Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Круг проблем, над которыми предлагает поразмышлять автор текста:

Поиск

1. Игрушечные деньги как символ счастливого Женькиного детства.

2. Почему не жалко «потерянные», забытые среди книжных страниц, вышедшие из оборота деньги?

 

Образец сочинения

 

Рассказ «Игрушечные деньги», написанный Варламовым Игорем Валерьевичем, был опубликован в 2002 году в журнале «Магнитогорский металл». Данное произведение поднимает извечную проблему: пока не заработаешь денег собственным трудом, не сможешь оценить их значимость.

Автор описывает радость Женьки от исполнившегося желания иметь игрушечную пожарную машину, которая сама поливает водой. Однажды отец принес домой зарплату, и мальчишка нашел упавшую купюру, однако не отдал отцу, а утаил. Писатель показывает, что мальчику очень хотелось похвалиться перед друзьями: «Возьмите меня в игру, а я вам тайну открою». Женька не думал о последствиях. Уж очень ему хотелось угодить друзьям: «У настоящих солдат всамделишное оружие должно быть. Пошли в «Детский мир» автоматы покупать». Ребенок был открыт для добра, он потратил деньги не на себя. Не понимал он еще, как зарабатываются деньги. Для этого ему еще предстоит пройти этап взросления и перестать видеть деньги в «игрушечном» свете.

Автор передает глубину идеи через описания поступков своего главного героя. Мальчик, как и многие дети, еще не понимает, насколько тяжело содержать семью, поэтому он позволяет себе требовать от родителей игрушечную пожарную машину. Варламов показывает детскую наивность в отношении к деньгам, они для Женьки игрушечные, как «игрушечная пожарка» или «игрушечный автомат». Однако не стоит забывать, что не все в этом мире «игрушечное». В конце рассказа слышится сочувствие рассказчика к уже повзрослевшему Жене, который, возможно, до сих пор не научился контролировать собственные желания.

Нельзя не согласиться с автором в том, что вырабатывать в себе чувство бережного отношения к деньгам безусловно нужно, так как рано или поздно каждый столкнется с денежными проблемами. Вероятно, что автор здесь описывает самого себя в юном возрасте и сожалеет о том, что времена, когда деньги были «игрушечными», прошли, а также корит себя за то, что тогда так легкомысленно относился к труду родителей.

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное – это почерпнуть для себя из подобных произведений и жизненных ситуаций то, что «играть» и бездумно тратить средства на свои «игры» и желания во многом не практично и глупо. И не всегда незнание о том, что зарабатываются эти деньги потом и кровью, освобождает от обязанности разумно оценивать ситуацию, быть честным перед самим собой и нести ответственность за свои поступки.

 

 

Текст 5

«Павлиний глаз»

Когда Костик увидел бабочку совсем близко, живую, несравненно более прекрасную, чем на рисунках и фотографиях, что-то сдвинулось в его сознании. Мир сверкнул и исчез, остались только черные усики с капельками на концах, тельце, покрытое бурым шелковистым пухом, бесстрастные радужные глаза и крылья – чудо из чудес! – нечто красно-коричневое, черное и лиловое с бесчисленными оттенками и переливами. Эти великолепные бархатные крылья словно накрыли мальчика и затмили солнце. «…»

Не мигая, не дыша, Костик смотрел на яркое пятно у своих ног и чувствовал, как они холодеют от восторга. Бабочка была ПРЕКРАСНА! «…»

Таинственная, зловещая, неотразимая красота!

Костик ничего не смог бы выразить словами, но чувствовал, что с ним происходит что-то очень важное, несравненно более важное, чем велосипед, уроки и даже взаимоотношения с отцом. То, что он чувствовал, поднимало его много выше большинства детей и очень многих взрослых. Ему, обыкновенному восьмилетнему мальчишке с веснушчатым носом и ободранными коленками, явилась Красота, одно из самых совершенных ее воплощений. И он не оказался слеп, он увидел ее – не столько глазами, сколько всей душой. Гармония формы и цвета, сочетание необходимости и излишества, что-то еще – необъяснимое, нарушающее гармонию, но без чего не бывает настоящей красоты, все это, соединившись в бабочке, потрясло его. На какое-то время все остальное потеряло значение и смысл. Остался только Павлиний Глаз и страстное, жгучее желание стать обладателем этого чуда.

