Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине XIX века.  

Поиск

    Формирование классической научной картины мира в XVIII-XIX веках и основные научные особенности классической парадигмы научного познания. Дифференциация научных отраслей и проблема достижения единства знания. Предпосылки возникновения «позитивной» (положительной, настоящей) науки.

    О.Конт и разработка основ позитивистской философии как общенаучной методологии познания. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Различие предмета исторической науки и «социальной физики» в концепции Конта. Категории «социальной статики» и «социальной динамики» в социологии Конта. Понятие «индустриального общества» в социологии Конта.

      Принцип эволюционизма в социологии Г. Спенсера. Разработка Спенсером цивилизационной концепции на основе эволюционистской теории. Характеристики «нецивилизованного общества», «начального состояния цивилизации» и «современной развитой цивилизации». Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистской теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс».

    Развитие национальных историографических школ в период преобладания позитивистской методологии. Оксфордская и Кембриджская школы в Англии. Историки-позитивисты Г. Бокль и У. Лекки. Кризис английского исторического позитивизма. Дискуссия Д. Тревельяна и Д. Берри. «Клио – муза истории». Творческое наследие крупнейших историков.           Расцвет французской историографии в конце XIX века. И. Тэн. А. Олар. А. Сорель. Э. Лависс. А. Рамбо. «Введение в историческую науку» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса – методологические принципы французского позитивизма. Специфика развития германской историографии в конце XIX века. «Малогерманская» (И. Дройзен, Г. Зибель, Г. Трейчке) и «великогерманская» (Ю. Фиккер, И. Янсен) школы. Культурно-исторический синтез К. Лампрехта. Американская историография эпохи Реконструкции. Упадок романтического направления. Англосаксонская школа.

Марксизм и материалистическое понимание истории. Развитие марксизма в контексте эволюции основных философских учений и общенаучной методологии познания XIX века. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Категории общественного бытия и общественного сознания в концепции К. Марса и Ф. Энгельса, их методологическое значение. Категория общественно-значимой практики, диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Понятие «способ производства» в формационной концепции. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Механизм смены формаций. Проблема периодизации всемирной истории в формационной концепции. Понятие цивилизации в работах Энгельса. Доминирующая проблематика марксистских исторических исследований.

    Историософия начала ХХ века и развитие методологических основ цивилизационных исследований. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.Духовный кризис европейского общества на рубеже XIX-XX вв. Формирование предпосылок для изменения мировоззренческой парадигмы индустриальной цивилизации. Философские искания в период «заката» Европы. Философия жизни. В. Дильтей о методологии исторического исследования. Историософия О. Шпенглера. «Мир-природа» и «мир-история» как объекты познания. Локальные культуры и витальные циклы их развития. Понятие цивилизации в концепции Шпенглера. Классификация культур-цивилизаций.

   Философское обоснование герменевтической методологии представителями экзистенциализма. М. Хайдеггер и К. Ясперс о закономерностях развития общества и методах исторического познания. Теория осевого времени К. Ясперса как альтернатива концепциям циклического развития локальных цивилизаций. Ясперс о «главных проблемах истории».

  Проблема преемственности в истории цивилизаций. Р. Коллингвуд о методологических принципах исторического познания. Неогегельянские философские аспекты теории Коллингвуда. Исторический процесс как история мысли. Особенности герменевтического метода в трактовке Коллингвуда. «Априорное мышление историка». Неогегельянская историософия Б. Кроче. Идея синтетического единства истории и жизни в концепции Кроче – теоретическое обоснование презентизма. Теория идеальных типов М. Вебера в контексте культурно-исторической методологии цивилизационных исследований.

Методология «исторического» синтезаи формирование «новой социальной истории». Становление и эволюция направлений и школ. Влияние неклассической и постнеклассической общенаучной методологии на развитие теории исторического познания. Переворот в естественных науках и формирование неклассической научной картины мира. Отказ от механистического представления о процессе познания (переход от поиска моноцентристской основы явлений к анализу многоуровневых систем». Проблема перехода от отраслевой к общенаучной методологии. Соединение эволюционного и системного подходов в постнеклассической общенаучной методологии. Теория систем Т. Парсонса и её влияние на методологию цивилизационного анализа. Влияние теорий Д. Белла, О. Тоффлера, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта в становлении методологии анализа современной истории.

