Взрослый является образцом многообразия звуков речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взрослый является образцом многообразия звуков речи.



Взрослый использует речь в общении с ребенком в возрасте 1–6 месяцев только для того, чтобы передать ему свое эмоциональное распо­ложение. Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого доставляет малышу большую радость.

При общении же с ребенком в возрасте 6–12 месяцев взрослый вынужден создавать специальные условия для развития понимания ребенком его речи. Сначала голосом определенной интонации взрослый спрашивает, где находится тот или иной предмет. При этом у ребенка возникает ориентировочная реакция. Затем взрослый показывает пред­мет (желательно, находящийся в одном и том же месте). У ребенка в ответ происходит эмоционально-положительная реакция: «Вот он». Взрослый еще несколько раз повторяет название этого предмета, в связи с чем у ребенка закрепляется связь между названием предмета и его нахождением. Это и есть качественная форма понимания речи

Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития возможностей ребенка. Вначале он только смотрит на предмет, потом стремится к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому (или просто указывает на него).

С началом понимания речи взрослых и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения и назы­вания все новых и новых предметов.


К концу первого года усвоение речи приобретает систематический характер. Она становится одним из важнейших средств расширения возможностей общения со взрослым.

Родителям важно осознать необходимость верно произносить слова и знать грамматику, для того чтобы передать ребенку навыки правильной речи.

-118-

Ситуация. Миша (2 года 5 месяцев) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Коле (2 года 5 месяцев), наоборот, мало читают, с ним довольно мало общаются, но зато мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуются красивыми рисунками.

?   Чего не учитывают мамы этих мальчиков?

Решение. Мама Миши забывает о необходимости сочетать то, что слышит ребенок, с наглядным образом. А мама Коли не учитывает важность связи видимых зрительных образов с обозначающим словом. Обе мамы неправы еще и в том, что не придают значения развитию активной речи у своих детей.

-119-

Ситуация. Во втором полугодии жизни у ребенка появляется сильное стремление к подражанию. Это приводит к тому, что многие про­износимые окружающими людьми слоги и сочетания слогов он начи­нает повторять.

? Какое значение для развития детской речи имеет эхолалия?

Решение. Хотя эхолалия вначале выглядит как совершенно бессмысленное занятие, все же она обогащает детский запас звуков, соче­таний звуков, улучшает их ритмику, то есть подготавливает сырой материал для будущей речи.

Если общение, связанное с удовлетворением потреб­ностей ребенка, проводить только на уровне жестов, то у него возможна задержка в освоении активной речи.

-120-

Ситуация. Мама обращается к Свете (6 месяцев), спрашивая: «Где часики?». «Вот», — показывает девочка.


? Свидетельствует ли это о том, что Света понимает обращенную к ней речь?

Решение. Нет, это еще ни о чем не говорит. У девочки образовался условный рефлекс на слово «часики» как на звуковое сочетание. Света еще не в состоянии представлять себе звук в качестве «знака». Это один из примеров так называемых дрессировочных приемов, когда мама, по­казывая на часики, произносит их название.

-121-

Ситуация. Мама обращается к дочке (6,5 месяца) и спрашивает: «Где Миша?». Оля быстро поворачивает голову к источнику голоса и видит: мама показывает ей мишку. Девочка улыбается, показывает пальцем: «Вот!».

? Что нужно делать родителям, чтобы их дети быстро осваивали новые для себя слова?

Решение. Необходима многократность повторений слов взрослыми, чтобы у ребенка возникли связи произнесенного слова, интонации, с которым оно произносится, с предметом, на который указывают. Пер­воначально важно и постоянное местонахождение предмета. Интона­ция голоса создает эмоциональный тон.

К концу первого года жизни у ребенка возникает устойчивая связь между названием предмета и самим предметом, которая выражается в поиске предмета и нахождении его. Это есть начальная форма пони­мания речи.

-122-

Ситуация. Есть такое суждение: «Дети, вплотную приблизившиеся к стадии освоения речи, могут спровоцировать изменение материнской речи».

? Справедлива ли такая точка зрения? Дайте психологическое обоснование.

Решение. Да, справедлива. В период освоения ребенком речи родители стараются говорить при нем очень отчетливо, употребляют боль­ше вспомогательных глаголов. Ведь родители обычно осознают, что им нужно улучшить свое произношение и знание грамматики, чтобы передать ребенку навыки правильной речи.

 

* * *

Прежде чем приступить к усвоению речи, ребенок должен пройти три стадии:

1) выразительного лепета;

2) бессмысленного подражания;

3) понимания сказанного.

Наличие этого есть предпосылка к познанию настоящей речи.

-123-

Вопрос. Одинаково ли быстро все дети овладевают речью?

Ответ. Нет, далеко не одинаково. Быстрее начинают говорить девочки и те дети, у которых есть младшие братья и сестры.

- 124-

Ситуация. Младшие братья и сестры обычно быстрее и легче выучи­ваются говорить, чем первенцы.

? Дайте возможные объяснения этому явлению.

Решение. Младшие братья и сестры быстрее учатся говорить, так как они учатся не только у взрослых, они многое перенимают и от старших детей в семье, причем речь последних для детского восприятия более доступна.

-125-

Ситуация. Развитие речи у детей, чьи родители малообразованны, происходит позднее, чем у детей, мама и папа которых получили хоро­шее образование.

? Почему так происходит?

Решение. Люди из низших классов общества не располагают доста­точным количеством времени и необходимой степенью образованности, чтобы постоянно заниматься со своими детьми, часто разговаривать с ними. То же самое можно сказать и о тех родителях, которые очень заняты на работе и не имеют возможности для нормального общения с детьми.

-126-

Ситуация. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев же что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за своим чадом произнесенные им слова. Это поощряет ребенка к дальнейшему разговору: приятно узнать, что взрослый тебя понимает. Но мама одного малыша однажды задумалась над тем, как же надо произносить слова: или искажая их в подражание своему ребенку, или правильно, так, как говорят взрослые.

Как нужно взрослому произносить слова в присутствии ребенка?

Решение. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная, как слово произносится правильно, не сразу может его выговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.

-127-

Ситуация. Ребенок усваивает речь с помощью выразительного лепета, бессмысленного подражания.

?   А как происходит понимание им сказанного?

Решение. Это происходит путем обращения к предмету, с помощью его называния. Например, «часики» — «тик-так», «кошка» — «киса» и т. д.

-128-

Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта?

Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня «вложила» в будущего гения программу ритмики русского языка.

Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последо­вательно на разных стадиях развития.

-129-

Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, япон­ские малыши уже не могут уловить разницы в звучании «р» и «л».

? Каким образом можно использовать эту особенность при воспитании ребенка?

Решение. Обучение чужому языку надо начинать как можно раньше. И легче всего это делать, если дети растут в двуязычной среде.

* * *

Не все дети овладевают первыми словами легко и просто. У многих из них возникают различные сложности и проблемы (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Задержки речевого развития

Таблица 5.3

(продолжение)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.011 с.)