Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На основе прочитанного текстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать Р. Декарт. Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:
Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.
Как определить основную мысль текста?
1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое - то ”новое“, что по этой теме будет говориться.
Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!
2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры.
Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.
3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его ”новое“.
4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.
Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.
Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.
5. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения - ”новым“ тезиса.
Что такое проблема?
2. К1 - формулировка проблем исходного текста. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
ПРОБЛЕМА (от греч. problema -- задача), в широком смысле -- сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке -- противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Называть проблему нужно конкретно, избегать расплывчатости формулировки: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная... проблема.
Например: «В своих размышлениях автор обращается к проблеме…» и т. д. Слово «проблема» должно присутствовать конкретно, автор сочинения не должен оставлять для экспертов возможности «догадки» названной им проблемы.
клише:
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии воспитания, образования.
Точка зрения на какую-л. проблему; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы; уделить внимание какой-либо проблеме; над какой-либо проблемой думать, работать; какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Уделить внимание какой - либо проблеме. Какая- либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.
Проблема формулируется двумя способами: либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
1.Проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества;
2.Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина
Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Клише:…? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста. Автора интересует вопрос (:…) о … …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.
3. К2 - комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это -- самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить:
1) новизна злободневность «вечность»
Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней. Насколько часто проблема «повторяется».
Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.2) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.
Авторское отношение непосредственно выраженное. Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит.
Выражено опосредованно. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.
Клише: о новизне (злободневности, «вечности») заявленной проблемы говорит сам автор. Именно сейчас, по мнению автора, … Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)
Комментарий сводится к тому, что учащийся должен объяснить, почему данная проблема, по его мнению, является актуальной, в чем ее значимость.
Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция учащегося, почему он считает названную проблему важной.
Например: «Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том…», «Значимость данной проблемы определяется …», «Проблема, поднятая автором, актуальна, ибо…» и т.д. В К2 должны присутствовать слова «актуальный, значимый» во избежание расплывчатости формулировки, за которой часто никакой мысли и нет.
4. Определяем авторскую позицию (идею текста). К3 - отражение позиции автора. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 - это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 - позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. В сочинении необходимо показать мнение автора по проблеме.
Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может вызвать затруднения. Для выявления позиции автора учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: что хотел сказать своим читателям автор? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам
Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя. Нужно цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.
В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает…, предупреждает…», «Позиция автора такова…» и др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя!
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.
Клише: Автор недоумевает …; автор ужасается …; автор сомневается …; автор хвалит …; автор призывает … и т. п.; автор текста стремится к предельной точности в описании событий (если перед тобой текст -- описание или в тексте присутствует описание) и достигает этого благодаря указанию на даты (использованию статистических сведений) (Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)(не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь, в скобках и кавычках); автор подводит читателей к мысли о том,…идея текста такова:… -- вот главная мысль (идея) текста; решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:…; цель автора текста -- убедить нас (читателя) в том, что…
Возможно в тексте цитирование, прямая речь -- это точно воспроизведённое высказывание из какого-либо сочинения или выступления, которое обычно даётся со ссылкой на источник. В публицистическом тексте цитата чаще выполняет информативную функцию, то есть подтверждает слова автора текста мнением авторитетного лица или даёт возможность убедиться в компетентности автора в той области культуры, о которой он пишет. Думай, какую информацию она несёт. Прямая речь вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором
Клише: При помощи цитирования («приводи пример») автор обогащает текст информацией о том, что…
Прямая речь («приводи пример») вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором -- слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что … (аргументируй)
5. Выражение собственного отношения к проблеме. К4 - аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне текста. Приводить необходимые аргументы нужно с «оглядкой» на текст, на названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям, предложениям. Например: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о… Наверное,…». Аргументов должно быть не менее двух-трех.
Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли -- еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.
NB. Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже развивали эту же тему.
Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»; можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете.
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи -- убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
· тезис (положение, которое надо доказать);
· аргументация (доказательства, доводы);
· вывод (общий итог)
Типы аргументов
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Аргументы «за» должны быть:
· правдивыми, опираться на авторитетные источники;
· доступными, простыми, понятными;
· отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).
Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить.
Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
К сильным аргументам относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; показания очевидцев; статистические данные; ссылки на мнения авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественных произведений.
Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.
При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:
· ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
· пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
· факты, события;
· примеры из личной жизни и жизни окружающих;
· примеры из художественной литературы.
Кстати, вам не случайно предлагают подобрать именно три аргумента, поскольку это оптимальное количество доводов для обоснования своей мысли.
Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.
Клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…; нельзя не согласиться с автором в том, что…; с автором можно поспорить; автор прав в том, что….; однако его мысль о … вызывает сомнение; с автором трудно согласиться; я (не) разделяю точку зрения автора; позиция автора близка (понятна) мне, но…; я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…; проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы); я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…; мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…); косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…
Как начать сочинение?
Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения. 2-3 вступительных, вводных предложения! Сочинение можно образно сравнить с путешествием в мир произведения: сборы в дорогу и составление маршрута -- это вступление, само путешествие и приобретение сувениров (фактов того, что вы действительно побывали в этих местах, т.е. Цитат) -- это основная часть, возвращение домой и подведение итогов путешествия -- это заключение.
