Педагогическая работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов



Цель формирующего этапа педагогического эксперимента – разработка комплекса фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

Основные задачи формирующего этапа педагогического эксперимента.

1. Определить основные направления работы по коррекции нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов для учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

2. Разработать комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

3. Разработать методические рекомендации для учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, родителей по использованию фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов.

4. Составить перспективное планирование работы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

5. Апробировать программу в условиях экспериментальной группы на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова.

6. Провести повторное обследование голоса у детей экспериментальной и контрольной группы, сделать выводы.

 

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса

у старших дошкольников со стертой дизартрии

с использованием музыкальных инструментов

Педагогическая работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией посредством музыкальных инструментов сложный, длительный и трудоемкий процесс, от которого зависит дальнейшая работа по коррекции стертой дизартрии.

Благодаря многочисленным исследованиям было научно доказано, что музыка способствует активному развитию детей. Именно поэтому, многие специалисты рекомендуют практиковать музыкотерапию даже для малышей, находящихся еще в утробе матери. Доказано, что музыка способствует улучшению памяти, формированию речи, развитию творческих способностей, развитию письменных и математических навыков. Музыкотерапия – это один из способов контроля эмоционального состояния ребенка.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для формирования и развития голоса. На музыкальных занятиях используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного воздействия педагога с ребенком, игровые технологии, развивающее обучение.

Валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры – все эти упражнения позволяют подготовить голосовой аппарат к работе.

Одним из важных факторов развития речи является то, что на музыкальных занятиях многие действие сопровождаются стихотворными текстами. Они способны привлекать внимание ребенка и легко запоминаются. Речь становится более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Упражнения с музыкальными инструментами можно согласовывать с изучаемыми детьми темами занятий по ознакомлению с окружающим миром, с лексическими темами, что способствует развития восприятия и воспроизведения голоса.

Для реализации нашей экспериментальной работы были подобраны и адаптированы упражнения с использованием детским музыкальных инструментов. Реализация экспериментальной работы предполагает наличие для каждого упражнения текстового пояснения, наглядного материала (картинок) и музыкальных инструментов. Благодаря этому обеспечивается:

- заинтересованность и активность детей;

- контроль усвоения навыков и знаний;

- правильное использование учебного времени;

- обыгрывание каждого из упражнений.

Проведение экспериментальной работы осуществляет учитель-логопед, а также участие принимают воспитатель и музыкальный руководитель, родители с целью закрепления полученных навыков.

Учителю-логопеду рекомендуется использовать упражнения с музыкальными инструментами на индивидуальных занятиях.

Музыкальному руководителю рекомендуется использовать упражнения с музыкальными инструментами на индивидуальных занятиях и фронтальных занятиях.

Воспитателю рекомендуется проводить работу по закреплению материала на фронтальных занятиях и в режимных моментах.

Для родителей описание игр с музыкальными инструментами размещаются в уголках для родителей, с целью ознакомления с новым видом полезного времяпровождения в домашних условиях, а также с целью закрепления полученных знаний и навыков на занятиях с учителем- логопедом.


 

 

Раздел 1. Основные направления работы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов

для учителя-логопеда

1. Разработка упражнений по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

2. Разработка перспективного планирования работы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов на 3 месяца.

3. Проведение консультации для воспитателей по использованию музыкальных инструментов с целью коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией на занятиях и в режимные моменты.

4. Проведение консультаций для родителей по правильному использованию музыкальных инструментов с детьми в домашних условиях.

 

Раздел 2. Основные направления работы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией

с использованием музыкальных инструментов

для музыкального руководителя

1. Взаимодействие с учителем-логопедом при разработке упражнений по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.

2. Разработка перспективного планирования работы по развитию голоса и профилактике нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией на музыкальных занятиях.

3. Проведение консультаций для учителя-логопеда по использованию музыкальных инструментов с целью коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией на занятиях.

4. Проведение консультации для родителей по использованию музыкальных инструментов в домашних условиях с целью профилактики нарушений голоса.

 

Раздел 3. Методические рекомендации для воспитателей и родителей по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией

с использованием музыкальных инструментов

1. На начальном этапе необходимо познакомить детей с музыкальными инструментами и правилами их использования. Это позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений.

