Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б.3.В.8. Историография отечественной и зарубежной истории

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

1.Выписка из ОПП по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» по двум профилям – история и обществознание ………………………………………………….4

2.Требования к знаниям, умениям, навыкам студентов и перечень формируемых дисциплиной компетенций………………………………………………………………………….5

3.Рабочая программа по дисциплине…………………………………………………………...6

4.Тематическое планирование……………………………………………................................18

5.Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………………………………………...22

6.Планы семинарских занятий…………………………………………………………………24

7.Организация самостоятельной работы по дисциплине…………………….........................34

8.Рабочие тесты по дисциплине и вопросы контрольно-срезовых работ…………………..39

9.Примерные вопросы к экзамену……………………………………………………………..59

10. Балльно-рейтинговая система………………………………………………………………..61

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………...........................63

 

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

 

№ редакции документа

Описание изменений

Автор

Дата

ввода в действие пересмотра
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

ВЫПИСКА ИЗ ООП

по направлению подготовки 050 100. 62 «Педагогическое образование» по двум профилям – история и обществознание

Б.3.В.8. Историография отечественной и зарубежной истории

Цель освоения дисциплины – формирование у студентов способности ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Профессиональный цикл (вариативная часть). Для освоения курса необходимы знания и умения, полученные при изучении ряда дисциплин: «История России с древнейших времен до конца XVII века», «История России XVIII-начало XX века», «Новейшая отечественная история», «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени», «История Новейшего времени». Дисциплина изучается в 7 семестре.

 

 

Краткое содержание. Предмет историографии. Задачи историографии. Принципы и методы историографического познания. Историографические факты и историографические источники. Становление и эволюция направлений и школ в отечественной историографии: начальный этап древнерусской историографии, период латентного вызревания отечественной исторической науки, формирование исторических знаний в XVII – XVIII вв. Основные направления и школы в российской историографии XIX века. Творческое наследие крупнейших отечественных историков ХХ века. Историография Нового времени стран Европы и Америки: гуманистическая историческая мысль, эпоха Просвещения в системе исторического познания, историография эпохи романтизма, позитивизм в исторической науке, марксизм и материалистическое понимание истории. Основные тенденции развития ведущих национальных историографических школ в ХХ столетии.

 

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины: электронная библиотека www.ibooks.ru, учебная обязательная и дополнительная литература, учебно-методический комплекс по дисциплине, локальная сеть КамГУ им. Витуса Беринга, учебные специализированные аудитории с оборудованием.

 

Виды учебной работы:лекции, практические (или семинарские) занятия.

Формы текущего контроляуспеваемости: проведение историографического анализа трудов отечественных и зарубежных историков, выполнение контрольной работы, тестовых заданий.

Форма промежуточной аттестации: экзамен.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ. УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

Студенты должны приобрести навыки:

 

-отбора и систематизации историографических фактов;

-соотнесения эпохи создания исторической концепции с периодом, которому она соответствует.

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: ОК-1, ОК-15, ОПК-2, ПСК-1, ПСК-2, ПСК-3, ПСК-4, ПСК-5, ПСК-6, ПСК-7, ПСК-8.

 

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (0К-1);

ü способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

ü способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

ü способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (ПСК-1);

ü способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (ПСК-2);

ü способен характеризовать модели общественного развития (ПСК – 3);

ü способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ПСК-4);

ü способен применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (ПСК-5);

ü способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (ПСК-6);

ü способен соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (ПСК-7).

ü готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания (ПСК-8).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ»

История исторической науки занимает особое место в системе исторического познания в целом и в системе высшего исторического образования, являясь проявлением рефлективного (критического компонента) научного познания. Само слово «историография» весьма многозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме или периоду. Историография может выступать как синоним исторических произведений. И, наконец, термин «историография» имеет ещё и значение истории исторических знаний, исторической мысли исторической науки в целом или в отдельной стране.

       Главное внимание в курсе историографии привлекают теоретические проблемы, развитие методологии, борьба мнений по отдельным теоретическим и методологическим положениям.

