Стереотипизация как приписывание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стереотипизация как приписывание



 

В результате личного опыта, сведений из книг, кинофильмов и мно­гого другого складывается стереотип понимания других людей.

Стереотипизация — процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без доста­точного осознания возможных различий между ними. Стереотипы фор­мируют ошибочное мнение о людях, нарушают процесс общения, по­скольку выступают как предубеждения. Они порождают чрезмерно позитивное или, наоборот, негативное отношение к ребенку и в итоге оборачиваются субъективизмом взрослого.

Стереотипом человек пользуется как штампом, судит о собеседниках без достаточных оснований: «Они все такие», «Мальчики все такие» и т. п.

-40-

Задание. Спросите у ребенка 4–6 лет (не своего воспитанника), как он себе представляет воспитательницу. Затем сравните его представле­ние с представлениями самого воспитателя и родителя. Можете ли вы предвидеть возможные ответы? Почему?


Глава 4

Общие вопросы общения с ребенком

 

Безусловное принятие ребенка

Решить вопрос безусловного принятия ребенка представляется од­ной из первостепенных задач для успешного развития у него умения общаться.

-41-

Ситуация. Психологи говорят, что ребенка надо принять, при этом они используют термин «безусловное принятие».

? Что значит безусловное принятие ребенка?

Решение. Это значит, что не надо ставить каких-либо условий типа: «Если ты будешь хорошо учиться, я буду тебя любить» и т. п. Ребенка нужно принять без каких-либо условий.

-42-

Ситуация. Мама принимает свою дочь без всяких условий. Но как ей в случае необходимости выразить свое неудовольствие ею?

? Может ли мать сердиться на дочь?

Решение. Неудовольствие матери должно относиться не к личности ребенка, а к его действиям. Дочь должна понимать: что сделано неправиль­но, плохо. Кроме того, важно, чтобы неудовольствие действием дочери не было систематическим, иначе оно может перерасти в непринятие.

Дисциплину нужно требовать не до, а после установ­ления добрых отношений и только на базе их.

Если педагог безусловно принимает каждого ребенка, тепло и доброжелательно к нему относится, замечает любое продвижение на пути к ус­пеху, то беспокойства, страхи, защитные реакции учащегося заметно снижаются. Он открыто говорит о своих чувствах, мыслях, переживаниях, не закрываясь при этом маской, оставаясь самим собой. Причем чем значительнее успех, тем выше самооценка, самопринятие, самоуважение. Такое взаимодействие учителя и ученика обеспечивает развитие и самоактуализацию личности ребенка. Именно на это направлены принципы, сформулированные на основе личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.

* * *

Д. Джайнотт рекомендует:

♦ поддерживать в ученике его чувство достоинства и позитивный образ «я»;

♦ говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

♦ отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

♦ не применять негативных оценочных суждений, ярлыков, отрицательного программирования;

♦ не навязывать школьнику вопреки его желанию способов деятельности и поведения;

♦ принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества и т. д.

Важным условием оптимизации развития личности ребенка являет­ся умение педагога реализовать в работе с каждым из своих подопечных индивидуальный подход, который отличается не только используемым методом, но и содержанием средств взаимоотношений.

* * *

То, как ребенок узнает, принимают ли его взрослые или, наоборот, не принимают, показано в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Язык принятия и непринятия

Таблица 4.1

(продолжение)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.007 с.)