Экспериментальной и контрольной группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальной и контрольной группы



 (данные контрольного этапа эксперимента)

Анализ данных показал, что логопедическая работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов экспериментальной группе дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной. 5 детей экспериментальной группы достигли высокого уровня (50%), 5 детей достигли среднего уровня (50%), с низким уровнем развития голоса не осталось ни одного ребенка.

В контрольной группе 3 детей достигли высокого уровня развития голоса (30%), 7 детей достигли среднего уровня (70%), из них 6 детей остались на среднем уровне (60%) и 1 ребенок перешел с низкого уровня развития на средний (10%), на низком уровне развития голоса детей нет.

Сравнительный качественный анализ

Сравнительный анализ результатов повторной диагностики голоса у детей экспериментальной группы с результатами повторной диагностики детей контрольной группы подтвердил наличие более быстрой и продуктивной положительной динамики в процессе развития голоса у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы.

Таким образом, можно сделать выводы, что разработанный комплекс упражнений по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов повышает эффективность коррекционной педагогической работы.


 

Выводы по главе 2

1. Для изучения эффективности использования программы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов было проведено экспериментальное исследование детей с «ФН, стертая дизартрия» 5-6 лет, включающее в себя три этапа педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Наша экспериментальная работа проводилась на базу МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова.

2. На констатирующем этапе педагогического эксперимента был использован диагностический комплекс из 8 заданий, направленный на исследование голоса. Результат диагностического исследования показал, что у 80% детей экспериментальной и контрольной группы был выявлен средний уровень развития голоса, а у 20% детей экспериментальной и контрольной группы – низкий уровень развития голоса, что позволило нам создать равные стартовые возможности для проведения эксперимента.

3. На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована экспериментальная программа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов в условиях экспериментальной группы. Для реализации данной программы были разработаны упражнения по коррекции голоса с использованием музыкальных инструментов, перспективное планирование по их использованию. В экспериментальную работу были также включены родители и воспитатели.

4. Результаты повторного обследования показали, что логопедическая работа по экспериментальной программе в экспериментальной группе дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы. Это подтверждается наличием положительной динамики: у 50% детей экспериментальной группы был выявлен высокий уровень развития голоса, у 50% этой группы – средний уровень развития голоса. Низкого уровня развития голоса у детей экспериментальной группы выявлено не было. У 30 % детей контрольной группы был выявлен высокий уровень развития голоса, у 70 % детей – средний уровень развития голоса. Низкий уровень развития голоса у детей контрольной группы выявлен не был.

5. На контрольном этапе эксперимента был проведен сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапа эксперимента. Полученные данные на контрольном этапе эксперимента позволили сделать вывод о том, что предлагаемый комплекс упражнений по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов способствует повышению эффективности логопедической работы и может быть использован учителем-логопедом в системе дошкольных образовательных учреждений.


 

Заключение

 

Коррекция нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми. Нарушения голоса влияет на общее развитие детей, их нервно-психическое состояние и на формирование речи в целом. Характер и глубина расстройства голоса безусловно влияет и на личность ребенка.

Стертая дизартрия, нередко встречающееся нарушение речи в логопедической практике. Речь детей с данным нарушением оценивается как невнятная невыразительная. В словах со сложной слоговой структурой дети искажают и заменяют звуки. Безусловно, коррекционная работа с детьми с стертой дизартрией должна быть комплексной и включать в себя не только логопедическую работу, но и медицинскую и психолог-педагогическую помощь.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих нарушения голоса, вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга при стертой дизартрии. Наиболее ранняя диагностика, а затем коррекция нарушений голоса у детей со стертой дизартрией является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии речи и психоэмоциональном состоянии ребенка.

Для выявления особенностей нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией было проведено диагностическое обследование и разработана экспериментальная программа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

В ходе обследования были реализованы поставленные задачи:

1. Дана характеристика стертой дизартрии как нарушению произносительной стороны речи.

