Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ибо снова туда же Я вернусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Парменид СИСТЕМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ · Главная форма научного знания · Система научного знания · Главный элемент научного знания · Предметная область теории · Сущность теории
· Полнота теории · Пространственная структура теории · Согласованность теории · Новизна теории · Аргументация противоположна сомнениям ГЛАВНАЯ ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Научное знание существует в нескольких формах: 1. В форме пассивных знаний в виде текстов и схем. 2. В форме активных знаний в виде научных концепций разума человека. 3. В форме активных знаний устройств. Наука это знание, которое учит. Она развивается тысячелетиями. Её истины неизменны и вечны.
П. Главной формой научного знания является его пассивная знаково-схематическая форма в виде текстов, схем и прочих неизменных блоков информации. (1.3.1.) 23
Вот такие научные знания в своей главной пассивной форме и составляют всё содержание Науки. Тем более что истины способны существовать только в этой форме. Активные научные знания осуществляют творческую деятельность. Они развивают пассивные научные знания (Науку). Но активные знания изменчивы и не обладают долговечностью. Они умирают вместе с учёными. Пассивные знания – это знания на пассивных носителях. Активные знания – это знания, способные к проявлению собственной внутренней активности. Поэтому существовать они могут только на активных носителях. Основой любого активного знания всегда и необходимо является активное правило. Это одинаково закономерно и для активного знания психики, и для активного знания логического устройства. СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Система научного знания имеет ряд уровней: 1. Уровень фактов. Факты это «материя» научных знаний. 2. Уровень истин. Этот уровень знаний включает свои факты. 3. Уровень принципов. В него входят соответствующие факты и истины. 4. Уровень теорий. В него входят и соответствующие факты, и истины, и рассуждения, и принципы. 5. Уровень направлений частной науки. 6. Уровень частных наук. 7. Уровень философии. Наука это единая система знаний всех имеющихся наук.
П. Наука одна и является многоуровневой системой всего научного знания, представленного в пассивной знаково-схематической форме. (1.3.2.) 24
Пассивные тексты принадлежат Науке, активные знания – учёным и устройствам. Знания развиваются только в идеальной (психической) форме, а устойчиво и надёжно хранятся в виде текстов, схем и прочих неизменных блоков информации. Исчезают города и народы, а тексты на пассивных носителях остаются. Это самое дорогое наследие, это традиционная форма передачи знаний через века и тысячелетия. Термин «научное знание» является синонимом термину «научные знания».
Любое научное знание это информационный объект, обладающий своим содержанием, количествами и качествами. Содержание объектанеобходимо первично его количествам, качествам и связям. Любой же объект состоит только из своихэлементов. Только они и составляют его структуру.
П. Содержание любой частной науки, как и науки философии, необходимо есть многоуровневая система её пассивных знаний. Разделы состоят из теорий. Истинные теории являются системами, состоящими из своих фактов, истин, истинных принципов и истинных рассуждений. (1.3.2.) 25
Содержание объекта – это всегда и есть сам это объект. Мысленно уберите из объекта его содержание, и от того ничего не останется. Содержание объекта – это всегда есть связь всех его элементов. Это закон. Мысленно уберите из объекта все его составляющие элементы, и от него ничего не останется. А если элементы материального объекта не будут в связи, то такой «объект» просто не возникнет. Структура любого объекта – это всегда есть его содержание. Это закон. Мысленно уберите из объекта его структуру, и от него ничего не останется, поскольку структура объекта всегда и необходимо состоит из элементов этого объекта.
Структура и система – это всегда и необходимо есть одно и то же. Поэтому термины «система» и «структура» обозначают одно и то же. Если посмотреть на связь элементов изнутри, то такую связь лучше назвать системой. Если с наружи, то такую связь лучше назвать структурой.
ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Теория предмета – это главный элемент научного знания. Каждый элемент каждого уровня пассивного научного знания является существенным. Тем не менее, наиболее интересным элементом здесь следует признать теорию, поскольку она объясняет свой предмет гораздо полнее, чем факт, истина и истинный принцип.
