Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидеры существуют не только в спорте

Поиск

 

Руководитель и лидер

• Типы лидеров

• Функции лидеров

• Теории лидерства

 

Вспомнив детство, все наверное могут назвать кого-то, кто предводительствовал во дворе или в классе, за кем ребята ходили, что называется, табуном, беспрекословно подчиняясь любым требованиям. Такие «коноводы» на языке управления называются лидерами.

Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера — администратора. Он не управляет, не командует, а увлекает, ведет за собой остальных. Те же выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Менеджеры-администраторы выполняют предписанные сверху функции. Они, прежде всего, определяют, как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Сами занимают при этом пассивную позицию.

В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом, и самостоятельно определяют его цели. Они вдохновляют своих последователей, разделяющих их взгляды. Администраторам люди обязаны подчиняться; за лидерами же следуют потому что им доверяют.

Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не утверждается приказом, а выдвигается психологически, признается окружающими. Причина состоит в том, что он — единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей или показать выход из безвыходных ситуаций.

Специалисты выделяют два типа лидеров: инструментального в деловых отношениях и экспрессивного в межличностных (обычно последний — наиболее уважаемый человек, «аксакал»). Это, как правило, разные люди, но в любом случае больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.

Человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему. Но иногда такое видение исходит из ничем не подкрепленных «благих» пожеланий. Поэтому лидер может осознанно или неосознанно завести своих последователей в глубокий тупик. Чаще всего такое, правда, встречается в политике, и именами таких людей история изобилует.

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он — интегратор людей, инициатор и организатор их активных действий, образец, с которым те сверяют свои мысли и поступки.

Лидер является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы действия каждого из его членов не противоречили общим, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива,

Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение группы и его противостояние администрации. Поэтому в конфликтной ситуации с ним стараются договориться, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.

Если границы формального и неформального коллектива совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности, лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом. Он до определенной степени сможет пренебрегать интересами последнего ради организации, и люди, доверяя ему, на это согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно.

Специалисты в области менеджмента до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же делает людей лидерами. Сначала предполагалось, что во всем «виноваты» занимаемая ими руководящая должность, официальное положение в организации. Практика, однако, опровергает этот взгляд. Каждый на своем опыте может убедиться, что даже очень больших начальников подчиненные могут ни во что не ставить.

Затем появилась «теория великих людей», утверждавшая, что лидерами становятся благодаря особым свойствам личности, таким, например, как уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность и пр. Однако это не может объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечавший подавляющему большинству перечисленных требований.

Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства. В соответствии с ней главную роль в деле становления лидера играют не личные качества необходимости поиска человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы.

Конечно, личные качества и стиль руководства являются важными моментами успеха, но более поздние исследования убедительно показали, что важную роль в нем могут сыграть ситуационные факторы. Они включают личные качества исполнителей, характер работы, особенности внешней среды и т.п.

Но, видимо, правильнее всего было бы предположить, что в той или иной степени правы все перечисленные концепции.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Лидер — лицо, ведущее за собой остальных, которые выступают по отношению к нему как последователи, а не подчиненные,

Лидеры могут быть:

— инструментальными;

— экспрессивными (психологическими). Теории о происхождении лидерства:

— должностная;

— «великих людей» (личностная);

— поведенческая;

— ситуационная.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Перечислите основные функции руководителя и попытайтесь сравнить степень важности, которую они имели 150 лет назад и которую имеют сейчас.

2. Попробуйте распределить по уровням управления руководящий состав учебного заведения.

3. Сопоставьте пассивных и активных руководителей и методы их работы.

4. Обсудите в учебной группе список качеств, необходимых современному руководителю, и предложите собственную версию.

5. Проанализируйте набор лидерских качеств известных исторических деятелей.

 

Глава XIX

Власть

Основы власти

На что же опирается власть?

Прочна ли власть сегодня?

ВЛАСТЬ

 

Руководитель может успешно управлять исполнителями только в том случае, если они будут подчиняться его власти. Изучив материал данной главы, можно узнать, что такое власть и какие разновидности ее существуют; на чем основывается власть в организации; насколько она прочна в современных условиях.

 

ОСНОВЫ ВЛАСТИ

 

Понятие власти

• Реальная власть

• Формальная власть

 

Буквально на каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением власти одних людей над другими. Таких примеров сколько угодно — дети подчиняются родителям; ученики — учителям; солдаты — офицерам; работники фирм, предприятий, учреждений подчиняются их владельцам или руководителям.

Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них влияние. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов.

По направленности власть может быть не только позитивной, созидающей, но и порождающей разрушительные действия. Так, руководитель, придерживающийся старых взглядов и боящийся нововведений, которые могут поколебать его позиции, часто употребляет всю свою власть, чтобы воспрепятствовать новшествам, даже если они выгодны организации.

Такая практика характеризуется как злоупотребление властью. Она проявляется в манипулировании людьми путем «давления» на подчиненных, «выкручивания им рук», организации интриг и т.п. Опасность подобных действий тем больше, чем выше концентрация власти в одних руках.

В то же время нужно иметь в виду, что никогда не существовала и не может существовать реальная абсолютная власть. Ведь все мы на деле зависим от других людей и от обстоятельств (степенью такой зависимости и определяется в конечном итоге объем власти). Невозможность управлять одновременно всем напрямую является основной причиной трудностей руководителя. Последнему для достижения своих целей часто приходится балансировать властью, как человеку на канате — шестом.

Успех руководителя, например, определяется не только его личными достоинствами, а во многом тем, как будут работать подчиненные. Без добросовестного исполнения ими своих обязанностей, повседневной помощи и поддержки он не значит ровным счетом ничего. Капризные дети часто властвуют над своими родителями, заставляя их исполнять все желания, хотя формально власть в семье им не принадлежит.

Умение балансировать властью предполагает знание ее источников, политической структуры коллектива (то есть соотношения интересов отдельных людей и их групп), взаимосвязей между сотрудниками, социальных ролей, которые они играют, а также понимания стратегии и тактики, с помощью которых приобретается и удерживается власть.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности. Она обусловлена официальным местом ее обладателя в структуре управления организацией, а не личными качествами своего обладателя. Ее масштаб измеряется совокупностью служебных полномочий, о которых мы уже говорили выше.

Например, руководитель крупной фирмы, где работают многие сотни тысяч человек, имеющий право подписывать миллиардные контракты, обладает несравненно большей формальной властью, чем его коллега из маленькой организации. В то же время, это еще не значит, что все сотрудники будут такому руководителю безоговорочно подчиняться, а контракты при прочих равных условиях неукоснительно выполняться.

Реальная власть — это власть не только должности, но и авторитета. Она обусловлена местом человека как в официальной, так и в неофициальной системе отношений. Причем последние выступают как бы ограничителем официальных прав, когда на бумаге руководитель вроде бы может что-то сделать, а на практике — нет. Реальная власть основана на добровольном подчинении. Она измеряется степенью готовности других к такому подчинению, независимости человека от окружающих. Поэтому реальная власть не всегда связана с должностью.

Готовность подчиняться (восприятие власти) во многом определяется пониманием смысла распоряжений, возможностью сотрудников выполнить то, что от них требуют, заинтересованностью в этом, соответствием характера власти индивидуальным установкам работников.

Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет стремление к ее монополизации. Это является положительным моментом, ибо чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Власть — способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать. Типы власти:

1. Формальная — обусловлена должностными полномочиями субъекта и измеряется числом лиц, которые официально обязаны выполнять его требования, или размером ресурсов, которыми он имеет право самостоятельно распоряжаться.

2. Реальная — обусловлена фактическим положением лица в организации и измеряется количеством людей, которые готовы ему добровольно подчиняться, а также ресурсами, которыми оно может распоряжаться на деле.

НА ЧТО ЖЕ ОПИРАЕТСЯ ВЛАСТЬ?

 

Основы власти: принуждение, обладание ресурсами, добровольное подчинение

 

Здание власти, как любое другое здание, должно опираться на прочную основу, иначе оно в конце концов разрушится, а с ним и вся система управления. Это поняли давно. Не зря, например, Библия запрещает верующим выступать против начальства, какое бы плохое оно ни было. Этим оберегаются не столько конкретные лица, часто вполне заслуживающие нападки на себя, сколько незыблемость устоев сообщества людей (в нашем случае — фирмы). Нелишне напомнить, что распад СССР произошел непосредственно именно в результате ослабления власти Центра.

На что же опирается власть? Исторически первой ее основой было принуждение или его потенциальная возможность. Здесь подчинение возникало в результате страха, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой неблагоприятные последствия.

