Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад факторов наследственности и среды в формирование антисоциального поведения

Поиск
Возрастная категория Вклад наследственности Вклад общей среды
Подростки 0,07 0,31
Взрослые 0,43 0,05

 

Крупные близнецовые исследования (более 1500 близнецов) свидетельствуют от том, что стабильность антисоциального поведения обусловлена как генетическими, так и средовыми факторами (Bartels et al., 2004; Jacobson et al., 2002; van Beijsterveldt et al., 2003; van der Valk et al., 2003). Так, исследование, рассматривавшее развитие экстернального поведения от детства к юности, показало, что генетические факторы обуславливают в среднем 67% и 53% устойчивости проявлений антисоциального поведения у мальчиков и девочек соответственно. На общие средовые влияния приходится, в среднем, 27 и 40% межиндивидуальной вариативности в устойчивых антисоциальных проявлениях (Bartels et al., 2004).

Ассортативное скрещивание в родительском поколении приводит к увеличению сходства между дизиготными близнецами, и тем самым смещает значение общесредовых факторов и снижает значение генетических. Значительная корреляция между супругами по определенному признаку часто интерпретируется как ассортативное скрещивание (Maes и др., 1998). Несколько исследований антисоциального поведения, которые контролировали эффект ассортативного скрещивания, пришли к выводу о том, что данный эффект описывает небольшую часть антисоциального поведения (Maes и др., 2007; Тейлор и др., 2000).

В работе Tuvblad C. и соавторов (2011) изучались генетические и средовые предпосылки формирования антисоциального поведения от детства к зрелости. В работе приняли участие 2600 близнецов, мужчин и женщин, состоящих в Шведском реестре близнецов (Swedish Twin Registry). Исследование было лонгитюдным и включало 4 этапа: близнецы участвовали в исследовании в возрасте 8-9, 13-14, 16-17 и 19-20 лет. Антисоциальное поведение детей в возрасте 8-9 лет оценивалось с применением опросника для родителей «Child Behavior Checklist (CBCL)» (Achenbach, 1991). Опросник позволяет оценить агрессивный компонент поведения (уничтожение собственных и чужих вещей, драки с другими детьми, нападения на других, хвастовство) и делинквентный компонент (ложь и воровство). Антисоциальное поведение в возрасте 13-14, 16-17 и 19-20 лет измерялось с помощью опросника-самоотчета о преступном поведении (Ring, 1999). Анкета условно охватывает 3 различных типа противозаконного поведения: имущественные преступления и прогулы (в том числе кражи, взлом с проникновением, вандализм, угон транспортных средств); насильственные преступления (в том числе простое нападение, драки и грабежи); преступления, связанные с употреблением, сбытом и хранением различных наркотических средств. Кроме того, поведение подростков оценивали родители с применением опросника «Child Behavior Checklist (CBCL)». Пятнадцать процентов родителей в выборке были неквалифицированными рабочими, 29% квалифицированными рабочими, 28% служащими, а 28% индивидуальными предпринимателями, высшими гражданскими служащими или руководителями. Неполное среднее образование получили 7% родителей, окончили школу 29%, колледж 18%, и университет 46%. Большинство родителей родились в Швеции (86%), 12% родились в Европе, и 2% родились за пределами Европы – в Северной Америке или Австралии / Новой Зеландии. Зиготность близнецов определялась тестом ДНК. Зиготность близнецов, не сдававших ДНК тест, определялась с помощь дискриминантного анализа ответов близнецов и их родителей на вопросы анкеты. Вопросы касались физического сходства близнецов и частоты, с которой другие люди их путают. Применявшийся алгоритм оценки зиготности с точностью 95% позволяет оценивать близнецов как монозиготных или дизиготных. В данном исследовании родителей просили ретроспективно сообщать о своем антисоциальном поведении в возрасте менее 20 лет. Между антисоциальным поведением матери и отца корреляция составила 0,15, что свидетельствует о небольшом эффекте ассортативного скрещивания. В работе было установлено, что влияние общих генетических факторов обуславливает 67% дисперсии, общесредовых факторов - 26%, а оставшиеся 7% дисперсии оказались обусловленными индивидуально-средовыми влияниями. Наиболее выраженное влияние общесредовых факторов было обнаружено для возраста 13-14 лет, вследствие чего авторы предположили, что опыт общения со сверстниками является важным условием для формирования антисоциального поведения в этом возрасте. В результате проведенного исследования значительные различия были найдены относительно мужчин и женщин. Мальчики набирали больше баллов по шкалам антисоциального поведения во всех возрастных группах по сравнению с девочками (p<0.01). Было получено, что МЗ внутриклассовые корреляции выше, чем внутриклассовые ДЗ корреляции, что дает возможность предположить, что влияние генетических факторов имеет важное значение для формирования антисоциального поведения. Поведение 1/3 мальчиков в возрасте 13-14 лет объясняется генетическими, общесредовыми и индивидуально-средовыми факторами. В возрасте 16-17 лет генетическая обусловленность антисоциального поведения у мальчиков выходит на первый план. В возрасте 19-20 лет примерно половина от общей дисперсии объяснялась индивидуально-средовыми факторами и равное значение имеют генетические и общесредовые факторы. У женщин генетические факторы примерно в половине случаев обуславливает антисоциальное поведение на каждом возрастном этапе. Общие и индивидуально-средовые воздействия одинаково важны в возрасте 16-17 и 19-20 лет. В возрасте 19-20 лет общесредовые факторы оказались менее важны по сравнению с индивидуально-средовыми.