П. Теория предмета – это неизменная знаково-схематическая модель типа предмета. Это главный элемент научного знания. (1.3.3) 26
Изменённая теория – это уже другая, более новая теория. Здесь ничего особенного. Можно добавить, что существуют и активные теории. Например, понятие – это самая настоящая активная теория своего предмета, способная к расширению благодаря ассоциативным связям с родственными понятиями разума.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ТЕОРИИ Предметная область теории первична самой теории. Это необходимое отношение не прямое, а имеет ряд ступеней. Каждый факт вторичен некоторому состоянию своего предмета. Только это состояние является необходимым основанием своего факта.
Каждая истина вторична своему факту. И только этот факт является необходимым основанием и критерием этой истины. От иного факта возможна только иная истина. Информация легко копируется. И копии истины имеют своим источником только свою истину. Так что каждая копия истины имеет своё необходимое основание.
Каждый истинный принцип необходимо вторичен ряду истин, от которых он возник. И только эти истины являются его действительными основаниями. Подобные же принципы, если у них разный генезис, это вовсе не копии и не являются одним и тем же.
П. Только соответствующие факты и истины являются необходимыми основаниями истинного принципа. Других необходимых оснований нет. Закон необходимого основания принципа. (1.3.4.) 27 Схема вывода принципа не является его необходимым основанием. Неистинные же принципы не имеют положительного значения.
П. Истинный принцип предмета это краткий пассивный и истинный смысл термина этого предмета. (1.3.4.) 28
Смысл предмета есть сведения об его содержании, количествах, качествах и связях. Самому предмету смысл не нужен, поскольку у него есть своё содержание. А вот термину предмета смысл просто необходим, иначе тогда термин будет обозначать только сам себя.
Термин одновременно обозначает и предмет, и тип предмета, и его смысл. Почему «…и тип предмета»? Да только потому, что любой предмет имеет множество себе подобных. Это множество может называться видом или родом. Необходим смысл и образу восприятия ощущаемого предмета. Придание разумного смысла образу восприятия осуществляют понятия. Они взаимодействуют со «своим» образом восприятия (синтез). Взаимодействуют на основе одинаковости (сходства) признаков понятия и образа (подобное познаётся подобным). Этот акт называется пониманием. Понимая образ ощущаемого предмета, человек понимает и этот предмет. П. Смысл ощущаемого предмета – это знания, приданные ему в процессе восприятия соответствующими ему понятиями. (1.3.4.) 28 а Пассивный смысл термина – это знания о предмете этого термина, существующие в тексте или на другом пассивном носителе. Активный смысл термина – это знания, существующие в одноимённом термину понятии. Проще уже не скажешь. Все необходимые элементарные положения о смыслах и знаках умещаются буквально на половине страницы. Каждая истинная теория вторична своим фактам, истинам и истинным принципам. Только соответствующие факты, истины и истинные принципы являются её необходимыми основаниями. П. Только соответствующие факты, истины и истинные принципы являются необходимыми основаниями истинной теории. Закон необходимого основания теории. (1.3.4.) 29 Подобный подход к системному содержанию научного знания демонстрируют и специалисты по знаниям: «Гносеологическая цепочка: факт ® обобщённый факт ® эмпирический закон ® теоретический закон». (Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер. 2000. С. 85.) Спасибо за удачный термин «гносеологическая цепочка». Вот только вызывает недоумение термин «обобщённый факт». Это нелепый термин, поскольку факт необходимо единичен и конкретен по своей природе. В общем, «вертикальная» гносеологическая цепочка возникновения истины может иметь продолжение в виде «горизонтальной» гносеологической цепочки возникновения истинной теории. Здесь всё связано. Однако для истинной теории этого мало. Ведь и любой факт, и любую истину, и любой истинный принцип можно связать в теории с фальшивыми положениями. Здесь на помощь приходит закон непротиворечивости истинных знаний (21). Однако и этого мало. Ибо в теории можно связать истины совсем не таким образом, как предметы этих истин бывают связаны в Бытии. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ Теория предмета – это знаково-схематическая модель типа предмета. Истины возникают от фактов. А предметом факта является только состояние предмета. Только факты, истины и истинные принципы являются необходимыми основаниями истинной теории. Так что любая истинная теория изменяющегося предмета необходимо основана на фактах. Теория предмета всегда играет роль «абсолютной истины». В ней истины подобных предметов связаны таким образом, как будто они возникли от одного предмета.
