Формирование и развитие деятельности направленной на регулирование безопасности в НС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие деятельности направленной на регулирование безопасности в НС



Формирование и развитие деятельности направленной на регулирование техногенной и естественной безопасности, в части безопасности в НС, должно осуществляться многопланово, в общем комплексе мероприятий по регулированию безопасности производства, технологических процессов, безопасности продукции (работ, услуг), оборудования, безопасности сейсмоа, пожарной, эпидемиологической безопасности и других видов безопасности, которые утверждаются как государственные или отраслевые нормы и правила органами исполнительной власти в соответствии с отраслями экономики и сферы своей ответственности.

Почвой для применения комплекса мероприятий направленных на регулирование безопасности в НС прежде всего становятся определенные в правовом поле:

показатели отнесения городов к соответствующим группам из ІДО, объектов - к соответствующим категориям из ЦО и класса повышенной опасности;

нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации объектов производственного и социального назначения в зонах возможного влияния опасных техногенных процессов и природных явлений;

нормативы (регламенты) параметров уражальних факторов НС, что традиционно проводятся за видами безопасности техническими комитетами в системе стандартизации (избыточное давление во фронте ударной волны, давление гидравлического потока, площадь и длительность затопления, плотность теплового потока, доза облучения, предельно допустимая концентрация, токсичная доза, и тому подобное).

Основными механизмами регулирования являются государственная стандартизация, сертификация, экспертиза, государственный присмотр и контроль на соответствие требованиям в сфере ЦЗ, лицензирование, учет и реализация требований ІТЗ ЦЗ (ЦО), а также страхование и экономические регуляторы (налоги, штрафы, санкции на возмещение убытков, фонды, льготы, и тому подобное). Все механизмы должны опираться на определенные нормы и быть ув'язані между собой в правовом поле (рис. 1.3).

Государственная стандартизация определяется Законом Украины «О стандартизации» устанавливает нормы, характеристики и правила, которые отвечают уровню научно-технического и технологического развития, формирует единую систему измерений гармонизированную с международными стандартами.

Создания комплекса стандартов в сфере ЦЗ позволяет достичь оптимальной степени упорядочения и закрепления установленных норм, положений, правил, методов относительно прогнозирования возникновения и развития НС, предотвращения им, ликвидации этих ситуаций и их последствий, упрощает работу органов исполнительной власти и самоуправления, предприятий, учреждений и организаций у этой сфере.

Группа стандартов, которая входит в комплекс национальных стандартов в сфере ЦЗ включает,: стандарты требований относительно мониторинга, предотвращения и ликвидации НС, ограждения населения, животных, растений, объектов экономики, защиты почв, атмосферного воздуха, продовольствия, пищевого сырья и кормов, водных источников и систем водоснабжения, средств и методов управления, связи и оповещения, технической оснастки аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты.

Рис. 1.3. Механизмы регулирования безопасности в НС

Государственная экспертиза. Основные документы по этому вопросу цє Законы Украины «О научной и научно-технической экспертизе», «Об экологической экспертизе». В рамках комплексной государственной экспертизы аспекты безопасности в НС рассматриваются в таких ее составных частях как государственная экспертиза проектно-сметной документации в части пожарной безопасности, государственной экспертизы проектов строительства опасных объектов производственной защиты в части противоаварийной защиты.

Отделенной государственной экспертизы в сфере ЦЗ в правовом поле Украины нет, следует заметить, что и самим законодательством в сфере ЦЗ государственная экспертиза предвидена, как экспертиза относительно техногенной безопасности объектов.

Государственное лицензирование осуществляется с целью установления квалификационных, организационных, технологических и других требований и контроля за их сдержкой для осуществления определенных видов хозяйственной деятельности.

Как регулятивный механизм, лицензирование принадлежит к группе традиционных административных методов управления, которые определены Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Лицензирование объектов экономики для заблаговременного осуществления комплекса мероприятий по подготовке объектов к постоянному функционированию в условиях НС и категорійних объектов из ЦО в военное время, к которым будут применяться отдельные правила лицензирования, а также и сами эти правила в государстве отсутствуют.

