Результаты психогенетического исследования аутизма с применением Детского теста для оценки проявлений аутизма (Childhood Autism Spectrum Test, CAST) ( Robinson E . B . и др., 2012) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты психогенетического исследования аутизма с применением Детского теста для оценки проявлений аутизма (Childhood Autism Spectrum Test, CAST) ( Robinson E . B . и др., 2012)



 

  Дефицит социального взаимодействия Нарушения в сфере общения Перверсия интересов, стереотипность деятельности

Конкордантность

MZ 0.53 0.61 0.58
DZSS/DZOS 0.12/0.12 0.21/0.20 0.24/0.15

Составляющие фенотипической вариативности

Вклад факторов генотипа 0.58 0.72 0.74 - у мужчин 0.71 - у женщин
Вклад факторов индивидуальной среды 0.42 0.28 0.27 - у мужчин 0.29 - у женщин

 

Этиология СДВГ. Основная этиологическая причина СДВГ - расстройство деятельности центральной нервной системы, которое может быть результатом воздействия генетических или средовых факторов. Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%.

Установлено наличие изменений генетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах. Возможная причина заболевания – взаимодействие гена рецептора дофамина D4 и гена-переносчика дофамина, вызывающего снижение функций нейромедиаторной системы головного мозга.

В одном из исследований изучались 10 пар близнецов (4 МЗ пары и 6 ДЗ), в каждой из которых один близнец имел клинический диагноз гиперактивности. Конкордантность МЗ близнецов составила 100%, ДЗ — 17%. Усредненная оценка коэффициента наследуемости СДВГ составляет примерно 70%. Также известно, что СДВГ генетически связан с дислексией (Decker S.N., DeFries J. С., 1981).

В исследовании родных и двоюродных родственников 20% родителей, страдающих СДВГ, и только 5% родителей детей из контрольной группы были ретроспективно диагностированы как имевшие это нарушение в детстве. Частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди как прямых, так и двоюродных родственников больных СДВГ. Усыновленные дети сходны скорее с родственниками их биологических, нежели приемных родителей.

       Поведенческие проявления СДВГ у детей оцениваются по результатам опросов родителей и учителей, для взрослых с СДВГ используеся самооценивание. Значение показателя наследуемости СДВГ составляет ~ 80% для детей (Derks et al., 2008; Knopik et al., 2005). У взрослых наследуемость СДВГ оценивается в ~ 45% (Larsson, et al. 2012; Kan et al., 2012).

       В работе Ebejer J. L. и др., 2014 использовались как материнские оценки проявлений СДВГ у их детей (участвовали матери 3223 близнецов и сибсов, средний возраст оцениваемых 21,2, SD = 6,3), так и самооценка проявлений СДВГ (1617 близнецов и сибсов, средний возраст участников 25,5, SD = 3.2). Оценка вклада наследственных факторов в проявления невнимательности, гиперактивности и сочетания невнимательности с гипеактивностью, оцененные по отчетам матерей оказались примерно одинаковыми для мужчин и женщин (0,72, 0,79, 0,76 и 0,72, 0,86, 0,83 соответственно). По материалам самоотчетов больных СДВГ оценка вклада наследственных факторов ниже для мужчин, по сравнению с женщинами для невнимательности (0,46 против 0,69), гиперактивности (0,30 против 0,41) и сочетания невнимательности с гиперактивностью (0,39 против 0,65).

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями. Понятием «специфическая неспособность к обучению» описывается круг детей, которые обнаруживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря на сохраненный интеллект. Причины неспособности к обучению связаны с нарушениями формирования и возрастной незрелостью отдельных высших психических функций. В 50% случаев наблюдается встречаемость сопутствующих эмоциональных и поведенческих расстройств. 

Основные виды неспособности к обучению. Дислексия или неспособность к обучению чтению. В этом случае ребенок испытывает трудности в распознавании заглавных и прописных букв, не понимает прочитанного, имеет нарушения в распознавании звуков, путает местами слова в предложении, переставляет буквы и слоги местами в словах. Дислексия - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения. Дислексия – расстройство, сохраняющееся в течение всей жизни.

Дислексия, как специфическая неспособность к чтению, встречается у 5-10% детей школьного возраста, при этом у мальчиков примерно в 1,6 раза чаще, чем у девочек (Shaywitz, 1998). Нейробиологические исследования с использованием анализа посмертных образцов ткани мозга (Galaburda et al., 1994) показывают, что у дислексиков наблюдаются нарушения в паритально-темпоральных и окципитально-темпоральных областях мозга. Риск развития дислексии у сибсов больного ребенка увеличивается более чем в 3,5 раза (Ziegler et al., 2005).

