Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запрещается без письменного разрешения издательства↑ Стр 1 из 45Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ Глава I. Введение в менеджмент.......................................................................... 7 МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ.................................................................... 8 ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?........................................................... 10 КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ?................................................ 11 УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ.......................................................... 13 КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ?......................................................... 15 Глава II. Личность и поведение......................................................................... 17 ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?................................................................................ 18 НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.................................................................. 19 АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!....................................................................... 20 ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д'АРТАНЬЯНЫ............................................................. 22 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................................ 24 КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ........................................................... 25 СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ – ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ........................................ 27 ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ..................................................................................... 29 Глава III. Я, ты, он, она - вместе дружная семья............................................. 31 КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО.................................................................. 32 КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ?................................................................ 34 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА.............................................................. 36 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВА........................................ 39 В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ ТЕАТРА.......................... 40 КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ — КТО КОГО?.................................................. 42 Глава IV. Вместе весело шагать по просторам................................................ 45 ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ?......................................... 45 ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ?................................................... 47 ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ.................... 49 ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................... 51 МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ.......................................................... 52 Глава V. Организационная культура.............................................................. 58 КУЛЬТУРА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ....................... 58 СЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ...................................... 61 МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА................................ 63 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР...................................................... 64 Глава VI. Организационная структура........................................................... 69 КАК УСТРОЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ?................................................................ 69 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА................................................................ 70 ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ....................... 72 ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ............................................. 74 ВИДЫ ГИБКИХ СТРУКТУР............................................................................. 76 ФРАГМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА................................................................... 77 Глава VII. Управленческие структуры............................................................ 80 ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА?.......... 80 СКОЛЬКО НУЖНО НАЧАЛЬНИКОВ?............................................................ 81 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА........................... 84 СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЕНИЙ............................ 85 ГИБКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ................................................. 87 ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ.................................................................... 88 Глава VIII. Можно ли делать то, что хочется?................................................ 92 ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ?......................................................................... 92 ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОЛНОМОЧИЯ?............................................................ 94 КОМУ БЫТЬ ГЛАВНЫМ?................................................................................ 95 ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ - НЕ ПОЗВОЛЕНО БЫКУ............................ 97 КТО КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ?......................................................................... 99 Глава IX. И в управлении знания - сила........................................................ 104 ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ?.. 104 ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ....................................................... 106 ИГРА В «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»........................................................ 109 «ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ....................... 111 Глава X. Быть или не быть?............................................................................ 114 КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?................................................................. 114 РЕШЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ..................................................................... 116 ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ?..................................................................... 119 ТАК ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ?................................................................................ 120 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ............................................................................. 123 Глава XI. Цели организации........................................................................... 126 ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ?............................................ 126 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦЕЛИ?........................................................................... 128 КАКИМИ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?.......................................................................... 129 ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ.................................................................................. 131 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ............................................... 134 Глава XII. Управленческие стратегии............................................................ 137 «ИСКУССТВО ГЕНЕРАЛА».......................................................................... 137 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТРАТЕГИЯ?............................................................... 139 КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РЫНКЕ?............................................................... 142 КУДА И КАК ДВИГАТЬСЯ ФИРМЕ?............................................................ 144 Глава XIII. Как формируется стратегия?...................................................... 147 ПОПЫТКА ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ......................................................... 147 МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ........................................................................................................................... 149 СТРАТЕГИЯ «КРИВИЗНЫ»........................................................................... 154