Сертификация систем защиты и управления безопасностью признана во всем мире как эффективный механизм независимой компетентной оценки на соответствие требованиям нормативных правовых актов. Сертификация из ЦЗ, в первую очередь должна касаться надежности технических компонентов систем защиты, оповещения и управления мероприятиями ЦЗ на категорійних объектах, систем управления безопасностью на потенциально-опасных объектах, подтверждение показателей готовности персонала к действиям в условиях НС.

Главной мотивацией этой сертификации являются интересы национальной безопасности, и потому ее характер должен быть обязательным. На данное время сертификация из ЦЗ остается в методическом плане слабо отработанным механизмом государственного регулирования безопасности в национальном правовом поле.

Экономическое регулирование, основные механизмы которого можно классифицировать по функциональному принципу, выделив следующие группы:

механизм экономической ответственности (санкции, возмещения убытков);

механизм перераспределения риска (страхование);

механизм формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств (система фондов);

механизм стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение прибыли, льготное кредитование мероприятий по повышению безопасности);

механизм резервирования на случай НС (образование резервов материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий НС).

Страхование. Базовым законодательным актом является Закон Украины «О страховании». К основным классам страхования, которые предвидены в законодательстве и что касаются сферы ЦЗ, принадлежат страхования от рисков стихийных явлений, огневых и технических рисков.

Развитие системы страхования напрямую связано с решением проблемы определения риска НС, ведь именно такой показатель составляет основу механизмов страхования.

Оценка риска

В проблеме риска, который широко дискутируется однозначного толкования оценки риска не установлено, поскольку применение этого понятия используется в разных сферах деятельности.

Риски в качестве основного количественного показателя уровня безопасности, принимаются в большинстве сложных систем, которые включают у себя такие основные элементы, как человек (оператор, персонал, население), объекты техносферы и окружающая среда.

Риск реализуется через убыток, приобретая конкретные формы, потому математическое определение общего риска как потенциального вреда, как правило, в большинстве (изданий) мировой литературы, посвященной изучению проблемы безопасности, наводится, как произведение вероятности проявления деструктивного явления Р (какая не будь частотная характеристика) на математическое ожидание (среднее значение) убытков от него U в натуральном или стоимостном выражении.

В таком варианте один и тот же риск может быть вызван или высокой интенсивностью проявления деструктивного явления, или ограниченной вероятностью его проявления но с высоким уровнем убытка от него.

Концепцией защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения НС одним из принципов решения задания защите, определенный принцип не

нулевого (приемлемого) риска, концепция ALARA - as low as risk acceptable (так низко, как это разумно досягаемое) на которую опираются большинство развитых стран мира.

Из качественной точки зрения, приемлемый риск это уровень риска, который в целом воспринимается общественностью. Относительно анализа уровня безопасности, приемлемый уровень устанавливает нижний допустимый и верхний желательный уровни с учетом социально-экономических факторов.

Обоснование уровней риска требует рассмотрения комплекса технических, экономических, социальных и психологических проблем, а также обязательного учета регионального фактора. Поэтому в последнее время стала актуальной проблема определения и нормативного закрепления национальных стандартов риска.

Анализ уровня безопасности населения и территорий от НС на основании показателя риска позволяет:

определить инвестиционный рейтинг регионов, территорий;

создать новые возможности для формирования условий страхования потенциально-опасных объектов и объектов, которые имеют одну из категорий из ЦО;

обосновать величины финансовых вложений в поддержку и повышение уровня безопасности объектов, комплексов, систем, с учетом объема количественных характеристик возможных потерь и реальных финансовых возможностей;

провести анализ в сравнении с другими государственными системами в сферах безопасности, охраны и защиты жизни и здоровья показателей небеспечности факторов инициирующих чрезвычайные ситуации и эффективности применения защитных барьеров от них.

Государственным стандартом Украины оценка риска определена, как идентификация опасности и возможных ее источников, исследования механизма их возникновения, оценивания вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и их последствий.

