Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Становление и эволюция направлений и школ в отечественной историографии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет историографии. Историография как история исторической науки. Термин «историография» и предмет истории исторической науки в понимании историков дореволюционной России. Дискуссия вокруг предмета историографии в советской исторической науке. Современные подходы к определению предмета историографии. Задачи историографии как специальной исторической дисциплины. Принципы и методы историографического познания. Историографические факты и историографические источники. Место историографии в системе подготовки специалистов с высшим историческим образованием. Начальный этап древнерусской историографии. Архаическая мифология, героический эпос как предшественники исторического сознания. Русское летописание в XI- XIIвв. «Повесть временных лет» - фундамент почти всего летописного древа Руси. Проблема Нестора. Следы разных центров летописания в «Повести временных лет». Летописание в XII-XIV вв. Особенности историописания в XV столетии. Исторические знания и представления в XVI. Общая характеристика периода. Эволюция исторической мысли. Провиденциализм и прагматизм в исторических описаниях. Образование единого Российского государства и его влияние на развитие исторических знаний и исторической мысли. Расширение круга источников. Изменение тематики исторических произведений. Особенности летописной традиции. Переработка предшествующих летописных сводов и создание новых. Распространение хронографов. «Степенная книга», её историко-политическая концепция, приёмы подачи материала. История в публицистике XVI века. Начало формирования истории как науки в XVII веке. Изменение летописания в XVII веке. Завершение летописной работы в правительственных учреждениях XVII века. Деятельность Посольского приказа по распространению исторических знаний. Записной приказ. «Новый летописец» и «Летопись о многих мятежах», их политические тенденции. Расширение круга исторических источников, распространение хронографов и сведений из всеобщей истории. «История» Ф. Грибоедова. «Синопсис» и его концепция. «Скифская история» А.И. Лызлова. Переводная историческая литература и её значение в становлении российской исторической науки. Предпосылки перехода от исторических представлений и знаний к науке. Развитие исторических знаний в XVIII веке. Оформление истории как науки. Развитие русской историографии в первой четверти XVIII столетия. Влияние петровских преобразований на становление исторической науки. Идея регулярного (полицейского) государства Петра I и ее историческое обоснование. Влияние Западной Европы. Появление рационалистических мотивов в исторических произведениях. Расширение источниковой базы исторической науки, начало критического изучения источников. Теория естественного права и ее трансформация в российских условиях. Первые попытки написания истории. «История» дьяка Поликарпова. Сочинения Шафирова. «Ядро российской истории» А.И. Манкиева. «История царствования Петра Великого» Феофана Прокоповича. «История Светской войны» и влияние античной историографии. В.Н. Татищев – первый историк и последний летописец. В.Н. Татищев как историк и государственный деятель. Политические взгляды В.Н. Татищева. Цель изучения истории. Начало разработки приемов критики источников. Рационалистическое мировоззрение Татищева. Влияние теории естественных прав и общественного договора на мировоззрение Татищева. Эволюция политических форм и обоснование самодержавия как единственно приемлемой формы государственного устройства России. «История Российская в самых древнейших времен». Общая концепция русской истории и ее периодизация. Особенности изложения материала. Историография второй четверти и середины XVIII столетия. Деятельность Академии наук. Г.З.Байер. Г.Ф.Миллер. А.И.Шлёцер. М.В.Ломоносов. Основание академии наук и ее роль в разработке проблем русской истории. Работы Г.Ф. Миллера по русской истории и истории Сибири. Приемы исторической критики. Значение работ Миллера. Возникновение «норманнской теории» происхождения государства восточных славян, роль Байера, Миллера и Шлецера в становлении этой теории. Борьба М.В. Ломоносова против «норманнской теории». Особенности спорта между Г.Ф. Миллером и М.В. Ломоносовым. Трактовка Ломоносовым сущности исторического развития. «Древняя Российская история» и «Краткий российский летописец». Значение «норманнской проблемы». Просветительство и историография России во второй половине XVIII века. Рост общественного интереса к отечественной истории. Общее состояние гуманитарных наук в этот период. Воздействие английского эмпиризма, философии Просвещения и немецкой классической философии на российскую историческую науку. Философия истории Гегеля, распространение его идей. Шеллингианство. Состояние источниковой базы и вспомогательных исторических дисциплин. Развитие исторической географии. Начало публикации исторических источников. Проблема закономерности исторического развития. Возникновение основных антиномий: «народ и государство», «Россия и Европа» и т.