Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Методы психогенетикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Краткое содержание. Методы психогенетики. Генеалогический метод (сравнение людей, состоящих в различной степени родства). Степени родства, коэффициент родства, пробанд, обозначения при составлении родословной, сибсы, конкордантность и дискордантность. Ограничения генеалогического метода. Классический близнецовый метод. Основные теоретические допущения, лежащие в основе близнецового метода. Монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ) близнецы. Разновидности близнецового метода. Метод контрольного близнеца (оказание неравных воздействий на различных членов МЗ близнецовых пар). Метод разлученных близнецов (сопоставление внутрипарного сходства МЗ, воспитанных вместе с МЗ, воспитанных отдельно). Метод близнецовой пары (объектом исследования при его использовании является близнецовая ситуация, метод не дает информации о соотносительной роли наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий). Метод исследования детей МЗ близнецов (сопоставление внутрипарного сходства детей монозиготных близнецов и сибсов). Ограничения в применении близнецового метода. Метод исследования приемных детей (сравнение детей и их биологических и названных родителей). Ограничения применения метода приемных детей. Популяционно-генетический метод. Закон Харди-Вайнберга. Популяция. Виды популяций. Инбридинг (близкородственные браки) и ассортативность (браки по сходству или несходству) как отклонения от панмиксии. Положительная и отрицательная ассортативность. Иммуногенетический метод. Система групп крови АВО. Резус-фактор. Цитогенетический метод. Биохимический метод. Молекулярно-генетический метод. Основное уравнение психогенетики. Генотип-средовые эффекты. Генотип-средовая корреляция (ковариация). Генотип-средовое взаимодействие. Разложение фенотипической дисперсии. Коэффициент наследуемости как доля аддитивной генетической дисперсии в общей дисперсии. Коэффициент генетической детерминации, как доля генетической вариативности в общей вариативности признака в популяции. Средовые компоненты дисперсии: внутрисемейный, межсемейный и случайный.
2.1. Метод анализа родословных (генеалогический метод) Метод анализа родословных (генеалогический метод) первым начал применяться в генетике поведения. Им пользовался Ф. Гальтон для изучения наследственности таланта. В генетике человека, и в особенности в медицинской генетике, метод изучения родословных является одним из основных. Поскольку в генетике человека экспериментальные скрещивания невозможны, наследование того или иного признака изучают путем сбора данных в семьях. В семьях можно проследить те же закономерности менделевского расщепления и независимого распределения признаков, что и при экспериментальных скрещиваниях у растений и животных. В тех случаях, когда изучаются альтернативные (дискретные, качественные) признаки, анализ родословных помогает установить тип наследования (доминантный, рецессивный, сцепленный с полом). Через родословные можно получить сведения об аллелях и обнаружить сцепленные гены. В медицинской генетике метод родословных широко применяется при изучении наследования различных заболеваний или патологических отклонений. В современной психогенетике родословные необходимы для локализации генов на хромосомах при анализе сцепления. В современной генетике человека при составлении родословных пользуются системой специальных символов. Носитель интересующего нас признака (например, пораженный болезнью или обладающий каким-либо талантом) называется пробандом. На схемах больные обозначаются заштрихованными символами. Гетерозиготные носители рецессивного гена могут обозначаться символами, заштрихованными наполовину. Поколения нумеруются сверху вниз римскими цифрами, а индивиды в пределах поколения нумеруются арабскими цифрами. Каждый индивид в родословной имеет свой шифр, например, V-5. На рисунке 1 представлены принятые в настоящее время при составлении родословных обозначения. Рисунок 1. Обозначения, применяемые при составлении родословной (Т.А. Мешкова, 2003-2004) Ф. Гальтон проанализировал множество родословных выдающихся людей и обнаружил, что частота встречаемости талантливых и одаренных людей в таких семьях значимо выше, чем в общей популяции. В качестве примера можно рассмотреть семейство Бахов, давших в 8 поколениях более 20 выдающихся музыкантов. Ф. Гальтон так описывает эту родословную: «Все семейство Бахов замечательно своим музыкальным талантом, который составлял принадлежность множества членов его и поддерживался в нем в восьми поколениях. Впервые он обнаружился в 1550 г., с особенной силой проявился в Иоганне Себастьяне (6-й по генеалогической таблице) и закончился Региной Сусанной, жившей еще в 1800 г. и находившейся в стесненных обстоятельствах. В этом семействе было более 20 выдающихся музыкантов. В сборнике биографий помещены жизнеописания по крайней мере 57 из его членов. По семейному обычаю, все члены этой семьи съезжались ежегодно, и в этих собраниях их единственным занятием была музыка. Около 1750 г. на таком собрании было не менее 120 Бахов» (Гальтон Ф., 1996, с. 180). После работ Ф. Гальтона в качестве доказательств наследственной передачи одаренности приводились примеры родословных различных знаменитых семейств. Так, известна история семьи математиков Бернулли, которая в 6 поколениях дала 11 знаменитых ученых. 103 года представители этой семьи возглавляли кафедру математики в Базельском университете в Швейцарии. Однако с помощью метода анлиза родословных невозможно развести влияние наследственных и средовых факторов на проявления одаренности, поскольку в таких семьях, как семья Бахов, дети получают и наследственные задатки своего таланта и с раннего возраста находятся в особой среде, также способствующей развитию таланта. В настоящее время в генетике поведения генеалогический метод в чистом виде не используется, его применяют в сочетании с другими (близнецовым, приемных детей, при анализе сцепления) (Т.