       Историография как история исторической науки включает в себя изучение:

  1. организационной структуры исторической науки, деятельность научных институтов, образовательных структур, политики государства в отношении исторической науки;
  2. научных школ, течений и направлений;
  3. истории жизни и деятельности отдельных учёных, трудам которых историческая наука обязана своим становлением, развитием и изучением всех ёё проблем и аспектов;
  4. отдельных элементов развития науки с выделением наиболее важных и характерных компонентов, взятых во взаимосвязи и взаимозависимости.

Целью преподавания курса «Отечественная и зарубежная историография» является изучение истории отечественной и зарубежной исторической науки, выработка умений и навыков анализа историографических проблем и историографического факта, определение его места в системе исследования различных проблем отечественной и зарубежной истории.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

1. изучить творческое наследие крупнейших отечественных и европейских историков и основные проблемы в российской и зарубежной историографии;

2. сформировать умения анализировать историческую литературу и определять её место и значимость в развитии отечественной и зарубежной истории;

3. выработать навыки отбора и систематизации историографических фактов;

4. сформировать умение и навыки соотносить эпоху создания исторической концепции с периодом, которому она посвящена.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Дисциплина

Индекс по ГОС, Наименование: Б3(1).В.8, Историография отечественной и зарубежной истории

2. Специальность

Шифр по ГОС, Наименование 050100.62, Педагогическое образование (сдвоенный профиль - история и обществознание)                                                                                                          

3. Группа

Шифр группы, курс, семестр Иб-11, 4 курс, 7 семестр                                                       

4. Преподаватель

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Ильина Валентина Александровна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран, Сторчеус Марина Алексеевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран                                                                                                          

 

Модули дисциплины

Наименование модуля Лекции Практики / семинары Лабораторные Сам. работа Всего, часов
1 Историография отечественной истории 10 14 0 31 55
2 Историография зарубежной истории 10 12 0 31 53
  Всего 20 26 0 62 108

 

Тематический план

Модуль 1

№ темы

Тема

Вид занятий Обязательно

Кол-во часов

Множитель Контроль по модулю
 

Лекции

       
1

.Введение в курс. Предмет и задачи 1 части курса " "Историография истории России"

Лек  

2

1  
2

 Историческое знание в XI-XVII вв.

Лек  

2

1  
3

 Российская историческая наука в XVIII столетии.

Лек  

2

1  
4

Российская историография в XIX веке.

Лек  

2

1  
5

 Эволюция методологии и проблематики отечественной историографии в ХХ столетии.

Лек  

2

1  
 

Самостоятельная работа

       
1

Выполнение историографического исследования

Сам.р.  

5

1  
2

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1  
3

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1  
4

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

6

1  
5

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1  
6

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1  

Модуль 2

№ темы

Тема

Вид занятий Обязательно

Кол-во часов

Множитель Контроль по модулю  

Лекции

        6

 Предмет и задачи курса зарубежная историография

Лек  

2

1   7

 Гуманистическая историческая мысль.

Лек  

2

1   8

 Просветительская историография

Лек  

2

1   9

 Материалистическое понимание истории

Лек  

2

1   10

Позитивистская историография

Лек  

2

1    

Самостоятельная работа

        7

Выполнение историографического исследования

Сам.р.  

5

1   8

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1   9

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1   10

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

6

1   11

Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1   12

 Выполнение контрольной работы

Сам.р.  

5

1  

Тематическое планирование

1. Дисциплина

Индекс по ГОС, Наименование: Б3.В.ОД.8, Историография отечественной и зарубежной истории                                                                                                                                       

2. Специальность

Шифр по ГОС, Наименование 050100.62, Педагогическое образование (сдвоенный профиль - история и обществознание)                                                                                                    

3. Группа

Шифр группы, курс, семестр Изб-11, 4 курс, 7 семестр                                               

4. Преподаватель

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Сторчеус Марина Алексеевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран                                                                                    

Модули дисциплины

Наименование модуля Лекции Практики / семинары Лабораторные Сам. работа Всего, часов
1 Историография отечественной и зарубежной истории 4 2 0 44 50
  Всего 4 2 0 44 50

Тематический план

Модуль 1

№ темы

Тема

Вид занятий Обязательно

Кол-во часов

Множитель Контроль по модулю  

Лекции

        1

Актуальные проблемы отечественной историографии

Лек  

2

1   2

 Актуальные проблемы зарубежной историографии

Лек  

2

1    

Самостоятельная работа

        1

Историографическое исследование трудов российских историков XIX в.

