Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как воздействовать на людей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
• Методы управления • Содержание • Условия применения
Функции управления реализуются посредством определенных методов, то есть способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими. С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. Посредством их организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Но эти методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую жизнь и развитие организации, а поэтому по сути своей являются пассивными. К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п. В противоположность организационным, административные методы активны, ибо с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на. прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения. Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы и возложение всей ответственности за. результаты на. руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте. На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим: минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Машинист, скажем, не может по своей инициативе изменить маршрут следования или график движения поезда — все это заранее предопределено расписанием, и в случае его нарушения возможна авария. Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премии или штрафы). Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, ибо размер вознаграждения от этого не увеличивается. Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления. Методы управления, позволяющие рядовым работникам исходя из материальной заинтересованности самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты и получившие название экономических, начали внедряться в начале XX века во многом благодаря усилиям Фредерика Тейлора. В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными, например за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку в данном случае размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации. Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь приходят социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они предполагают формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно — к повышению ее эффективности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Методы управления: 1. Организационные — создают необходимые условия осуществления управленческого процесса. 2..Административные — сводятся к принуждению работников выполнять требуемые действия и вознаграждению за исполнительность и покорность. 3. Экономические — основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, возникшей в результате более эффективного труда. 4. Социально-психологические — связаны с формированием благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитием личных способностей работников.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Покажите, можно ли считать руководителя учебного заведения менеджером, и если да, то в каком случае. 2. Выскажите мнение по вопросу о том, какие виды управления могут иметь место в учебном заведении, а какие — нет. 3. Попробуйте дополнить функции менеджмента, сформулированные А. Файолем, своими. 4. Опишите собственное видение принципов управления.
Глава II Личность и поведение Что такое личность? Направленность личности Алло, мы ищем таланты! Все мы немного Д'Артаньяны Основные элементы характера Когда человек обращен вовне Свой среди чужих - чужой среди своих Человек на работе ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каким бывает их поведение, чем оно может быть обусловлено, каковы способы воздействия на него. Эти и некоторые другие вопросы раскрываются в данной главе. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
• Понятие личности • Качества личности
Когда мы восхищаемся каким-нибудь человеком, то часто говорим о нем, как о выдающейся личности. При этом мы имеем в виду вовсе не высокий рост, изящную фигуру, красоту лица. Как свидетельствует история, многие выдающиеся люди, например Суворов, Ленин, Наполеон и др., обладали весьма невзрачным обликом. Следовательно, личность человека образуют не внешние, физические свойства, а совокупность внутренних качеств человека — интеллектуальных, духовных, психологических. Они позволяют ему7 познавать и преобразовывать мир, активно действовать ради достижения поставленных целей. Эти качества устойчивы, тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Это позволяет достаточно надежно предсказывать будущее поведение человека, его реакцию на окружающих и происходящие события. Личность формируется под влиянием природных факторов — физических данных, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, восприятия, а также социальных условий, о которых мы поговорим позже: роли и положения человека в обществе, уровня его образования, опыта, круга общения и т.п. Из каких же «кирпичиков» складывается личность? Во-первых, это так называемые общие качества. К ним относятся: ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и пр. Каждое из этих качеств, хотя и в разной степени, присуще всем людям. Обладание ими позволяет человеку выполнять наиболее простую работу и жить в обществе себе подобных. Во-вторых, специфические качества, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности — руководству подчиненными, конструированию машин, обучению детей, выполнению математических расчетов и пр. Различным людям присущ разный набор такого рода качеств, поэтому одни становятся учеными, другие — политиками, а третьи — менеджерами. В-третьих, подготовленность к соответствующему виду трудовой деятельности. Она предполагает обладание совокупностью знаний, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения в школе, специальной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, так и практики на рабочем месте, накопления жизненного опыта. В-четвертых, направленность, то есть ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений. В-пятых, определенный склад характера — совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты, В-шестых, биологические особенности, к которым относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности. В-седьмых, психологические особенности: диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот — быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран). В-восьмых, психические состояния, то есть стойкие явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбужденность, безразличие, подавленность и пр.). В-девятых, пол носителя личности. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализируют окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логически, действуют с помощью интеллекта,^силы. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Личность обусловливают: пол, биологические и психологические особенности, характер, темперамент, уровень образования, направленность интересов, способности.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
• Направленность личности • Виды направленности
Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, которые одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей. Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек в любой работе ищет, прежде всего, общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения. Именно о таких людях существует известная поговорка «на миру и смерть красна». Направленность личности на задачу, по-другому называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно — собственной, или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свои обязанности и готовы, как говорится, «расшибиться в лепешку», чтобы успешно завершить начатое дело. Наконец, направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы. Знание направленности людей, определяемой с помощью специальных тестов, значительно облегчает процесс управления. Например, с учетом направленности подбираются наиболее подходящие исполнители для той или иной работы, методы стимулирования результатов. Так, людей, ориентированных на себя, необходимо заинтересовывать, прежде всего, деньгами; ориентированных на задачу — интересной работой; ориентированных на общение — возможностью участия в коллективном творчестве. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Направленность личности — это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Виды направленности: на задачу; на взаимодействие; на себя.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!