д. Общественно-политические взгляды М.М. Щербатова как публициста. «Краткая повесть о бывших в России самозванцах», «История Российская от древнейших времен» - источники, проблематика, методологические принципы. Влияние юмовской методологии на технику отбора фактов. Общая концепция истории России, изменения в теории эволюции политических форм. Роль аристократии в истории России. Оценка петровских реформ. Критика И.Н. Болтиным трудов Щербатова по истории России. Решение И.Н. Болтиным основных антиномий. Применение сравнительно-исторического метода. Мысль об идентичности российского и западноевропейского исторического процесса, попытка поиска внутренних закономерностей исторического развития. Критика юмовского подхода, необходимость философии. Влияние философии Просвещения на методологию И.Н. Болтина. Требование критики и отбора фактов. Русская историческая мысль в конце XVIII столетия. Возрастание интереса к истории. Н.П.Румянцев и его кружок. Н.М. Карамзин и его место в деле становления и популяризации отечественной исторической науки. Методология и задачи изучения истории у Н.М.Карамзина. Влияние идей Гердера. Консервативно-охранительный характер трудов Н.М.Карамзина. «Записка о древней и новой России». «История государства Российского» и цели ее создания. Проблема критики источников у Н.М.Карамзина. Общая концепция истории России в работах Н.М. Карамзина. Проблема периодизации истории России. Характеристика основных этапов. Проблема государства и самодержавия власти в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Внутренние противоречия в «Истории государства Российского». Освещение Н.М.Карамзиным основных проблем российской истории. Оценка «Истории …» Н.М. Карамзина со стороны современников. Основные направления российской историографии в XIX веке. Критическое направление в отечественной историографии 20-40 гг. XIX века. Г. Эверс и его роль в развитии отечественной историографии. Родовая теория Эверса. Проблема возникновения русского государства и древнерусской народности в трудах Г. Эверса. Концепция истории России в трудах М.П. Погодина. «Борьба за Карамзина». Иррационализм и применение основных антиномий: подчинение народа государству, противопоставление России и Западной Европы. «История русского народа» Н.А. Полевого, ее основные идеи. М.Т. Каченовский и «скептическая школа». Критика методики работы над источниками Н.М. Карамзина, требование критического отношения к материалу. Выделение и характеристика «баснословного» периода истории России. Критика идей М.Т. Каченовского и его школы со стороны современников. Официальная концепция русской истории в трудах Н.Г. Устрялова. Создание школьного учебника по отечественной истории. «Русская история». Прагматическое изложение политической истории. Главная движущая сила истории – действия людей, обладающих властью. Мирный и «безмятежный» характер российского исторического процесса. Отрицание возможности революции. Исключительные качества русского народа, его богоизбранность. Работы по истории преобразований Петра I. Государственная школа в русской историографии. Государственная школа, ее роль и значение российской исторической науки. К.Д. Кавелин. Эволюция политических и исторических взглядов К.Д. Кавелина. Разработка методологических принципов государственной школы. Периодизация истории России. Б.Н. Чичерин и его вклад в развитие идей государственной школы в русской историографии. Придание Русскому государству значение организующей силы общества. Этнообразующая роль государства в трудах Б.Н. Чичерина. Изучение представителями государственной школы основных проблем отечественной истории: проблемы генезиса русского государства, раздробленности, опричнины и петровских реформ. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Изучение истории государственных учреждений и правовых институтов. Развитие истории права. Причины господства государственной школы в российской исторической науке до революции. С.М. Соловьев. Развитие исторических воззрений ученого. Теоретическая база. Разработка новых проблем истории России. Источниковая база, введение в оборот новых источников. Органическая концепция истории России. Критика Соловьевым периодизации отечественной истории. Роль географического фактора в истории России. Народ, государство и личность в концепции С.М. Соловьева. Концепция периода от родовых отношений к государственным. Государство как надсословная и надклассовая структура. Россия и Западная реформа. Критика Соловьевым исторических концепций XVIII – первой трети XIX века. «История России с древнейших времен» - общественный подвиг ученого. Периодизация русской истории и ее обоснование. Теория борьбы «леса» со «степью» и ее роль в формировании последующей историографии взаимоотношений русского государства и кочевых народов Азии. Оценка С.М. Соловьевым Киевской Руси, возвышения Москвы, деятельности Ивана Грозного, реформ Петра I и внешней политики России. С.М.