Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Круг проблем, над которыми предлагает поразмышлять автор текста:

Поиск

3. Добро, любовь и милосердие возможны даже в вотчине зла.

4.  Обязательно ли подвиг и справедливость должны быть красивыми?

Образец сочинения

     Автор текста М. В. Семёнова – русская писательница, одна из основателей поджанра фантастической литературы «славянского фэнтези». Семёнова показывает события тысячелетней давности, историю древних славян. В своих произведениях она утверждает, что где есть люди, там есть и добро.

Затронутые автором проблемы имеют многовековую историю, ведь всегда существовало зло, которое исходило от человека. Чужие и равнодушные люди не способны на самопожертвование и любовь, милосердие, подвиг…Главный герой Волкодав - мужественный и благородный воин, которому чужды грубость и жестокость, свойственны нравственная чистота. На мой взгляд, автор привлекает внимание читателя к очень важной проблеме подвига и справедливости. В настоящее время эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы вместе с героем, передаёт глубину проблем и заставляет читателя самого решать и выбирать. Волкодав не ждёт, что боги подарят ему дальнейшую жизнь: по его разумению, он выполняет то, ради чего выжил все эти годы, когда был Щенком. Мир был жесток к нему, и он платил ему той же монетой: никому не верил и ничего не боялся, ведь он – человек, выжженный изнутри. Мы видим, что герой преодолевает многие трудности и верит, что «где есть люди, там есть и добро, и самопожертвование, и любовь». Но вопрос о том, что подвиг и справедливость должны быть красивыми, открыт.

Вполне согласна с мыслями автора о добре, самопожертвовании, любви. Многие русские писатели нередко затрагивают данные проблемы в своих творениях. Так, к примеру, в творчестве Достоевского прослеживаются модели поведения, основанного на самоотречении и жертвовании. Героини его произведения «Преступление и наказание» Мармеладова Сонечка и Раскольникова Дуня жертвуют собой во благо дорогих им людей. Первая торгует собственным телом, тем самым зарабатывая на пропитание семье. Она страдает, не имея права даже на суицид, поскольку близкие останутся без источника существования. Вторая намеревается создать семью с нелюбимым, но богатым мужчиной, ради помощи нищему брату. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам Матрена, делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

     Подвиг и справедливость обязательно должны быть красивыми, ведь каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался на тему хороших и плохих поступков. И даже мечтал совершить хоть одно, но весомое и значимое благодеяние. Подвиг можно смело отнести к благодеянию, чаще всего это сверхпоступок. Что же приходит в голову при слове подвиг? Каждому приходит на ум что-то своё. Кто-то вспоминает о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной Войны, а кого-то захлёстывают через край религиозные чувства, и он говорит о подвиге Иисуса Христа, понесённого за весь человеческий род на Голгофе. Кто-то говорит о тихом и практически безмолвном, но непомерно большом подвиге, который несут за нас монахи за стенами мужских и женских монастырей. А кто-то вспоминает о первом советском покорителе космоса Юрии Гагарине и его подвиге. Не стоит искать больших подвигов! Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!

     Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное верить в неоспоримую истину: «Где есть люди, там есть и добро!»

(587 слов)

Текст 12

Не пускайте Рыжую на озеро

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли. Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает. То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам. Клевать у нас переставало. Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки. Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары. Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то. В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все. Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Какое?

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим. Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего. Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело. Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится. За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

– Ха-ха!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил. Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться. В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. А ещё через пять лет произошла вот такая история. В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу. И что же я вижу в первые минуты спектакля? На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

(Е. Габова)

Образец сочинения

Автор текста Евгения Габова напомнила нам историю нередко встречающуюся в жизни. Я согласен с автором, что нередко люди не видят достоинств человека скромного и непохожего на других. В рассказе Габовой такой человек – это Светка Рыжая, которую одноклассник много лет спустя увидел не рыжей, а золотой. Она была талантлива, то, что в детстве казалось Светкиным изгойством стало во взрослой жизни Светкиной индивидуальностью. Автор призывает нас не торопиться с выводами, присматриваться к человеку, «вчуствываться» в него.