Гены, вовлеченные в предрасположенность к развитию данного расстройства, находятся в 1, 6 и 15 хромосомах. Семьи, у которых отмечено сцепление с маркерами на 15-й хромосоме, характеризуются языково-процессуальным дефицитом, но при этом обнаруживают хорошие визуально-пространственные навыки. Напротив, семьи, в которых сцепление с этим маркёром не обнаружено, характеризовались наличием визуально-пространственных проблем. Было показано, что у МЗ близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же значение показателя у ДЗ близнецов (соответственно, 73 % и 47 %). Значение показателя наследуемости дислексии составляет 40-70 %. В настоящее время описаны девять локусов, связанных с дислексией, на хромосомах 15q21 (DYX1), 6p21-p22 (DYX2), 2p15-16 (DYX3), 6q11-q12 (DYX4), 3p11-q13 (DYX5), 18p11 (DYX6), 11p15 (DYX7), 1p34-р36 (DYX8), и Xq26-q27 (DYX9) (M. HucChabrolle1, 2013). Большинство из этих генов связаны со структурными аномалиями коры, вызываемыми нарушениями миграции нейронов. В результате исследований стало понятно, что генетические факторы, связанные с отдельными случаями дислексии и семейными случаями, различаются. В целом, большинство авторов сходятся во мнении о том, что дислексия наследуется полигенно.

Дисграфия или расстройство экспрессивного письма — является нарушением способности передачи своих мыслей в письменной форме. Как правило, проявляется в невозможности писать грамотно, неправильном подборе слов, примитивности построения предложений.

Дискалькулия или расстройство обучения счету – нарушение способности овладеть счетом, выполнять арифметические операции, неспособность освоить математическую логику – объединение предметов в группы, исключение по признаку и так далее. Дискалькулия (англ. dyscalculia) — неспособность к изучению арифметики. Часто является самостоятельным недугом, а не побочным следствием других нейрологических и психологических проблем. В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчета). За эту функцию в мозге отвечает внутритеменная борозда теменной доли. У людей, страдающих таким недугом, данный участок мозга меньше, чем у здоровых людей, и недостаточно активен. Такие люди часто могут страдать ещё дислексией и синдромом дефицита внимания. Данный синдром проявляется в следующих симптомах: Неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения. Например, человек не сможет понять, какое количество имеют 3 книги на столе, пока не посчитает их по одной. Присутствие сложностей при вычислении с помощью цифр. Например, человек, страдающий дискалькулией, не сможет понять, почему 3 + 3 = 6. Наличие сложностей с абстрактным счётом времени. Например, подобные люди всегда опаздывают на запланированные встречи. Отсутствие понятия интуитивного вычисления пройденного расстояния. Наличие сложностей с координацией движений. Не может запомнить математические термины. В коррекции дискалькулии могут помочь специальные обучающие компьютерные программы, разработанные на основе нейробиологических данных.

Исследования показали, что частота встречаемости дискалькулии выше у детей с дислексией (Knopik V.S. et al., 1997). В работе немецких исследователей Ludwig K.U. и др. принимали участие 200 детей с нарушением способсности к письму. С дискалькулией связан ген rs133885 (Ludwig K.U. et al., 2013).

 

Список литературы к теме 15

1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 3. С.74-90.

2. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник.-Мн.: Харвест,М.: АСТ, 2001.-576 с. (Б-ка практической психологии). С.36.

4. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М.,1997.

5. Избранные лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний. Под редакцией Е.И. Гусева, А.Н. Бойко, М.Ю. Мартынова, Москва. 2009 - 142 с.

6. Клиническая генетика. Геномика и протеомика наследственной патологии: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мутовин Г.Р. 2010. - 832 с.

7. Равич – Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник/ И.В.Равич – Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко / Под ред. И.В.Равич – Щербо – М; Аспект Пресс, 2000. – 447 с.гл.XIX. с. 398 – 418.

8. Constantino JN, Todd RD (2003) Autistic traits in the general population: a twin study. Arch Gen Psychiatry 60(5):524–530.

9. Decker S.N., DeFries J. С Cognitive Aspects of Reading Disability: The Colorado Family Reading Study/P G. Aaron, N. Malatesha (eds). Neuropsychological and Neu-ropsycholinguistic Aspect of Reading Disability. New York, Academic Press, 1981.

10. Derks EM, Hudziak JJ, Dolan CV, Van Beijsterveldt TCEM, Verhulst FC, Boomsma DI (2008) Genetic and environmental influences on the relation between attention problems and attention deficit hyperactivity disorder / Behav Genet 38:11–23.

11. Ebejer J. L., Medland S.E., J. van der Werf, M.J. Wright, A.K. Henders, N.A. Gillespie, I.B. Hickie, N.G. Martin and D.L. Duffy Contrast Effects and Sex Influence Maternal and Self-Report Dimensional Measures of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder / Behavior Genetics. August 2014.

12. Galaburda A.M., Menard M., Rosen G.D. (1994) Evidence for aberrant auditory anatomy in developmental dyslexia / Proceedings of the National Academy of Sciences USA 91:80110–80113.

13. Huc-Chabrolle M., Charon C., Guilmatre A., Vourc’h P., Tripi G., Barthez M.A., Sizaret E., Thepault R.A., Le Gallic S., Hager J. Xq27 FRAXA Locus is a Strong Candidate for Dyslexia: Evidence from a Genome-Wide Scan in French Families / Behavior Genetics. March 2013, Volume 43, Issue 2, p. 132-140.

14. Kan KJ, Dolan CV, Nivard MG, Middeldorp CM, Van Beijsterveldt CEM, Willemsen G, Boomsma DI (2012) Genetic and environmental stability in attention problems across the lifespan: evidence from the Netherlands twin register. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 52(1):12–25.

