Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запрещается без письменного разрешения издательства

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Введение в менеджмент.......................................................................... 7

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ.................................................................... 8

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?........................................................... 10

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ МЕНЕДЖМЕНТ?................................................ 11

УПРАВЛЯТЬ НУЖНО ПО ПРАВИЛАМ.......................................................... 13

КАК ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ?......................................................... 15

Глава II. Личность и поведение......................................................................... 17

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?................................................................................ 18

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.................................................................. 19

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!....................................................................... 20

ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д'АРТАНЬЯНЫ............................................................. 22

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................................ 24

КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ........................................................... 25

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ – ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ........................................ 27

ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ..................................................................................... 29

Глава III. Я, ты, он, она - вместе дружная семья............................................. 31

КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО.................................................................. 32

КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛЛЕКТИВЫ?................................................................ 34

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОЛЛЕКТИВА.............................................................. 36

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВА........................................ 39

В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ ТЕАТРА.......................... 40

КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ — КТО КОГО?.................................................. 42

Глава IV. Вместе весело шагать по просторам................................................ 45

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ?......................................... 45

ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ?................................................... 47

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЧТО ЕЕ ОКРУЖАЕТ.................... 49

ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................... 51

МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ.......................................................... 52

Глава V. Организационная культура.............................................................. 58

КУЛЬТУРА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ....................... 58

СЛАГАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ...................................... 61

МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА................................ 63

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР...................................................... 64

Глава VI. Организационная структура........................................................... 69

КАК УСТРОЕНА ОРГАНИЗАЦИЯ?................................................................ 69

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА................................................................ 70

ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ....................... 72

ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ............................................. 74

ВИДЫ ГИБКИХ СТРУКТУР............................................................................. 76

ФРАГМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРА................................................................... 77

Глава VII. Управленческие структуры............................................................ 80

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА?.......... 80

СКОЛЬКО НУЖНО НАЧАЛЬНИКОВ?............................................................ 81

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА........................... 84

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТДЕЛЕНИЙ............................ 85

ГИБКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ................................................. 87

ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ.................................................................... 88

Глава VIII. Можно ли делать то, что хочется?................................................ 92

ЧТО ТАКОЕ ПОЛНОМОЧИЯ?......................................................................... 92

ОТ ЧЕГО ЗАВИСЯТ ПОЛНОМОЧИЯ?............................................................ 94

КОМУ БЫТЬ ГЛАВНЫМ?................................................................................ 95

ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ - НЕ ПОЗВОЛЕНО БЫКУ............................ 97

КТО КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ?......................................................................... 99

Глава IX. И в управлении знания - сила........................................................ 104

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ?.. 104

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ....................................................... 106

ИГРА В «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»........................................................ 109

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ....................... 111

Глава X. Быть или не быть?............................................................................ 114

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?................................................................. 114

РЕШЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ..................................................................... 116

ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ?..................................................................... 119

ТАК ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ?................................................................................ 120

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ............................................................................. 123

Глава XI. Цели организации........................................................................... 126

ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ ОРГАНИЗАЦИИ?............................................ 126

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЦЕЛИ?........................................................................... 128

КАКИМИ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?.......................................................................... 129

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ.................................................................................. 131

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ............................................... 134

Глава XII. Управленческие стратегии............................................................ 137

«ИСКУССТВО ГЕНЕРАЛА».......................................................................... 137

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТРАТЕГИЯ?............................................................... 139

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ НА РЫНКЕ?............................................................... 142

КУДА И КАК ДВИГАТЬСЯ ФИРМЕ?............................................................ 144

Глава XIII. Как формируется стратегия?...................................................... 147

ПОПЫТКА ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ......................................................... 147

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ........................................................................................................................... 149

СТРАТЕГИЯ «КРИВИЗНЫ»........................................................................... 154

 

 

Глава XIV. Проектирование будущего.......................................................... 157

ПЛАНИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................... 157

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ?............................................. 159

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ............................................................... 161

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ.......................................................................... 164

ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ......................................................... 166

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ................................................................................. 168

Глава XV. Стратегическое и оперативное управление организацией....... 169

УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ................... 169

УПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЕМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ........................ 171

МЕТОДЫ «БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ»................................................. 173

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ..................................... 177

Глава XVI. Доверяй, но проверяй................................................................... 180

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ........................................ 180

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНТРОЛЬ?......................................................... 181

ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.................................................. 183

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ.................................................................. 185

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ................................................... 186

Глава XVII. Кнут и пряник.............................................................................. 189

РАДИ ЧЕГО ЛЮДИ РАБОТАЮТ?................................................................. 189

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ....................................... 192

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ................................................. 196

Глава XVIII. Тяжела ты, шапка Мономаха.................................................. 200

НА ТО ОНО И НАЧАЛЬСТВО....................................................................... 200

УРОВНИ РУКОВОДСТВА.............................................................................. 202

РУКОВОДИТЕЛИ БЫВАЮТ ВСЯКИЕ......................................................... 203

ГЛАВНОЕ — НЕ КТО РУКОВОДИТЕЛЬ, А КАКОЙ!................................. 207

ЛИДЕРЫ СУЩЕСТВУЮТ НЕ ТОЛЬКО В СПОРТЕ.................................... 208

Глава XIX. Власть............................................................................................. 212