Вспоминается сказка Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Тот, кого лупил и гнал весь птичий двор, стал прекрасным лебедем. Сам того не ожидая, гадкий утенок оказался таким же удивительным, как те птицы, которыми он восхищался. Преображение гадкого утенка – это вообще сказочный сюжет. Например, русская народная сказка «Лягушка-царевна». Иван-царевич поторопился…и ему пришлось долго искать свою суженую.

Самое удивительное в тексте Габовой все-таки не чудесное превращение Светки, а ее удивительная доброта. Ее обижали, а она не обижалась, не злилась, не злопамятовала. Этим она напоминает Иванушку-дурачка, младшего сына из русских сказок, падчерицу из «Двенадцати месяцев» С.Я. Маршака.

Жизнь тоже дает нам примеры такого поведения людей. Конечно, гораздо чаще бросается в глаза другое: демонстрация собственных сомнительных достоинств, эгоцентризм, глупость и наглость. Но скромных и достойных людей очень много. У меня перед глазами образ моей бабушки. Она умеет все: шить, готовить, вязать, обустраивать дом, возиться с внуками, она красиво поет и танцует, когда приходят гости. Но бабушка никогда не кичится своими удивительными способностями. Ковры, которые бабушка вышивала вручную, побывали на выставке, но для бабушки важнее подарить самотканый ковер кому-то из близких, чтобы он украшал их дом, или платок, чтобы он согревал чьи-то плечи. Бабушка, как и Светка Рыжая. никогда не обижается, если на ее заботы отвечают грубостью. Она терпеливо ждет «просветления в мозгах» грубияна. И, действителдьно, рано или поздно нахалу делается стыдно за себя.

Как мы все нуждаемся в доброте, бескорыстном таланте, который одаривает нас своими сокровищами! Мы все нуждаемся в незлобивых друзьях. И как же нам трудно не обидеть человека, который кажется не таким, как все. Многие с раздражением принимают таких, как Светка. А потом каются.

Стоит задумываться над этим вовремя, а не после того, как «мы обидели кого-то зря». Так поется в песенке. Но календарь не закроет старый лист, как песенка обещает. Лучше вовремя разбираться в людях, чтобы потом не сгорать от восторга и стыда, как герой рассказа Габовой.

(379 слов)

 

Текст 13

Жил-был грустный кот. Он сидел на окне и смотрел на огромный город, который даже не знал о существовании кота.

Ночь, тишина, беззвездное небо, закрытое тучами, способствовали тому, чтобы кот мог преспокойно подумать обо всем и решить: как ему быть дальше.

Мимо пролетала Осень. Она очень спешила. Но заметила кота. Осень торопилась, поэтому собиралась промчаться дальше. И тут случайно взглянула в грустные глаза кота. Осень не столько поняла, сколько почувствовала, что нет никого в мире, кому бы она сейчас была так необходима, поэтому передумала улетать и уселась рядом на подоконник.

Кот удивился и даже немного возмутился: ведь ему помешали размышлять обо всем на свете. Но Осень была так очаровательна! Ее золотисто-русые волосы были перевязаны бархатной ленточкой цвета спелой сливы. На осени было надето изумрудное платье, на плечах вязаная шаль из оранжевых и желтых листьев. Сапожки осени – коричневые замшевые.

Новая знакомая молчала. Кот тоже. От Осени так ароматно пахло, что кот принюхался и закрыл глаза от восторга. Ведь ему привиделись уютные вечера у камина, треск поленьев и теплое дыхание огня. А еще утренний запах кофе с корицей и озорной солнечный зайчик на полу.