Выводы

1. Наследственные влияния в большей степени определяют развитие раннего (в доподростковый период) или постоянного антисоциального поведения. Общесредовые воздействия (влияние сверстников и семейного окружения) оказывают большое влияние на проявления антисоциального поведения начиная с подросткового возраста, при этом антисоциальное поведение может носить временный характер.

2. В исследованиях приемных детей был выявлен эффект генотип-средового взаимодействия. В тех приемных семьях, где приемные родители совершают преступления, приемные дети с наследственной отягощенностью с большей вероятностью также совершают преступления, по сравнению с приемными детьми, чьи биологические родители не имеют преступных наклонностей.

3. Стабильность антисоциального поведения обусловлена как генетическими, так и средовыми факторами. Влияние общих генетических факторов обуславливает 50-67% дисперсии, общесредовых факторов - 26-40%, а оставшиеся 7% дисперсии обусловлены индивидуально-средовыми влияниями.

 

Литература к теме 13:

1. Алфимова М.В., Трубников В.И Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. № 6. 2000.

2. Атраментова Л.А., Филипцова О.В. Введение в психогенетику. М.: Флинта, 2004. 472 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СП-б., 1999.

4. Мешкова Т.А. Психогенетика: Электронный учебно-методический комплекс. М.: МГППУ, 2003–2004. 393 с. https://lib.nspu.ru/umk/251b1e5d73f4a641/Meshkova.pdf

5. Achenbach T.M. (1991) Manual for the child behavior checklist 4–18 and 1991 profile. University of Vermont, Department of Psychiatry, Burlington, VT.

6. Baker L.A., Mack W., Moffitt T.E., Mednick S. (1989) Sex differences in property crime in a Danish adoption cohort / Behav. Genet. 19(3):355–370.

7. Bartels M., van den Oord E.J., Hudziak J.J., Rietveld M.J., van Beijsterveldt C.E., Boomsma D.I. (2004) Genetic and environmental mechanisms underlying stability and change in problem behaviors at ages 3, 7, 10, and 12 / Dev. Psychol. 40(5):852–867.

8. Cloninger C.R., Gottesman I. (1987) Genetic and environmental factors in antisocial behavior disorders. In: Mednick S., Moffitt T.E., Stack S.A. (eds) The causes of crime: new biological approaches. Cambridge University Press, New York, p.p. 96–100.

9. Coccaro E. F., Bergerman C., Kavoussi R. J., Seroczynski A. (1997) Heritability of aggression and irritability: a twin study of the Buss—Durkee Aggression Scales in adult male subjects. Biol Psychiatry 41(3):273–284.

10. Depue R. (1987) General behavior inventory. Department of Psychology, Cornell University, Ithaca.

11. Dick D.M., Viken R.J., Kaprio J., Pulkkinen L., Rose R.J. (2005) Understanding the covariation among childhood externalizing symptoms: genetic and environmental influences on conduct disorder, attention deficit hyperactivity disorder, and oppositional defiant disorder symptoms / J. Abnorm. Child Psychol. 33(2):219–229.

12. DiLalla L.F., Gottesman I. (1989) Heterogeneity of causes for delinquency and criminality: lifespan perspectives / Dev. Psychopathol. 1:339–349.

13. Fowler T., Lifford K., Shelton K., Rice F., Thapar A., Neale M.C., McBride A., Van Den Bree M.B. (2007) Exploring the relationship between genetic and environmental influences on initiation and progression of substance use / Addiction. 102(3):413–422.

