Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я, ты, он, она - вместе дружная семьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление возникло из необходимости координировать совместный труд многих людей, то есть работу коллектива. В связи с этим в данной главе рассказывается о том, что собой представляет коллектив, какие его разновидности существуют, как протекает процесс его формирования, каковы те роли, которые приходится играть людям в коллективе, и что за отношения при этом возникают между ними. КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО...
• Коллектив • Признаки • Законы • Роль в жизни человека
Современные производственные и управленческие технологии, как правило, предполагают использование совместного труда многих людей, которые для выполнения стоящих задач объединяются в трудовые (научные, учебные и пр.) коллективы. Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются, помогают друг другу, жертвуя в той или иной степени своей самостоятельностью. Общую цель, как говорится «одну на всех», нужно отличать от одинаковых целей группы лиц. Например, у всех сидящих в приемной врача одна цель — получить необходимую медицинскую помощь. Но она достигается каждым индивидуально, независимо от других, поэтому группа пациентов в данном случае не может считаться коллективом. Другим признаком коллектива является психологическое признание его участников друг друга и отождествление себя с группой. В основе психологического признания лежат совместные интересы, идеалы, сходство или дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Этому способствует несколько причин. Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. Ведь каждый знает или умеет что-то то, чего не знают и не умеют другие, поэтому может взять на себя недоступную другим работу либо обучить их недостающим навыкам. Во-вторых, в коллективе удается выполнить гораздо больший объем всем знакомой работы вследствие разделения и специализации труда. Чем меньше человек выполняет операций, тем большего совершенства, умелости в них он достигает, быстрее работает. Кроме того, помимо воли участников при коллективном труде возникает дух соревнования, заставляющий людей стремиться к первенству, работать лучше. В-третьих, коллективная работа позволяет решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы. Наиболее яркий пример — строительство Египетских пирамид. Ведь только совместными усилиями можно было в те времена перемещать камни весом в сотни тонн. Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику участников. Наверняка многим приходилось бывать в организациях, где все работники одеты в красивую униформу, аккуратны, вежливы. Повседневная жизнь коллектива подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить два: закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы. В соответствии с первым каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем», и действия эти бывают по своему содержанию весьма неоднозначными. С одной стороны, они могут выражаться в улучшении результативности и повышении качества работы, совершенствовании себя, то есть иметь позитивную направленность. С другой стороны, они могут сводиться к различного рода интригам, использованию бюрократических приемов, защите от всего, что несет возможность любых изменений. Действия, подчиненные второму закону, также неоднозначны, ибо компенсировать недостаток одних качеств можно не только активной работой в иных областях, но также и лестью, угодничеством перед руководством, «подсиживанием» соперников и т.п. Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Он позволяет удовлетворять одну из важнейших потребностей людей — потребность в общении, в принадлежности к группе себе подобных. Коллектив поддерживает своих участников в трудную минуту, встает при необходимости на их защиту. В своем коллективе люди, в первую очередь, находят признание успехов и достижений. Коллектив во многом изменяет поведение человека, ибо отношение окружающих заставляет его по-новому взглянуть на себя, оценить свои поступки, согласовывать их с интересами и стремлениями других людей. Коллектив в значительной мере повышает активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству. Если человек видит, что группа без него может обойтись, то работает хуже, и наоборот — хорошо, если нашел в группе свое место. В то же время, в зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает не только положительным, но и отрицательным: понятно, например, что воровская шайка ничему хорошему научить не может. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, сделать его более «удобным» для себя. Сильная личность может даже подчинить себе его, в том числе в результате конфликта; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в коллективе, а последний взамен берет на себя заботу о его благополучии. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Коллектив — группа лиц, психологически признающих друг друга, придерживающихся общих культурных традиций и норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения. Объединение людей в коллектив позволяет: 1) Удовлетворить потребность в общении. 2) Получить необходимую помощь и поддержку. 3) Изменить в более приемлемую сторону поведение. 4) Активизировать трудовую деятельность. 5) Сделать работу, которую нельзя выполнить в одиночку или порознь. КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ?
