Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обследование голоса у старших дошкольников Со стертой дизартрией Экспериментальное исследование проводилось в течение трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года) на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова, где были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В эксперименте принимали участие 20 воспитанников 5 лет с логопедическим заключением «ФН, стертая дизартрия». Воспитанники были разделены по 10 человек и включены в экспериментальную и контрольную группы. Исследовательская работа по данной проблеме состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента. Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента являлось выявление нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, включенных в экспериментальную и контрольную группы. Для исследования нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией я использовала методику Е.С. Алмазовой. Целью данной работы являлось выявление особенностей голоса у детей с дизартрией. В данной методике задания включены в два блока: 1. Восприятие голоса по высоте, силе, тембру, интонации. 2. Воспроизведение голоса: по высоте, силе, тембру, интонации. Блок 1. «Обследование восприятия голоса». 1. Восприятие голоса по высоте. Цель: выявить у ребенка умение определять постепенное движение мелодии снизу-вверх, сверху-вниз. Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей (приложение 2). Ребенку предлагается послушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, на которых изображены животные и их детеныши. До начала упражнения необходимо объяснить ребенку, что, например, у кошки голос громкий, а у котенка тихий. Инструкция: «Послушай и покажи, чей это голос?» АВ – собака, ав – щенок; МУ – корова, му – теленок; МЯУ – кошка, мяу – котенок и т.д. 2. Восприятие голоса по силе. Цель: определить умение ребенка различать изменения громкости голоса. Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные далеко – близко (приложение3). Инструкция: «Послушай внимательно. Плывет корабль, он гудит «УУУ». Если он плывет близко, он гудит громко, если далеко – тихо. Когды услышишь громкий гудок подними картинку, где корабль находится близко, тихо, где корабль находится далеко». 3. Восприятие тембра голоса. Цель: выявить умение определять характер звучания тона голоса на слух. Материал для исследования: картинки символы-маски, с изображением чувств, эмоций, картинки с изображением людей разного возраста (приложение 4, 5). - различение тембра голоса на материале междометий; Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. После чего ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства. Инструкция: «Посмотри на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства: грусть, удивление, радость, гнев. Я произнесу междометия, а ты подумай каким тоном голоса я произнесла и покажи подходящую картинку. «Ах!» (радость), «Эх!» (грусть), «Ух!» (недовольство), «Ох!» (удивление).» - различие тембра голоса на материале предложений; Ребенку предлагается послушать одно и тоже предложение в разных интонациях и сопоставить их с символом-маской (приложение 4). Инструкция: «Сейчас я произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было сказано и найди подходящую картинку-маску: «Ох, скоро дождь!» (недовольно); «Ох, скоро дождь!» (радостно); «Ох, скоро дождь.» (грустно); «Ох, скоро дождь?!» (удивленно). - различение тембра голоса людей разного возраста; Перед ребенком раскладывают картинки с изображением людей разной возрастной категории – женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка. После чего предлагают прослушать запись с голосами людей и показать подходящую картинку. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Послушай и определи, чей голос звучит, покажи подходящую картинку» (приложение 5). 4. Восприятие интонации. - определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой; Инструкция: «Послушай внимательно, если услышишь, что я говорю спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой» (приложение 6). Речевой материал: Наступила зима. Ах, какая красивая радуга! Ты убрал игрушки? Наша кошка любит молоко. - определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой; Инструкция: «Послушай внимательно. Если услышишь, что я тебя о чем-то спрашиваю, подними карточку с вопросительным знаком» (приложение 6). Речевой материал: На улице очень скользко. Ты любишь кататься на санках? Мальчик играет с мячом. Ты любишь конфеты? - определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой; Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, то подними карточку с восклицательным знаком» (приложение 6). Речевой материал: Ого, как холодно! Ты слышишь этот звук? Ура, снег! Дети играют в прятки. Критерии оценки: 3 балла – задание выполнено правильно. 2 балла – задание выполнено с ошибками. 1 балл – задание не выполнено.
Блок 2. Обследование воспроизведения голоса. 1. Воспроизведение голоса по высоте: - воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний; Инструкция: «Покажи, как подают голос животные и их детеныши: МУ – корова, му – теленок, МЯУ – кошка, мяу – котенок.» - воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты; Инструкция: «Давай попробуем подняться по ступенькам не ногами, а голосом. Сначала вверх, а потом вниз. Когда будем подниматься вверх, голос будет повышаться, вниз – понижаться. Сначала со звуком У, потом А» Примечание: активно использовать движение рук, указывающее подъем вверх или спуск вниз. 2. Воспроизведение голоса по силе. - воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний; Инструкция: «Покажи, как гудит приближающаяся машина: у-у-У-У. А теперь покажи, как звучит машина, уезжающая от нас: У-У-у-у». 3. Воспроизведение тембра (оцениваются эмоциональные характеристики голоса). - передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния. Материал для исследования: серия сюжетных картинок с изображением разного настроения (приложение 4). Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. Необходимо обсудить каждую картинку. Ребенку предлагают выразить состояние действующего лица, используя междометия. Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся кто это говорит, если упала чашка – «ОЙ» (испуганно), забили шайбу в ворота – «УРА» (радостно)». - изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок; Материал: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок» (приложение 7). Предварительно логопед обсуждает вместе с ребенком содержание сказки и характер действующих лиц. Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким тоном говорил?» (заяц – звонкий, задорный; волк – грубый, низкий; медведь – громкий, низкий). 4. Воспроизведение интонации. Цель: выявить умение ребенка дифференцировать различные интонации в экспрессивной речи. Материал для обследования: стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием. - воспроизведение фраз с разными интонациями; Инструкция: «Послушай и повтори за мной: Мы лепим снеговика. Мы лепим снеговика! Мы лепим снеговика? Наступила зима. Наступила зима! Наступила зима? Я люблю конфеты. Я люблю конфеты! Я люблю конфеты?» - воспроизведение стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда; Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение. Маленькие зайчики Прыгают как мячики! Как они сегодня рады – Веселятся до упада. Дед Мороз под Новый год Им морковку раздает!» - воспроизведение за логопедом фраз с противоположными типами интонации; Инструкция: «Я буду задавать тебе вопрос, а ты ответь мне той же фразой, но с другой интонацией. Дед Мороз приносит подарки? Дед Мороз приносит подарки. Холодно зимой в лесу? Холодно зимой в лесу.» Инструкция: «А теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивать. Сегодня будет снег. Сегодня будет снег? Елка нарядная. Елка нарядная?» Критерии оценок: 3 балла – задание выполнено правильно. 2 балла – задание выполнено с ошибками. 1 балл – задание не выполнено. Учитывая то, что диагностический комплекс состоит из 2 блоков, в каждом из которых по 4 задания, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для оценки состояния голоса у детей. Высокий уровень (1 – 9 баллов) – все задания выполнены неправильно. Средний уровень (10 – 17 баллов) – задания выполнялись со множественными ошибками. Низкий уровень (18 – 24 балла) – дети со всеми заданиями справились успешно. Результаты проведенного обследования экспериментальной группы по выявлению уровня развития голоса приведены в таблице № 1.
Таблица № 1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.009 с.) |