15. Knopik V.S., Alarcón M., DeFries J.C. Comorbidity of Mathematics and Reading Deficits: Evidence for a Genetic Etiology / Behavior Genetics. September 1997, Volume 27, Issue 5, p. 447-453.

16. Knopik VS, Sparrow EP, Madden Paf, Bucholz KK, Hudziak JJ, Reich W, Slutske WS, Grant JD, Mclaughlin T, Todorov A (2005) Contributions of parental alcoholism, prenatal substance exposure, and genetic transmission to child ADHD risk: a female twin study. Psychol Med 35:625–635.

17. Larsson H, Asherson P, Chang Z, Ljung T, Friedrichs B, Larsson JO, Lichtenstein P (2012) Genetic and environmental influences on adult attention deficit hyperactivity disorder symptoms: a large Swedish population-based study of twins. Psychol Med 43(1):197–207.

18. Ludwig K.U., Samann P., Alexander M., Becker J., Bruder J., Moll K., Spieler D., Czisch M., Warnke, A., Docherty S.J., Davis O.S.P., Plomin R., Nothen M.M., Landerl K., Muller-Myhsok B., Hoffmann P., Schumacher J., Schulte-Korne G., Czamara D. A common variant in Myosin-18B contributes to mathematical abilities in children with dyslexia and intraparietal sulcus variability in adults / Translational psychiatry. 2013. V. 3.

19. Poelmans G, Buitelaar J, Pauls D, Francke B (2011) A theoretical network for dyslexia: integrating available genetic findings. Mol Psychiatry 16:365–382.

20. Robinson E.B., Koenen K.C., McCormick M.C., Munir K., Hallett V., Happé F., Plomin R., Ronald A. A Multivariate Twin Study of Autistic Traits in 12-Year-Olds: Testing the Fractionable Autism Triad Hypothesis / Behavior Genetics. March 2012, Volume 42, Issue 2, p. 245-255.

21. Ronald A, Hoekstra RA (2011) Autism spectrum disorders and autistic traits: a decade of new twin studies. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet 156B(3):255–274.Scerri T, Schulte-Körne G (2010) Genetics of developmental dyslexia. Eur Child Adolesc Psychiatry 19:179–197.

22. Shaywitz S.E. (1998) Current concepts: dyslexia / New England Journal of Medicine

 338:307–312.

21. Ziegler A, König I, Deimel W, Plume E, Nöthen M, Propping P et al (2005) Developmental dyslexia—recurrence risk estimates from a German bi-center study using the single proband sib pair design. Hum Hered 59:136–143.

Задания для самоконтроля к III модулю

1. Определите тип наследования, если на основании анализа родословной было установлено, что риск развития заболевания составляет 25 %:

а) аутосомно-доминантный; б) аутосомно-рецессивный; в) сцепленный с Х-хромосомой; г) полигенный; д) сцепленный с У-хромосомой.

2. В основе синдрома Дауна лежит:

а) трисомия 13 хромосомы; б) трисомия 18 хромосомы; в) трисомия 21 хромосомы; г) триплоидия.

3. Какие из перечисленных синдромов являются трисомиями:

а) синдром Шерешевского-Тернера; б) синдром Марфана; в) синдром Дауна;

г) синдром «кошачьего крика»; д) синдром Патау.

4. Что такое анеуплоидия (гетероплоидия)?

5. Определите тип наследования, если на основании анализа родословной было установлено, что заболевание в роду передается от отца к сыну.

6. С какой частотой диагностируется синдром Эдвардса среди новорожденных?

7. Укажите тип наследования шизофрении.

8. Какова частота заболевания эпилепсией среди родственников больных первой степени родства?

9. Нарушения работы какой структуры головного мозга связаны с развитием болезни Паркинсона? Какие хромосомы вовлекаются в развитие болезни Паркинсона? Какие типы наследования описаны при болезни Паркинсона?

10. С какими хромосомами связано развитие болезни Альцгеймера? Укажите факторы риска для развития болезни Альцгеймера?

11. Укажите, в чем молекулярная основа заболевания хореей Геттингтона? Каков тип наследования хореи Геттингтона, с какой хромосомой связано даное заболевание?

12. Изложите суть мультифакторной теории рассеянного склероза.

13. С какой хромосомой связано обсессивно-компульсивное расстройство?

14. Какова генетическая природа анорексии и булимии?

 

 

Список литературы для самостоятельного изучения к III модулю

 

1. Козлова С.И., Семанова Е., Демикова Н.С., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование.- М., 1990.

2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии- М.: Владос, 2001.- С. 147-157.

3. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д.Лейна, Б.Стрэтфорда.- М.: Педагогика, 1991.- С.35-46.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Воробьева Е.В. Психогенетика. Учебник. С грифом УМО по психологии поклассическому образованию. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета. 2014. 283 с. ISBN 978-5-9275-1406-9.
  1. Воробьева Е.В., П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, Е.М. Ковш, А.С. Крючкова Психогенетика агрессивного и враждебного поведения. Учебное пособие. Издательство ЮФУ. 2016. 102 с. ISBN 978-5-9275-1992-7.
  2. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.- М.: Аспект-пресс, 1999.