А теперь стоит познакомиться с этими главными частями сочинения подробнее.
Можно предложить несколько возможных вариантов вступления. Как говорится, лиха беда -- начало. С чего начать сочинение -- всегда трудный и важный вопрос. Ответить на него поможет народная мудрость: «Плясать нужно от печки». Первый шаг при написании сочинения нужно делать от темы. Вначале необходимо конкретизировать тему сочинения, то есть дать расширенное представление о смысле и содержании данной темы, иначе говоря, расставить все точки над i.
1. Определение во вступительной части темы и основных мыслей текста с конкретизацией и комментариями в последующих частях.
Утро -- это время, когда пробуждается ото cна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина»
Используя такой вариант построения вступительной части, нужно стремиться к ёмкому и по возможности исчерпывающему определению основных мыслей текста, а также помнить о необходимости их дальнейшего комментария, который может быть развёрнут как конкретизация мыслей автора, или как анализ использованных автором для выражения этих мыслей языковых и композиционных средств, или как. выражение своей позиции по отношению к раскрываемой автором теме,
2. Определение во вступительной части проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В. Астафьева…
Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, анализ содержательной стороны которого требует выявления тех вопросов (проблем), которые волновали автора. В последующих частях должны быть выявлены:
а) позиция автора по отношению к затронутым им проблемам;
б) позиция выпускника;
в) анализ использованных автором языковых средств.
Авторская позиция и позиция выпускника могут быть представлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи. 3.Выражение во вступительной части своей позиции.
Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом; учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый., кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек -- это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
4. Краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал
в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества, Например:
Владимир Солоухин -- один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы., К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.
Сведения о писателе-авторе текста следует давать в предельно сжатом объёме (не более трёх предложений или пятой части текста),
Часто в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного учащимся писателя или публициста» В этом случае не стоит спешить делать широкие обобщения лишь на основании того текста, который прочитан, и следует отказаться от описанного типа вступления,
5. Лирическое размышление.
Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
Лирическое размышление предполагает предельную искренность, готовность к откровению и в то же время требует умения подчинить поток нахлынувших чувств строгой целесообразности, продиктованной требованием содержательного единства и соразмерности композиционных частей сочинения.
6.Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или из других источников.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам --
эти бессмертные строки А. С, Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст ф. Искандера «Дедушкин дом».
Нужно быть очень осторожным в выборе цитаты для построения вступительной части рассуждения. Высказывание писателя в данном случае должно будет содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на анализ его идейного звучания и проблематику. Иллюстрацией выхода через цитату на проблематику всего текста является первый пример.
Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.
Таким образом:
· Если знаете что-либо об авторе, можно написать
· Написать о впечатлении, которое произвел текст.
Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
· Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
· Конструкцией «именительной темы»: «Любовь…
Сколько о ней сказано!…» Так можно начинать сочинения на «вечные» темы.
Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими. Следует особо отметить, что вступление сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части. Не забудьте, что любое вступление держится на трех китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.
С целью самопроверки попытайтесь определить в приведённых вариантах вступления функции последних предложений по отношению к содержанию абзаца и по отношению к возможным последующим частям сочинения-рассуждения..Какие средства связи этих предложений с предыдущими использовали авторы?
Попробуйте составить тематические предложения частей, которые могли бы последовать за вступлениями, приведёнными, в содержании главы, Какие средства связи абзацев вы использовали?
Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста
Как заканчивать сочинение?
Как уже было отмечено, хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. Последняя часть сочинения строится из двух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступления и шаг в сторону актуальности. Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказывания знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими - чужие мысли не должны заменять ваших собственных.
Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, поскольку вы можете очаровать того, кто будет проверять ваше сочинение, своим современным восприятием поставленной проблемы.
В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме (проблематике), могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения.
1) Позиция автора во многом близка мне, но я считаю, что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование -- фундамент взаимоотношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.
Мы должны стать лучше, чтобы не повторить ошибок предыдущих поколений, а жить мирно и счастливо, и именно образование способно помочь нам в этом,
2) В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
3) История готовит нас к будущему, поучая прошлым,--вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках и будем достойны этой памяти!
Таким образом, экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение:
· Выражением собственного отношения к авторской позиции.
· 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление.
Минимум сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта критериев, заключение. Можно каждый приведенный аргумент начать с нового абзаца.
Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
1. Вступление. Проблема, над которой размышляет автор
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).
Методика «ключевых фраз» при написании ЕГЭ (задание С)
Анализируя критерии оценки задания С и опыт выполнения его ранее, убедилась в эффективности методики «ключевых фраз» для планировании и грамотного оформления письменного высказывания. На наш взгляд, она открывает возможность тренировать навык четкого, убедительного и образного изложения мыслей учащимися при работе в любом из вышеперечисленных жанров. Доведенные в течение учебного года до автоматизма навык перефразирования вопроса, или пункта плана, способность опираться на текст при развертывании ответа и умение ярко за счет выражения собственного мнения начать и окончить творческую работу позволяют даже среднему учащемуся-«негуманитарию» логично, полно и интересно раскрыть предложенную тему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.028 с.) |