Медленно-медленно Костик опустился на колени. Бабочка, почувствовав опасность, сложила, снова развела крылья и замерла, готовая вспорхнуть. Замер и Костик. «…» Стараясь не дышать, он развел большой и указательный пальцы... Теперь надо было дождаться, пока Павлиний Глаз сомкнет крылья. Костику хотелось взять его осторожно, не испортив ни капельки его красоты. А бабочка, точно знала это и тоже выжидала.

Прошла минута, другая... Невмоготу было держать на весу руку, затекла спина, все острее становились камешки под коленями… Костик почувствовал, что еще несколько секунд, и он не выдержит...

Бабочка покрутила головой, отодвинулась и сомкнула крылья. Наконец! Он напрягся, но теперь, чтобы дотянуться, надо было чуть-чуть наклониться вперед. «…». Чувствуя, что сейчас упадет, Костик сдвинул колено. Скрипнули камни – и все пришло в движение: бабочка сорвалась с места, Костик с криком бросился на нее, сбил в траву, но схватить не успел. Бабочка вспорхнула, заметалась и тут же снова попала под удар. Костик, не раздумывая, всем телом бросился на то место, куда она упала... «…»

Костик долго перебирал смятые стебли травы, соломинки и листья, пока не вытащил из-под них бабочку. Она была еще жива и слабо трепыхалась. Костик смотрел на нее в недоумении и не мог понять, куда делось то, чем он любовался минуту назад. От былого великолепия не осталось и следа. Жалкий, изломанный и обесцвеченный Павлиний Глаз был похож на скомканную бумажку. Из крыльев, ставших тусклыми, а местами вовсе прозрачными, торчали какие-то перепонки, одно нижнее крыло оторвалось совсем... Костик раскрыл ладонь, бабочка медленно поползла по ней, волоча за собой какие-то желтые мокрые нитки. «Кишки...» – подумал Костик, и вдруг ему стало так плохо, гадко и тоскливо, как не было еще никогда. Он заплакал...

Слезы текли, он их размазывал по щекам, а в груди ворочалось что-то тяжелое и грубое, оно царапало, давило, не находило себе выхода, и это невозможно было терпеть. Он понимал, что совершил что-то ужасное. Слово «убийство» не пришло ему на ум, но он чувствовал, что переступил какую-то роковую черту, за которой теряет смысл все, во что он верил и считал неизменным: добро, красота, порядок, любовь родителей, сама жизнь... Это было так неожиданно и страшно, что ему не верилось в солнечный день, не верилось, что еще совсем недавно все было так просто и хорошо, несмотря на неприятности, которые на самом деле были такими пустяковыми. Ему стало казаться, что он никогда уже не будет веселым и беззаботным, не сможет смеяться… А самым ужасным было то, что ничего нельзя было вернуть: ни бабочку, ни того Костика, которым он был еще утром. Чудо исчезло, мечта – тоже.

(623 слова)

(И.Филатов)

Об авторе

 

Игорь Филатов - музыкант: певец, композитор, аранжировщик, руководитель двух концертных коллективов. Параллельно и уже достаточно давно занимается литературной деятельностью. Пишет как прозу, так и стихи. Излюбленные жанры - рассказ и эссе.

Образец сочинения

   Красота… Она завораживает, заставляет сильнее биться сердца людей, очищает, обогащает, не оставляет никого равнодушным и… толкает на необдуманные, порой безумные поступки. Сиюминутное желание «заполучить» эту красоту приводит зачастую к ее уничтожению. Вот и Игорь Филатов в новелле «Павлиний Глаз» поднимает проблему бездушного, жестокого отношения людей, уничтожающих красоту природы.