Опасность в НС рассматривается, как угроза возникновения поражающих факторов (радиационной, химической, геологической, пожарной, биологической, метеорологической и гидрологической опасности) и их влияния на население, объекты экономики и окружающей среды. В качестве источников такой опасности выступают опасные природные явления или события техногенного происхождения, распространения инфекционных болезней людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения или террористические проявления в результате чего могут возникнуть НС.

Идентификация опасности и возможных ее источников осуществляется по принятой процедуре паспортизации ПНО и территорий относительно рисков возникновения на них НС.

Результатом идентификации является выбор кодов и анализ показателей признаков возможных НС, описание источников их возникновения, параметров поражающих факторов, сценариев развития НС, которые может инициировать каждое из выявленных источников опасности для установления максимально возможных уровней НС.

Методологической основой построения сценариев развития НС может быть метод структурно-логического анализа, что позволяет выделять ячейки НС и анализировать их взаимодействие и процесс развития НС с учетом существующих систем комплексной защиты (рис. 1.4).

После идентификации переходят к этапу исследование механизма возникновения идентифицированных источников опасности, которые при определенных условиях могут стать причиной возникновения НС, оценивания вероятности их возникновения и последствий, основные задания которого включают:

определение вероятности возникновения инициирующих НС событий;

оценку последствий их возникновения (количество погибших, пострадавших, тех, кому нарушенные условия жизнедеятельности, вызваны материальные убытки);

обобщение оценок потенциального риска относительно их соответствия критериям приемлемого риска с целью или его признания, или разрабатывания рекомендаций относительно его уменьшения.

Для оценки вероятности возникновения источников опасности, инициирующих НС, и последствий НС нужное наличие достаточно могучего инструментария в виде комплексов расчетных кодов, которые опираются на базы данных, которые обобщают накопленную информацию о возможных сценариях возникновения и развития НС при разных предельных и начальных условиях. Кроме того, должны существовать базы данных по механизмам влияния на человека, объекты экономики и территории уражальних факторов источников НС. В состав такого "инструментария" должны входить по крайней мере три группы расчетных методов и программ с необходимыми базами данных:

методы и программы для вероятности оценки путей возникновения и процессов развития нежелательных событий (аварий, стихийных бедствий и катастроф);

методы и программы, которые описывают последствия нежелательных событий, например выход, поведение и распространение в окружающей среде опасных веществ и механизмы поражения этими веществами организма человека;

методы и расчетные программы оценки экономического убытка и оптимизации расходов ресурсов на предотвращение или уменьшение последствий нежелательных событий.

Можно выделить четыре методических подхода для вероятностной оценки риска возникновения НС: инженерный опирается на статистику, расчет частот, вероятный анализ безопасности); моделируемый (построение моделей влияния на объект защиты); экспертный (определение вероятности событий на основе опроса экспертов); социологический (опрос населения).

Вероятность возникновения опасного события техногенного происхождения для объектов повышенной опасности определяется через процедуру декларирования безопасности. Для получения вероятности возникновения других техногенных, а также естественных и социальных опасностей, в зависимости от имеющейся исходной информации, могут использоваться статистические, структурно-логические методы и метод экспертного оценивания.

Статистический или экстраполяционный метод - величина среднего ежегодного оцениваемого риска для будущего периода J (Rj) по статистическим данным за период (Δ Т) подсчитывается как относительный убыток на одну НС в год (Ur) на среднее значение ежегодного числа HC(NT):

Структурно-логический метод основан на построении математических моделей и использования «деревьев отказов» и «деревьев событий».

Деревья отказов, логическое представление вероятностей отказов системы, используются преимущественно для технических систем, для идентификации слабых элементов, которые могут приводить к нежелательным событиям.

Дерево событий отображает путь развития нежелательного события и ее возможное влияние на объекты защиты. Используется для идентификации сценариев развития аварийных ситуаций, определения существенных функций систем безопасности и защиты.

Под главной событием рассматривается, действие уражальних факторов на объект защиты за реализацией которых опасность, с учетом имеющихся систем защиты может классифицироваться, как чрезвычайная ситуация.

