Игрушка как средство общения и психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игрушка как средство общения и психического развития



У большинства людей детство связано с любимыми иг­рушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).

Игрушки оказывают большое влияние на развитие младенца. Они по­могают и общению, и развитию действий, и психическому развитию, и об­щему эмоциональному состоянию малыша. Необходимо, чтобы игрушки отвечали определенным требованиям (гигиеническим, эстетическим), были подобраны по цвету, форме и звучанию. Уже с 3 месяцев важно пра­вильно подбирать игрушки и учить ребенка с ними играть (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Способы психологической поддержки взрослым ребенка на 1 году жизни

 

Игрушка обязательно должна приносить малышу ра­дость и удовольствие, быть увлекательной и привле­кательной. Соответствие интересам самого ребен­ка — вот то, что делает игрушку игрушкой.

-130-

Ситуация. Мама показывает Нине (2,5 месяца) погремушку ярко-красного цвета, сделанную в виде шара, то справа, то слева от нее, то приближая, то отдаляя ее от дочери. «Какие бы еще погремушки можно купить?» — подумала мама.

?  Какие требования предъявляются к игрушке-погремушке?

Решение. Погремушки должны быть легкие, пластмассовые, разноцветные, звучащие. Они не должны причинять ребенку травм, но в то же время должны быть сложной формы, служить эталоном и формы, и цвета.

По-разному действуя погремушкой, мама формирует у дочки ориентировочное поведение, необходимое для правильного развития малыша.

-131-

Ситуация. Мама Оли (2,6 месяца) обычно подвешивает в поле зре­ния дочери различные игрушки, чтобы она играла ими, и уходит. Жен­щина считает, что ребенок сам прекрасно будет занят.

? Права ли мама? Какие требования эмоционального общения взрослого с ребенком не реализует мама?

Решение. Присутствие мамы очень желательно, так как ребенок будет учиться у мамы манипуляции с предметом, будет пытаться повто­рять ее действия. Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно манипулирует игрушками.

Игрушка провоцирует ребенка к воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к их освоению.

Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу предста­вить, что ребенок будет с ней делать.

Первое требование к игрушке состоит в том, чтобы она могла стать предметом действия ребенка.

-132-

Вопрос. Как должно быть организовано общение во время «кризиса одного года»?

Ответ. К концу первого года жизни ребенок уже умеет общаться: слова, пусть пока мало кому понятные, то и дело срываются с его уст.

Малыш способен уже отвечать на побудительные сигналы (например, «Дай игрушку!»). Круг его общения узок и ограничен семьей. В ней он чувствует себя комфортно, если никто не мешает его самостоятель­ности. В этот период малыш делает уже свои первые шаги. Поэтому нужно помнить, что без родительских восхищений ему не обойтись, а добрые слова мамы вдохновляют его на новые свершения.

В 1 год с ребенком все следует делать вместе: читать, слушать и даже прыгать. При первом удобном случае малыш демонстрирует взрослым свои умения. Это самый благоприятный период для развития его эмоцио­нальности, интеллекта и моторики. Его интеллект развивают красочные книги-раскладушки, доставляющие ребенку большое удовольствие. Для эмоционального развития желательно предлагать ребенку слушать классическую музыку. Чем позже он познакомится с поп-музыкой, тем ему будет лучше. Для развития моторики ребенку будут полезны различ­ные виды гимнастики и массажа, а для развития мелкой моторики — упражнения, которые включают хватающие и бросающие движения.

В этот период ребенок часто подвержен капризам. Различается несколько видов детского крика:

крик-нужда: ребенок хочет общаться или дает разрядку своим не­гативным эмоциям;

крик о помощи: ребенку страшно, больно или плохо;

крик-манипуляция: попытка заставить совершить действие, в ко­тором ранее ему было отказано.

Если ребенок кричит очень громко и больше 5 минут, то необходимо обратиться к специалисту.

-133-

Задание. Понаблюдайте:

1) за характером общения младенца с новыми для него людьми в привычной для него обстановке (на руках у мамы, в своей комнатке);

2) за характером общения с другими детьми в новой обстановке (на детской площадке, в компании).

* * *

Итак, общение уже в младенческом возрасте отличается достаточным совершенством и разнообразием форм и проявлений, хотя основано пре­имущественно на инстинктах и биологических программах. В дальнейшем общение принимает социальный характер и предопределяется его общей деятельностью и развитием речевых умений.
Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.005 с.)