

В любом возрасте межролевое общение является существенным фак­тором развития личности ребенка.

Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоцио­нально комфортном контакте со старшими и младшими в семье, школе, в компаниях, то обнаруживаются такие негативные явления, как повы­шенная личностная агрессия, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими и т. п.

Межвозрастное общение может быть стихийным и организованным педагогами в школе, в дошкольных учреждениях, внешкольных, спор­тивных обществах, по месту жительства и т. д.

Межвозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:

♦ создается дополнительная сфера самореализации, и ребенок мо­жет реализовать себя не только в среде своих ровесников, но и в об­ществе детей другого возраста;

♦ происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми раз­ных возрастов;

♦ появляется возможность переживать ситуацию успеха в присут­ствии референтной группы;

♦ вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;

♦ интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, под­держка и открытость;

♦ вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлексив­ность мышления;

♦ развиваются самосознание и самопознание, формируется пред­ставление о себе.

Позитивные результаты межвозрастного общения возрастают при хорошем руководстве педагога-организатора.

-271-

Ситуация. Миша (9 лет) любит находиться вместе с подростками, четырнадцатилетними Геной, Витей и Сашей. Вместе они собирают велосипеды из нескольких сломанных, вместе они потом катаются, де­монстрируя друг другу свои успехи.

? Развитию каких психических функций способствует такое общение?

Решение. Наблюдая друг за другом, участники общения, вольно или невольно, ставят перед собой вопросы: «Как бы я поступил в этом слу­чае?», «Как бы я исправил эту деталь?», «Как бы я сделал это?» и т. п.

Ребята после общения друг с другом более критично относятся ко многому тому, что раньше принималось ими безоговорочно, у них ус­пешно развивается самосознание.

* * *

Как правило, более юный возраст является «стартовой площадкой» для развития лидерских позиций у старших, ведь среди сверстников утвердить себя в таком качестве намного сложнее.

В межвозрастном общении и подростки, и юноши учатся «приме­рять» на себе «взрослые» роли, принимать самостоятельные решения (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Этапы межвозрастного общения

 

 


 

 

Помимо прочего, в межвозрастном общении реализуется функция реализации ответственности. Стараясь оправдать доверие старших, младшие ответственнее относятся к принятию решений, к собственным поступкам.

Е. В. Киселевой выявлены следующие условия, обеспечивающие эф­фективное влияние организованного межвозрастного общения на раз­витие личности:

добровольность вхождения в общение; «мягкие» методы управле­ния общением, способствующие самореализации личности (сво­бода выбора партнеров по общению, создание ситуаций успеха для участников, активизация через ролевое погружение само­стоятельности школьников в процессе общения, коллективная экспертиза, демонстрация желаемого образца, организация про­странства и времени общения);

постепенное усложнение содержания общения (от освоения ин­формации до самоопределения);

творческий характер общения, который предполагает проявление индивидуальности, включение элементов спонтанности и непред­сказуемости в развитие процесса общения;

♦ превалирование «игровой» позиции педагога-организатора обще­ния.

* * *

Реализация этих условий дает возможность создать оптимальную атмосферу «принятия» (эмоционального комфорта) в процессе обще­ния, что, в свою очередь, позволяет каждому его участнику осознать собственную ценность и значимость для других, то есть развить иден­тичность личности. Все обозначенные воспитательные возможности межвозрастного общения могут продуктивно использоваться в детском общественном объединении.
Глава 11

Проверьте себя

 

 

-272-

Вопрос. Что мешает психическому развитию ребенка, его общению?

Ответ. Препятствует психическому развитию ребенка педагогиче­ская и психологическая неосведомленность родителей, которая выра­жается несколькими моментами.

1. Слабое представление о вопросах генезиса речевого развития, незнание особенностей кризисов возрастного развития и отсут­ствие навыков правильного поведения с ребенком.

2. Неправильно усвоенные стереотипы поведения, примером чего могут служить такие высказывания: «Нет необходимости отве­чать на все детские вопросы», «Подрастет — сам поймет».

3. Личные проблемы и особенности родителя, которые он привно­сит в общение с ребенком, например если мама говорит: «Я долж­на много работать, чтобы доказать бывшему мужу, что я живу лучше его» или «Я скромный человек и требую подобного пове­дения от своего ребенка».

4. Наличие у ребенка нарушений психического развития.

-273-

Вопрос. Какова роль общения в детстве?

Ответ. Общение для маленького ребенка — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его психического развития.

-274-

Ситуация. Известны случаи, когда по тем или иным причинам ма­ленькие дети лишаются необходимого общения, родительской заботы.

?  Как это сказывается на психическом развитии ребенка?

Решение. При отсутствии общения дети в возрасте 3—5 лет не гово­рят, не владеют простейшими навыками самообслуживания, проявля­ют пассивность, не ходят.

В исследованиях выявлено, что дети, растущие в детских домах, от­стают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Казалось бы, физический уход, питание и т. д. в детских домах не хуже, чем в семье. Но нет родительской заботы, детям недостает нормального общения.

-275-

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать: «Как дела? Что нового?»

Сын: «Нормально. Ничего».

Мать: «Поел?»

Сын: «Да».

Мать: «Уроки выучил?»

Сын: «Да».

?  К чему приведет такая схема общения?

Решение. При таком общении сохраняется психологическая дистан­ция, а в его основе ребенок не ощущает доверия, любви и привязанно­сти. В таких обстоятельствах общения родителям будет трудно сохра­нить авторитет, ведь, к сожалению, потерять его намного легче, чем приобрести.

-276-

Ситуация. Родители часто борются с упрямством своего ребенка. Увлек­шись этой борьбой, они перестают видеть ребенка, видят только цель, ко­торую поставили перед собой: «Нужно доказать, что я сильнее (умнее, старше и т. д.), заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться». Потерпев же поражение в этой борьбе, родители обращаются к психоло­гу за помощью, просят: «Сделайте с ребенком что-нибудь».

?  Какой должна быть реакция психолога на такую просьбу?

Решение. Психолог не станет пополнять родительский арсенал средств воздействия на ребенка, а будет изменять позицию родителей, их отношение к ребенку. Предварительно он выяснит, что вкладыва­ют они в понятие «упрямство». На самом деле оно может иметь самые разные значения: невнимательность, гиперактивность, закомплексо­ванность, утомляемость, возбудимость, заторможенность, фобия, слабая обучаемость, самооценка, неуверенность и др. Нередко это может быть и смешением разных смыслов, например объединение упрямст­ва с настойчивостью или целеустремленностью.

Психологом должны быть подвергнуты анализу возрастные особен­ности ребенка, частота и интенсивность проявлений упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится несговорчивым, что этому предшествует. Нередко выясняется, что ребенок может заяв­лять о своих желаниях через выражение несогласия.

-277-

Ситуация. Основы грамотной речи дети приобретают при взаимодей­ствии с родителями, братьями, сестрами, сверстниками, учителями.

?  В чем проявляется различие этих действий?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.217 с.)