• Задатки • Способности и их виды • Типы мышления
У многих детей любящие родители вдруг не обнаруживают те или иные способности — к музыке, рисованию, иностранным языкам — и всячески пытаются их развивать, часто насильно. Принято считать, что способности как склонность к тому или иному виду деятельности даются человеку от природы. На самом деле это не совсем верно — от природы даются задатки, требующие своего развития. Задатки бывают двух уровней. Низший уровень позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде. Иными словами, здесь имеет место своего рода «обезьянничание». Высший уровень задатков позволяет человеку творить, создавать нечто новое, необычайное. Превратятся ли задатки в способности к выполнению того или иного конкретного вида деятельности, позволяющие добиться в нем успеха, во многом зависит от воспитания и образования. Способности человека, сформировавшиеся на основе задатков, могут быть: общими, элементарными частными и сложными частными. Общие способности (работать, думать, ощущать, действовать) присущи в той или иной мере всем людям и составляют основу любой деятельности. Они во многом: связаны с типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным. Художественному мышлению свойственна, образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию литературой и искусством. Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, которые бывают не всегда понятны окружающим. Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами. Элементарные частные способности (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.) — это способности: к отдельным сферам деятельности. Сложные частные способности. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности, например к бухгалтерии) и специальные способности. Специальные способности связаны с выполнением определенного типа. работы и по своему характеру могут быть двух видов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Другой вид специальных способностей — конструктивные, связанные с созданием конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. В сфере управления такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Можно говорить о трех уровнях развития частных способностей: одаренности, талантливости, гениальности. Одаренность позволяет людям особо успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать. Талант дает возможность творить, создавать новое, необычное. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда результаты творчества субъекта имеют общеисторическое значение. Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыком. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях восприятие нового. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные склонности к тому или иному виду деятельности. Способности бывают общими, элементарными частными и сложными частными (к отдельным профессиям, сферам и характеру деятельности). Уровнями развития частных способностей являются: одаренность, талант, гениальность. ВСЕ МЫ НЕМНОГО Д'АРТАНЬЯНЫ
• Типы поведения • Направленность поведения • Темперамент Личность человека внешне проявляется в его поведении, которое может быть стабильным и нестабильным (невротическим). Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир, называемой интроверсией, либо на окружающих, именуемой экстраверсией, образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. К ним относятся эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, сила чувств. В известной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими. Экстраверты общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. В системе управления им в наибольшей степени подходит роль руководителей низшего и среднего уровней, у которых значительная часть времени уходит на. общение с подчиненными. Интроверты аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта. При стабильном типе поведения представляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых состоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном поведении возможности интровертов, интеллектуально превосходящих свое окружение, не могут адекватно реализоваться в служебной карьере, и они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых исполнителей, Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а. сангвиники — стабильных экстравертов; меланхолики — нестабильных, а флегматики — стабильных интровертов. Холерикам свойственны неуравновешенность поведения, постоянные и быстрые смены настроения, нетерпеливость, громкая прерывистая речь. Они самоуверенны, склонны переоценивать себя, могут поддаться влиянию и опрометчиво вести себя в сложных ситуациях, плохо владеют собой (достаточно вспомнить, как Д'Артаньян в течение нескольких минут назначил три дуэли). В то же время, холерики с легкостью общаются с окружающими, хорошо себя чувствуют в любой обстановке, постоянно стремятся к новому. Сангвиники гораздо более терпеливы и уравновешенны, чем холерики, пребывают почти все время в благожелательном настроении, иногда не в меру задирают нос. Они всегда и везде отлично чувствуют себя, спокойно относятся к окружающим, их поведению, не кидаются на шею всем встречным и слабо поддаются чужому влиянию. Сангвиники расчетливы, поэтому к новому относятся настороженно. Классическим примером сангвиника является жизнелюбивый Портос. Флегматики невозмутимы, хладнокровны, выдержанны, реально оценивают себя и других. Пытаться на них влиять, критиковать, испытывать их терпение бесполезно. Они не любят шумного общества, медленно приспосабливаются к новому. Из дружной четверки мушкетеров на флегматика в наибольшей степени походит Атос. Наконец, меланхолики являются людьми неуравновешенными, с неустойчивым настроением, теряются в сложных ситуациях и из-за заниженной самооценки легко подвергаются чужому влиянию. Они часто замыкаются в себе, на все обижаются, трудно привыкают к новой обстановке. В рядах мушкетеров меланхоликом можно считать Арамиса, но классический его образец — Пьеро из сказки «Приключения Буратино», В то же время, в чистом виде в реальности темпераменты практически не встречаются — у одних все они выражены примерно в равной степени; у других какой-то один может преобладать над остальными и доля соответствующих черт будет составлять 50—60%. Таким образом, в каждом человеке всегда есть немного от Д'Артаньяна. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Темперамент — совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Разновидности темперамента: — холерический; — сангвинический; — флегматический; — меланхолический. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАРАКТЕРА
• Понятие характера • Элементы характера
