Роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса



Роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса

У старших дошкольников со стертой дизартрией

Бакалаврская работа

 

 

Студент 5-го года заочной формы Обучения направления подготовки

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»,

профиль «Дошкольная дефектология»

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Боровцова Лариса Анатольевна

 

 

Тамбов 2020

Реферат

Титова А.С. Роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией: бакалаврская работа / Титова Анастасия Сергеевна; Тамб. гос. ун-т имени Г.Р. Державина: каф. дефектологии. – Тамбов, 2020. – 80 с., 6 табл., 7 рис., 40 источников.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, стертая дизартрия, коррекция нарушений голоса, музыкальные инструменты.

Объект исследования: нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Цель исследования: изучение нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией и разработка комплекса специальных фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для старших дошкольников со стертой дизартрией.

Задачи исследования: дать характеристику стертой дизартрии как нарушению произносительной стороны речи; изучить психофизиологические аспекты речевого голоса; охарактеризовать особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; скомплектовать экспериментальную и контрольную группы из детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией для проведения педагогического эксперимента; разработать диагностический комплекс для выявления нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; провести обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; сделать количественный и качественный анализ результатов и соответствующие выводы; разработать и экспериментально апробировать комплекс фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; провести анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; беседы с детьми, родителями и воспитателями; организация и проведение педагогического эксперимента; наблюдение (динамическое); математические методы обработки результатов.

Практическая значимость разработанного комплекса специальных фонопедический упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией определяется повышением эффективности логопедической работы по преодолению стертой дизартрии и возможностью использования данного комплекса в широкой педагогической практике.

 

 

Оглавление

Введение4

Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией 8

1.1. Характеристика стертой дизартрии как нарушения произносительной стороны речи 8

1.2. Психофизиологические аспекты голосообразования. Особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией 12

1.3. Основные подходы к коррекции голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.....……………………………………………....24

2.1. Обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.24

2.2. Педагогическая работа по коррекции нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.35

2.3. Анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.47

Заключение55

Список использованной литературы58

Приложение61

 


Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что разного рода нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией оказывают влияние не только на общее развитие детей, но, также, на их нервно-психическое состояние, формирование речи. Голос имеет большое значение в процессах коммуникации. Например, интонация, которая определяет и смысловую и эмоциональную стороны высказываний, также зависит от состояния голоса. Замечено, что от характера и глубины расстройства голоса зависит степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность ребенка в целом.

Стертая дизартрия – это речевая патология, которая проявляется в расстройствах не только фонетического, но и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия, нарушение, которое встречается в логопедической практике довольно часто. Стертая дизартрия характеризуется такими симптомами как: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Чаще всего стертая форма дизартрии диагностируется после пяти лет. Дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения диагноза и для назначения адекватного лечения, так как при стертой дизартрии коррекционная работа должна выполняться комплексно и включать в себя не только педагогическую работу, но и медицинскую и психолого-педагогическую помощь.

Дизартрия характеризуется нарушением произносительной стороны речи, причиной которого является недостаточность иннервации мышц речевого аппарата, вследствие чего проявляются и голосовые нарушения. Такое состояние мышц называется парез. Парез – это уменьшение силы и амплитуды движений, которые обусловлены нарушением иннервации. Именно по этой причине язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма не могут совершать движения в полном объеме. Такое тяжелое расстройством характеризуется не только нарушением звукопроизношения, но также нарушением просодики, которая включает в себя голос, интонацию, темп, ритм, интонационно-ритмическую сторону и эмоциональную окраску речи. Таким образом, можно сделать вывод, что дизартрия – это симптом органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) головного мозга, а именно тех его отделов, которые осуществляют функцию речедвигательной зоны.

Голос является одним из компонентов просодической стороны речи. Благодаря голосу обеспечивается слышимость речи, ее выразительность, эмоциональность, именно по этой причине нарушения голоса проявляются не только в аффективно-коммуникативных, но и в информативно-коммуникативных способностях ребенка. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что данная проблема нуждается в подробном изучении, так как голос имеет одно из важнейших значений в развитии ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, что способствует формированию личности.

Целью данной работы является изучение нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией и разработка комплекса специальных фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов.

Объектом исследования являются нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией будет способствовать повышению эффективности логопедической работы по коррекции нарушений голоса, а также улучшению иннервации мышц голосового и артикуляционного аппарата.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику стертой дизартрии как нарушению произносительной стороны речи.

