Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие задачи решает менеджмент.

Поиск

 

• А. Файоль о функциях менеджмента

 

Под функциями менеджмента понимаются, основные задачи, стоящие перед ним, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году. И, хотя впоследствии сотни ученых предлагали свое понимание этого вопроса, вариант Файоля оказался наиболее удачным, ибо одновременно сочетает в себе простоту формы и глубину мысли.

Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка их функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на эффективную работу и пр. выполняет функция распорядительства.

Осуществление этой функции возлагается на вышестоящих руководителей.

Достижение запланированных целей осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать — направлять в нужную сторону, поддерживать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации, или регулировании, суть четвертой функции менеджмента.

Результаты работы организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, то есть сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого ее объема для нужд управления; предоставление этой информации всем нуждающимся в удобной для использования форме.

Контроль как таковой призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и «оргвыводы», связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск «мальчиков для битья» не является его задачей.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Основными функциями (задачами) менеджмента, которые сформулировал А. Файоль, являются:

1. Планирование.

2. Организация.

3. Координация.

4. Контроль.

УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ

 

Принципы управления

• Их содержание

 

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами — своего рода правилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, несоблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для организации. Какие же это принципы?

Едва ли не самым главным из этих принципов можно считать научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять «по наитию», без глубоких знаний. В то же время, ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.

Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не «просто так», а с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

Важным принципом менеджмента, является его специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Футбольной командой нельзя управлять, например, так же, как и актерами на сцене, а научным коллективом по аналогии с воинским подразделением. Но, поскольку во всех этих случаях производятся одни и те же по сути своей действия, сводящиеся к руководству людьми, они должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное, независимо оттого, кто эти люди — солдаты или академики, артисты или чиновники.

Любой управленческий процесс должен: основываться на принципе последовательности. Иными словами, действия, из которых он состоит, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагать их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.

Непрерывность хозяйственных процессов требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.

Последнее невозможно без оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это создает благоприятный морально-психологический климат в организации и обеспечивает принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.

Для того чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой «перебор» здесь может повлечь за собой крупные неприятности.

Важным принципом менеджмента считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных методов, таких, как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения, в которых вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Ключевые принципы (правила осуществления управленческой деятельности) менеджмента:

1. Научность в сочетании с элементами искусства.

2. Целенаправленность.

3. Специализация и универсальность.

4. Последовательность.

5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

6. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений.

7. Единство прав и ответственности в каждом звене управления,

8. Состязательность.

9. Вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.01 с.)