Еще одной важнейшей составляющей личности является характер — устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. К чертам характера относят: отзывчивость, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скрытность, хвастливость, требовательность, трудолюбие, аккуратность, небрежность, осторожность, хитрость, честность. Характер представляет собой итог взаимодействия естественных свойств человека, обстоятельств и условий его жизни. Первые придают ему постоянство, а вторые — изменчивость, поэтому он динамичен. Характер проявляется в манере поведения человека, отношении к окружающим, своим обязанностям, к самому себе. Важнейшим моментом, формирующим характер, является эмоциональность. Она представляет собой индивидуальную чувственную реакцию человека на различные внешние и внутренние раздражители, протекающую в форме переживания ситуации, ее значимости и смысла. Эмоциональность бывает высокой или низкой и внешне выражается в положительных и отрицательных эмоциях (радость, удовольствие, страх). Первые вызывают стремление субъекта продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые — избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных, Другим элементом характера является активность, то есть потребность к деятельности. Активность, проявляющаяся в динамике поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов организации полезна для нее, поскольку способствует росту результативности. Однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий предел, становится разрушительной. Наконец, третьим элементом характера является свойство первичности или вторичности. В его основе лежат такие особенности нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность. Сила проявляется в возможности человека сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок. Уравновешенность — в неизменности поведения при этом (в случае неуравновешенности будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот — заторможенность). Подвижность характеризует быстроту перехода от одного вида деятельности к другому, умение быстро приспосабливаться к смене ситуации. Лица с первичными свойствами характера легко меняют виды деятельности, адаптируются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, не склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому. Без учета характера сотрудников управлять в современных условиях организацией невозможно. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Характер — устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Формируется под воздействием естественных свойств и условий жизни. КОГДА ЧЕЛОВЕК ОБРАЩЕН ВОВНЕ
• Расположение • Верования • Ценности • Принципы • Позиция • Притязания
Человек существует в окружении других людей, предметов, событий и пр. К ним у него складывается определенное внутреннее отношение. Это отношение имеет различные формы, направленность, степень проявления — их необходимо учитывать в процессе управления. Понятно, что при положительном отношении к какой-то работе человек ее быстро и качественно выполнит, особенно если это будет способствовать достижению его личных целей. И наоборот, отрицательное отношение требует значительных усилий на преодоление внутреннего сопротивления и переориентацию, Рассмотрим основные формы отношения личности к внешнему миру. К ним можно отнести: расположение, верования, ценности, принципы, позицию, уровень притязаний. Расположением называется положительное отношение к кому-то или к чему-то, основанное на чувственных оценках этого субъекта или объекта. Расположение к людям проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту; расположение к работе — в увлеченности ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов. Понятно, что руководитель, зная о расположении человека, должен подбирать ему соответствующие задания и тех, с кем ему придется эти задания совместно выполнять. Индивидуальное расположение, основанное не только на чувствах, но и на осознанной рациональной оценке (она может быть и ошибочной), называется верованием. Не следует путать верование со слепой верой. Последняя, как расположение, основывается исключительно на чувствах, но в отличие от него постоянна. В управлении верование может относиться к возможности достижения успеха в каком-то деле, к способностям руководителя или подчиненного выполнить задание и пр. Высоко оцениваемые людьми объекты или действия получили название ценностей. Поскольку их признают многие, ценности приобретают самостоятельное существование по отношению к отдельному субъекту. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, с которыми сравниваются как собственные решения и поступки, так и действия других. К ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; забочу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, нововведениям. Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике в любой ситуации, например справедливость, добросовестность и т.п. Совокупность принципов образует позицию человека, то есть постоянное и однозначное внутреннее отношение к кому-то или чему-то. В позиции личность выражает себя; позиция служит человеку защитой и опорой (принципиальные люди ни при каких обстоятельствах не отступят от позиции, которую они считают правильной), поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют. Твердых людей можно заставить сменить позицию только с помощью разумного убеждения; мягких — путем уговоров и угроз; бесчестных — подкупом. Каждый человек обладает определенным уровнем притязаний, характеризующим степень трудности целей, к достижению которых он стремится. Понятно, что для различных людей он не одинаков. Например, одним достаточно просто закончить учебное заведение и получить какой-нибудь документ; другие же претендуют на медаль или диплом с отличием. Уровень притязаний определяется стандартами успеха, принятыми в окружении данного лица, степенью его самооценки и самоуважения, образованием, профессиональным и жизненным опытом. Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов. Высокий уровень притязаний заставляет человека быть активным в работе; невысокий, наоборот, способствует безделью, жизни в соответствии с принципом «мы люди маленькие — пусть начальство решает». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
формы отношения человека к окружению: 1. Расположение — положительное отношение, основанное на индивидуальных чувственных оценках. 2. Верование — устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оценках. 3. Ценности — высоко оцениваемые объекты или действия. 4. Принципы — правила поведения, которыми люди руководствуются на практике. 5. Позиция — постоянное однозначное внутреннее отношение к кому-то или чему-то. 6. Уровень притязаний — степень трудности целей, к достижению которых люди стремятся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.032 с.) |