2. Изучить психофизиологические аспекты речевого голоса.

3. Охарактеризовать особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

4. Скомплектовать экспериментальную и контрольную группы из детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией для проведения педагогического эксперимента.

5. Разработать диагностический комплекс для выявления нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

6. Провести обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, сделать количественный и качественный анализ результатов и соответствующие выводы.

7. Разработать и экспериментально апробировать комплекс фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

8. Провести анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Методы исследования.

1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

2. Беседы с детьми, родителями и воспитателями.

3. Организация и проведение педагогического эксперимента.

4. Наблюдение (динамическое).

5. Математические методы обработки результатов.

База исследования: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Тамбова.

Участники исследования: 20 детей с логопедический заключением «ФН, стертая дизартрия» 5-6 лет, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании особенностей голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, анализе технологий обследования и коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Практическая значимость разработанного комплекса специальных фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией определяется повышением эффективности логопедической работы по преодолению тертой дизартрии и возможностью использования комплекса в широкой педагогической практике.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


 

Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции нарушений голоса у старших дошкольников

со стертой дизартрией

Выводы по главе 1

1. Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи, возникающая вследствие микроорганического поражения головного мозга.

2. Голос – это совокупность разнообразных звуков, продуцируемых голосовым аппаратом человека.

3. При дизартрии, которая характеризуется нарушением произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, проявляются голосовые нарушения, причиной которых является парез.

4. Голос детей со стертой дизартрией оценивается как слабый, немелодичный, глухой, хриплый, монотонный, тусклый, прерывистый, назализованный.

5. Одной из главных задач коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребенка. Для достижения хороших результатов используются упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.


 

Со стертой дизартрией

Экспериментальное исследование проводилось в течение трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года) на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова, где были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

В эксперименте принимали участие 20 воспитанников 5 лет с логопедическим заключением «ФН, стертая дизартрия». Воспитанники были разделены по 10 человек и включены в экспериментальную и контрольную группы.

Исследовательская работа по данной проблеме состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента являлось выявление нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, включенных в экспериментальную и контрольную группы.

Для исследования нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией я использовала методику Е.С. Алмазовой.

Целью данной работы являлось выявление особенностей голоса у детей с дизартрией.

В данной методике задания включены в два блока:

1. Восприятие голоса по высоте, силе, тембру, интонации.

2. Воспроизведение голоса: по высоте, силе, тембру, интонации.

Блок 1. «Обследование восприятия голоса».

1. Восприятие голоса по высоте.

Цель: выявить у ребенка умение определять постепенное движение мелодии снизу-вверх, сверху-вниз.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей (приложение 2).

Ребенку предлагается послушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, на которых изображены животные и их детеныши. До начала упражнения необходимо объяснить ребенку, что, например, у кошки голос громкий, а у котенка тихий.

Инструкция: «Послушай и покажи, чей это голос?»

АВ – собака, ав – щенок;

МУ – корова, му – теленок;

МЯУ – кошка, мяу – котенок и т.д.

2. Восприятие голоса по силе.

Цель: определить умение ребенка различать изменения громкости голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные далеко – близко (приложение3).

Инструкция: «Послушай внимательно. Плывет корабль, он гудит «УУУ». Если он плывет близко, он гудит громко, если далеко – тихо. Когды услышишь громкий гудок подними картинку, где корабль находится близко, тихо, где корабль находится далеко».

3. Восприятие тембра голоса.

Цель: выявить умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки символы-маски, с изображением чувств, эмоций, картинки с изображением людей разного возраста (приложение 4, 5).

- различение тембра голоса на материале междометий;

Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. После чего ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства: грусть, удивление, радость, гнев. Я произнесу междометия, а ты подумай каким тоном голоса я произнесла и покажи подходящую картинку. «Ах!» (радость), «Эх!» (грусть), «Ух!» (недовольство), «Ох!» (удивление).»

- различие тембра голоса на материале предложений;

Ребенку предлагается послушать одно и тоже предложение в разных интонациях и сопоставить их с символом-маской (приложение 4).

Инструкция: «Сейчас я произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было сказано и найди подходящую картинку-маску:

«Ох, скоро дождь!» (недовольно);

«Ох, скоро дождь!» (радостно);

«Ох, скоро дождь.» (грустно);

«Ох, скоро дождь?!» (удивленно).

