Диагностика форм общения ребенка со взрослым. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика форм общения ребенка со взрослым.



Для выявления формы общения следует использовать различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения.

Е. О. Смирнова предлагает:

1) для моделирования ситуации делового общения проводить со­вместные игры;

2) для внеситуативно-личностного общения заводить разговор по душам.

Нужно спросить ребенка, что он хочет делать вместе с вами:

♦ играть с игрушками (предпочтение ситуации делового общения со взрослым);

♦ читать новую книжку (стремление к личностному общению);

♦ просто поговорить о чем-либо.

Однако следует помнить, что выбор ребенком той или иной формы общения не говорит о его неспособности к другим видам общения.

Для более точного определения предпочтительной формы общения рекомендуется провести все 3 вида взаимодействия с каждым ребенком.

1. Начать с ситуации делового общения, то есть с совместной игры. Играя с ребенком, обратить внимание на его способность играть вместе со взрослым:

• умеет ли он ориентироваться на партнера;

• учитывает ли его интересы;

• увлечен ли он совместной деятельностью.

2. Затем выяснить возможности ребенка к внеситуативным контактам со взрослым. С этой целью проводится беседа по поводу прочитанной книжки, в которой есть новые для ребенка знания. Беседа строится как обсуждение прочитанного. В ее ходе:

• отмечается увлеченность ребенка беседой;

• выясняется, задает ли он вопросы и какие;

• обращается внимание на то, рассказывает ли он о своих позна­ниях;

• определяется, как долго ребенок может разговаривать со взрос­лым, не меняя тему разговора.

Если ребенок стремится закончить этот серьезный разговор и за­няться более интересной игрой, то он еще не владеет навыками об­щения со взрослым, его познавательные интересы еще не развиты.

3. Для выяснения готовности ребенка к внеситуативно-личностному общению надо начать разговор о его отношениях с друзьями, с тем чтобы узнать:

• кто из сверстников ему больше нравится и почему;

• с кем он чаще всего ссорится;

• с кем хотел бы дружить.

Можно определить, есть ли у него любимые сказки, кто из их героев обладает какими-либо положительными (отрицательными) качества­ми, спросить о его отношении к тем или иным людям, об их качествах и поступках.

Важно, чтобы взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к персонажам, рассказывал о себе, о других людях.

Темы личностного общения могут быть разными, но связанными с реальными событиями из жизни ребенка, с его интересами, опытом общения с другими людьми. Здесь ребенок должен говорить о том, что нельзя увидеть, потрогать, например о хороших и плохих качествах человека. Именно это делает речевое общение самым сложным и труд­ным для дошкольника. Такая способность очень важна при подготов­ке к школе.

При разговоре на личностные темы нужно обратить внимание на то:

♦ способен ли ребенок слушать партнера, не перебивая его;

♦ может ли он не отвлекаться на посторонние действия.

* * *

Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удоволь­ствием принимает все формы взаимодействия, то он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения. Сопоставляя пове­дение ребенка в разных ситуациях, нужно иметь в виду следующие по­казатели.

1. Выбор ситуации общения.

2. Активность ребенка в разных ситуациях:

• его разговорчивость;

• способность проявлять инициативу;

• развивать тему общения.

3. Чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них.

4. Общий интерес и настроение ребенка:

• его сосредоточенность на теме общения;

• раскованность;

• эмоциональная комфортность.

5. Время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.

Эти показатели можно оценивать по пятибалльной системе от 0 (пол­ное отсутствие качества) до 5 баллов (сильно выраженное качество).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.006 с.)