Психология общения в детском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология общения в детском возрасте



3-е издание

Серия «Детскому психологу»

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор А. Ф. Ануфриев

доктор психологических наук, профессор М. В. Гамезо

кандидат психологических наук, профессор В. Г. Степанов

 

Под научной редакцией Б. С. Волкова

Заведующая редакцией (Москва)                            Т. Калинина

Руководитель проекта                                Е. Паникаровская

Ведущий редактор                                                  Н. Кулагина

Литературный редактор                                        В. Пахальян

Художник                                                                 К. Радзевич

Корректоры     С. Комиссарова, Т. Кончик, Ю. Цеханович

Верстка                                              О. Кизевич, О. Машина

 

ББК 88.53            УДК 316.77

Волков Б. С, Волкова Н. В.

В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с:

 ил. — (Серия «Детскому психологу»).

 

ISBN 978-5-388-00233-4

 

В практическом пособии рассматриваются как общие закономерности общения с детьми, так и особенности общения ребенка со взрослыми и со сверстниками в различные возрастные периоды детства.

В книге описываются многочисленные жизненные ситуации и приводятся способы их разрешения. Большое количество схем и таблиц помогают усвоению материала пособия. Издание снабжено методическим блоком, содержащим контрольные вопросы, темы рефератов, словарь терминов, и приложениями.

Предназначено для студентов педагогических учебных заведений очного и заоч­ного обучения, работников дошкольных учреждений, а также родителей.

Практическое пособие может использоваться в системе повышения квалификации и профессионального самосовершенствования.

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-388-00233-4                                                    © ООО «Питер Пресс», 2008

ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;

95 3005 — литература учебная.

Подписано в печать 30.04.08. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 16. Тираж 3000. Заказ №392

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГП ПО «Псковская областная типография». 180004, г. Псков, ул. Ротная, 34.

 

 


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….

5
Глава 1. Модели взаимодействия взрослого с ребенком…………………………. 7
Глава 2. Психология общения……………………………………………………… 10
Глава 3. Общение как коммуникация……………………………………………… 12
  Позиция общения…………………………………………………………. 22
  Пространство общения……………………………………………………. 28
  Общение как межличностное взаимодействие…………………………. 29
  Общение как понимание людьми друг друга…………………………… 37
  Идентификация как сопоставление……………………………………… 41
  Эмпатия в общении как сопереживание………………………………… 41
  Рефлексия………………………………………………………………….. 48
  Стереотипизация как приписывание…………………………………….. 51
Глава 4. Общие вопросы общения с ребенком……………………………………. 52
  Безусловное принятие ребенка…………………………………………… 52
  Установление вербального контакта…………………………………….. 57
  Алгоритм активного слушания в диалоге……………………………….. 58
  «Ты»- и «Я»-высказывания………………………………………………. 61
  Беседа с ребенком………………………………………………………… 62
  Конфликты в семье………………………………………………………... 80
Глава 5. Особенности общения в младенческом возрасте……………………….. 83
  Эмоционально-личностное общение…………………………………….. 88
  Ситуативно-деловое общение……………………………………………. 104
  Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения……………………………………………………….   111
  Игрушка как средство общения и психического развития……………... 117
Глава 6. Общение с ребенком раннего возраста………………………………….. 120
Глава 7. Стремление к самостоятельности………………………………………... 131
  Возникновение стремления к самостоятельности………………………. 131

 


 

  Основная стратегия поведения взрослых…………………………………. 134
  Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте………………………………………………………………………   139
  Общение малышей со сверстниками……………………………………… 142
Глава 8. Общение детей дошкольного возраста с родителями……………………. 150
Глава 9. Общение и речь……………………………………………………………... 160
  Внеситуативно-познавательное общение…………………………………. 160
  Внеситуативно-личностное общение……………………………………… 174
  Развитие осознанности поведения………………………………………… 181
  Особенности общения с «трудными» дошкольниками………………….. 184
  Ребенок в дошкольном учреждении………………………………………. 188
  Общение дошкольников со сверстниками………………………………... 190
  Общение в игровой деятельности…………………………………………. 206
  Игрушка как средство общения и психического развития………………. 214
  Общение мальчиков и девочек…………………………………………….. 216
  Дети и компьютер…………………………………………………………... 221
Глава 10. Межвозрастное общение…………………………………………………… 229
Глава 11. Проверьте себя……………………………………………………………… 232

Контрольные вопросы …………………………………………………………………….

252

Темы рефератов ……………………………………………………………………………

255

Словарь терминов …………………………………………………………………………

257

Литература …………………………………………………………………………………..

262

Приложение 1. Уровень развития общения……………………………………………….

265

Приложение 2. 11 советов детского писателя В. Левина…………………………………

268

Приложение 3. Основные требования к проведению беседы……………………………

270

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.007 с.)