Дополнительная:

 

  1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психол. 1995. № 1. С. 111-131.
  2. Айзенк Г.Ю. Как измерить личность. М.: Когито-Центр. 2000. 284 с.
  3. Александров А.А. Психогенетика. С.-Пб.: Питер, 2004. 192 с.
  4. Александров Ю.И. Системная структура индивидуального опыта как отражение истории его формирования // Альманах «Новые исследования». Материалы международной научной конференции «Физиология развития человека».- М.: Вердана.- 2009.- № 2 (19).- С. 15-16.
  5. Алфимова М.В., Трубников В.И Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. № 6. 2000.
  6. Анохин К.В., К. В. Судаков Геном нейронов мозга в организации системных механизмов поведе­ния // Бюл. экс­периментов биологов и медиков. 2003. Т. 135, № 2. С. 124–131.
  7. Атраментова Л.А., Филипцова О.В. Введение в психогенетику. М.: Флинта, 2004. 472 с.

8. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека. С.-Пб.: Корона, 2002. 352 с.

  1. Афтанас Л.И., Л.И., Рева Н.В., Варламов А.А., Павлов С.В.Анализ вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ при эмоциональной активации у человека: временные и топографические характеристики // Журнал высшей нервной деятельности.- 2003.- т. 53.- № 4.- С. 485-494.
  2. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 3. С.74-90.
  3. Батуев А.С. Физиология ВНД и сенсорных систем. с. 159 – 166.
  4. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность// Фролов И.Т. (отв. ред.) Человек в системе наук.- М., 1989.- С. 155-164.
  5. Беляев Д.К., Бородин П.М. Влияние стресса на наследственность и изменчивость и его роль в эволюции // Эволюционная генетика.- Л., 1982.- С.35-59.
  6. Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва ИП РАН, 2008. 22 с.
  7. Бойко А.Н., Кулакова О.Г., Фаворова О.О. Генетика рассеянного склероза / Избранные лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний / Под редакцией Е.И. Гусева, А.Н. Бойко, М.Ю. Мартынова. М.: РГМУ, 2009. - С. 102-142.

16. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

17. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. М., 1991.

  1. Бурд С.Г., А.В. Лебедева, О.Л. Бадалян Эпилепсия / Избранные лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний / Под редакцией Е.И. Гусева, А.Н. Бойко, М.Ю. Мартынова. М.: РГМУ, 2009. - С. 122-130.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:
  3. Витвицкая Л.В. Сравнительный анализ функций генома в клетках мозга при формировании адаптивного поведения у животных разного уровня онто- и филогенеза.- Автореф. дисс. докт. биол. Н., 1991.
  4. Воробьева Е.В. Взаимосвязь параметров общего интеллекта и мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009(а). № 7/3. С. 25-33.
  5. Воробьёва Е.В. Генотип-средовые детерминанты когерентности ЭЭГ // Пятая международная конференция по когнитивной науке. 18–24 июня 2012 г., Калининград, Россия.- Тезисы докладов.- Том 1.- С. 302-304.
  6. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психогенетический аспект // Валеология. 2003. № 4. С. 46-51.
  7. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. - М.: Изд-во «Кредо», 2006.- 288 с.
  8. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Ростов-на-Дону. 2007. 386 с.
  9. Воробьёва Е.В. Методическое пособие по курсу «Генетическая физиология» для студентов психологического факультета. В 3-х частях. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. 145 с.
  10. Воробьева Е.В. Психогенетика общих способностей: монография /Е.В. Воробьева.- Ростов н/Д: ИЗд-во ЮФУ, 2011.- 222 с. С. 70-108.
  11. Воробьева Е.В. Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006(а). № 3. С. 110-111.
  12. Воробьева Е.В. Современные психогенетические исследования интеллекта и теория мотивации достижения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 53-59.
  13. Воробьева Е.В. Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006(б). № 4. С. 172-179.
  14. Воробьева Е.В., Ермаков П.Н. ЭЭГ «зеркальных» монозиготных близнецов: спектральный анализ // XXII съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова: Тезисы докладов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – С.107.
  15. Воробьева Е.В., Нарижная Е.С. Особенности темперамента студентов-психологов, различающихся по мотивации достижения / Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л. Г. Щукиной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014года / Альманах Научного архива Психологического института / Сост., научн. ред. О. Е. Серова, Е. П. Гусева / Под общ. ред. В. В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. Вып. 7 юбилейный. – С. 299-306.
  16. Воробьёва Е.В., Попова В.А. Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов // Российский психологический журнал. 2009(б). Т.6. С. 46-53.
  17. Воробьёва Е.В., Попова В.А. Отражение в параметрах ЭЭГ близнецов выполнения математических операций и вербально-ассоциативной деятельности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. № Т. 6. № 2. С. 34-39.
  18. Воробьева Е.В., Харитонова И.Ю. Генотип-средовые детерминанты мощности ритмических составляющих ЭЭГ при вербально-ассоциативной деятельности // Новые исследования. М.: Вердана. 2010. T.1 № 23. С.5-16.
  19. Воробьева Е. В., Шульгина И. П. Смысловой подход в психокоррекции наркомании // Материалы всероссийской психологической конференции c международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23–26 апреля 2014 г.[Электронный ресурс]. 1-ое изд-е. – М.: КРЕДО, 2014. – 473 с. С. 185-186. ISBN 978-5-91375-061-7 ББК 32.81 В6 УДК 32.019. М 34
  20. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. – 1996. –М.: Мысль. 272 с.
  21. Гарифуллин Р.Р. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01. – Казань, 2000. – 135 с.
  22. Гарифуллин Р.Р. Трансформация смысловых структур наркозависимой личности // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 4(14), с. 205 – 209.
  23. Гершуни Г.В. Реакция на неосознаваемые раздражители при нарушениях деятельности органов чувств // Бессознательное. т. 3. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 537-553.
  24. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. М.: Медпресс-информ, 2003.
  25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е издание. С.-Пб.: «Питер», 1999. 368 с.
  26. Дружинин В.Н., Воробьева Е.В. Воздействие общения экспериментатора с испытуемым на проявление психометрического интеллекта у подростков-монозиготных близнецов // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. С. 70-80.

44. Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Сравнительно-популяционное исследование генетических основ индивидуально-психологических различий / Психол. журн.- 1984.- №4.- С. 95-108.

45. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник.-Мн.: Харвест,М.: АСТ, 2001.-576 с. (Б-ка практической психологии). С.36.

46. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004. 576 с.

  1. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 106-108.

48. Ермаков П.Н., Бабенко В.В. Зрение и проблема связывания. Монография.- М.: Изд-во: КРЕДО, 2013. – 158 с.

  1. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В. Индивидуальная профильная асимметрия у близнецов и спектральные характеристики ЭЭГ при выполнении арифметического счета и вербально-ассоциативной деятельности // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7. № 1. С. 8-24.
  2. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В. Исследование событийно-связанных потенциалов мозга и психометрического интеллекта близнецов // Российский психологический журнал. 2006. Т. 3. № 1. С. 41-56.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Оценка показателей динамичности нервной системы по кожно-гальванической методике // Проблемы дифференциальной психологии. 1969. С. 214-218.

52. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М.,1997.

53. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография.-М.: Межпресс-информ, 2002. 368 с.

54. Избранные лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний. Под редакцией Е.И. Гусева, А.Н. Бойко, М.Ю. Мартынова, Москва. 2009 - 142 с.

55. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. С.-Пб.: Питер, 2001. 454 с.

  1. Илюк Р.Д., Громыко Д.И., Берно-Беллекур И.В. Особенности эмоционально-мотивационной сферы наркозависимых и их роль в прекращении потребления психоактивных веществ: Пособие для врачей. – СПб: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2009. – 35 с.

57. Камчатнов П.Р., Чугунов А.В. Хорея Гентингтона / Избранные лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний / Под редакцией Е.И. Гусева, А.Н. Бойко, М.Ю. Мартынова. М.: РГМУ, 2009. - С. 69-73.

58. Кантонистова Н.С. Роль гено и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллектуальной деятельности: Автореф. канд. дисс. М., 1978. 22 с.

  1. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т.2. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1994.- 528 с.
  2. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики.- М.:Медицина, 1981.- С. 8-33.
  3. Катунина Е.А. Болезнь Паркинсона / Избранные лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний / Под редакцией Е.И. Гусева, А.Н. Бойко, М.Ю. Мартынова. М.: РГМУ, 2009. - С. 53-59.
  4. Кирой В.Н., Мамин Р.А., Хачатурьян Е.В. Исследование пространственной синхронизации корковых потенциалов при интеллектуальном напряжении // Психологический журнал. т. 9. 1988. №1. С. 75-83.
  5. Клиническая генетика. Геномика и протеомика наследственной патологии: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мутовин Г.Р. 2010. - 832 с.
  6. Козлова С.И., Семанова Е., Демикова Н.С., Блинникова О.Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование.- М., 1990.
  7. Костандов, Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. [Текст] / Э.А. Костандов; СПб.: Питер. 2004.- 167с.
  8. Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии.- М., 1960.

67. Малых С.Б. Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М.: Эпидавр, 2004. 416 с.

68. Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Надысева В.В. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте // Психологический журнал. 2004. т. 25. № 6. С. 29-52.

  1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: «Эпидавр», 1998. 742 с.

70. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии- М.: Владос, 2001.- С. 147-157.

  1. Мешкова Т.А. Психогенетика: Электронный учебно-методический комплекс. М.: МГППУ, 2003–2004. 393 с. https://lib.nspu.ru/umk/251b1e5d73f4a641/Meshkova.pdf

72. Новгородова Ю.О., Мухордова О.Е., Сивакова В.Г., Лобаскова М.М., Барский Ф.И., Малых С.Б. Генетические и средовые факторы в формировании индивидуальных особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 4. С. 5-19.

73. Новые тесты IQ. 3-е издание. «Феникс», 2004. 352 с.