П. Подобные предметы необходимо обладают подобным содержанием, а значит, и многими подобными признаками. На основании чего многие факты и истины о подобных предметах есть действительные и необходимые основания теоретической модели типа предмета. Принцип познания для теории. (1.3.5.) 30
Это вторая формулировка главного закона познания, но уже применительно к теории. В действительности «теоретического типа» изменяющегося предмета вовсе не существует, поскольку факты взяты или от разных подобных предметов, или от одного, но в разных состояниях. Но подобное познаётся подобным. И теоретическая модель типа предмета всегда по опорным признакам соответствует типу своего предмета. Это очень важный момент познания. Он основан на «переносе» признаков с ряда подобных предметов на одну и ту же теоретическую модель. Это возможно только потому, что каждый предмет одного вида всегда является видовой моделью другого.
П. Предметы одного вида необходимо обладают подобием своего содержания, а значит, и подобием многих существенных признаков. Что является основанием для каждого предмета одного вида быть видовой моделью (типом). Закон аналогии. (1.3.5.) 31
Не путайте аналогию (сходство) предметов одного вида или рода с речевым представлением предмета. Например, забор у одного дома во многом аналогичен забору у соседнего дома. Но он совершенно не аналогичен надписи «забор». Здесь нет ни одного одинакового признака.
Предмет и его теоретическая модель не подобны, а только соответственны друг другу. Между предметом знака и самим знаком имеются существенные различия. Точнее, так между ними нет вообще ничего одинакового. Но есть правила термина: 1) правило обозначения предмета (если предмет типа А, то термин Б); 2) правило обозначения подобного предмета (если предмет типа А, то термин Б); 3) правило обозначения смысла предмета (если смысл А, то термин Б); 4) правило распознания самого термина (если термин Б, то смысл А). Здесь важно то, что всеэтиправила «работают» только в одну сторону. И этим явлением не следует пренебрегать. По сути дела, так это явление имеет психическую природу. Оно основано на особенностях правил нейронов, «работающих» преимущественно в одну сторону. Правила нейронов (активные правила) составляют элементарную основу психики. Смысл предмета может содержаться или в его понятии, или во фрагменте текста. И термин предмета одновременно является знаком и для этого предмета, и для предмета подобного, и для смысла этого предмета, и для смысла предмета подобного. Распознание самого термина происходит в процессе его восприятия. Образу воспринимаемого термина там придаётся смысл одноимённого термину понятия. Человек при чтении распознаёт несколько терминов за секунду. И тем самым он понимает текст. Подобное происходит и с распознанием терминов устной речи.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ЗАКОН ТЕОРИИ Диалектический закон теории основан на том, что в действительности не существует отвлечённых предметов. Всё связано. Если это тело, то в силу своей материальной субстанции оно необходимо обладает материальными элементами и полями. Оно действует силами на множество других тел. Материальные элементы тела образуют его многоуровневую материальную структуру. Если это количество (физический параметр тела), то оно принадлежит своему телу. И в каждом своём состоянии это тело обладает огромным множеством дискретных физических параметров. Собственно они и определяют каждое состояние любого тела в Бытии. Если это качество тела, то оно необходимо принадлежит своему телу, как источнику и носителю своего качества. Отдельно от своих объектов качества не существуют. Всё связано в Бытии. И нет в нём предметов, не связанных друг с другом силами или отношениями.
П. Все материальные объекты необходимо являются многоуровневыми материальными структурами, силы связей которых осуществляют поля составляющих их элементарных частиц. Кроме того, различные материальные объекты образуют материальные системы только силами этих же полей. (1.3.6.) 32 Всякий предмет необходимо существует в Бытии. Он известен с достаточной полнотой только в своих многочисленных связях и отношениях с Бытиём.