Сам.р.  

8

1   2

Историографическое исследование трудов советских историков XX в.

Сам.р.  

6

1   3

Историограф. исследование трудов соврем. российских историков XX в.

Сам.р.  

6

1   4

Историческая мысль эпохи Возрождения и Просвещения

Сам.р.  

6

1   5

Становление истории как науки в XIX веке в Западной Европе

Сам.р.  

6

1   6

Позитивистское направление в зарубежной историографии

Сам.р.  

6

1   7

Зарубежная историография новой и новейшей истории в ХХ веке

Сам.р.  

6

1  

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дополнительная литература

1. Макиавелли Н. История Флоренции. М.,1973.

2. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.

3. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Л.,1978.

4. Кондорсе М. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.,1936.

5.  Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.

6. Тьери О. Избранные произведения. М., 1937.

7.  Бокль Г. История цивилизации в Англии. М., 2001.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С.

9.  Дройзен И. Г. Историка. СПб., 2004.

10. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: В 2т. М., 1990. Т. 1.

11. Вебер М. Избранное. М., 1990.

12. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

13.  Блок М. Апология истории. М.,1974.

14.  Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

15. Анналы на рубеже веков: антология. М., 2002.

16. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.

17.  Тош. Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М.,2000.

18. Историография истории России до 1917 года: Учеб. для вузов: в 2-х т. Под ред. М.Ю.Лачаевой.- Владос, 2003.

19. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И.П.Дементьева. - М., 1990.

20. Историография истории новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2000.

21. Румянцева М.Ф. Теория истории: Учеб.пособ. для вузов. М., Аспект-Пресс, 2002.

22. Репина Л.П. История исторического знания: учеб. пособ. для вузов по спец. «История». М., Дрофа, 2004.

23. Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы. М., Логос, 2005.

24. Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. М., Круг, 2008

25. Историография истории России до 1917 года: Учеб. для вузов: в 2-х т. / Под. ред. М. Ю. Лачаевой. – М.: Владос, 2003. – 383 с.

26. Репина Л. П. История исторического знания: учеб. пособ. для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.

27. Румянцева М. Ф. Теория истории: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 319 с.

28. Фрумак И. В. Методическое сопровождение дисциплины «Историография» (курс «Отечественная историография». – П. – К.: изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. – 85 с.

29. Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории/под ред. Л. П.  Репиной.-М.:Кругъ,2008.

30.  Репина, Лорина Петровна. История исторического знания:учеб. пособие для вузов по спец. "История"/Л.П.Репина,В.В.Зверева, М.Ю.Парамонова.-М.:Дрофа,2004.

31. Ананьич Б.В., Панеях В.М., Цамутали А.Н. Сергей Фёдорович Платонов // Академическое дело 1929-1931 гг. Документы и материала следственного дела, сфабрикованного ОГПУ. Вып. 1. Дело по обвинению академика С.Ф.Платонова. СПб., 1993.

32. Бенедиктов Н.А., Пушкин С.М., Шапошников Е.Н. Философия истории в России. XIX век. Нижний Новгород, 1994.

33. Брачев В.С. Сергей Фёдорович Платонов // Отечественная история. 1993. № 1.

34.  Брачев В.С. Русский историк Сергей Фёдорович Платонов. Ч.1-2. Спб., 1995.

35. Волкова И.В. Сергей Михайлович Соловьёв. Очерк жизни и творчества // С.М.Соловьёв. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992.

36. Воронинн Н.Н. К вопросу о начале ростово-суздальского летописания // Археографический ежегодник за 1984 год. М., 1984.