  1. Пантелеева Т.А. Анализ индивидуальных различий в сенсомоторных реакциях человека методом близнецов: Автореф. Канд. Психол. Наук.- М., 1977.
  2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.
  3. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1997.- С.301-306.
  4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект-пресс, 1999. 447 с.
  5. Русалов В.М., Русалова М.Н., Стрельникова Е.В. Психофизиологические предпосылки предпочтения высокой вероятности достижения цели или ее субъективной ценности // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5. С. 69.
  6. Русалов В.М., Русалова М.Н., Стрельникова Е.В.
    Связь характеристик ЭЭГ с доминированием мотивов достижения цели в процессе выполнения задач // Физиология человека.- 2004.- Т. 30.- № 3.- С. 13-19.
  7. Русалов В.М., Трофимова И.Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента / Психологический журнал. № 3. 2011. С. 74 -84.
  8. Сварник О.Е., Фадеева Т.А., Анохин К.В., Александров Ю.И. Этапы формирования индивидуального опыта: поведенческие и нейрогенетические особенности // Тенденции развития современной психологической науки. Тезисы юбилейной научной конференции. М.: ИП РАН, 2007. С. 340-342.
  9. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б. Младенческое близнецовое исследование: специфика психического развития // Психол. журнал. т. 20. № 2. 1999. С. 39-53.
  10. Смирнов И.В. Психоэкология. М.: ООО «Издательский дом «Холодильное дело» при техническом содействии ООО «Спецмонтажстрой-СТ», 2001. 336 с.
  11. Собчик Л.Н. Мотивационный тест Х. Хекхаузена. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002. 16 с.
  12. Суходоев Р.В. Методическое обеспечение измерений, анализа и применения параметров кожно-гальванических реакций человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / Под ред. Л.Г. Дикой. М.: ИП РАН, 1999. С. 303-313.
  13. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003. 263 с.
  14. Харпер П. Практическое медико-генетическое консультирование. М.: Медицина, 1984. 302 с.

88. Шляхта Н.Ф. Исследование возрастной динамики генотипических влияний и стабильности показателей силы нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии.- Т.10., М., 1981.

89. Шляхта Н.Ф. Исследование генотипических компонентов в синдроме силы нервной системы по отношению к возбуждению: На материале близнецов -подростков.- Автореф. Дисс. Канд.. психол. Наук., М., 1981.- т. 10.

90. Шляхта Н.Ф., Пантелеева Т.А. Исследование генотипической обусловленности синдрома силы нервной системы// Проблемы генетической психофизиологии человека.- М., 1978.