14. Jacobson K.C., Prescott C.A., Kendler K.S. (2002) Sex differences in the genetic and environmental influences on the development of antisocial behavior / Dev. Psychopathol. 14(2):395–416.

15. Kaprio J., Rimpela A., Winter T., Viken R.J., Rimpela M., Rose R.J. (1995) Common genetic influences on BMI and age at menarche / Hum. Biol. 67(5):739–753.

16. Kovacs M. (1991) The child’s depression inventory (CDI). MultiHealth Systems, North Tonawanda.

17. Lyons M.J., True W.R., Eisen S.A., Goldberg J., Meyer J.M., Faraone S.V. et al. (1995) Differential heritability of adult and juvenile antisocial traits / Arch. Gen. Psychiatry 52(11):906–915.

18. Maes H.H., Neale M.C., Kendler K.S., Hewitt J.K., Silberg J.L., Foley D.L. et al. (1998) Assortative mating for major psychiatric diagnoses in two population-based samples / Psychol. Med. 28(6):1389–1401.

19. Maes H.H., Silberg J.L., Neale M.C., Eaves L.J. (2007) Genetic and cultural transmission of antisocial behavior: an extended twin parent model / Twin Res. Hum. Genet. 10(1):136–150.

20. Moffitt T.E. (1993) Adolescence-limited and life-course-persistent antisocial behavior: a developmental taxonomy / Psychol. Rev. 100(4):674–701.

21. Neighbors B., Kempton T., Forehand R. (1992) Co-occurrence of substance abuse with conduct, anxiety, and depression disorders in juvenile delinquents / Addict. Behav. 17(4):379–386.

22. Pulkkinen L., Kaprio J., Rose R.J. (1999) Peers, teachers and parents as assessors of the behavioural and emotional problems of twins and their adjustment: the Multidimensional Peer Nomination Inventory / Twin Res. Hum. Genet. 2(4):274–285.

23. Rhee S.H., Hewitt J.K., Young S.E., Corley R.P., Crowley T.J., Stallings M.C. (2003) Genetic and environmental influences on substance initiation, use, and problem use in adolescents / Arch. Gen. Psychiatry. 60(12):1256–1264.

24. Ring J. (1999) Hem och skola, kamrater och brott [Home and school, peers and delinquency]. Kriminologiska institutionen, Stockholms universitet, Stockholm.

25. Sihvola E., Rose R.J., Dick D.M., Pulkkinen L., Marttunen M., Kaprio J. (2008) Early-onset depressive disorders predict the use of addictive substances in adolescence: a prospective study of adolescent Finnish twins / Addiction. 103(12):2045–2053.

26. Silberg JL, Rutter M, Tracy K, Maes HH, Eaves L (2007) Etiological heterogeneity in the development of antisocial behavior: the Virginia twin study of adolescent behavioral development and the young adult follow-up / Psychol. Med. 37(8):1193–1202.

27. Strandheim A., Holmen T.L., Coombes L., Bentzen N. (2009) Alcohol intoxication and mental health among adolescents—a population review of 8983 young people, 13–19 years in North-Trondelag, Norway: the Young-HUNT Study / Child. Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 3(1):18.

28. Taylor J., Iacono W.G., McGue M (2000) Evidence for a genetic etiology of early-onset delinquency / J. Abnorm. Psychol. 109(4): 634–643.

29. Tuvblad C., Narusyte J., Grann M., Sarnecki J., Lichtenstein P. The Genetic and Environmental Etiology of Antisocial Behavior from Childhood to Emerging Adulthood // Behavior Genetics. - 2011.- V. 41. - P. 629-640.

30. van Beijsterveldt C.E., Bartels M., Hudziak J.J., Boomsma D.I. (2003) Causes of stability of aggression from early childhood to adolescence: a longitudinal genetic analysis in Dutch twins / Behav. Genet. 33(5):591–605.

31. van der Valk J.C., van den Oord E.J., Verhulst F.C., Boomsma D.I. (2003) Genetic and environmental contributions to stability and change in children’s internalizing and externalizing problems / J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 42(10):1212–1220.

32. Vernon P.A., McCarthy J.M., Johnson A.M., Jang K.L., Harris J.A. Individual differences in multiple dimensions of aggression: a univariate and multivariate genetic analysis / Twin research: the official journal of the International Society for Twin Studies. 1999.-V.2.- I.1.- P.16-21.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.011 с.)