2. Все упражнения необходимо выполнять вместе с детьми не только для того, чтобы показать правильность выполнения, но и показать свою увлеченность и заинтересованность игрой.

3. Тексты упражнений необходимо произносить выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая и эмоционально окрашивая каждое слово. Эти правила помогут развивать правильное восприятие всех голосовых характеристик детьми.

4. Педагогам и родителям необходимо давать детям инструкции доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывать детям помощь.

5. Закрепление умений и навыков, сформированных учителем- логопедом на занятиях и в режимные моменты.

6. Закрепление умений и навыков, сформированных учителем- логопедом в домашних условиях при совместном времяпровождении.

Раздел 4. Перспективное планирование работы по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием

музыкальных инструментов

Для наиболее эффективного проведения коррекционной работы составлено перспективное планирование по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов для учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя.

Первое занятие – ознакомительное. На этом занятии необходимо познакомить детей с музыкальными инструментами и с их правильным использованием.

С первой недели необходимо включение родителей и воспитателей в коррекционную работу для закрепления сформированных у детей умений и навыков учителем-логопедом.

Перспективное планирование представлено в таблице № 4.

Таблица № 4.

Месяц Неделя Фонопедические игры Цели, оборудование Педагоги, родители

Сентябрь

1

Упражнение 1. «Музыкант»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте.

Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Оборудование: детское пианино, пианино или синтезатор в музыкальном классе.

2

Упражнение 2. «Сосульки»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Оборудование: ксилофон, картинка с изображением сосулек разной величины.

3

Упражнение3. «Сани деда Мороза»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по силе.

Учитель-логопед, воспитатель, родители

Оборудование: колокольчик, рисунок с изображением саней Деда Мороза.

4

Упражнение 4. «Путешествие в сказку»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по тембру.

Учитель-логопед, воспитатель, родители

Оборудование: детские музыкальные инструменты, иллюстрация сказки и каждых героев отдельно.

Октябрь

1

Упражнение 5. «Песенка»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения интонации

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Оборудование: детское пианино, иллюстрация сюжета песни, пианино или синтезатор в музыкальном классе

2

Упражнение 6. «В лесу»

Цель: развитие воспроизведения голоса по силе.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Оборудование: колокольчик.

3

Упражнение 7.

«Стихотворение»

Цель: развитие темпо-ритмической характеристики голоса

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Оборудование: детский барабан, бубен, ложки

4

Упражнение 8. «Наоборот»

 

Цель: развитие восприятия и воспроизведение голоса по силе.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: маракасы, бубен.  

Ноябрь

1

Упражнение 9. «Зайка»

 

Цель развитие восприятия и воспроизведения голоса во высоте.  

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: детское пианино, пианино или синтезатор в музыкальном классе.  

2

Упражнение 10. «Маляр»

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте.  

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: детское пианино, синтезатор или пианино в музыкальном классе.

3

Упражнение 11. «Колыбельная»

 

Цель развитие восприятия и воспроизведения интонации и тембра голоса.  

Музыкальный руководитель

Инструменты: пианино или синтезатор в музыкальном классе.  

4

Упражнение 12. «Скороговорки»

 

Цель: развитие восприятия и воспроизведения голоса по высоте, развитие темпо-ритмической стороны речи.

Учитель-логопед, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Инструменты: любые ударные детские инструменты, детское пианино или пианино/синтезатор в музыкальном классе.  

 

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов представлен в приложении 7.

Таким образом, для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента нами была разработан комплекс упражнений для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов. Для реализации экспериментальной работы были определены основные направления работы учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, родителей; разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию данного комплекса упражнений.

После применения экспериментальной программы в логопедической работе в экспериментальной группе, было проведено повторное обследование голоса у детей экспериментальной и контрольной группы. Мы использовали диагностические приемы при повторном логопедическом обследовании, которые применяли на констатирующем этапе эксперимента, с целью обеспечения полной идентичности оценки результатов.

Результаты, полученные при повторном обследовании детей экспериментальной группы, представлены в таблице 5.


 

Таблица № 5.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.024 с.)