Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы.
К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях: ♦ вызывать действие; ♦ прекращать действие; ♦ оказывать отсроченное воздействие (табл. 6.3).
Таблица 6.3 Роль взрослого в понимании ребенком речи
Как показано в табл. 6.4, активная речь ребенка с возрастом интенсивно развивается. Таблица 6.4 Развитие активной речи ребенка с возрастом
Язык окружающих для ребенка 2—3 лет дается легко: не заучивая слов, не занимаясь грамматикой, он делает из месяца в месяц поразительные успехи. А в возрасте 4—5 лет он уже может без труда рассуждать обо всем, что входит в круг его интересов, и придавать соответствующее выражение богатому содержанию своих представлений и мыслей. Вначале речевое развитие характеризуется автономной речью. Детьми употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются. Существует несколько категорий таких слов. 1. Облегченные слова, придуманные мамами и нянями: «ам-ам», «ням-ням», «тпру», «ав-ав». 2. Искаженные слова. Произносится часть слова, чаще всего — корень: • из-за неразвитого фонематического слуха; • из-за несовершенной артикуляции: «молоко» — «моко», «большой» — «босей», «маленький» — «макий». 3. Придуманные ребенком автономные слова. Ребенок «нанизывает» одну часть слова на другую часть следующего слова, и получается нечто особенное: «Кука, топа-топа» (петушок пришел). В общении со взрослым при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает (рис. 6.2).
-139- Ситуация. Дима и Митя — однояйцевые близнецы, и общаются они друг с другом при помощи сложившейся у них автономной речи. ? Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити. Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев будет сохраняться в течение длительного времени. -140- Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную? Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит «Гули-гули», то взрослый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: «Да, это птицы, голуби…», то есть, не обращая и не заостряя его внимание на неправильном произнесении слова, сразу сказать его правильно.
-141- Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2—3 лет во время умывания, чтобы расширить его словарный запас, одновременно воспитывая положительное отношение к водным процедурам? Ответ. Во время умывания мама должна «озвучивать» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой… Она журчит, льется… Мыло, пенится… Ручки будут чистые…» и т. д. Если это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам. -142- Ситуация. Нередко взрослый невольно вслушивается в речь ребенка, улыбается и начинает ее копировать, повторяя удивительные сочетания слов. ? Хорошо это или плохо? И как нужно разговаривать с малышом? Решение. У каждого ребенка словесные выражения собственных чувств сугубо индивидуальны. Они и составляют невыразимую прелесть речи ребенка на втором году жизни. Эмоциональный отклик взрослого — это хорошо. Но ребенок может специально коверкать слова, «работать на публику», а потому «сюсюкать» с ребенком, подражая ему, не следует, иначе он еще долго не научится правильной активной речи. -143- Вопрос. Как правильно разместить игрушки, предметы, чтобы они стимулировали развитие речи детей и способствовали общению взрослого с ребенком? Ответ. Надо располагать игрушки, предметы выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это особенно важно для плохо говорящего ребенка, так как будет побуждать обращаться с просьбой ко взрослому. Стремление к самостоятельности Возникновение стремления к самостоятельности
Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис. 7.1).
Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).
Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:
♦ он хочет быть таким, как взрослый; ♦ он хочет выполнять такие же действия, как взрослый; ♦ он хочет быть независимым и самостоятельным. В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом. Таблица 7.1 Кризис 3 лет
-144- Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку. ? Какие черты личности ребенка проявились в разговоре? Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация — порождение кризиса 3 лет. Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка: ♦ отношение к предметному миру; ♦ отношение к другим людям; ♦ отношение к себе. Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно. Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство. Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку. Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку. Сохранение существующего (принятого) общения ведет: ♦ к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство); ♦ к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста. Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность, уравновешенность и др.) ведет: ♦ к предоставлению максимально возможной самостоятельности; ♦ к смягчению проявления негативизма. Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности. Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально! Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью. При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается. Кризис 3 лет — явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.01 с.) |