Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине XIX века.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование классической научной картины мира в XVIII-XIX веках и основные научные особенности классической парадигмы научного познания. Дифференциация научных отраслей и проблема достижения единства знания. Предпосылки возникновения «позитивной» (положительной, настоящей) науки. О.Конт и разработка основ позитивистской философии как общенаучной методологии познания. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Различие предмета исторической науки и «социальной физики» в концепции Конта. Категории «социальной статики» и «социальной динамики» в социологии Конта. Понятие «индустриального общества» в социологии Конта. Принцип эволюционизма в социологии Г. Спенсера. Разработка Спенсером цивилизационной концепции на основе эволюционистской теории. Характеристики «нецивилизованного общества», «начального состояния цивилизации» и «современной развитой цивилизации». Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистской теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс». Развитие национальных историографических школ в период преобладания позитивистской методологии. Оксфордская и Кембриджская школы в Англии. Историки-позитивисты Г. Бокль и У. Лекки. Кризис английского исторического позитивизма. Дискуссия Д. Тревельяна и Д. Берри. «Клио – муза истории». Творческое наследие крупнейших историков. Расцвет французской историографии в конце XIX века. И. Тэн. А. Олар. А. Сорель. Э. Лависс. А. Рамбо. «Введение в историческую науку» Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса – методологические принципы французского позитивизма. Специфика развития германской историографии в конце XIX века. «Малогерманская» (И. Дройзен, Г. Зибель, Г. Трейчке) и «великогерманская» (Ю. Фиккер, И. Янсен) школы. Культурно-исторический синтез К. Лампрехта. Американская историография эпохи Реконструкции. Упадок романтического направления. Англосаксонская школа. Марксизм и материалистическое понимание истории. Развитие марксизма в контексте эволюции основных философских учений и общенаучной методологии познания XIX века. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Категории общественного бытия и общественного сознания в концепции К. Марса и Ф. Энгельса, их методологическое значение. Категория общественно-значимой практики, диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Понятие «способ производства» в формационной концепции. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Механизм смены формаций. Проблема периодизации всемирной истории в формационной концепции. Понятие цивилизации в работах Энгельса. Доминирующая проблематика марксистских исторических исследований. Историософия начала ХХ века и развитие методологических основ цивилизационных исследований. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.Духовный кризис европейского общества на рубеже XIX-XX вв. Формирование предпосылок для изменения мировоззренческой парадигмы индустриальной цивилизации. Философские искания в период «заката» Европы. Философия жизни. В. Дильтей о методологии исторического исследования. Историософия О. Шпенглера. «Мир-природа» и «мир-история» как объекты познания. Локальные культуры и витальные циклы их развития. Понятие цивилизации в концепции Шпенглера. Классификация культур-цивилизаций. Философское обоснование герменевтической методологии представителями экзистенциализма. М. Хайдеггер и К. Ясперс о закономерностях развития общества и методах исторического познания. Теория осевого времени К. Ясперса как альтернатива концепциям циклического развития локальных цивилизаций. Ясперс о «главных проблемах истории». Проблема преемственности в истории цивилизаций. Р. Коллингвуд о методологических принципах исторического познания. Неогегельянские философские аспекты теории Коллингвуда. Исторический процесс как история мысли. Особенности герменевтического метода в трактовке Коллингвуда. «Априорное мышление историка». Неогегельянская историософия Б. Кроче. Идея синтетического единства истории и жизни в концепции Кроче – теоретическое обоснование презентизма. Теория идеальных типов М. Вебера в контексте культурно-исторической методологии цивилизационных исследований. Методология «исторического» синтезаи формирование «новой социальной истории». Становление и эволюция направлений и школ. Влияние неклассической и постнеклассической общенаучной методологии на развитие теории исторического познания. Переворот в естественных науках и формирование неклассической научной картины мира. Отказ от механистического представления о процессе познания (переход от поиска