    Прежде всего музыкант и певец, аранжировщик, тонко чувствующий красоту окружающего мира и умеющий передать ее в звуках, И. Филатов дает возможность не только увидеть «растоптанную» красоту, но и почувствовать боль от утраты, ощутить невозможность исправить то, что уже совершил, услышать плач по утраченной Мечте. Две контрастные картины – «чудо из чудес! – нечто красно-коричневое, черное и лиловое с бесчисленными оттенками и переливами» и «жалкий, изломанный и обесцвеченный Павлиний Глаз был похож на скомканную бумажку» - и читатель понимает, что произошло нечто ужасное. А название этому - убийство, и убийство не только бабочки, не только Красоты, но и самого себя, а еще чего-то необыкновенного, непознанного, фееричного, того, о чем мечтаешь, чего ждешь. И это навсегда изменило жизнь Костика – мальчика, который еще мгновение назад был потрясен, когда к нему «явилась» совершенная Красота – эти «гармония формы и цвета, сочетание необходимости и излишества, что-то еще – необъяснимое…»  

     Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно ясно. Она заключается в следующем: мгновение – и «ничего нельзя было вернуть», ничего нельзя исправить. Все исчезло только потому, что у мальчика возникло непреодолимое желание обладать этой Красотой, и он просто раздавил своим телом и чудо, и мечту.   

Трудно не согласиться с автором текста в том, что очень часто люди, поддавшись сиюминутному желанию, совершают непоправимое – уничтожают то, чем восхищались, чем любовались, ради чего преодолевали километры пути.

      Данная проблема жестокого отношения людей, уничтожающих красоту природы, волновала многих русских писателей и поэтов. У Виктора Астафьева есть книга, которая называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таежники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы – поэтические миниатюры. В рассказе «Хвостик» повествователь видит хохочущего мальчика. А смеется он над хвостиком суслика, который, спасаясь от голода, пришел на берег подбирать крошки, а его отдыхающие здесь гуляки поймали и засунули в банку с «говорящим» названием – «мясо». Засунули, судя по царапинам на стенках банки, живого. А мальчик хохочет… Какие зарубки остаются на сердце, на душе после прочтения этого рассказа? Зачем так сделали люди? Почему мальчик смеется, а не жалеет? Каким он будет, когда вырастет? Думаю, звучащая в рассказе песня «То ли еще будет…» говорит о многом. (Хочу вспомнить стихотворение В.С. Высоцкого «Охота на лебедей». В этом пронзительном произведении автор говорит про бездушие людей, лучников, ради забавы уничтожающих красивейших птиц «высокого полета», которые ввысь скользят по «Божьим склонам». Автор призывает остановить мгновение, задуматься и не убивать тех, кто в своем полете достигает солнца и звезд. Но человек, у которого «душа без затей», безжалостен, и спасения нет.)

Помню вечер в Святогорье. Черный лес, предгрозовое потемневшее небо, молнии, разрезающие горизонт… Навстречу мне шел человек с охапкой белых кувшинок. Нежные, ослепительно белые, они ярко горели, словно кричали о помощи. А природа бушевала и злилась, подгоняя раскатами грома человека, посмевшего разорвать связующие нити природы. Но он ничего не замечал… Куда он нес кувшинки? Кому? Знал ли он, что очень скоро их красота поблёкнет и они погибнут? Знал, но, не задумываясь, лишил жизни прекрасные создания Земли.

      Так кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем? По мнению писателя Ч. Айтматова, «человек, стреляя в природу, попадает в самого себя». Так можно ли остановить тот миг, мгновение, когда мы поднимаем руку, чтобы поймать бабочку, сорвать цветок, когда заносим ногу, чтобы наступить на травинку или муравья? Ведь убивая, уничтожая первозданную Красоту, неповторимость природных линий, красок, звуков, мы прежде всего уничтожаем самих себя, свое будущее, свое завтра, уничтожаем душу и Мечту.

 

 

Текст 5

Где купить счастье?

Старик знал, что осечки не будет, и все же то и дело посматривал на часы, бестолково переставлял вещи на тумбочке, ворочался на продавленной кровати. Ровно в пять в дверях появилась высокая стройная фигура в накинутом поверх одежды белом халате. Молодой мужчина обвел взглядом палату.

— Сюда, Сергей, — старик махнул внезапно ослабевшей рукой. Мужчина подошел к кровати, присел, несколько секунд пытливо вглядывался в лицо старика, потом протянул руку:

— Здравствуй, дед.

Приход чужих родственников — развлечение для больных. Можно послушать разговоры, оценить посетителя, его передачу и вынести свой вердикт. После того как Сергей ушел, палата единодушно одобрила:

— Хороший у тебя внук, Степаныч.