  1. Штерн К. Основы генетики человека. М.:ИЛ., 1965. 687 с.
  2. Abramowitz J.S., Taylor S., McKay D. Obsessive-compulsive disorder // The Lancet. — 6 August 2009. — Т. 374. — № 9688. — P. 491–499.
  3. Achenbach T.M. (1991) Manual for the child behavior checklist 4–18 and 1991 profile. University of Vermont, Department of Psychiatry, Burlington, VT.
  4. Agrawal A., Lynskey M.T. (2006) The genetic epidemiology of cannabis use, abuse and dependence /Addiction. 101(6):801–812.
  5. Ali M.A., Uetake T., Ohtsuki F. (2000) Secular changes in relative leg length in post-war Japan. Am J Human Biol 12:405–416.
  6. Ando J., Y. Ono, M.J. Wright Genetic Structure of Spatial and Verbal Working Memory // Behavior Genetics. 2001. V. 31. №. 6. P. 615-624.
  7. Ashley-Koch, A., Cuccaro, M., Tran-Viet, KN., Cope, H., Krishnan, R., Pericak-Vance, M., Wright, H., Zuchner, S. Trichotillomania is associated with mutations in SLITRK1 // AMERICAN JOURNAL OF MEDICAL GENETICS PART B-NEUROPSYCHIATRIC GENETICS.- 2006.- V. 141B. - Issue: 7.-Pages: 761-761.
  8. Atkinson J., Anker S., Braddick O., Nokes L., Mason A., Braddick F. (2001) Visual and visuospatial development in young children with Williams syndrome // Dev Med Child Neurol 43:330–337.
  9. Baare W.F.C. et al. Quantitative genetic modeling of variation in human brain morphology // Cerebral Cortex, 2001. V. 11. P. 816-824.
  10. Baker L.A., Mack W., Moffitt T.E., Mednick S. (1989) Sex differences in property crime in a Danish adoption cohort / Behav. Genet. 19(3):355–370.
  11. Baker L.A., Vernon P.A., Ho H-Z. The genetic correlation between intelligence and Speed of information processing // Behavior Genetics. 1991. V. 21. № 4. P. 351-367.
  12. Bartels M, Boomsma D (2009) Born to be happy? The etiology of subjective well-being. Behav Genet. Published online 03 September 2009.
  13. Bartels M., Reitveld M.J.H., van Baal G.C.M., Boovsma D.I. Genetic and Environmental Influences on the Development of Intelligence // Behavior Genetics. 2002. V. 32, N. 4. P. 237-249.
  14. Bartels M., van den Oord E.J., Hudziak J.J., Rietveld M.J., van Beijsterveldt C.E., Boomsma D.I. (2004) Genetic and environmental mechanisms underlying stability and change in problem behaviors at ages 3, 7, 10, and 12 / Dev. Psychol. 40(5):852–867.
  15. Bartholomeusz H.H., Courchesne E., Karns C.M. (2002) Relationship between head circumference and brain volume in healthy normal toddlers, children, and adults. Neuropediatrics 33:239–241.
  16. Bassell G.J., Warren S.T. (2008). Fragile X syndrome: loss of local mRNA regulation alters synaptic development and function // Neuron 60 (2): 201–14.
  17. Beijsterveldt van C.E.M., Boomsma D.I. Genetics of the human electroencephalogram (EEG) and event-related brain potentials (ERPs): a review / Hum Genet. 1994.- 94:319-330.
  18. Bellugi U., Lichtenberger L., Jones W., Lai Z., St George M. (2000) The neurocognitive profile of Williams syndrome: a complex pattern of strengths and weaknesses. J Cogn Neurosci 12(suppl 1): 7–29.
  19. Bergin J.E., Neale M.C., Eaves L.J., Martin N.G., Heath A.C., Maes H.H. Genetic and Environmental Transmission of Body Mass Index Fluctuation // Behavior Genetics.- 2012.- V. 42.- I. 6.- P. 867-874.
  20. Blanco C.А, Myers, J.B, Kendler, K.S. Gambling, disordered gambling and their association with major depression and substance use: A web-based cohort and twin-sibling study Psychological MedicineVolume 42, Issue 3, March 2012, Pages 497-508.
  21. Bogin B, Smith P, Orden AB, Varela Silva MI, Loucky J (2002) Rapid change in height and body proportions of Maya American children. Am J Human Biol 14:753–761.
  22. Caprara GV, Fagnani C, Alessandri G, Steca P, Gigantesco A, Cavalli-Sforza L, Stazi MA (2009) Human optimal functioning. The genetics of positive orientation towards self, life, and the future. Behav Genet 39:277–284.
  23. Carrillo-de-la-Peña, M.T. The effect of motivational instructions on P300 amplitude [Текст] / M.T. Carrillo-de-la-Peña, Cadaveira F. // Neurophysiologie Clinique / Clinical Neurophysiology.- 2000.- V. 30.- № 4.- P. 232.
  24. Carroll, J.B. (1993). Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. Cambridge, England: Cambridge University Press.
  25. Cassin S.E., von Ranson K.M. (2005) Personality and eating disorders: a decade in review // Clin Psychol Rev 25(7):895–916.
  26. Celec P., Ostatníková D., Holešová Z., Minárik G., Ficek A., Kelemenová S., Putz Z., Kúdela M. Spatial Abilities in Prepubertal Intellectually Gifted Boys and Genetic Polymorphisms Related to Testosterone Metabolism // Journal of Psychophysiology. 2009. V. 23. Issue 2. P. 1-6.
  27. Chen J., Li X., Natsuaki M.N., Leve L.D., Harold G.T. Genetic and Environmental Influences on Depressive Symptoms in Chinese Adolescents // Behav. Genet. (2014) 44:36–44.
  28. Christensen K., Frederiksen H., Vaupel J. W., and McGue M. Age Trajectories of Genetic Variance in Physical Functioning: A Longitudional Study of Danish Twins Aged 70 Years and Older // Behavior Genetics. 2003. V. 33. № 2. P. 125-136.
  29. Chua, P. A functional anatomy of anticipatory anxiety [Текст] / P. Chua, Krams M., Toni I., Passingham R., Dolan R. // Neuroimage.- 1999.- V. 9.- P. 563-571.
  30. Cloninger C.R., Gottesman I. (1987) Genetic and environmental factors in antisocial behavior disorders. In: Mednick S., Moffitt T.E., Stack S.A. (eds) The causes of crime: new biological approaches. Cambridge University Press, New York, p.p. 96–100.
  31. Coccaro E. F., Bergerman C., Kavoussi R. J., Seroczynski A. (1997) Heritability of aggression and irritability: a twin study of the Buss—Durkee Aggression Scales in adult male subjects. Biol Psychiatry 41(3):273–284.
  32. Constantino JN, Todd RD (2003) Autistic traits in the general population: a twin study. Arch Gen Psychiatry 60(5):524–530.
  33. Crider A., Kremen W.S., Xian H., Jacobson K.C., Waterman B., Eisen S.A., Tsuang M.T., Lyons M.J. Stability, consistency, and heritability of electrodermal response lability in middle-aged male twins // Psychophysiology. 2004. № 41. P. 501-509.
  34. Crum R.M., Green K.M., Storr C.L., Chan Y.F., Ialongo N., Stuart EA, Anthony JC (2008) Depressed mood in childhood and subsequent alcohol use through adolescence and young adulthood /Arch. Gen. Psychiatry. 65(6):702–712.
  35. Cummings, J.L., Cole, G. (2002) Alzheimer disease (Review). Journal of the American Medical Association. Volume 287, Issue 18, 8 May 2002, Pages 2335-2338.
  36. Davidson R.J. (2004) Well-being and affective style: neural substrates and bio-behavioural correlates. Philos Trans R Soc Lond B 359:1395–1411.
  37. De Neve J.-E. Functional polymorphism (5-HTTLPR) in the serotonin transporter gene is associated with subjective well-being: evidence from a US nationally representative sample / Journal of Human Genetics. June 2011. 56. P. 456-459.
  38. Deary I.J., Strand S., Pauline Smith, Cres Fernandes Intelligence and educational achievement // Intelligence. 2007. V. 35. P. 13–21.
  39. Deary I., Stough C. Itelligence and inspection time: Achievments, prospects and problem // American Psychologist. 1996. V. 51. P. 599-608.
  40. Deary I., Whalley L.J., Clair D.S., Breen G., Leaper S., Lemmon H., Hayward C., Starr J. M. The influence of the ε4 allele of the apoliprotein E gene on childhood IQ, nonverbal reasoning in old age, and lifetime cognitive change // Intelligence. 2003. 31. P. 85-92.