Структурно-логический метод достаточно трудоемкой, требует большого числа выходных данных, что приводит к низкой точности получаемых результатов и мощного пакета программных продуктов, объединенных общим управлением для решения специальных задач (компьютерные коды).

Рис. 1.4 Схема сценария возникновения и развития НС

Экспертный метод применяется при отсутствии апробированных математических моделей и достаточно достоверных выходных данных. Основными методами являются: метод попарных сравнений -інтуїтивної оценки опасности при сравненные территорий при их количестве не более 9, метод сравнительной оценки территорий по статистическим данным, где в качестве показателей используются абсолютные (численность НС, потерпевших, ПНО, население, которое проживает в потенциально-опасных зонах и тому подобное) или относительные показатели коллективного риска, часть материальных убытков от НС в бюджете, часть потенциально-опасных площадей от общей площади территорий и тому подобное.

Для оценки последствий опасностей, которые могут привести к гибели людей, животных, растений, значительных материальных убытков используют имеющиеся методики из прогнозирования и оценки инженерной, пожарной, химической, радиационной, медицинской обстановки в основу которых заложена причинно-следственная связь двух процессов,: влиянию поражающих факторов на объект защиты и сопротивление самого объекта такому влиянию.

Прогнозирование обстановки, как объект заинтересованности систем противодействия НС включает у себя:

определение территории или объекта экономики где может возникнуть НС;

анализ масштабов и последствий НС, что уже имели место на соответствующей территории, объекте экономики;

определение максимальных параметров зоны распространения НС и ее влиянию на объекты защиты;

возможность возникновения в следствие НС зон катастрофического затопления, ячеек пожаров, радиоактивного, химического или другого заражения, разрушений домов, промышленных и общественных объектов и сооружений, коммунальных и энергетических сетей, магистральных продуктопроводів;

определение возможных потерь населения, персонала объектов экономики;

ориентировочное определение размеров возможных материальных убытков;

определение характера и объемов аварийно-спасательных и неотложных (первоочередных) работ.

При оценке обстановки на основании данных мониторинговой информации, оценке уязвимости объектов защиты, расчетов поражающих факторов определяются зоны НС и расстояния на которых возможные поражения и гибель людей. При моделировании последствий учитываются погодные условия, состояние атмосферы, направление и скорость ветра, условия распространения.

На основании прогнозных данных относительно территориального распространения, математического ожидания потерь населения и размера ожидаемых убытков опасное событие классифицируется, как НС соответствующего уровня и происхождения.

Убытки (потери) отображают конечный результат негативного влияния НС на социальноэколого-экономическую систему.

Методикой оценки убытков от последствий НС все убытки разделены на 4 класса в зависимости от вида нанесенного вреда:

убытки от потерь жизни и здоровья;

технические убытки (разрушение и повреждение основных фондов);

потери от недопроизводства продукции в результате прекращения производства;

экологические последствия.

При определении убытков оперируют понятиями прямого, побочного, полного и общего, учитывая динамику изменения функции убытков во времени в зависимости от оперативности принятия мер из реагирования и ликвидации последствий НС.

Под прямым убытком понимают потери всех структур хозяйственной деятельности, которые вошли в зону действия уражальних и вредных факторов НС.

Побочные убытки это потери и дополнительные затраты в результате нарушений и изменений в существующей структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, что несут объекты, которые не вошли в зону действия уражальних факторов, а также потерю, что связанные с необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации НС.

Полный убыток - это сумма прямого и побочного убытков. Он рассчитывается на конкретный срок времени и является промежуточным, если его сравнивать с общим убытком, численность которого определится отдаленной перспективой.

Оценка риска возникновения НС заканчивается разрабатываниям рекомендаций, которые могут признать существующий риск, как приемлемый, или указать меры относительно его уменьшения через построение систем комплексной защиты организационного и технического характера. По результатам прогноза и оценки риска могут складываться карты территорий относительно риска возникновения НС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.03 с.)