П. Каким образом первоисточники истин бывают необходимо или случайно связаны друг с другом, или принадлежат чему-топо своей природе в Бытии, или находятся в иных отношениях, то соответствующим образом должны быть связаны в истинных принципах и истинных теориях между собой и их истинны. Диалектический закон теории. (1.3.6.) 33
Горизонтальные связи истинной теории состоят именно в том, что в них входят факты, отдельные истины, истинные принципы и вспомогательные положения. Каждый предмет истинно понятен, если известны его связи и отношения с другими, если известно его содержание, количественные параметры и качественные особенности.
Всё связано. Вот и вся суть диалектического подхода. Как сказал Парменид: «Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же Я вернусь». (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: «Наука». 1989. С. 295.) П. Диалектический подход -- это искусство представлять в знаниях предмет таким образом, каким он или ему подобный действительно существует в Бытии. У диалектика в каждом реальном предмете правильно отражается Бытиё. Принцип диалектического подхода. (1.3.6.) 34
Теорию из одних и тех же её истинных элементов можно составить множеством способов. Это уже диалектическое искусство. Если знания в теории связаны соответствующе тому, как предметы этих знаний связаны в Бытии, то такая теория подобна алмазу. Если нет, то графиту. Алмаз и графит состоят из совершенно одних и тех же элементов, но вот только связаны они совершенно по-разному.
ПОЛНОТА ТЕОРИИ Ни одна теория не способна охватить свой предмет во всех его многочисленных связях и отношениях с другими, ибо «нельзя объять необъятное». Но в теории вполне возможно охватить её предмет в связях с ближайшими предметами. И этого часто бывает достаточно для формирования его широкого смысла.
П. Связи и отношения любого предмета с ближайшими окружающими его предметами – это всегда и необходимо есть моментальный фрагмент Бытия, называемый ситуацией. Изменившаяся ситуация – это уже иная ситуация. Принцип ситуации. (1.3.7.) 35
Любой предмет в Бытии вполне возможно представить во всех видах его существенных связей и отношений с предметами его ситуации.
Теория – это широкий пассивный смысл её предмета. Смысл предмета является широким в том случае, если он содержит описания признаков его содержания, признаков его параметров, качественных признаков, признаков связей, признаков развития, и т.д. Степень широты теоретического смысла предмета теории это степень полноты его теории. Смысл предмета, содержащий только описание его опорных признаков достаточных для распознания – это узкий смысл.
Полнота теории – это её качество. Она, как и любое иное качество необходимо принадлежит только своему объекту. Так что качество полноты теории состоит только в том, насколько полно она отражает все существенные моменты существования её предмета в Бытии. Во-первых, на полноту теории влияет еёистинность. Поскольку фальшь ей ничего не прибавляет. Во-вторых, полнота теории зависит от ограниченности применяемых в её создании знаний. Частная наука исследует только ограниченный круг явлений (событий) своей предметной области. Подобное познаётся подобным, и частная наука «видит» только тот круг явлений, о которых у неё есть «подобные» знания.
П. Частная наука необходимо имеет границы своей предметной области. Это и есть объективная причина принципиальной неполноты теории частной науки. (1.3.7.) 36
Другие причины принципиальной неполноты теории частной науки не действительны.
П. Полнота теории предмета – это её качество, зависящее от количества существенных и истинных положений её содержания. Единственным критерием полноты теоретической модели предмета является соответствующий этой модели предмет. Отношение существенных сторон теоретической модели предмета и существенных сторон самого этого предмета это и есть степень её полноты. Диалектический принцип полноты теории. (1.3.7.) 37
Расширение теории. П. Ссылки теории на иные теории, истинно описывающие её предмет, существенно расширяют её полноту. Принцип расширения теории. (1.3.7.) 38
Расширение теории можно пояснить простым примером. Это междисциплинарный семинар. Например, теория одной частной науки не объясняет некоторую сторону своего предмета по причине того, что эта сторона находится за пределами предметной области этой частной науки. И это уже проблема. Однако эта нужная сторона предмета данной теории уже правильно описана в другой теории, но другой частной науки. Вот тогда в рамках междисциплинарного семинара учёные соединяют различные теории. Это и есть расширение каждой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.014 с.) |