«Что-то давно не приходил он в гости, - подумал кот. – Наверное, солнечные зайчики приходят только к веселым котам, я же грустный, вот ко мне никто и не заходит». Открывать глаза не хотелось. Кот мечтательно покачал головой и уловил, что Осень пахнет, как новая непрочитанная, но очень интересная книга. Какая тайна скрыта на ее страницах? С каким нетерпением ждет эта книга своих читателей на подоконнике дождливым осенним днем, чтоб вместе отправиться путешествовать в дальние страны.

«Вместе, - протянул кот и открыл глаза. – Какое удивительное слово! Как хорошо быть с кем-то ВМЕСТЕ…» Ему вдруг вспомнились те, которых он так любил. Из глаз кота закапали крупные сверкающие слезы. Осень тоже всплакнула дождем. Она умела сочувствовать.

Так они сидели рядышком и плакали о тех, кто ушел. Вскоре обоим стало легче. Кот окончательно передумал обижаться на Осень. Ведь она помогла ему понять, как давно коту хочется поговорить хотя бы с кем-то. Осень почувствовала это и превратилась в очаровательную рыжую кошечку.

Кот растерянно взглянул в ее серые глаза и понял: все еще может быть.

(По Н. Игнатовой)

Об авторе

Наталья Юльевна Игнатова (1975) – преподаватель, журналист, член Союза писателей ДНР.     

                             

Круг проблем, над которыми предлагает поразмышлять автор текста:

1. Проблема одиночества (В чем проблема одиночества?)

2. Проблема возрастающего равнодушия, разобщенности людей (Почему люди не проявляют интереса к жизни окружающих?)

 

Образец сочинения

От одиночества страдают и люди, и «братья наши меньшие». Отсутствие любви, понимания, общения делает их несчастными. И кто-то должен сделать первый шаг навстречу другому. Часто, в силу занятости, личных проблем, ускоряющегося темпа жизни, люди не замечают тех, кто нуждается в их участии. А иногда стоит лишь на миг остановиться и «внимательно посмотреть в глаза».

Недаром образ несчастного животного, одинокого и обиженного человеком, есть у писателей и поэтов. Например, Владимир Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» пишет, имея ввиду, конечно, не только лошадь, но и человека, а скорее всего стихотворение о сострадании. Сострадать надо человеку, животному. Больно и страшно, и,наверное, обидно животным бывает также, как людям. Я уверен, что нельзя завести домашнего питомца, а потом отдать его другим. Это все равно, что отказаться от своих близких. «И зверей,как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»,- пишет Сергей Есенин. Животные в стихотворениях этого поэта вообще отголосок человеческих переживаний.

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

И глухо, как от подачки,
            Когда бросят ей камень в смех,
    Покатились глаза собачьи
     Золотыми звездами в снег.

 

 

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникову Родиону, замышляющему убийство, снится сон: бьют кнутом лошадь. Все бесчеловечное, чудовищное, что есть в идее Раскольникова, продиктовало ему подсознание в этом страшном сне. Мучить, убивать человека ли, животное ли невозможно, не теряя своего человеческого статуса. Живодер также как и убийца вне нравственных рамок.

В фильме Роллана Быкова «Чучело» есть эпизод с мальчишкой, который сдает собак на живодерню. Этот персонаж вызывает очень негативное к себе отношение у зрителя. И как будто бы параллель, символ: одноклассники мучают Бессольцеву, а он собак. Этим усилена в картине мысль о жестокости подростков, поставлена на одну ступень жестокость к человеку и к животному.

В рассказе А.П. Чехова «Тоска» кучер, потерявший сына, ни с кем не может поделиться своим горем, его никто не слушает. Вечером в конюшне он все рассказал лошади, ему казалось, что его выслушали и пожалели.: «Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...Иона увлекается и рассказывает ей всё...»

       Казалось бы в современном мире отношение к домашним питомцам очень трогательное: собачкам зимой надевают шубки и сапожки для прогулки. Но почему же тогда столько печальных и человечьих, и собачьих глаз?!