Соловьев и государственная школа в русской историографии. Исторические концепции славянофилов. Славянофильство и либерализм. Философские основы построений славянофилов. Влияние идей немецких философов-идеалистов. Критика учения Гегеля как предельного воплощения рационализма и отвлечённой рассудочности. Неприятие диалектики, представлявшей развитие как постоянную борьбу противоположностей, отрицание отрицания. Противопоставление России и Запада. Верный религиозный выбор русского народа. Специфика русского национального характера. Теория К.С.Аксакова о негосударственном характере русского народа. Союз Земли и Государства. Объяснение народных движений в России как борьба Земли за восстановление законной власти. Община как основанный на истинно христианских началах нравственный союз людей. Противопоставление рода и общины. Периодизация русской истории К.С.Аксакова. Разрыв Государством союза с Землёй в петербургский период – поворотный пункт отечественной истории. «Публика» и Власть. Необходимость возвращения к допетровским началам в отношениях Земли и Государства. История крестьянства в трудах историков-славянофилов. Теория об историческом праве крестьян на землю и её роль в обосновании необходимости освобождения крепостных с землёй. Исследование процесса закрепощения И.Д.Беляевым. «Крестьяне на Руси». Критика теории «бродяжничества» русского народа. Схема всемирно-исторического процесса А.С.Хомякова. Противоборство в мировой истории начала свободы и начала необходимости, славянского и германского мира. Роль славянофильства в оформлении либеральной концепции в русской историографии. Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И.Костомарова. Критика Костомаровым современной ему историографии. Задачи исторической науки. Проблема исторического факта и исторического источника в понимании Н.И. Костомарова. Теория национального характера. Этническое решение проблемы народа и государства в трудах Н.И. Костомарова. Разработка ученым объединения и централизации русского государства. Проблемы истории России и Украины. Вклад в дело публикации источников по истории Юго-Западной Руси. Формирование демократического направления в русской историографии Социально- политические взгляды представителей радикального направления в общественном движении: В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского. «Русский социализм». Теоретико-методологические основы исторических взглядов. Радикальная трактовка гегельянства. Использование законов диалектики для обоснования возможности революционного способа преобразования общества. Элементы механического материализма. Внимание к истории народных движений. Проблема общины и перспективы развития капитализма в России. Историческая концепция Н.Г.Чернышевского. Знания, разумное законодательство и количественные изменения – факторы развития общества. Теория нарастания и её эволюционный характер. Циклы всеобщего исторического развития. Возможность отката в цивилизационном развитии человечества. Понимание под «скачками», «периодами усиленной работы» выход на арену общественного развития каждого нового поколения. Отставание России в историческом развитии на один цикл от Запада и возможность для неё непосредственного перехода к социализму. Роль народных масс в истории. Народническое направление в русской историографии. П.А.Лавров и его «Исторические письма». Понимание истории и прогресса. Формула прогресса. Дискуссия с Н.К.Михайловским о содержании «формулы прогресса». Историческая концепция Н.К.Михайловского («теория вольницы и подвижники», периодизация), её теоретические принципы. Учение о смене типов социальной связи. Закон «борьбы за индивидуальность» и его психологическое содержание. «Субъективный метод» исторического познания и его компоненты. Поиски метода, позволяющего одновременное развитие человеческой индивидуальности и общественного устройства. П.Н.Ткачёв и его критика позитивизма. Применение экономического метода в историческом познании. История России в трудах П.Н.Ткачёва (община и крепостное право, социальная структура российского общества в середине XIX века, история конспиративных централизованных организаций). Эволюция российской исторической науки на рубеже XIX- XX столетий. Консервативное направление отечественной историографии. Консервативная модель реформации К.Н.Леонтьева. Теория культурно-исторических типов. Византийский культурный тип К.Н.Леонтьева. Его работа «Византизм и славянство». Дискуссия с С.В.Соловьёвым. Обоснование влияния Византизма на историю России и Европы. Понимание прогресса и его соотношение с охранительством. Периодизация истории и прогнозирование. Примат религиозно-мистического понимания человека в истории. Развитие историософии русской консервативной мысли Л.А.Тихомировым. Разработка учения о русской государственности, её сущности и условиях её действия; положительного государственно-правового учения о монархическом принципе власти. Изучение психологических основ исторических явлений. Нравственно-психологический фактор в истории, определяющий выбор принципа верховной власти (демократической, аристократической или монархической). Отрицание иерархической и хронологической зависимости смены принципов государственности. Рассмотрение кооперации как закона жизни (общественной и биологической). Система взаимосвязей власти и общества. Анализ слабых сторон русской государственности. «Пётр Великий как русский человек». Исторические взгляды Д.