131. Decker S.N., DeFries J. С Cognitive Aspects of Reading Disability: The Colorado Family Reading Study/P G. Aaron, N. Malatesha (eds). Neuropsychological and Neu-ropsycholinguistic Aspect of Reading Disability. New York, Academic Press, 1981.

132. Depue R. (1987) General behavior inventory. Department of Psychology, Cornell University, Ithaca.

  1. Depue R.A. (1995) Neurobiological factors in personality and depression. Eur J Pers 9:413–439.

134. Derks EM, Hudziak JJ, Dolan CV, Van Beijsterveldt TCEM, Verhulst FC, Boomsma DI (2008) Genetic and environmental influences on the relation between attention problems and attention deficit hyperactivity disorder / Behav Genet 38:11–23.

  1. Dick D.M., Viken R.J., Kaprio J., Pulkkinen L., Rose R.J. (2005) Understanding the covariation among childhood externalizing symptoms: genetic and environmental influences on conduct disorder, attention deficit hyperactivity disorder, and oppositional defiant disorder symptoms / J. Abnorm. Child. Psychol. 33(2):219–229.
  2. DiLalla L.F., Gottesman I. (1989) Heterogeneity of causes for delinquency and criminality: lifespan perspectives / Dev. Psychopathol. 1:339–349.

137. Ebejer J. L., Medland S.E., J. van der Werf, M.J. Wright, A.K. Henders, N.A. Gillespie, I.B. Hickie, N.G. Martin and D.L. Duffy Contrast Effects and Sex Influence Maternal and Self-Report Dimensional Measures of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder / Behavior Genetics. August 2014.

  1. Eckert M.A., Hu D., Eliez S., Bellugi U., Galaburda A., Korenberg J., Mills D., Reiss A.L. (2005) Evidence for superior parietal impairment in Williams syndrome. Neurology 64:152–153.
  2. Edwards А.С., Sihvola E., Korhonen T., Pulkkinen L., Moilanen I., Kaprio J., Rose R.J., Dick D.M. Depressive Symptoms and Alcohol Use are Genetically and Environmentally Correlated Across Adolescence / Behav. Genet. (2011) 41:476–487.
  3. Eid M., Riemann R., Angleitner A., Borkenau P. (2003) Sociability and positive emotionality: genetic and environmental contributions to the covariation between different facets of extraversion. J Pers 71:319–346.
  4. Ermakov P.N., Vorobyeva E.V. Achievement Motivation and EEG Spectral Power // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. By Yu. P. Zinchenko and V. F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov State University; Russian Psychological Society, 2011. P. 448-464.
  5. Fabrigoule C., Letenneur L., Dartigues J.F., Zarrouk M., Commenges D., Barberger-Gateau P. (1995) Social and leisure activities and risk of dementia: a prospective longitudinal study. J Am Geriatr Soc 43:485–490.
  6. Fanous A.H., Neale M.C., Aggen S.H., Kendler K.S. (2007) A longitudinal study of personality and major depression in a population-based sample of male twins. Psychol Med 37:1163–1172.
  7. Ferri C.P., Prince M., Brayne C., Brodaty H., Fratiglioni L., Ganguli M. (2005) Global prevalence of dementia: a Delphi consensus study. Lancet 366:2112–2117.
  8. Fireman B., Koran L. M., Leventhal J. L., Jacobson A. The prevalence of clinically recognized obsessive–compulsive disorder in a large health maintenance organization (англ.) // The American journal of psychiatry. — 2001. — Т. 158. — № 11. — С. 1904—1910.
  9. Fowler T., Lifford K., Shelton K., Rice F., Thapar A., Neale M.C., McBride A., Van Den Bree M.B. (2007) Exploring the relationship between genetic and environmental influences on initiation and progression of substance use / Addiction. 102(3):413–422.
  10. Garner DM, Garner MV, Rosen LW (1993) Anorexia nervosa «restricters» who purge: implications for subtyping anorexia nervosa // Int J Eat Disord 13(2):171–185.
  11. Grant V.V., Stewart S.H., Mohr C.D. (2009) Coping-anxiety and coping depression motives predict different daily mood-drinking relationships / Psychol. Addict. Behav. 23(2):226–237.

149. Galaburda A.M., Menard M., Rosen G.D. (1994) Evidence for aberrant auditory anatomy in developmental dyslexia / Proceedings of the National Academy of Sciences USA 91:80110–80113.

  1. Han C., McGue M.K., Iacono W.G. (1999) Lifetime tobacco, alcohol and other substance use in adolescent Minnesota twins: univariate and multivariate behavioral genetic analyses /Addiction. 94(7): 981–993.

151. Huc-Chabrolle M., Charon C., Guilmatre A., Vourc’h P., Tripi G., Barthez M.A., Sizaret E., Thepault R.A., Le Gallic S., Hager J. Xq27 FRAXA Locus is a Strong Candidate for Dyslexia: Evidence from a Genome-Wide Scan in French Families / Behavior Genetics. March 2013, Volume 43, Issue 2, p. 132-140.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.234 (0.058 с.)