(495 слов)

 

 

Текст 14

Мамы уже нет… А я все еще мысленно говорю: «Прости меня, мама». Она рассказывала знакомым и близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал позвонить в назначенный час. «Я понимаю: ты так занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю: ты так устал!» Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.

  В годы войны мне, семнадцатилетнему парню, довелось стать ответственным секретарем ежедневной газеты на строительстве оборонного предприятия. Мама работала там же. По двенадцать часов в день… Но находила время забежать в редакцию и посмотреть газетные полосы: корректировщиков не было – вдруг проскочит опечатка. Она проверяла типографские оттиски, как мои домашние сочинения в довоенную пору.

Я видел: матери, работавшие сутками в тех цехах, где по медицинским законам мирного времени, отброшенным войной, можно было находиться не более четырех или пяти часов, отдавали детям все, что полагалось им за «вредность» производства. И дети выпивали молоко, съедали хлеб. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы своих матерей. Принимая их, мы обязаны каждый раз спросить свою совесть: «Не отдает ли нам мать последнее?»

Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной должна быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

  Вовремя, при жизни должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. Преклонение перед материнскими жертвами, чувства долга и вины перед ними - это святые чувства.

(289 слов)                                                                                                                                                    (По А. Алексину)

Об авторе

А. Г. Алексин (1924 – 2017) – писатель и драматург, автор книг для детей и юношества, сценарист

Круг проблем, над которыми предлагает поразмышлять автор текста:

1. Проблема проявления чувств по отношению к матери (Нужно ли выражать свои чувства по отношению к самому близкому человеку – матери?)

2. Проблема проявления материнской любви (В чем проявляется материнская любовь ?)

3. Проблема долга детей перед матерью (В чем долг детей перед матерью?)

Образец сочинения

Для детей забота матери кажется привычной, но, став взрослыми, они часто сожалеют о том, что вовремя не произнесли слова любви и благодарности близкому для них человеку. Материнская любовь бескорыстна, мать может пойти на любые жертвы ради детей. Она не перестает заботиться о детях и опекать их даже тогда, когда они становятся взрослыми. Жертвенность материнского чувства естественна, но дети не должны бездумно принимать жертвы своих матерей. Долг детей – оградить их от невзгод, окружить заботой и вниманием. Такова позиция автора.

Я согласен с автором: материнская жертвенность естественна. А. Алексин пишет о военном времени. Народ выстоял и победил именно потому, что каждый совершал свой подвиг: солдат на фронте, матери, жены и дети в тылу. На войне как на войне. А в мирное время?

Не всегда слепая материнская любовь на пользу чаду. «Тому в истории мы тьму примеров слышим», - говоря словами русского баснописца. Например, госпожа Простакова из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» по-своему заботливая мать, но только вот ее заботами вырастили не человека, а вечного недоросля, глупого и ленивого недотепу. В мирное время ценностная шкала другая. На войне, когда угрожает жизни все: и бомбежки, и голод, и изнурительный, сверх силы труд, человек живет на грани, его чувства максимально напряжены. Точно также ведет себя истинная мать, если ее ребенок болен. Она живет для него, для его выздоровления, для его будущего.

История же Митрофанушки типична для мирного времени. Сколько таких Митрофанушек, неспособных взять на себя ответственность, позаботиться о ком-то! Ребенок, который вырос в тяжелое время, способен оценить материнский подвиг, Митрофан же никогда не оценит свою матушку. Он ее не уважает, только пользуется ее чрезмерными заботами.

Автор делится с нами наболевшим, предостерегает от ошибок, допущенных им. Он пишет о бескорыстности материнской любви, о стремлении опекать своих детей даже тогда, когда они уже становятся взрослыми. Писатель очень сожалеет, что вовремя не сказал матери о своей любви, наверное, и потому, что стеснялся проявить свои чувства. Как и все дети, он раздражался по пустякам, не понимал, что причиняет боль родному человеку. А.Г.Алексин пытается убедить нас в том, что нельзя бездумно принимать жертвы наших матерей. Очень важно, по его мнению, говорить маме добрые слова, совершать добрые поступки, не огорчать ее.