Старик тоже был доволен. Сергей просидел целый час, хотя они оба чувствовали неловкость. Старик рассматривал безукоризненную одежду внука, и ему было неудобно за свои заросшие щеки и стоптанные тапочки. Передача оказалась хорошей, правда, все было казенное и дорогое: сосиски, сок, паштет, упакованное печенье.

— Жена в командировке, — объяснил Сергей. — А мы с Максимкой сами справляемся.

И он принялся рассказывать про сына. Старик был доволен таким оборотом событий. Он совершенно не знал, о чем разговаривать с Сергеем. Внук говорил ровно и гладко, как будто эти истории были много раз обкатаны на языке. Но старик да и вся палата слушали их впервые. Когда Сергей ушел, старик долго молчал и улыбался печальной улыбкой.

Бывает, что даже самые стойкие ходоки пропускают денек-другой. Но не Сергей. Он приходил всегда в пять, каждый день, независимо от погоды и расписания трамвая, приносил свою ларечную продукцию, рассказывал про сына, про погоду, газетные новости. Старик тоже постепенно разговорился. Ему казалось, что внук внимательно слушает его, кивает, задает вопросы и смеется там, где смешно. Сергей никогда не смотрел на часы или в окно, а всегда — внимательно на старика. И всегда уходил через час, оставляя после себя запах дорогого одеколона.

Прошло уже две недели, когда старик вдруг прервал на полуслове рассказ Сергея о Максимке:

— А что ты его сюда не приведешь?

Брови Сергея удивленно поднялись, он шевельнул губами, как будто что-то хотел сказать. Потом пожал плечами и, к удивлению старика, согласно кивнул.

На следующий день в палату зашли Сергей и Максим, четырехлетняя копия своего отца. Сергей со стариком напряженно наблюдали за мальчиком. Но, наверное, Сергей проинструктировал сына, и тот, послушно поцеловав старика, занялся своими четырехлетними делами: разглядыванием палаты, поеданием печенья и бесконечными вопросами.

Теперь Сергей иногда заходил с Максимкой. Старик с бесконечным восторгом и удивлением смотрел на этого маленького человечка. И встретившись взглядом с Сергеем, замечал такое же теплое чувство в его глазах. Между ними возникла почти ощутимая связь, родство, чего никогда не было в первые посещения Сергея.

И с каждым днем старик чувствовал себя все несчастнее. Казалось бы, он купил себе счастье. А кто думает, что счастье не покупается, просто не знает, где его продают. А продают его в одном агентстве.

У старика никогда не было внука Сергея и правнука Максима. Он заплатил деньги, кругленькую сумму. И теперь к нему каждый день в пять часов, как на работу, приходил этот молодой мужчина и приносил передачу, всегда примерно на одну сумму, внимательно слушал рассказы старика, кивал в нужных местах. Талантливый артист Сергей.

Они разыгрывали этот спектакль изо дня в день, и старик вдруг начал верить в подлинность игры и декораций. Он называл себя старым маразматиком и все же вспоминал Максима — несомненно, подлинную часть жизни Сергея, искренность и тепло в разговорах, множество мелочей, на которые никто другой не обратил бы внимания. И старик принял нелегкое решение. Поцеловав Максима и выйдя в коридор проводить Сергея, он сказал севшим голосом:

— Сергей, больше не приходи, тяжело мне.

Сергей ничего не сказал, взял Максима за руку и пошел к выходу. Он ни разу не обернулся. Старик вернулся в палату. Он все же надеялся, что Сергей что-то объяснит, скажет, что на самом деле привязался к одинокому больному старику. Но этого не произошло. Старик сам отказался от своего эфемерного и поэтому драгоценного счастья. Он машинально открыл пакет, оставленный Сергеем возле кровати. Там были банка с вареной картошкой, и суп в другой банке, обмотанной старым махровым полотенцем, и еще одна банка с малиновым вареньем. Старик поставил драгоценные дары на тумбочку и приготовился ждать. До пяти часов следующего дня.

(666 слов)

 (Е. Шевченко)

 

Об авторе

Евгения Юрьевна Шевченко — актриса драматического театра и кино, преподаватель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.51 (0.009 с.)