Глава XIV. Проектирование будущего.......................................................... 157 ПЛАНИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................... 157 КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ?............................................. 159 МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ............................................................... 161 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ.......................................................................... 164 ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ......................................................... 166 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ................................................................................. 168 Глава XV. Стратегическое и оперативное управление организацией....... 169 УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ................... 169 УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ........................ 171 МЕТОДЫ «БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ»................................................. 173 УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ..................................... 177 Глава XVI. Доверяй, но проверяй................................................................... 180 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ........................................ 180 КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ?......................................................... 181 ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.................................................. 183 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ.................................................................. 185 ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ................................................... 186 Глава XVII. Кнут и пряник.............................................................................. 189 РАДИ ЧЕГО ЛЮДИ РАБОТАЮТ?................................................................. 189 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ....................................... 192 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ................................................. 196 Глава XVIII. Тяжела ты, шапка Мономаха.................................................. 200 НА ТО ОНО И НАЧАЛЬСТВО....................................................................... 200 УРОВНИ РУКОВОДСТВА.............................................................................. 202 РУКОВОДИТЕЛИ БЫВАЮТ ВСЯКИЕ......................................................... 203 ГЛАВНОЕ — НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ!................................. 207 ЛИДЕРЫ СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО В СПОРТЕ.................................... 208 Глава XIX. Власть............................................................................................. 212 ОСНОВЫ ВЛАСТИ......................................................................................... 212 НА ЧТО ЖЕ ОПИРАЕТСЯ ВЛАСТЬ?............................................................ 214 ПРОЧНА ЛИ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ?................................................................ 217 Глава XX. Стили руководства......................................................................... 219 ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ЛЮДЬМИ.................................................... 219 НАЧАЛЬНИК ИЛИ СТАРШИЙ ТОВАРИЩ? АВТОРИТАРНЫЙ................. И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА........................................ 221 ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА..... ДО ОБЕДА НЕ БУДИТЬ, ПРИ ПОЖАРЕ ВЫНОСИТЬ ПЕРВЫМ.................................................................. 224 «МНОГОМЕРНОЕ» РУКОВОДСТВО. СЕГОДНЯ ТАК, ЗАВТРА — СЯК. 226
Глава XXI. Всем нужно давать «порулить».................................................. 230 ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ?.................................... 230 ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ............................................................................................................... 233 «ЗНАТОКИ» ПРИШЛИ НЕ ИЗ ОСТАНКИНО.............................................. 234 И СНОВА КОМАНДЫ.................................................................................... 236 УМ - ХОРОШО, А НЕСКОЛЬКО – ЛУЧШЕ!................................................. 238 Глава XXII. Управленческие конфликты...................................................... 241 НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ.................................................................................... 241 ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ..................................... 244 КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС......................................................................... 246 МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ!............................................. 249 Глава XXIII. Кадры решают всё..................................................................... 253 ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРА................................................................... 253 ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ.............................................................. 256 В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ.................. 259 ЭКЗАМЕНЫ ДЕРЖАТ ВСЕ............................................................................ 260 ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ..., НО РАДИ ЧЕГО?................................................... 262 ПО СТУПЕНЬКАМ СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЫ.......................................... 263 ВСЕМ МИНИСТРАМИ НЕ БЫТЬ.................................................................. 264 КОГДА ПРИХОДИТСЯ ПРОЩАТЬСЯ.......................................................... 266 Словарь основных терминов........................................................................... 268 Схемы.................................................................................................................. 282
Глава I Введение в менеджмент
Менеджмент и управление Чем занимается менеджмент? Какие задачи решает менеджмент? Управлять нужно по правилам Как воздействовать на людей?
«Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководящая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент» Питер Друкер ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
Эта глава — начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется. МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ
• Понятие управления • Хозяйственное управление • Менеджмент Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова — Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном — в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации. Если внимательно посмотреть вокруг себя, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и пр. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем действии слепым законам природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер. Иное дело — люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя. Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются: государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т.п. Именно хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, и становится предметом нашего непосредственного изучения. Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты. Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом. Рождением своим менеджмент обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство». Термин management в значении, близком к современному (прежде он означало «искусство объезжать лошадей»), появился с началом промышленной революции XVIII—XIX вв. в Англии, а затем распространился по всему миру. Деятельность по реализации управленческих задач также называется менеджментом. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это — управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания», связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных обстоятельствах. С другой стороны, менеджмент — это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т.п. Цель менеджмента в том и другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего. Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста. И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Менеджмент это: 1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка. 2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации. 3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения. 4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления. 5. Учебная дисциплина. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?
• Направления менеджмента • Задачи, решаемые в рамках каждого из них
Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты. Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта. Управление инновациями, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок,7 создание опытных образцов и внедрение новинок в производство. Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации (маркетинг-менеджмент), занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т.п. Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов. Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, 4зормировании и распределении ее денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению. Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг — менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Разновидности менеджмента: 1. Управление производством, 2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом. 3. Управление инновациями. 4. Управление маркетингом. 5. Управление персоналом. 6. финансовое управление. 7. Управление эккаунтингом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.012 с.) |