(350 слов)

 

Текст 15

 

Много лет назад в редакцию пришло письмо, в нем девочка рассказывала о своей тете. А заканчивалось письмо неожиданной припиской: «Вы пишете, надо беречь могилы фронтовиков. А моя тетя после фронта осталась жива, но ей никто не помогает. А ведь она воспитывает еще меня с братишкой… У нас с ней одни калоши на двоих, и тетя отдает их мне, чтобы я могла ходить в школу…»

От этого детского письма точно по сердцу полоснуло. Мы бросились помогать обездоленной семье – хлопотали, просили – и она получила комнату. И лишь много позже, уже откладывая письмо в архив, мы обнаружили в нем то, что за первыми волнениями как-то отошло на второй план: поразительный характер этой женщины.

«Когда началась война, все пошли на фронт. Пошла и моя тетя… В 1943 году была ранена, но врачи вылечили ее, и она осталась на войне… После смерти мамы тетя не отдала нас в детский дом, а оставила жить у себя».

Так почти каждая строчка: могла идти на войну, а могла ведь не идти: женщин в армию не призывали. Могла вернуться после ранения домой – осталась в боях. Умерла ее сестра – можно было отдать осиротевших детей, - нет, взяла всю тяжесть их воспитания на себя. Даже когда выбор коснулся ее сокровенного чувства – любви, и тут она поступила по-своему, по совести. «Узнав, что у него есть семья, тетя сразу разлюбила его», - писала племянница в счастливом неведении, как даются такие коротенькие «сразу».

Эта женщина всегда вольна была в выборе и всегда выбирала из двух путей тот, который отвечал ее убеждениям, хотя бы он и был самый тяжелый.

Хотелось услышать ответ: если бы можно пережить все сначала, повторила бы она все так же?

И вот я у нее. Скромная комната, живут в ней она и сын. Ни чинов, ни богатств. Сынишка, растущий без отца, дети ее сестры, воспитанные ею, любящие, но уже со своей жизнью.

 - А вы на самом деле думаете, что счастье можно скопить? – вопросом она ответила на мой вопрос. – Откладывать свои чувства, как копейки, отрывать от себя для будущего лучшие побуждения? Отказавшись от самой себя, я наверняка была бы просто очень несчастна.

- А случись все вновь?

- Вновь? – Она задумалась. – Да, я повторила бы все. Иначе не могла бы.

«Иначе не могла… «Эти слова я вспоминаю снова и снова. Думаю об этой глубокой бескомпромиссной силе убеждений. Человек ищет не где лучше, а где честнее, хотя бы во сто крат труднее, но зато по своему глубокому убеждению – по совести. Никакие внешние условия не могут изменить вот такое крепкое «я». С этого и начинается человек.

(Из газеты)

Круг проблем, над которыми предлагает поразмышлять автор текста:

1. Проблема нравственного выбора (Что определяет нравственный выбор человека?)

2. Проблема истинной силы человека (В чем истинная сила человека?)

3. Проблема счастья (Что такое настоящее счастье?)

4. Проблема внимательного отношения к ветеранам (В чем проявляется забота о ветеранах?)

 

Авторская позиция

Человек всегда имеет право выбора, но из двух путей выбирает тот, который соответствует его жизненным ценностям, нравственным принципам.

Свидетельством истинной силы человека является бескомпромиссность убеждений, которые не позволят поступить не по совести, жить бесчестно. Счастье – жить в ладу со своей совестью, «не отказываться от самой себя». Счастье нельзя «скопить», купить за деньги. В бережном отношении к себе нуждается каждый человек, особой заботы требуют ветераны. Памяти и поклонения заслуживают погибшие в годы Великой Отечественной войны, а вернувшиеся с фронта живыми – помощи и участия.