ОСНОВЫ ВЛАСТИ......................................................................................... 212

НА ЧТО ЖЕ ОПИРАЕТСЯ ВЛАСТЬ?............................................................ 214

ПРОЧНА ЛИ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ?................................................................ 217

Глава XX. Стили руководства......................................................................... 219

ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ЛЮДЬМИ.................................................... 219

НАЧАЛЬНИК ИЛИ СТАРШИЙ ТОВАРИЩ? АВТОРИТАРНЫЙ................. И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛИ РУКОВОДСТВА........................................ 221

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА..... ДО ОБЕДА НЕ БУДИТЬ, ПРИ ПОЖАРЕ ВЫНОСИТЬ ПЕРВЫМ.................................................................. 224

«МНОГОМЕРНОЕ» РУКОВОДСТВО. СЕГОДНЯ ТАК, ЗАВТРА — СЯК. 226

 

Глава XXI. Всем нужно давать «порулить».................................................. 230

ЧТО ТАКОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ?.................................... 230

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ............................................................................................................... 233

«ЗНАТОКИ» ПРИШЛИ НЕ ИЗ ОСТАНКИНО.............................................. 234

И СНОВА КОМАНДЫ.................................................................................... 236

УМ - ХОРОШО, А НЕСКОЛЬКО – ЛУЧШЕ!................................................. 238

Глава XXII. Управленческие конфликты...................................................... 241

НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ.................................................................................... 241

ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ..................................... 244

КОНФЛИКТ КАК ПРОЦЕСС......................................................................... 246

МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ!............................................. 249

Глава XXIII. Кадры решают всё..................................................................... 253

ПЕРСОНАЛ И ЕГО СТРУКТУРА................................................................... 253

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ.............................................................. 256

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ.................. 259

ЭКЗАМЕНЫ ДЕРЖАТ ВСЕ............................................................................ 260

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ..., НО РАДИ ЧЕГО?................................................... 262

ПО СТУПЕНЬКАМ СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЫ.......................................... 263

ВСЕМ МИНИСТРАМИ НЕ БЫТЬ.................................................................. 264

КОГДА ПРИХОДИТСЯ ПРОЩАТЬСЯ.......................................................... 266

Словарь основных терминов........................................................................... 268

Схемы.................................................................................................................. 282

 

 

 

 

Глава I

Введение в менеджмент

 

Менеджмент и управление

Чем занимается менеджмент?

Какие задачи решает менеджмент?

Управлять нужно по правилам

Как воздействовать на людей?

 

 

«Редко, если вообще когда-либо,

какой-нибудь новый основной институт

так быстро доказывал свою необходимость,

 и еще реже какой-нибудь другой институт

или новая руководящая группа возникали

так быстро, как развивался менеджмент»

Питер Друкер

ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

 

Эта глава — начало всех начал. Из нее можно узнать, что такое менеджмент и какие его разновидности существуют; что за задачи и какими способами решает, какими правилами при этом руководствуется.

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Понятие управления

• Хозяйственное управление

• Менеджмент

Кто не знает героев известной басни И.А. Крылова — Лебедя, Рака да Щуку. И взялись они, казалось бы, за полезное дело, и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном — в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.

Если внимательно посмотреть вокруг себя, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время несомненно, что здесь речь идет о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и пр. являются неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем действии слепым законам природы. Поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, поэтому управление ими носит технический характер.

Иное дело — люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя.

Здесь вступают в действие методы социального управления. Разновидностями последнего являются: государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и т.п. Именно хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии, и становится предметом нашего непосредственного изучения.

Долгие годы хозяйственное управление в нашей стране было командным, являлось частью плановой системы регулирования экономики, одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества. В этих условиях оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к самостоятельности, поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы и одновременно снимало с них всякую ответственность за реальные результаты.

Менеджмент также является разновидностью хозяйственного управления, но уже в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом.

Рождением своим менеджмент обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».

Термин management в значении, близком к современному (прежде он означало «искусство объезжать лошадей»), появился с началом промышленной революции XVIII—XIX вв. в Англии, а затем распространился по всему миру.

Деятельность по реализации управленческих задач также называется менеджментом. Она может рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, это — управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания», связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых неожиданных обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент — это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание предприятия и руководство подчиненными, например организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т.п.

Цель менеджмента в том и другом случае — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

И наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.

Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Менеджмент это:

1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка.

2. Управление самостоятельным направлением деятельности без создания организации.

3. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения.

4. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления.

5. Учебная дисциплина.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?

 

Направления менеджмента

• Задачи, решаемые в рамках каждого из них

 

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента, с которыми нам сейчас и предстоит познакомиться.

Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, своевременного ремонта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, применении прогрессивных форм оплаты.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.

Управление инновациями, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок,7 создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации (маркетинг-менеджмент), занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т.п.

Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования;

создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала;

поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, 4зормировании и распределении ее денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.

Наконец, управление эккаунтингом (эккаунтинг — менеджмент) связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Разновидности менеджмента:

1. Управление производством,

2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом.

3. Управление инновациями.

4. Управление маркетингом.

5. Управление персоналом.

6. финансовое управление.

7. Управление эккаунтингом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.149 (0.012 с.)