- различение тембра голоса людей разного возраста;

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением людей разной возрастной категории – женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка. После чего предлагают прослушать запись с голосами людей и показать подходящую картинку.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Послушай и определи, чей голос звучит, покажи подходящую картинку» (приложение 5).

4. Восприятие интонации.

- определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой;

Инструкция: «Послушай внимательно, если услышишь, что я говорю спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой» (приложение 6).

Речевой материал:

Наступила зима.

Ах, какая красивая радуга!

Ты убрал игрушки?

Наша кошка любит молоко.

- определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой;

Инструкция: «Послушай внимательно. Если услышишь, что я тебя о чем-то спрашиваю, подними карточку с вопросительным знаком» (приложение 6).

Речевой материал:

На улице очень скользко.

Ты любишь кататься на санках?

Мальчик играет с мячом.

Ты любишь конфеты?

- определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой;

Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, то подними карточку с восклицательным знаком» (приложение 6).

Речевой материал:

Ого, как холодно!

Ты слышишь этот звук?

Ура, снег!

Дети играют в прятки.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено правильно.

2 балла – задание выполнено с ошибками.

1 балл – задание не выполнено.


 

Блок 2. Обследование воспроизведения голоса.

1. Воспроизведение голоса по высоте:

- воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний;

Инструкция: «Покажи, как подают голос животные и их детеныши: МУ – корова, му – теленок, МЯУ – кошка, мяу – котенок.»

- воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты;

Инструкция: «Давай попробуем подняться по ступенькам не ногами, а голосом. Сначала вверх, а потом вниз. Когда будем подниматься вверх, голос будет повышаться, вниз – понижаться. Сначала со звуком У, потом А»

Примечание: активно использовать движение рук, указывающее подъем вверх или спуск вниз.

2. Воспроизведение голоса по силе.

- воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний;

Инструкция: «Покажи, как гудит приближающаяся машина: у-у-У-У. А теперь покажи, как звучит машина, уезжающая от нас: У-У-у-у».

3. Воспроизведение тембра (оцениваются эмоциональные характеристики голоса).

- передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния.

Материал для исследования: серия сюжетных картинок с изображением разного настроения (приложение 4).

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. Необходимо обсудить каждую картинку. Ребенку предлагают выразить состояние действующего лица, используя междометия.

Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся кто это говорит, если упала чашка – «ОЙ» (испуганно), забили шайбу в ворота – «УРА» (радостно)».

- изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок;

Материал: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок» (приложение 7).

Предварительно логопед обсуждает вместе с ребенком содержание сказки и характер действующих лиц.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким тоном говорил?» (заяц – звонкий, задорный; волк – грубый, низкий; медведь – громкий, низкий).

4. Воспроизведение интонации.

Цель: выявить умение ребенка дифференцировать различные интонации в экспрессивной речи.

Материал для обследования: стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

- воспроизведение фраз с разными интонациями;

Инструкция: «Послушай и повтори за мной:

Мы лепим снеговика. Мы лепим снеговика! Мы лепим снеговика?

Наступила зима. Наступила зима! Наступила зима?

Я люблю конфеты. Я люблю конфеты! Я люблю конфеты?»

- воспроизведение стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда;

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение.

Маленькие зайчики

Прыгают как мячики!

Как они сегодня рады –

Веселятся до упада.

Дед Мороз под Новый год

Им морковку раздает!»

- воспроизведение за логопедом фраз с противоположными типами интонации;

Инструкция: «Я буду задавать тебе вопрос, а ты ответь мне той же фразой, но с другой интонацией.

Дед Мороз приносит подарки? Дед Мороз приносит подарки.

Холодно зимой в лесу? Холодно зимой в лесу.»

Инструкция: «А теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивать.

Сегодня будет снег. Сегодня будет снег?

Елка нарядная. Елка нарядная?»

Критерии оценок:

3 балла – задание выполнено правильно.

2 балла – задание выполнено с ошибками.

1 балл – задание не выполнено.

Учитывая то, что диагностический комплекс состоит из 2 блоков, в каждом из которых по 4 задания, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для оценки состояния голоса у детей.

Высокий уровень (1 – 9 баллов) – все задания выполнены неправильно.