И.Иловайского. Методологическая несамостоятельность Д.И.Иловайского, следование концепции Н.М.Карамзина. Рассмотрение народа как этнографической среды, из которой выделяются действующие лица – правители. Роль Д.И.Иловайского в работе исторических обществ и специализированной печати. Расширение исторической проблематики и использование новых источников великим князем Николаем Михайловичем в его работах. Концепция необходимости приспособления самодержавия к меняющимся условиям общественно-политической жизни, пореформирования и обновления высших учреждений, привлечения новых людей. Его работа по изданию справочников и составлению биография дворянства и церковных иерархов концаXVIII- первой половины XIX вв. С.С.Татищев и его труды по истории внешней политики России. Консервативное понимание патриотизма, отождествление его с понятием «самодержавие». Критика отдельных представителей рода Романовых. Генеалогические исследования. Н.К.Шильдер как биограф русских императоров второй половины XVIII- первой XIX вв. Психологические характеристики русских императоров и их окружения. Оценки, данные Петру III, Екатерине II, Николаю I и их критерии. Расширение проблематики. Идея об искуплении Россией грехов за измену «делам и мыслям» Екатерины II, за преступления 11 марта 1801 г. Анализ причин восстания декабристов. Либеральное направление в русской историографии. В.О.Ключевский. Формирование исторических взглядов В.О. Ключевского. Расширение проблематики исторических исследований в трудах В.О. Ключевского. Общеисторическая методология. История социально-экономического развития. Введение понятия «общественных классов» и специфика использования этого термина Ключевским. Движущие силы и закономерности исторического развития по В.О. Ключевскому. Основные этапы истории России в «Курск русской истории», характеристика периодов. Теория факторов. Освещение В.О. Ключевским основных проблем истории России: генезиса русского государства, удельно-вечевого периода, централизации русских земель вокруг Москвы, правления Ивана IV, закрепощение крестьян, смутное время, Петровские реформы, реформы 1861 г. В.О. Ключевский и государственная школа. Монографии В.О. Ключевского. Вклад В.О.Ключевского в разработку специальных и вспомогательных дисциплин. Теоретические и методологические позиции П.Н.Милюкова. Влияние позитивизма и марксизма. Критика П.Н.Милюковым марксизма и монистического взгляда на историю. Научный и практический походы к историческому исследованию Его теория исторического процесса, понимание им «культурной истории». Роль естественно-психологических факторов в историческом развитии. Взаимодействие факторов исторического процесса. Роль народонаселения. Концепция элементарности и отсталости исторического развития России. Определяющее воздействие военных потребностей. Роль государства как особенности исторического развития России. Теория закрепощения и раскрепощения сословий. Проблема разрыва интеллигенции и народа, его причины и пути преодоления. Разногласия с В.О.Ключевским в оценке Петра Великого. Н.П.Павлов-Сильванский и его идея тождества русского и западноевропейского развития. Понимание феодализма как совокупности правовых институтов, основанных на иерархии земельных отношений. Вклад в разработку теории общины. Основные этапы развития общества: мир-боярщина-государство. Исследование предпосылок петровских преобразований. Труды А.А.Кизеветтера по социальной и законодательной истории второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Периодизация русской истории. Изучение социального состава, посадской службы и тягла, самоуправления посадской общины русского города. А.А.Корнилов и его разработка аграрной проблематики, анализ её общественного значения в рамках концепции «государственной школы». Взгляды на проблемы реформации и бюрократии в Россию Взаимовлияние политического мировоззрения и исторической концепции. Социалистические идеалы и либеральная программа А.А.Корнилова. Историческая концепция А.А.Корнилова в «Курсе истории России XIX века». Фактологический поход. Структурное деление материала по царствованиям. Представления А.А.Корнилова о зависимости исторического развития страны от личности императора. Идея надклассовости правительства и бессословности «общественности». Становление марксистской историографии в России. Развитие Г.В. Плехановым материалистического понимания истории. Его вклад в становление марксистской историографии. Эволюция взглядов в начале ХХ в. Ленинская концепция отечественной истории (барщинного хозяйства, феодализма и капиталистического развития России). Критика народничества. Разработка В.И.Лениным принципа партийности исторической науки, соотношение партийности и научной объективности исследования. В.И.Ленин о связи истории и современности, о значении истории для определения политической программы революционной борьбы большевистской партии. Периодизация революционного движения. Ленинские оценки основных периодов и событий русской истории. Ленинское учение об империализме как высшей стадии капитализма и его особенностях в России. Рассуждения В..