Для понимания особенностей развития близнецов необходимо рассматривать взаимодействие между «реакцией близнецовости» и стремлением членов близнецовой пары к индивидуализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для понимания особенностей развития близнецов необходимо рассматривать взаимодействие между «реакцией близнецовости» и стремлением членов близнецовой пары к индивидуализации.



A.Heigl-Evers (1971) выделяет две противоположных тенденции в стиле взаимоотношения МЗ близнецов - конвергентную (сближение с партнером) и дивергентную (отделение от партнера по паре, стремление к независимости, борьба за самоутверждение), которые часто проявляются одновременно.

Можно выделить 4 формы взаимоотношений между членами близнецовых пар: 1) соперничество, ведущее к дивергенции близнецов, 2) взаимодополняющее (комплиментарное) соподчинение, ведущее к сближению близнецов и их взаимозависимости, 3) равноправие и 4) конформность, приводящая к полному сходству установок близнецовых партнеров.

 

Рекомендации родителям близнецов

Тесная привязанность близнецов друг к другу, стремление всегда быть вместе иногда приводят к тому, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а то и всех других людей. Мамы близнецов обычно имеют больше забот, сильнее устают, поэтому, в среднем, они меньше разговаривают с близнецами, чем матери одиночнорожденных детей, и дети часто бывают предоставлены самим себе. Это приводит к замедленному формированию речевых навыков, так как разговаривая только друг с другом, они имеют меньше возможностей для усвоения новых речевых навыков, а существующие недостатки их речи усугубляются. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой «автономной» речи, непонятной для посторонних. Плохого в этом ничего нет, но, если вовремя не обратить на это внимания, правильная речь не формируется (ведь друг друга дети понимают, а другие люди их не интересуют), а это уже небезразлично и для умственного развития детей в целом.

Чтобы избежать всех этих нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста стараться вести себя таким образом, чтобы поощрять в детях независимость, осознание своего «я», придавать значение их различиям, стараться называть каждого собственным именем, т.е. именно относиться к детям как к двум отдельным и разным индивидам, а не как к «одному человеческому существу в двух экземплярах». Желательно, чтобы у детей были разные игрушки, разная одежда, разные кроватки и т.д. Самый легкий способ подчеркнуть индивидуальность детей - сделать им разные прически. Иногда довольно трудно приобрести разные вещи для детей, а иногда они сами этого не хотят, но какие-то небольшие различия, например, хотя бы бантик, разный цвет одежды, всегда можно использовать.

Родители должны постараться узнать каждого близнеца по отдельности, для этого могут использоваться некоторые специальные приемы, например, можно детей водить в детский сад по очереди (в понедельник и среду - одного, во вторник и четверг - второго, а в пятницу - обоих вместе), чтобы близнецы имели возможность и быть с родителями наедине, и общаться в другими детьми самостоятельно. Также мать или отец могут брать с собой каждого из детей по очереди, если идут, например, в магазин. В дни рождения необходим индивидуальный подход - у близнецов должны быть отдельные именинные пироги, подарки, поздравления. Хорошо, если у каждого есть свои игрушки, которые хранятся в его собственном ящике.

Для нормального речевого развития близнецов родители должны говорить с каждым по отдельности, и стимулировать к этому других людей. Хорошо, если у каждого близнеца есть свое время, когда он может наедине поговорить с мамой и папой. Если появляется автономная речь, необходимо расширить круг общения детей, возможно, поместить их в разные группы детского сада, чтобы у них возникла потребность в понимании их окружающими людьми. При этом желательно посоветоваться с психологом, так как ранняя разлука с близнецом может оказать неблагоприятное воздействие на все дальнейшее развитие.

Однако, замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно и даже болезненно относиться к успехам и достижениям партнера. Иногда это порождает обостренную соревновательность и конкурентность в их отношениях, вплоть до развития не утихающего конфликта, особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга. Близнецы обычно стараются избегать ситуаций, провоцирующих ревность. Для этого они иногда привязываются к разным родителям - один становится ближе к матери, другой - к отцу. Другой способ избежать ревности - всегда стремиться иметь то же самое, что имеет соблизнец, игрушки, внимание родителей и др.

Литература к теме 3:

 

1. Алфимова М.В., Равич-Щербо И.В. Психогенетика. Хрестоматия. - 2008.-М.: Academia. 432 с.

2. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004. 576 с.

3. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики.- уч. пособие.- М.: «Епидавр», 1998.

4. Мешкова Т.А. Психогенетика: Электронный учебно-методический комплекс. М.: МГППУ, 2003–2004. 393 с. https://lib.nspu.ru/umk/251b1e5d73f4a641/Meshkova.pdf

4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.- М.: Аспект-пресс, 1999.

5. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985. С. 80-129.

6. Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов / Вопросы психологии- 2001.- № 2.- С. 119-130.

 

Задания для самоконтроля к I модулю

1. Выберите правильный вариант ответа. Предметом психогенетики является: а) изучение роли биологических и социальных факторов в развитии психики; б) изучение роли и взаимодействия наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических характеристик человека; в) изучение роли врожденного и приобретенного в формировании индивидуальности; г) изучение индивидуальных психологических особенностей человека; д) изучение наследственных механизмов развития.

2. Выберите правильное утверждение. Зиготность близнецов - это: а) происхождение из одной зиготы; б) одинаковость генотипов; в) принадлежность к определенному типу близнецов; г) гомозиготное или гетерозиготное состояние; д) однояйцевость.

3. Оцените наследуемость признака, если известно, что величина генотипической дисперсии по данному признаку составляет 0,3, а величина фенотипической дисперсии – 0,6:

а) 0,5; б) 0,2; в) 0,4; г) 0,6.

4. Какое количество общих генов имеют дядя (тетя) и племянник (племянница):

а) 50%; б) 70%; в) 12,5%; г) 25%; д) 20%.

5. Правильная последовательность стадий митоза:

а) профаза, телофаза, анафаза, метафаза; б) метафаза, профаза, телофаза, анафаза; в) интерфаза, профаза, метафаза, телофаза, анафаза; г) профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

6. Кто является родоначальником близнецового метода:

а) Ф. Гальтон; б) Г. Мендель; в) Ч. Дарвин; г) В. Вундт.

7. Выберите основные типы дерматоглифических узоров:

а) дуга; б) спираль; в) петля; г) круг; д) завиток; е) зигзаг.

8. Выберите 2 правильных утверждения. Близнецовая ситуация - это: а) конфликт между близнецами; б) многоплодная беременность; в) семейная ситуация, связанная с воспитанием двойни; г) психологическая ситуация в семье, воспитывающей близнецов; д) конкуренция между близнецами.

9. Выберите правильное утверждение. Аутбридинг – это:

а) близкородственное скрещивание, повышающее вероятность наличия у скрещиваемых организмов одних и тех же аллелей; б) явление, при котором образование супружеских пар или скрещивание в отношении какого-либо признака происходит неслучайным образом: имеется половое предпочтение; в) скрещивание неродственных форм одного вида, отсутствие общих предков на протяжении 4-5 и более поколений; г) свободное и случайное скрещивание.

10. Оцените наследуемость признака с помощью коэффициента Хольцингера, если r(МЗ)= 0,9; r(ДЗ)=0,5:

а) 0,4; б)0,8; в)4; г)0,5.

Задания для самостоятельной работы студентов к I модулю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.009 с.)