2. Изучены психофизиологические аспекты речевого голоса.

3. Охарактеризованы особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

4. Скомплектованы экспериментальная и контрольная группы из детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией для проведения педагогического эксперимента.

5. Разработан диагностический комплекс для выявления нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

6. Проведено обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

7. Разработан и экспериментально апробирован комплекс специальных фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

8. Проведен анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Исследования проводились с группой детей в количестве 20 человек в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением «ФН, стертая дизартрия», которые были разделены на две подгруппы по 10 человек (экспериментальная и контрольная). Количественная оценка результатов проводилась по трехбалльной системе. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий.: высокий уровень – 2 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень – 0 баллов.

После экспериментальной педагогической работы было проведено повторное диагностическое исследование голоса у старших дошкольников с целью проверки эффективности развития голоса с использованием музыкальных инструментов.

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов показал, что логопедическая работа по развитию голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией в экспериментальной группе дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы.

Следовательно, наша гипотеза о том, что использование музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией будет способствовать повышению эффективности логопедической работы по коррекции нарушений голоса и преодолению речевых нарушений в целом.


 

Список использованных источников

 

1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.

4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой формы дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.

5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов / под ред. Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006.

6. Балобанва В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Спб.: Детсво-пресс, 2001.

7. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М.: Педагогика, 1981.

8. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Владос, 2009.

9. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / под ред. Л.И. Белякова. М.: АСТ: Астрель, 2004.

10. Богомильский М.Р., Орлова О.С. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Авторская академия; Товарищество научных изданий КМК, 2008.

11. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работ в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов: «Пролетарский светоч», 2007.

12. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.

13. Василенко Ю.С. Голос: фониатрические аспекты. М.: Дипак, 2013.

14. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. М.: Медицина, 1990.

15. Винарская Е.Н. Дизартрия. М.:АСТ, 2006.

16. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности дошкольников. М.: Знание, 2007.

17. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: Просвещение, 1996.

18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешского. М.: Медгиз, 1962.

19. Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. М.: Учпедгиз, 1961.

20. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, 2010.

21. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Изд-во В. Секачев, 2014.

22. Логопедия. Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М.: Эксмо, 2017.

23. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / под ред. Волковой Л.С. М.: ВЛАДОС, 2004.

24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учеб. Пос. к спецкурсу. СПб.: Образование, 1994.

25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкльников (коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Союз», 2000.

26. Мастрюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной, М.: Классике Стиль, 2003.

27. Орлова О.С. Нарушения голоса. М.: Астрель, 2008.

28. Основы дошкольной логопедии / Орлова О.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. М.: Эксмо, 2017.

29. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. Пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2005.

30. Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 2 [Текст]: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. Каф. Психопатологии и логопедии / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Учпедгиз, 1963.

31. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. М., Просвещение,1997.

32. Практикум по детской логопедии/Под ред. В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1995.

33. Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. М., 1994.

34. Специальная дошкольная педагогика и психология: сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / Под общ. Ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.

35. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2003.

36. Усанова О.Н. Специальная психология. М., Просвещение, 1990.

37. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

38. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. М., Просвещение, 1993.

39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981.

40. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с дошкольниками. СПб.: Изд-во «Союз», 1996.


 

Приложение

 

Приложение 1. Схема строения голосового аппарата.

Приложение 2. Картинный материал к диагностическому комплексу для обследования восприятия голоса по высоте.

Приложение 3. Картинный материал к диагностическому комплексу для обследования восприятия голоса по силе.

Приложение 4. Картинный материал к диагностическому комплексу для обследования восприятия тембра голоса.

Приложение 5. Картинный материал к диагностическому комплексу для обследования восприятия тембра голоса.

Приложение 6. Картинный материал к диагностическому комплексу для обследования восприятия интонации.

Приложение 7. Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.


 

Приложение 1.

 

Схема строения голосового аппарата

 


 

Приложение 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 2610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.024 с.)