Слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы.



К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях:

♦ вызывать действие;

♦ прекращать действие;

♦ оказывать отсроченное воздействие (табл. 6.3).


 

Таблица 6.3

Роль взрослого в понимании ребенком речи

 

 

Как показано в табл. 6.4, активная речь ребенка с возрастом интен­сивно развивается.

Таблица 6.4

Развитие активной речи ребенка с возрастом

 

 

Язык окружающих для ребенка 2—3 лет дается легко: не заучивая слов, не занимаясь грамматикой, он делает из месяца в месяц поразительные успехи. А в возрасте 4—5 лет он уже может без труда рассуждать обо всем, что входит в круг его интересов, и придавать соответствующее выражение богатому содержанию своих представлений и мыслей.

Вначале речевое развитие характеризуется автономной речью. Детьми употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются. Существует несколько категорий таких слов.

1. Облегченные слова, придуманные мамами и нянями: «ам-ам», «ням-ням», «тпру», «ав-ав».

2. Искаженные слова. Произносится часть слова, чаще всего — корень:

• из-за неразвитого фонематического слуха;

• из-за несовершенной артикуляции: «молоко» — «моко», «большой» — «босей», «маленький» — «макий».

3. Придуманные ребенком автономные слова. Ребенок «нанизыва­ет» одну часть слова на другую часть следующего слова, и получается нечто особенное: «Кука, топа-топа» (петушок пришел).

В общении со взрослым при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает (рис. 6.2).

 

-139-

Ситуация. Дима и Митя — однояйцевые близнецы, и общаются они друг с другом при помощи сложившейся у них автономной речи.

? Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев будет сохраняться в течение длительного времени.

-140-

Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит «Гули-гули», то взрос­лый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: «Да, это птицы, голуби…», то есть, не обращая и не заостряя его внимание на неправильном произнесении слова, сразу сказать его правильно.

-141-

Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2—3 лет во время умывания, чтобы расширить его словарный запас, одновре­менно воспитывая положительное отношение к водным процедурам?

Ответ. Во время умывания мама должна «озвучивать» процесс умы­вания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой… Она журчит, льется… Мыло, пе­нится… Ручки будут чистые…» и т. д.

Если это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расши­ряется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

-142-

Ситуация. Нередко взрослый невольно вслушивается в речь ребенка, улыбается и начинает ее копировать, повторяя удивительные соче­тания слов.

? Хорошо это или плохо? И как нужно разговаривать с малышом?

Решение. У каждого ребенка словесные выражения собственных чувств сугубо индивидуальны. Они и составляют невыразимую пре­лесть речи ребенка на втором году жизни.

Эмоциональный отклик взрослого — это хорошо. Но ребенок может специально коверкать слова, «работать на публику», а потому «сюсю­кать» с ребенком, подражая ему, не следует, иначе он еще долго не на­учится правильной активной речи.

-143-

Вопрос. Как правильно разместить игрушки, предметы, чтобы они стимулировали развитие речи детей и способствовали общению взрос­лого с ребенком?

Ответ. Надо располагать игрушки, предметы выше уровня досяга­емости, но в поле зрения ребенка. Это особенно важно для плохо го­ворящего ребенка, так как будет побуждать обращаться с просьбой ко взрослому.
Глава 7

Стремление к самостоятельности

Возникновение стремления к самостоятельности

 

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно ме­няют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стре­мится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противо­речиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис. 7.1).

 

 


 

Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

 

Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:

♦ он хочет быть таким, как взрослый;

♦ он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;

♦ он хочет быть независимым и самостоятельным.

В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ре­бенком, с его упрямством и негативизмом.

Таблица 7.1

Кризис 3 лет

 


 

 

-144-

Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку.

? Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?

Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация — порождение кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:

♦ отношение к предметному миру;

♦ отношение к другим людям;

♦ отношение к себе.

Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные заме­чания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчиво­сти, смущении.

Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.

Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бур­ную радость, хвастовство.

Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспи­тательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подоб­ного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.

Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.

Сохранение существующего (принятого) общения ведет:

♦ к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);

♦ к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста.

Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность, уравновешенность и др.) ведет:

♦ к предоставлению максимально возможной самостоятельности;

♦ к смягчению проявления негативизма.

Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.

Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!

Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.

При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и со­кращается.

Кризис 3 лет — явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.01 с.)