И.Ленина о «двух культурах» и «двух нациях» в России начала ХХ века. Углубление специализации в отечественной исторической науке. Петербургская историческая школа. К.Н. Бестужев-Рюмин. Приемы исторической критики. Концепция русской истории. Труды Бестужева–Рюмина по историографии отечественной истории. Концепция русской истории в трудах С.Ф. Платонова. Концепция Смуты XVII века и народных движений. Роль монархии и государства в концепции С.Ф. Платонова. А.С.Лаппо-Данилевский. Критика позитивизма. Развитие методологии истории. Пересмотр А.Е.Пресняковым проблемы образования Московского государства. Идея собирания власти. Московская историческая школа. Методологические основы концепции Н.А.Рожкова. Влияние позитивизма, народничества и марксизма. Социальная статика» и «социальная динамика». Методология и методика исторического исследования. Периодизация русской истории и её критерии. Основные проблемы в отечественной историографии различных направлений. Советская историография как научно-политический феномен тоталитарного государства. Подходы к анализу и оценки советской историографии отечественными историками (И.И.Минц, М.В.Нечкина, И.А.Данилов, М.П.Ким, Ю.С.Кукушкин, П.В.Волобуев, А.И.Зевелев, Г.А.Бордюгов, В.А.Козлов, А.А.Искандеров). Характеристика внешнего (взаимоотношения государства (власти) и исторической науки) и внутреннего (методология, принципы исследования, проблематика трудов) факторов развития советской историографии. Определение социальных функций советской исторической науки. Становление советской историографии в 1917- середине 1920 гг. Основные направления научной деятельности историков «старой школы» (архивное дело, издание научных журналов, создание учебной литературы). «Большевистская перестройка» исторической науки. Трансформация её организационной структуры. Формирование «новых» кадров историков. Переориентация исторических изданий на основе партийных инструкций. Идеологизация исторической науки. Политика советского государства в отношении историков «старой школы». Деятельность М.Н.Покровского и его книга «Русская история в самом сжатом очерке» (1920) в контексте борьбы за становление марксистской историографии. Утверждение марксистско-ленинской историографии во второй половине 1920- начале 1930-х гг. и её влияние на уровень развития исторической науки в стране. Изучение советскими историками крестьянских войн. Труды М.В.Нечкиной и Н.М.Дружинина, посвящённые движению декабристов. Новые труды о народническом движении. Исследование проблем экономической истории России. Литература по истории рабочего класса и революционного движения (работы А.М. Панкратовой). Дискуссии по ряду проблем отечественной истории. Советская историография во второй половине 1930 - первой половине 1940-х гг. Отрицательное влияние «Краткого курса ВКП(б)» на развитие отечественной исторической науки. Уничтожение основ отечественной историографии в годы сталинских репрессий. Советская историография в годы Великой Отечественной войны и новые задачи исторической науки. Советская историография в 1945-1980 гг. Научные дискуссии по актуальным вопросам развития исторической науки. Издание монографий по истории образования СССР, внешней политики страны, Великой Отечественной войне. Труды о развитии феодальных отношений и классовой борьбы крестьянства в России, промышленности и народного хозяйства, истории крестьянства в XIX веке, истории интеллигенции, русской культуры. Книга «Российский пролетариат: облик, борьба, гегемония» и дискуссия в Институте истории АН СССР в 1972 году. Новые тенденции в развитии советской исторической науки в середине 1980-х гг. «Первая волна» критики – «сверху». Монографии и статьи по магистральным проблемам истории феодализма, капитализма, советского общества. Дискуссии об интеллигенции. Развитие отечественной историографии в 1990-е гг. Коренное изменение отношения отечественных историков к зарубежной историографии (расширение контактов; совместные исследовательские проекты, «круглые столы», дискуссии). Усиление интереса к философскому наследию конца XIX – начала ХХ вв. Изменение содержания исторических журналов. Внимание учёных к «белым пятнам» истории. Научные конференции, посвящённые интеллигенции в Москве (1994), Иванове (1993-1994). Отечественная историография либерального движения. Научная конференция, посвящённая русскому либерализму и дискуссия по ряду актуальных вопросов (Москва, 1995 г.). Монографии и статьи российских историков, посвящённые юбилею Победы. «Вторая волна» критики – «изнутри». Подведение итогов развития советской историографической традиции. Научные дискуссии о кризисе российской исторической науки. Марксистская интерпретация отечественной истории. Возникновение «радикальных» подходов к освещению отечественной истории. Преодоление марксистских догматов. Теоретико-методологический поиск отечественных историков. Проблемы периодизации русской истории. Характер трансформации источниковой базы исторических работ и её влияние на формирование проблематики и содержательного компонента исторических трудов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.011 с.) |