моноцентристской основы явлений к анализу многоуровневых систем». Проблема перехода от отраслевой к общенаучной методологии. Соединение эволюционного и системного подходов в постнеклассической общенаучной методологии. Теория систем Т. Парсонса и её влияние на методологию цивилизационного анализа. Влияние теорий Д. Белла, О. Тоффлера, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта в становлении методологии анализа современной истории. Синергетика в современном гуманитарном познании. Бифуркационность, нелинейность исторического развития. От теории циклов к представлению об «исторических волнах». Теория длинных волн Кондратьева-Шумпетера и её развитие в работах Э. Хобсбаума, Ф. Броделя, Э. Валлерстайна. «Стадии роста» У. Ростоу. «Новая социальная история» как новая парадигма исторического познания и основа междисциплинарного синтеза в области гуманитарных наук. «Человек в обществе» как предмет исследования. Социология, социальная антропология, демография и количественный анализ в методологической системе «новой социальной истории». Эволюция проблематики исследований в русле «новой социальной истории». Возрождение методологических принципов герменевтики, рост плюрализма методологии исторического познания. Дискуссии о предмете и методах «новой социальной истории» 1980-х гг. «Новая социальная история» и история ментальностей. Синтез с исторической антропологией и исторической демографией. «Структуры повседневности» как предмет исторических исследований. Проблемы дуализма макро- и микро истории. Культурологическая ориентация современной методологии исторического познания. «Новая интеллектуальная история». Основные тенденции развития ведущих национальных историографических школ в ХХ столетии. Историография Франции. Становление и эволюция направлений и школ. Предпосылки развития сциенстистской историографии во Франции в начале ХХ века. П. Лакомб и критика исторического позитивизма. Исследования в области исторической географии (В. де ла Бланш), экономической истории (Э. Лабрусс), исторической социологии (Э. Дюркгейм). Э. Дюркгейм и А. Берр: разработка основ концепции исторического синтеза. Журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальности истории. М. Блок, Л. Февр. Дискуссии «Анналов» со «Школой хартий». Ф. Бродель и второе поколение «Анналов». Влияние социологической теории Ж. Гурвича на концепцию Броделя. Расширение понятийного аппарата цивилизационной теории. Идея структурализма в концепции Броделя. «Мир-экономика». Трактовка идеи исторического синтеза. Методологические дискуссии среди представителей третьего поколения «Анналов» (Ф. Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Проблемы интеграции концепции «Анналов» в «новую историческую науку». Систематизация методологических новаций в концептуальной статье «История и социальные науки: переломный этап» (1989 г.). «Критическая философия истории» Р. Арона. Историография Германии. Традиции ранкеанской методологии в немецкой историографии ХХ века. Методологические принципы «немецкого историзма». Э. Трельч. Ф. Мейнеке. Влияние немецкой социологии на развитие методологии познания (М. Вебер. «История как наука»). Развитие гуманитарных наук в Третьем рейхе. Идеографический метод в немецкой историографии второй половины ХХ века (Г. Риттер, Т. Шидер, Х. Зибург). Специфика методологии философско-исторического синтеза в трудах представителей Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер). В. Конце и идея «структурной историографии». Историческая антропология Т. Ниппердея. Историография Великобритании. Кризис традиционных школ английской историографии в начале ХХ века. Укрепление влияния исторической школы Манчестерского университета и Кембриджской экономической школы. Роль исследований Р. Коллингвуда и А. Тойнби в развитии течения «социальной истории» английской историографии второй половины ХХ века. Систематизация методологических принципов исторического познания в концепции Э. Карра. Карр о проблемах критики источника. Проблемы исторического прогресса и исторического детерминизма в английской «социальной истории». Д. Барраклоу и формирование школы социосторизма. Методика универсального структурно-функционального анализа в работе П. Берка «Социология и история». Э. Хобсбаум и английская марксистская историография второй половины ХХ века. Дискуссия о принципах новой истории на страницах «PastandPresent». Л. Стоун и идея «возрождения нарратива». Консервативное крыло современной английской историографии. Историография США. Становление и эволюция направлений и школ.