А. Мешкова, 2003-2004). Вероятность того, что два человека обладают одинаковыми аллелями, называется коэффициентом родства. Коэффициент родства соответствует доле идентичных аллелей, имеющихся у двух индивидов, благодаря их происхождению от общего предка. Коэффициенты родства рассчитываются теоретически на основе теории вероятностей и математической статистики. Коэффициент родства для монозиготных близнецов составляет 1, для дизиготных близнецов, сибсов (братьев и сестер), родителей-детей 1/2, т.е. в среднем у сибсов 1/2 генов идентичны и получены от одного общего предка, для дедушек /бабушек-внуков, дядей /тетей-племянников, полусибсов ¼, для двоюродных сибсов 1/8. Это означает, что в среднем 1/8 генов получены ими от общего предка. Чем отдаленнее родство, тем меньше общих генов можно обнаружить в парах родственников. В большинстве культур браки между близкими родственниками запрещаются. Это связано с тем, что при близкородственных браках выше вероятность встречи рецессивных аллелей, связанных с различными аномалиями. В гомозиготном состоянии такие аллели приводят к возникновению патологических отклонений. При неродственных браках вероятность проявления патологических аллелей гораздо ниже. В психогенетике выделяют три основные степени родства: I степень родтва (50 % общих генов) – пары родственников родители-дети, сибсы (родные братья и сестры); II степень родства (25 % общих генов) – пары родственников дядя (тетя) – племянник (племянница), бабушка (дедушка)-внуки; III степень родства (12,5 % общих генов) – пары родственников - двоюродные сибсы, прабабушки (прадедущки) – правнуки. При анализе сходства/различия альтернативных признаков используют оценки конкордантности. Чаще всего оценки конкордантности используются в клинической психогенетике при изучении причин различных психических заболеваний или отклонений в развитии. Пары родственников называются конкордантными, если оба имеют или не имеют данный признак. Соответственно, дискордантными называются пары, в которых один обладает данным признаком, а другой - нет. Для оценки конкордантности подсчитывается процент совпадения альтернативных признаков в парах родственников. Те индивиды, которые обладают интересующим нас признаком, называются пробандами. Исследованию подлежат пробанды и их родственники различной степени родства (близнецы, сибсы, родители, дети и т.п.). Например, при изучении наследственности шизофрении в качестве пробандов могут подбираться больные близнецы, как монозиготные (МЗ), так и дизиготные (ДЗ). Предположим, в таком исследовании было получено, что для 20 пробандов (МЗ близнецов), больных шизофренией, в 15 случаях был болен и партнер пробанда, т.е. пары оказались конкордантными по шизофрении, тогда как в оставшихся 5 парах (дискордантных по шизофрении) партнеры оказались здоровыми. В данном случае конкордантность (С) равна: СМЗ = (15/20)100 = 75%. В то же время из 20 пробандов ДЗ близнецов лишь у 10 оказался болен и другой член пары, т.е. на 10 конкордантных пришлось столько же дискордантных пар. В этом случае конкордантность ДЗ близнецов равна: СДЗ = (10/20)100 = 50%. В результате такого исследования можно сделать вывод, что риск заболевания шизофренией выше для родственников, связанных более тесным родством, т.е. имеющих больше общих генов. Сопоставление оценок конкордантности МЗ и ДЗ близнецов дает возможность оценить долю влияния наследственных факторов на вариативность исследуемого признака, т.е. коэффициент наследуемости h2. Для этого можно воспользоваться формулой Хольцингера: h2=(СМЗ - СДЗ) / (100 - СДЗ) = (75 - 50) / (100 - 50) = 0,5. В приведенном примере коэффициент наследуемости равен 0,5. При анализе количественных признаков сходство между родственниками оценивается с помощью корреляции. В статистике коэффициент корреляции обычно используется для оценки меры связи между двумя величинами. В зависимости от типа родственников используется тот или иной тип коэффициента корреляции. В тех случаях, когда оценивается сходство между парами родственников, принадлежащих разным поколениям (родитель-ребенок, дед-внук и т.д.), используют межклассовый коэффициент корреляции, предложенный Карлом Пирсоном. Для оценки степени сходства между близнецами и сибсами используется внутриклассовый коэффициент корреляции. В семейных исследованиях рассматривается сходство членов одной семьи друг с другом. Сравниваемые родственники могут принадлежать к одному поколению. К их числу относятся братья и сестры (сибсы), родившиеся в одной семье и имеющие в среднем половину общих генов, а также родственники, имеющие меньшее генетическое сходство, например, дети от разных браков - полусибсы (дети, имеющие одну и ту же мать, но разных отцов, или наоборот), двоюродные братья и сестры и т.д. Сравниваться могут и пары родственников, принадлежащие к разным поколениям: родители - с детьми, бабушки и дедушки - с внуками, тети и дяди - с племянниками. Интерпретация результатов при таких сопоставлениях такая же, как и в близнецовом методе: о влиянии генотипа можно говорить в тех случаях, когда большей степени родства сопутствует и большее сходство (корреляция) по изучаемой психологической характеристике, например, если сибсы похожи больше, чем полусибсы; родители и дети - больше, чем бабушки и внуки, и т.д. Родственники, имеющие больше общих генов, имеют и более похожие условия жизни и больше возможностей влиять друг на друга, т.е. генетические и средовые условия, влияющие на сходство родственников, оказываются не независимыми друг от друга (Т.А. Мешкова, 2003-2004).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.013 с.) |