• Виды коллективов • Команда • Социальный контроль в коллективе
Коллективы могут различаться по многим признакам: целям, числу и составу участников, характеру связей между ними, правовому положению и пр. Рассмотрим моменты подробнее. По составу коллективы бывают однородными, так называемыми гомогенными, и разнородными — гетерогенными. Эти характеристики могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию и пр. Так, с точки зрения возраста и будущей профессии учебная группа однородна; с точки зрения пола, социального происхождения — наоборот. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, и тем быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция, выше конфликтность, особенно в чисто женских коллективах (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Считается, что однородные трудовые коллективы лучше решают простые задачи, в большей степени требующие единства взглядов, равномерных однонаправленных усилий. Разнородные же добиваются большего успеха там, где проблемы сложны и необходимы творческие усилия людей с разным опытом, образованием и типом мышления. Это позволяет выдвинуть большее число новых оригинальных идей. Поэтому эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей По правовому положению коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например работники предприятия или подразделения, признаны и соответствующим образом юридически оформлены инстанцией более высокого порядка (руководством). Они действуют в рамках правового пространства, подчиняясь нормам и законам. Существование неофициальных коллективов базируется на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать и реальной практике такого сотрудничества. Сила такого коллектива состоит в его неуловимости, невозможности привязать к юридическим нормам и правилам, поэтому он независим. По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. В формальных связи предписываются заранее, в неформальных — складываются сами собой. Не следует путать официальный и формальный коллективы. Официальный коллектив всегда формален, ибо все отношения в нем предопределены правовыми документами. Формальный коллектив может основываться лишь на взаимной договоренности участников поддерживать друг с другом соответствующие отношения, ни кем в официальном порядке не утвержденной. Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные. Постоянным коллективом является, например, учебная группа; временным — группа туристов в походе. Коллективы могут различаться по степени свободы, предоставляемой их участникам. Речь идет, во-первых, о свободе вхождения в них. Так, все дети по закону обязаны учиться в школе и включиться в соответствующий коллектив учащихся. В то же время, занятия в спортивном клубе или театральной студии полностью добровольны. Во-вторых, можно говорить о свободе участия в деятельности коллектива; в одном случае оно безусловно требуется; в других — может быть необязательным. В соответствии с функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (они называются инструментальными), например все та же учебная группа, и на общение (члены клубов по интересам), В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности. По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем в данном случае — исходя не столько из количества участников, сколько из их возможности или невозможности непосредственно поддерживать между собой постоянные связи. В больших коллективах, объединяющих свыше 20 человек, это практически невозможно. Отношения в таких коллективах предопределены стоящими задачами, и от людей требуется только умение их решать. Личные качества при этом отступают на второй план, поэтому работников здесь можно без ущерба делу заменять. В результате в больших коллективах наблюдаются трудности в общении, нежелание сотрудничать друг с другом, безразличное отношение к делу. Для управления: большими коллективами нужны специальные менеджеры. В малых коллективах существуют непосредственные контакты между всеми без исключения участниками. Если последние, помимо служебных, имеют общие личные цели, состоят в дружеских отношениях между собой, коллектив характеризуется как первичный. Обычно он включает в себя от двух до пяти человек и при изменении состава разрушается. Особой разновидностью коллектива., характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и взаимопомощью, является команда. Она создается для решения конкретных сложных задач и объединяет лиц с разносторонними знаниями и навыками. Каждый коллектив вырабатывает систему социального контроля — совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и пр. С помощью таких средств их поведение приводится в соответствие со сложившимися ценностями и нормами. Социальному контролю группы подчиняются обычно при необходимости действий в условиях отсутствия времени, наличия готового варианта решения, устраивающего всех, стремлении к внутреннему согласию как важнейшей самостоятельной ценности. Люди боятся негативной оценки группы: при неудаче или ждут хорошей в случае успеха. Последняя стимулирует успешное выполнение как простых, так и сложных задач, а ожидание наказания — только простых. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Разновидности коллективов: 1) По составу — однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные). 2) По правовому положению — официальные и неофициальные. 3) По предопределенности внутренних связей — формальные и неформальные. 4) По срокам существования — временные и постоянные. 5) По способам комплектования — добровольные и принудительные. 6) По размерам — большие и малые. 7) По характеру отношений между людьми — первичные и вторичные. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА
• Условия формирования коллектива • Стадии зрелости коллектива • Пути формирования коллектива • Социографический метод
Работоспособный и сплоченный трудовой коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития. Успех здесь определяется рядом условий, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно. Прежде всего, речь идет о ясных и понятных задачах предстоящей деятельности, соответствующих внутренним целям, стремлениям людей. Только в этом случае они согласятся полностью или частично отказаться от личной свободы и подчиниться власти группы. Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие явных преимуществ совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Можно вспомнить, что именно коллектив в составе дедки, бабки, внучки, Жучки, а также мышки сумел вытащить репку. По отдельности сделать это никак не удавалось. Успех коллективу обеспечивает сильный руководитель, или лидер, которому люди готовы подчиняться и за которым согласны идти к поставленной цели. Наконец, каждый коллектив должен найти собственное место в организации, позволяющее полностью реализовать свои цели и не препятствующее делать это другим. Началом жизни официального коллектива является юридически оформленное решение о создании соответствующей организации или подразделения, зачислении в штат сотрудников, определении их прав, обязанностей и ответственности. Для неофициального коллектива «днем рождения» становится обычно какое-то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации, после которого люди осознают, что «так больше жить нельзя». Это порождает всплеск эмоций (страха, протеста, желания защитить себя, свое положение) и толкает людей на объединение друг с другом. Кто не знает случаев, когда слабые ребята объединяются, чтобы совместно сопротивляться обидчикам. Коллектив складывается не сразу. В процессе совместной деятельности люди приглядываются друг к другу, накапливают информацию об окружающих. В результате у них возникает симпатия или антипатия (неосознанное ощущение расположенности или неприязни). На симпатию и антипатию влияют: степень совпадения или несовпадения основных жизненных интересов, целей и ценностей (люди, понятно, симпатизируют тем, кто разделяет их взгляды, совместно участвует в решении трудных проблем, но вряд ли кто-то будет испытывать добрые чувства к конкурентам), манера поведения и пр. И уже на основе симпатии или антипатии возникают достаточно постоянные отношения. Между людьми, испытывающими по отношению друг к другу антипатию, хороших отношений быть не может, что, понятно, мешает эффективной работе. При формировании коллектива произвольно, «сверху», подобные ситуации нередки. Чтобы их избежать или, по крайней мере, смягчить, сегодня все чаще применяют смешанный способ формирования трудовых коллективов. Он состоит в том, что сначала группе людей, с профессиональной точки зрения подходящих для решения стоящих задач, предоставляют возможность хорошо узнать друг друга, а затем с помощью специальных методов отбирают тех, кто друг другу симпатизирует. Такие методы получили название социографических. Они предполагают, что каждый член группы сообщает консультантам о своем отношении к остальным (положительном, отрицательном, безразличном) и соответственно о желании или нежелании с ними сотрудничать. На основе этой информации строится схема взаимоотношений в группе (социограмма). Она может быть в виде совокупности кружочков с фамилиями, соединенных стрелками, которые направлены к тем, с кем тот или иной человек хотел бы совместно работать. Лицо, получившее наибольшее число предпочтений, становится руководителем. Те, с кем никто сотрудничать не пожелал, не включаются в окончательный состав коллектива. Если группа большая, число возможных выборов ограничивают, например тремя. Можно также построить «матрицу предпочтений» в форме известной всем турнирной таблицы. В ее соответствующие клетки при положительном отношении к человеку записывается значок «+1»; при отрицательном «—1»; при безразличном — «0». Подсчет «очков» также позволяет легко выявить место каждого в группе. Как правило, группа, составленная на основе личных симпатий, работает согласованнее и эффективнее, чем произвольно составленная. В то же время, социографический метод таит в себе две опасности. Во-первых, в случае утечки информации коллектив может быть расколот конфликтом, поскольку каждый узнает, что о нем в действительности думают окружающие, и во-вторых, лидером в результате опроса становится не самый подходящий с точки зрения интересов дела, а самый популярный человек. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Создание официального коллектива связано с принятием соответствующего правового акта; неофициального—с тем или иным чрезвычайным событием, толкающим людей к объединению. 54 Я, ты. он, она - вместе дружная семья Объединяясь в коллектив, люди должны иметь перед собой цель, понимать преимущества совместной деятельности, видеть свое место в организации, подчиняться умелому руководителю. При формировании эффективного коллектива важно учитывать взаимные симпатии и антипатии, которые выявляются с помощью социографических методов,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.011 с.) |