Синергетика в современном гуманитарном познании. Бифуркационность, нелинейность исторического развития. От теории циклов к представлению об «исторических волнах». Теория длинных волн Кондратьева-Шумпетера и её развитие в работах Э. Хобсбаума, Ф. Броделя, Э. Валлерстайна. «Стадии роста» У. Ростоу.

«Новая социальная история» как новая парадигма исторического познания и основа междисциплинарного синтеза в области гуманитарных наук. «Человек в обществе» как предмет исследования. Социология, социальная антропология, демография и количественный анализ в методологической системе «новой социальной истории». Эволюция проблематики исследований в русле «новой социальной истории». Возрождение методологических принципов герменевтики, рост плюрализма методологии исторического познания. Дискуссии о предмете и методах «новой социальной истории» 1980-х гг. «Новая социальная история» и история ментальностей. Синтез с исторической антропологией и исторической демографией. «Структуры повседневности» как предмет исторических исследований. Проблемы дуализма макро- и микро истории. Культурологическая ориентация современной методологии исторического познания. «Новая интеллектуальная история».

Основные тенденции развития ведущих национальных историографических школ в ХХ столетии. Историография Франции. Становление и эволюция направлений и школ. Предпосылки развития сциенстистской историографии во Франции в начале ХХ века. П. Лакомб и критика исторического позитивизма. Исследования в области исторической географии (В. де ла Бланш), экономической истории (Э. Лабрусс), исторической социологии (Э. Дюркгейм). Э. Дюркгейм и А. Берр: разработка основ концепции исторического синтеза. Журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальности истории. М. Блок, Л. Февр. Дискуссии «Анналов» со «Школой хартий». Ф. Бродель и второе поколение «Анналов». Влияние социологической теории Ж. Гурвича на концепцию Броделя. Расширение понятийного аппарата цивилизационной теории. Идея структурализма в концепции Броделя. «Мир-экономика». Трактовка идеи исторического синтеза. Методологические дискуссии среди представителей третьего поколения «Анналов» (Ф. Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Проблемы интеграции концепции «Анналов» в «новую историческую науку». Систематизация методологических новаций в концептуальной статье «История и социальные науки: переломный этап» (1989 г.). «Критическая философия истории» Р. Арона.

Историография Германии. Традиции ранкеанской методологии в немецкой историографии ХХ века. Методологические принципы «немецкого историзма». Э. Трельч. Ф. Мейнеке. Влияние немецкой социологии на развитие методологии познания (М. Вебер. «История как наука»). Развитие гуманитарных наук в Третьем рейхе. Идеографический метод в немецкой историографии второй половины ХХ века (Г. Риттер, Т. Шидер, Х. Зибург). Специфика методологии философско-исторического синтеза в трудах представителей Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер). В. Конце и идея «структурной историографии». Историческая антропология Т. Ниппердея.

Историография Великобритании. Кризис традиционных школ английской историографии в начале ХХ века. Укрепление влияния исторической школы Манчестерского университета и Кембриджской экономической школы. Роль исследований Р. Коллингвуда и А. Тойнби в развитии течения «социальной истории» английской историографии второй половины ХХ века. Систематизация методологических принципов исторического познания в концепции Э. Карра. Карр о проблемах критики источника. Проблемы исторического прогресса и исторического детерминизма в английской «социальной истории». Д. Барраклоу и формирование школы социосторизма. Методика универсального структурно-функционального анализа в работе П. Берка «Социология и история». Э. Хобсбаум и английская марксистская историография второй половины ХХ века. Дискуссия о принципах новой истории на страницах «PastandPresent». Л. Стоун и идея «возрождения нарратива». Консервативное крыло современной английской историографии.