37. Джаксон Т.Н. Герард Фридрих Миллер // Историки России XVIII-XX вв. Вып. 1. Архивно-информационный бюллетень № 9. Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1995.

38.  Джаксон Т.Н. Август Людвиг Шлёцер // Историки России XVIII-XX вв. Вып. 1. Архивно-информационный бюллетень № 9. Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1995.

39. Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Прагматический бытописатель: Николай Герасимович Устрялов // Историки России XVIII-XX вв. М., 1996.

40.  Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Разъяснять явления русской жизни из неё самой: Михаил Петрович Погодин // Историки России XVIII-XX вв. М., 1996.

41.  Зеленов М.В. Иоганн Филип Густав Эверс // Историки России XVIII-XX вв. М., 1995.

42.  Иллерецкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьёв. М., 1980. Коялович М.О. С.М.Соловьёв. Гл. XV // История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Минск, 1997.

43. Ерыгин А.Н. Восток. Запад. Россия. (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону, 1993.

44.  Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж, 1995.

45. Киреева Р.А. К.Н.Бестужев-Рюмин и историческая наука втрой половины XIX века. М., 1990.

46.  Кузьмин А.Г. Татищев // Великие деятели России. М., 1996.

47. Лызлов А.И. Скифская история / Отв. ред. Е.В.Чистякова; сост. А.П.Богданов. М., 1990.

48. Муравьёва Л.Л. Московское летописание второй половины XIV- начала XV в. М., 1991.

49. Некрасова Т.Н. Михаил Васильевич Ломоносов // Историки России XVIII-XX вв. Вып. 1. Архивно-информационный бюллетень № 9. Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1995.

50.  Нечухрин А.Н., Рамазанов С.П. Мир абсолютных ценностей: Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский // Историки России XVIII- начало XX. М., 1996.

51. Петров Ф.А. К.Д.Кавелин в Московском университете. М., 1997.

52. Сахаров А.Н. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) // Историки России XVIII-XX вв. Вып. 1. Архивно-информационный бюллетень № 9. Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1995.

53.  Сидельников Р.А. Проблемы методологии истории в университетских курсах А.С.Лаппо-Данилевского // Российские университеты конца XIX –начала XX в. Сборник научных статей. Воронеж, 1993.

54.  Славяне и Русь: проблемы и идеи. М., 1998.

55.  Современники о Соловьёве (В.О.Ключевский, В.И.Герье, М.И.Семёновский, Д.И.Иловайский, М.М.Стасюлевич, С.А.Муромцев, А.Н.Пыпин, П.В.Безобразов) // С.М.Соловьёв. Сочинения. М., 2000. Кн. XXII.

56.  Соколов А.Н. Бессмертный историограф. Николай Михайлович Карамзин // Историки России XVIII-XX вв. М., 1996.

57. Умбрашко К.Б. М.П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. М., 1999.

58.  Фукс А.Н. Историчность наследия // Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. 

59.  Цамутали А.Н. Вся русская история есть по преимуществу государственная: Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин // Историки России XVIII- начала XX века. М., 1996.

60.  Цимбаев Н.И. Сергей Соловьёв. М., 1990.

61. Чернобаев А.А. А.С.Лаппо-Данилевский // Историки России XVIII- начало XX. М., 1997. Вып. 4.

62.  Чирков С.В. Проникновенный источниковед: Александр Евгеньевич Пресняков // Историки России XVIII- начало XX. М., 1996.

63.  Чистякова Е.В., Богданов А.П. Да будет потомкам явлено. М., 1980.

64.  Шапиро А.Л. Историография с древнейших времён до 1917 г. М., 1993.

65.  Шаханов А.Н. Становление учёного // С.М.Соловьёв. Первые научные труды. Письма. М., 1996.

66. Шмидт С.О. А.С.Лаппо-Данилевский на рубеже эпох // Археографический ежегодник за 1994 год. М., 1996.

67. Шмидт С.О. Н.М.Карамзин и его «История государства Российского» // Н.М.Карамзин об истории государства Российского. М., 1990

68. Афанасьев Ю. Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М.,1980.

69. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.,1993.

70. Зверева Г. И. Организация исторической науки в Великобритании в новое и новейшее время. М.,1986.

71. Коллингвуд Р. Д. Идея истории. Автобиография. М.,1980.

72. Копосов Н. Е. Как думают историки. М., 2001.

73. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.

74. Могильницкий Б. Г. О генезисе немецкого идеалистического историзма // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск. 1982.

75. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М..1998.

76. Савельева И. М., Полетаев А. В. Историк и время: В поисках утраченного. М., 1997.

77. Смоленский Н. И. Леопольд фон Ранке. Методология и методика исторического исследования // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск. 1966.

78.  Смоленский Н. И. Политические категории немецкой буржуазной историографии. Томск, 1982.

79.  Согрин В. В., Зверева Г. И., Репина Л. П. Современная историография Великобритании. М.,1991.

80.  Соколова М. Н. Современная французская историография. Основные тенденции в объяснении исторического процесса. М..1979.

81. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М..1993.

82. Шарифжанов И. И. Английская историография в ХХ веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань, 2004.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 3.

Вариант 1. «Историческая наука в конце XVIII – первой четверти XIX века. «История государства Российского» Н.М. Карамзина»

План:

  1. Характерные черты историографии конца XVIII – начала XIX века.

§ - Работы А.Л. Шлецера по истории летописания

§ - Деятельность архивных учреждений

2. Общая концепция истории России в трудах Н.М. Карамзина.

3. Периодизация истории России и характеристика основных этапов.

4. Новые источники, использованные Н.М. Карамзиным в «Истории государства   

  Российского».

5. Концепция происхождения Русского государства в трудах Н.М. Карамзина.

6. Освещение Карамзиным спорных вопросов российской истории:

§ - Оценка Карамзиным древнего периода русской истории;

§ - Значение монголо-татарского ига для становления русского государства;

§ - Эпоха Ивана Грозного в освещении Карамзина;

§ - Русское общество о работе Н.М. Карамзина;

  1. Историческая наука после Н.М. Карамзина, становление «рефлективной»

истории. (М.Т. Каченовский, М.П. Погодин, Г. Эверс).

Источники и рекомендуемая литература.

  1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1-4. (прочитать предисловие и главы, посвященные проблемам, выделенным в плане занятия).
  2. Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  3. Коялович М.О. История русского самосознания. Минск, 1997.
  4. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
  5. Осетров Е. Три жизни Н.М. Карамзина. М., 1985.
  6. Портреты историков: Время и судьбы. М., 2000.
  7. Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., Л., 1941.
  8. Сахаров А.М. Историография истории СССР: Досоветский период. М., 1978.
  9. Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XVIII - первая треть XIX века). М., 1990.
  10. Соловьев С.М. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского». // Сочинения. Кн. 15. (знать!)
  11. Черепнин Л.В. Отечественные историки XVIII – XX вв.: Сб.ст. М., 1984.
  12. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
  13. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.

Тема № 3.

Вариант 2. «Россия и Европа», «Народ и государство» - как центральные

Тема № 4

Вариант 1. «Историческая наука в середине XIX в. Развитие науки в трудах С.М. Соловьева».

План:

  1. Труды историков государственной школы по истории России

2. Историко-философские и теоретические взгляды С.М. Соловьева.

§ - Концепция органического развития истории.

§ - Проблема периодизации русской истории в трудах С.М. Соловьева.

§ - Характеристика «младенческого» этапа русской истории.

§ - Характеристика роли варягов в русской истории. Концепция С.М.Соловьева.

§ - Роль Ивана IV в русской истории.

§ - Характеристика петровских реформ.

§ - Характеристика народных выступлений.

Источники и рекомендуемая литература:

1. Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии. // Отечественная история. № 4. 2000. С. 121-128.

2. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.

3. Иллерицкий В.Е. С.М. Соловьев. М., 1980.

4. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.

5. Коялович М.О. История русского самосознания. М., 1997.

6. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

7. Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. М., 1978.

8. Соловьев С.М. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1997.

9. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983. («Исторические письма»).

10. Соловьев С.М. Сочинения. Том 1 (знать предисловие), Том XIII (первая глава).

11. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии в период капитализма. М., 1977.

12. Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990. 366 с.

13. Черепнин Л.В. Отечественные историки XVIII-XX вв.: Сб. статей. М., 1984.

14. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993.

15. Иллерицкая Н.В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века. М., 1998.

Тема № 4.

Вариант 2. «Историческая наука на рубеже XIX- XX веков. Исторические взгляды В.О. Ключевского».

План:

  1. В.О. Ключевский.

2. «Школа» В.О.Ключевского: П.Н. Милюков, М.М. Богословский. Оценка

      петровских реформ.

3. Освещение в трудах В.О.Ключевского отдельных проблем русской истории:

4. С.Ф. Платонов – вклад в русскую историю.

Источники рекомендуемая литература:

  1. Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии. // Отечественная история. №4. 2000. С. 121-128.
  2. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.
  3. Историография истории СССР. / Под ред. В.Е. Иллерицкого. М., 1971.
  4. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.
  5. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.
  6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., 1997 (или другое издание). (Лекции I-V).
  7. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. М., 1987-1990. (Лекции по методологии, источниковедению и историографии в VI-VII тт.)
  8. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.
  9. Сахаров А.М. Историография истории СССР: досоветский период. М., 1978.
  10. Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л., 1986.
  11. Черепнин Л.В. Отечественные историки XVIII-XX века. М., 1985.

Тема № 5. «Идейно-теоретическое развитие и трансформация организационных структур отечественной исторической науки после 1917 года».

План:

1. Изменение организационной структуры отечественной исторической науки.

1.1. Создание научных центров нового типа.

1.2. Деятельность «старой» Академии наук.

2. Марксистское направление в исторических исследованиях.

2.1. Концепция отечественной истории в трудах М.Н.Покровского.

2.2. Возникновение и деятельность историко-партийного направления.

2.3. Первые дискуссии между историками марксистами.

2.4. Работы В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого по истории Октября и партии большевиков.

 3. Деятельность историков «старой» школы.

 3.1. Развитие идей «государственной школы» в трудах С.Ф.Платонова. Концепция Смуты.

 3.2. Методология А.С.Лаппо-Данилевского.

 3.3. Развитие методологии и философии истории в трудах Н.И.Кареева и Р.Ю.Виппера.

 4. Изучение отечественными историками периода феодализма (1917-начало 1930-х гг.)

Работы Ю.В.Готье.

Труды по истории России М.М.Богословского.

Становление марксистской историографии феодализма.

Вклад С.В.Бахрушина в изучение отечественно истории.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука в России (1917- 1925 гг.). М., 1968.

2. Брачев В.С. С.Ф.Платонов // Отечественная история. М.. 1993. № 1. С. 111- 128.

3. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.

4. Геллер М.С. «Первое предостережение» - удар хлыстом: (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 году) // Вопросы философии. 1991. № 9. С. 37-66.

5. Готье Ю.В. Мои заметки. // Вопросы истории. 1991. №№ 6-12, 1992. №№ 1-5, 11-12.

6. Россия в ХХ веке: Судьбы исторической науки. М., 1994.

7. Россия в ХХ веке: Историки мира спорят. М., 1996.

8. Советская историография / Под. ред. Ю.Н.Афанасьева. М., 1996.

9. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времён до 1917 года: Курс лекций. М., 1993.

10. Историография истории СССР / Под. ред. И.И.Минц. – М., 1982.

11. Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября (1917-середина 1930-х гг.). М., 1978.

12. Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка. М., 1979.

13. Соколов О.Д. М.Н. Покровский и советская историческая наука. М., 1970.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Требования к написанию реферата по историографии всеобщей истории

  1. Содержание реферата должно раскрывать одну проблему из темы самостоятельной работы. Например, если тема самостоятельной работы – «Ис


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.012 с.)