Средний уровень (10 – 17 баллов) – задания выполнялись со множественными ошибками.

Низкий уровень (18 – 24 балла) – дети со всеми заданиями справились успешно.

Результаты проведенного обследования экспериментальной группы по выявлению уровня развития голоса приведены в таблице № 1.


 

Таблица № 1.

Таблица № 2.

Таблица № 3.

Рисунок 1. Результаты условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленным уровнем развития восприятия и воспроизведения голоса

Контрольная группа

Высокий уровень развития восприятия и воспроизведения голоса у детей в контрольной группе не выявлен.

У 8 детей контрольной группы выявлен средний уровень развития восприятия и воспроизведения голоса, что составляет 80%.

У 2 детей контрольной группы выявлен низкий уровень развития восприятия и воспроизведения голоса, что составляет 20%.

Отразим процентные показатели условного распределения детей контрольной группы в круговой диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты распределения детей контрольной группы в соответствии с выявленным уровнем развития восприятия и воспроизведения голоса

Таким образом, высокий уровень развития восприятия и воспроизведения голоса у детей экспериментальной и контрольной групп не выявлен; у 80 детей экспериментальной группы выявлен средний уровень развития восприятия и воспроизведения голоса, у 20% - низкий уровень. У 80% детей контрольной группы выявлен средний уровень развития восприятия и воспроизведения голоса, у 20% - низкий уровень.

В ходе качественного анализа результатов обследования было выявлено, что дети экспериментальной и контрольной групп испытывают трудности при выполнении заданий; у них отмечались ошибки, быстрая утомляемость; неточность выполнения упражнений, дети не могли различить низкий голос от высокого, с трудом различали интонации, путали вопросительные предложения с восклицательными, не могли модулировать голос по высоте, наблюдались трудности в изменении силы голоса, не могли выразить голосом тембровые оттенки настроения.

Итак, нами было проведено обследование голоса детей со стертой дизартрией в экспериментальной и контрольной группах. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствуют о нарушениях голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

 

Таблица № 4.

Месяц Неделя Фонопедические игры Цели, оборудование Педагоги, родители

Сентябрь

1

Упражнение 1. «Музыкант»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте.

Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Оборудование: детское пианино, пианино или синтезатор в музыкальном классе.

2

Упражнение 2. «Сосульки»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Оборудование: ксилофон, картинка с изображением сосулек разной величины.

3

Упражнение3. «Сани деда Мороза»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по силе.

Учитель-логопед, воспитатель, родители

Оборудование: колокольчик, рисунок с изображением саней Деда Мороза.

4

Упражнение 4. «Путешествие в сказку»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по тембру.

Учитель-логопед, воспитатель, родители

Оборудование: детские музыкальные инструменты, иллюстрация сказки и каждых героев отдельно.

Октябрь

1

Упражнение 5. «Песенка»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения интонации

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Оборудование: детское пианино, иллюстрация сюжета песни, пианино или синтезатор в музыкальном классе

2

Упражнение 6. «В лесу»

Цель: развитие воспроизведения голоса по силе.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Оборудование: колокольчик.

3

Упражнение 7.

«Стихотворение»

Цель: развитие темпо-ритмической характеристики голоса

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Оборудование: детский барабан, бубен, ложки

4

Упражнение 8. «Наоборот»

 

Цель: развитие восприятия и воспроизведение голоса по силе.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: маракасы, бубен.  

Ноябрь

1

Упражнение 9. «Зайка»

 

Цель развитие восприятия и воспроизведения голоса во высоте.  

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: детское пианино, пианино или синтезатор в музыкальном классе.  

2

Упражнение 10. «Маляр»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте.  

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: детское пианино, синтезатор или пианино в музыкальном классе.

3

Упражнение 11. «Колыбельная»

 

Цель развитие восприятия и воспроизведения интонации и тембра голоса.  

Музыкальный руководитель

Инструменты: пианино или синтезатор в музыкальном классе.  

4

Упражнение 12. «Скороговорки»

 

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте, развитие темпо-ритмической стороны речи.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: любые ударные детские инструменты, детское пианино или пианино/синтезатор в музыкальном классе.  

 

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов представлен в приложении 7.

Таким образом, для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента нами была разработан комплекс упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов. Для реализации экспериментальной работы были определены основные направления работы учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, родителей; разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию данного комплекса упражнений.