Образец сочинения

Мы часто слышим фразу: «Жить по совести». А что такое совесть? Может ли быть счастлив тот, кто не в ладу со своей совестью?

Ответы на все эти вопросы и многие другие дает газетная заметка, в которой автор комментирует письмо девочки, присланное в редакцию. Рассказывая о нелегкой жизни тети, автор письма задает совсем не детские вопросы, на которые взрослые не могут (или не хотят) дать ответы.

В письме поднята очень важная проблема – нравственного выбора человека. Тетя девочки могла бы быть счастлива, если бы пошла против совести. Но она не выбирала легких путей: из двух она выбирала самый тяжелый, но тот, который отвечал ее убеждениям. Девочка обращает внимание еще на одну актуальную проблему – человеческой черствости, равнодушия по отношению к ветеранам войны. Почему, возлагая цветы к памятникам погибшим, люди часто забывают о тех, которые вернулись с войны живыми? Автор статьи также дает ответ на сложный жизненный вопрос: «Что такое человеческое счастье и можно ли его купить за деньги?» Он разделяет точку зрения героини заметки: настоящее счастье нельзя скопить. По мнению автора, счастлив человек, который никогда ни при каких обстоятельствах не отступает от своих убеждений. На это способны только сильные люди.

Я так же, как и автор заметки, считаю, что свидетельством истинной силы человека является бескомпромиссность убеждений, которые не позволят жить не по совести, жить бесчестно. Именно совесть является мерилом всех поступков человека, именно она не позволит человеку вести себя недостойно, а в сложной ситуации поможет сделать правильный выбор.

Проблема нравственного выбора поднимается во многих произведениях литературы, так как часто человек должен сделать выбор, что ему дороже – совесть, честь или же бесславная жизнь. И этот выбор бывает разным. В повести В.Быкова «Сотников» Петр становится старостой только для того, чтобы помочь своим односельчанам выжить в войну. Рискуя жизнью, он прячет в своем доме еврейскую девочку. Старик не боялся смерти, он прожил достойную жизнь и никогда не шел на компромисс с совестью.

Никогда не стояла проблема выбора и перед Сотниковым, ведь жить честно его учил отец – красный командир. Сотников достойно вел себя во время пыток, он не стал предателем, принял смерть, но не отрекся от своих убеждений. А вот Рыбак из-за страха перед смертью идет на предательство.

 Не всегда физически сильные люди способны пройти испытание страхом смерти. Именно в минуты, когда человеку грозит смерть, он показывает свое истинное лицо. И побеждает тот, кто до конца остается верен своим убеждениям

(383 слова)

 

 

Текст 16

Очередная ссора вспыхнула в день отъезда молодоженов на работу в далекий Заполярный край, кажется, из-за того, что мать слишком уж тщательно и заботливо, как показалось жене, упаковывала вещи сына. Старая женщина не выдержала, разрыдалась и в сердцах воскликнула: «Да хоть бы никогда вы не возвращались! Не видеть бы вас совсем!..» Чего мы иногда не говорим сгоряча! В порыве горечи и обиды мы желаем самим себе как раз того, чего больше всего опасаемся, чего и представить реально не можем…

 Но супруги восприняли слова нервной, много испытавшей за свои годы женщины всерьез, как некий заранее обдуманный демарш, и решили проучить ее. Решили не писать писем, не сообщать даже своего адреса. «Принципиально не будем сообщать! Должна же быть у нас гордость! – втолковывала молодая жена. – Надо хоть раз по-настоящему, до конца выдержать характер…»

 Бывали минуты, когда Виктор порывался начертать на конверте адрес матери, но жена всякий раз убеждала: «Эх, не хватает характера! Гордости нет!.. Ведь она же крикнула: «Не видать бы вас совсем!..» Пусть и не видит, пусть и не слышит!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.195 (0.02 с.)