Историография США. Становление и эволюция направлений и школ.Прогрессизм в американской историографии начала ХХ века. Влияние позитивистской методологии. Идеологизированность американской историографии. Методика экстраполяции в концепции национального мифа. «Презентизм» и традиции историософии Коллингвуда в американской историографии (Ч. Бирд, К. Беккер). Неопозитивизм середины ХХ века (К. Поппер). Американская марксистская историография (Г. Аптекер, У. Фостер).Творческое наследие крупнейших историков. Консервативное (Л.Харц, Д.Бурстин, Р.Браун) и неолиберальное (Р.Хофстедтер и А.М.Шлезингер-младший) направления американской историографии. Методологическая дискуссия 1960-1970-х гг. Бейлин о принципах исторического синтеза. «Метаистория» Х. Уайта. Развитие методики культурологических, политологических и социологических исследований. «Клиометрия» и психоаналитическая методика американской историографии. «Новая политическая история» и исследования политологических проблем в контексте американской истории ХХ века.

Историография Италии. Становление и эволюция направлений и школ. Влияние неогегельянской традиции на развитие итальянской историографии в начале ХХ века. Этико-политическая концепция Б. Кроче и отражение в ней проблематики духовных факторов развития общества. Д. Джентилле и «тотальная концепция жизни».

Итальянская историческая наука в период фашистского режима. Антифашистская историография. А. Грамши. Особенности развития итальянской историографии после Второй мировой войны. Создание фундаментальных исследований по основным проблемам итальянской истории XVIII - начала ХХ вв. «Общество итальянских историков». Расширение спектра исследовательских направлений в 1970-1980-е гг. Рост интереса к «локальной» истории. Творческое наследие крупнейших историков. Работы К. Гинцбурга, Д. Леви, Э. Гренди по микроистории.

Историческая наука в конце ХХ столетия. Внутренняя трансформация исторической науки. Проблема «лингвистического поворота». Проблема эмпирической реальности текста, ясности языка и мысли. Формирование постмодернисткой парадигмы. Внимание к историческим деталям, отказ от тотальности, синтеза и интеграции. Проблемы периодизации всемирной истории в марксистской историографии ХХ века. Понятие новой и новейшей истории. Внутренняя периодизация основных этапов исторического процесса. Методологическая специфика западноевропейской марксистской историографии ХХ века. Трансформация формационной концепции. «Спор об азиатском способе производства» как первый шаг к переориентации марксистской историографии. Дискуссии о соотношении формационного и цивилизационного подходов в изучении этих периодов.      Спад интереса к исследованиям материальных факторов и социально-экономических структур. Антропологическая историография. Микроистория и история быта. История менталитета как новая культурная история. Творческое наследие крупнейших историков. Новая интелектуальная история и её ведущие представители (Ф. Анкерсмит, П. Вейн, Ф. Гилберт, Л. Госсмэн, С. Каплан, Л. Минк, Д. Фишер и др.).       Роль в истории нравственного фактора, случайности и выдающейся личности. Проблема взаимосвязи истории культуры с социальной и экономической историей. Сфера политики как арена социальных, экономических и культурных конфликтов. Религия – основная независимая переменная исторических изменений. Проблема эволюции современной цивилизации. Международная история – синтез политологии и истории. Интернационализация исторической практики.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Дисциплина

Индекс по ГОС, Наименование: Б3(1).В.8, Историография отечественной и зарубежной истории

2. Специальность

Шифр по ГОС, Наименование 050100.62, Педагогическое образование (сдвоенный профиль - история и обществознание)                                                                                                          

3. Группа

Шифр группы, курс, семестр Иб-11, 4 курс, 7 семестр                                                       

4. Преподаватель

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Ильина Валентина Александровна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран, Сторчеус Марина Алексеевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран                                                                                                          

 

Модули дисциплины

Наименование модуля Лекции Практики / семинары Лабораторные Сам. работа Всего, часов
1 Историография отечественной истории 10 14 0 31 55
2 Историография зарубежной истории 10 12 0 31 53
  Всего 20 26 0 62 108

 

Тематический план

Модуль 1

№ темы

Тема

Вид занятий Обязательно

Кол-во часов

Множитель Контроль по модулю
 

Лекции

       
1

.Введение в курс. Предмет и задачи 1 части курса " "Историография истории России"

Лек  

2

1  
2

 Историческое знание в XI-XVII вв.

Лек  

2

1  
3

 Российская историческая наука в XVIII столетии.

Лек  

2

1  
4

Российская историография в XIX веке.

Лек  

2

1  
5

 Эволюция методологии и проблематики отечественной историографии в ХХ столетии.

Лек  

2

1  
 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.014 с.)