После применения экспериментальной программы в логопедической работе в экспериментальной группе, было проведено повторное обследование голоса у детей экспериментальной и контрольной группы. Мы использовали диагностические приемы при повторном логопедическом обследовании, которые применяли на констатирующем этапе эксперимента, с целью обеспечения полной идентичности оценки результатов.

Результаты, полученные при повторном обследовании детей экспериментальной группы, представлены в таблице 5.


 

Таблица № 5.

Таблица № 6.

Выводы по главе 2

1. Для изучения эффективности использования программы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов было проведено экспериментальное исследование детей с «ФН, стертая дизартрия» 5-6 лет, включающее в себя три этапа педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Наша экспериментальная работа проводилась на базу МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова.

2. На констатирующем этапе педагогического эксперимента был использован диагностический комплекс из 8 заданий, направленный на исследование голоса. Результат диагностического исследования показал, что у 80% детей экспериментальной и контрольной группы был выявлен средний уровень развития голоса, а у 20% детей экспериментальной и контрольной группы – низкий уровень развития голоса, что позволило нам создать равные стартовые возможности для проведения эксперимента.

3. На формирующем этапе эксперимента была разработана и реализована экспериментальная программа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов в условиях экспериментальной группы. Для реализации данной программы были разработаны упражнения по коррекции голоса с использованием музыкальных инструментов, перспективное планирование по их использованию. В экспериментальную работу были также включены родители и воспитатели.

4. Результаты повторного обследования показали, что логопедическая работа по экспериментальной программе в экспериментальной группе дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы. Это подтверждается наличием положительной динамики: у 50% детей экспериментальной группы был выявлен высокий уровень развития голоса, у 50% этой группы – средний уровень развития голоса. Низкого уровня развития голоса у детей экспериментальной группы выявлено не было. У 30 % детей контрольной группы был выявлен высокий уровень развития голоса, у 70 % детей – средний уровень развития голоса. Низкий уровень развития голоса у детей контрольной группы выявлен не был.

5. На контрольном этапе эксперимента был проведен сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапа эксперимента. Полученные данные на контрольном этапе эксперимента позволили сделать вывод о том, что предлагаемый комплекс упражнений по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов способствует повышению эффективности логопедической работы и может быть использован учителем-логопедом в системе дошкольных образовательных учреждений.


 

Заключение

 

Коррекция нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими с детьми. Нарушения голоса влияет на общее развитие детей, их нервно-психическое состояние и на формирование речи в целом. Характер и глубина расстройства голоса безусловно влияет и на личность ребенка.

Стертая дизартрия, нередко встречающееся нарушение речи в логопедической практике. Речь детей с данным нарушением оценивается как невнятная невыразительная. В словах со сложной слоговой структурой дети искажают и заменяют звуки. Безусловно, коррекционная работа с детьми с стертой дизартрией должна быть комплексной и включать в себя не только логопедическую работу, но и медицинскую и психолог-педагогическую помощь.

Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих нарушения голоса, вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга при стертой дизартрии. Наиболее ранняя диагностика, а затем коррекция нарушений голоса у детей со стертой дизартрией является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии речи и психоэмоциональном состоянии ребенка.

Для выявления особенностей нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией было проведено диагностическое обследование и разработана экспериментальная программа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

В ходе обследования были реализованы поставленные задачи:

1. Дана характеристика стертой дизартрии как нарушению произносительной стороны речи.

2. Изучены психофизиологические аспекты речевого голоса.

3. Охарактеризованы особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

4. Скомплектованы экспериментальная и контрольная группы из детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией для проведения педагогического эксперимента.

5. Разработан диагностический комплекс для выявления нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

6. Проведено обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

7. Разработан и экспериментально апробирован комплекс специальных фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

8. Проведен анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Исследования проводились с группой детей в количестве 20 человек в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением «ФН, стертая дизартрия», которые были разделены на две подгруппы по 10 человек (экспериментальная и контрольная). Количественная оценка результатов проводилась по трехбалльной системе. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий.: высокий уровень – 2 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень – 0 баллов.

После экспериментальной педагогической работы было проведено повторное диагностическое исследование голоса у старших дошкольников с целью проверки эффективности развития голоса с использованием музыкальных инструментов.

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов показал, что логопедическая работа по развитию голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией в экспериментальной группе дала более эффективные результаты, чем у детей контрольной группы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.162 с.)