Прогрессизм в американской историографии начала ХХ века. Влияние позитивистской методологии. Идеологизированность американской историографии. Методика экстраполяции в концепции национального мифа. «Презентизм» и традиции историософии Коллингвуда в американской историографии (Ч. Бирд, К. Беккер). Неопозитивизм середины ХХ века (К. Поппер). Американская марксистская историография (Г. Аптекер, У. Фостер).Творческое наследие крупнейших историков. Консервативное (Л.Харц, Д.Бурстин, Р.Браун) и неолиберальное (Р.Хофстедтер и А.М.Шлезингер-младший) направления американской историографии. Методологическая дискуссия 1960-1970-х гг. Бейлин о принципах исторического синтеза. «Метаистория» Х. Уайта. Развитие методики культурологических, политологических и социологических исследований. «Клиометрия» и психоаналитическая методика американской историографии. «Новая политическая история» и исследования политологических проблем в контексте американской истории ХХ века. Историография Италии. Становление и эволюция направлений и школ. Влияние неогегельянской традиции на развитие итальянской историографии в начале ХХ века. Этико-политическая концепция Б. Кроче и отражение в ней проблематики духовных факторов развития общества. Д. Джентилле и «тотальная концепция жизни». Итальянская историческая наука в период фашистского режима. Антифашистская историография. А. Грамши. Особенности развития итальянской историографии после Второй мировой войны. Создание фундаментальных исследований по основным проблемам итальянской истории XVIII - начала ХХ вв. «Общество итальянских историков». Расширение спектра исследовательских направлений в 1970-1980-е гг. Рост интереса к «локальной» истории. Творческое наследие крупнейших историков. Работы К. Гинцбурга, Д. Леви, Э. Гренди по микроистории. Историческая наука в конце ХХ столетия. Внутренняя трансформация исторической науки. Проблема «лингвистического поворота». Проблема эмпирической реальности текста, ясности языка и мысли. Формирование постмодернисткой парадигмы. Внимание к историческим деталям, отказ от тотальности, синтеза и интеграции. Проблемы периодизации всемирной истории в марксистской историографии ХХ века. Понятие новой и новейшей истории. Внутренняя периодизация основных этапов исторического процесса. Методологическая специфика западноевропейской марксистской историографии ХХ века. Трансформация формационной концепции. «Спор об азиатском способе производства» как первый шаг к переориентации марксистской историографии. Дискуссии о соотношении формационного и цивилизационного подходов в изучении этих периодов. Спад интереса к исследованиям материальных факторов и социально-экономических структур. Антропологическая историография. Микроистория и история быта. История менталитета как новая культурная история. Творческое наследие крупнейших историков. Новая интелектуальная история и её ведущие представители (Ф. Анкерсмит, П. Вейн, Ф. Гилберт, Л. Госсмэн, С. Каплан, Л. Минк, Д. Фишер и др.). Роль в истории нравственного фактора, случайности и выдающейся личности. Проблема взаимосвязи истории культуры с социальной и экономической историей. Сфера политики как арена социальных, экономических и культурных конфликтов. Религия – основная независимая переменная исторических изменений. Проблема эволюции современной цивилизации. Международная история – синтез политологии и истории. Интернационализация исторической практики. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Дисциплина Индекс по ГОС, Наименование: Б3(1).В.8, Историография отечественной и зарубежной истории 2. Специальность Шифр по ГОС, Наименование 050100.62, Педагогическое образование (сдвоенный профиль - история и обществознание) 3. Группа Шифр группы, курс, семестр Иб-11, 4 курс, 7 семестр 4. Преподаватель Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Ильина Валентина Александровна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран, Сторчеус Марина Алексеевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран
Модули дисциплины
Тематический план Модуль 1
Тема |
Вид занятий | Обязательно |
Кол-во часов | Множитель | Контроль по модулю | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | .Введение в курс. Предмет и задачи 1 части курса " "Историография истории России" | Лек | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Историческое знание в XI-XVII вв. | Лек | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Российская историческая наука в XVIII столетии. | Лек | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Российская историография в XIX веке. | Лек | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Эволюция методологии и проблематики отечественной историографии в ХХ столетии. | Лек | 2 | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.014 с.) |