Это могло быть физическое насилие (его испытывали, например, рабы и крепостные крестьяне) и основанное на законе наказание за невыполнение требований должностного лица. Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой.

Власть, основанная на страхе перед законным принуждением или его возможностью, называется административной; она существует как в государственных, так и негосударственных организациях.

Административная власть предполагает слепое подчинение руководителю, чему способствуют деперсонификация отношений, отчуждение человека от результатов его деятельности, узкая специализация людей, потеря ими связи с конечными результатами труда, официальное дистанцирование должностей, особенно в военизированных учреждениях, ношение униформы, знаков отличия и пр.

Законное принуждение основывается на официальных санкциях. Для рядовых исполнителей они носят в основном материальный характер (штрафы, лишение премий и т.п.); для руководителей большее значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет.

Но на практике, особенно в современных условиях, власть, основанная на санкциях, оказываться малоэффективной, что обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, страх заставляет подчиняться только в границах «зоны контроля», где человека можно поймать на «неуставном» поведении; во-вторых, и это самое главное, страх не создает заинтересованности в результатах работы, не предлагает действенных стимулов к труду, к творчеству. Это было доказано на практике еще во времена рабовладения. В-третьих, такая власть в эпоху демократии просто непопулярна.

Считается, что сегодня власть должности обеспечивает руководителю лишь около 2/3 необходимого влияния — остальное дают знания и деловые качества.

Другой основой власти является собственность на ресурсы в широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое - нет, но в них нуждается.

Прежде всего, речь идет о материальных, в том числе и денежных ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей. Для того чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю властвовать над собой. Однако материальные ресурсы могут количественно и качественно не совпадать с имеющимися потребностями, поэтому власть, основанная на обладании ими, является ограниченной. Например, сегодня у большинства мам просто не хватит денег постоянно кормить ненаглядное дитятко шоколадом в обмен на хорошее поведение.

Другой, весьма специфической формой ресурсов, позволяющей осуществлять власть, является связь с влиятельными лицами, в руках которых требуемые блага находятся. Огромной реальной властью в свете этого обладают помощники и секретари крупных руководителей, к мнению которых последние чаще всего прислушиваются вследствие личного доверия. А кому в детстве не приходилось слышать во дворе угрозы призвать на помощь какого-нибудь старшего дружка, который непременно отколотит непокорных!?

В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над другими, становится информация, за обладание которой в организации может идти яростная борьба, а сама она в целях защиты утаивается или искажается. В этом случае лица, обладающие истинной и полной информацией, могут диктовать свою волю другим. Легко себе представить позицию обладателя шпаргалок на экзамене, когда все остальные пришли неподготовленными.

Близка к предыдущей власть, основанная на знаниях и умении. Лица, обладающие ими, способны указать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и т.п. Здесь владение информацией носит уже активный характер, предполагает возможность не только сообщить кому-то те или иные сведения, но и дать рекомендации по их применению с наибольшей пользой.

Но у такого рода власти имеются и серьезные недостатки. Сегодня знания быстро стареют и требуют постоянного обновления, что далеко не всегда удается своевременно осуществить. Сложность окружающего мира не исключает возможности того, что они окажутся необъективными и с их помощью нельзя будет достичь требуемых результатов, что, разумеется, не способствует укреплению власти.

Третьей основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим, У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность.

Традиция подчиняться должностному лицу передается людьми из поколения в поколение. Ориентация на должность, независимо от личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному человеку, здесь игнорируются.

Наиболее ярким примером власти, основанной на традиции, является монархическая. Монарх может быть великим и слабоумным, тираном и добряком — все это не имеет значения, ибо ему подчиняются, поскольку он — монарх, причем, в отличие от административной власти, не из-за боязни возможного наказания.

Традиционная власть, основывающаяся на бездумной покорности, поощряет посредственных людей, ибо они наиболее восприимчивы к ней, генерирует презрение к человеческой индивидуальности, консерватизм и т.п. Она мало согласуется с условиями современной жизни и рано или поздно заводит организации, а то и целые государства в безысходный тупик. Так, например, произошло с Россией, управлявшейся три века династией Романовых,

Личная харизма — это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение, быть похожим на него, находиться с ним рядом и т.п. слабохарактерные, лишенные своего «Я», люди готовы безоговорочно выполнять все его требования; примером является власть какой-нибудь рок-звезды над своими поклонниками. Но такая власть непрочна, поскольку основывается в первую очередь на эмоциях, которые, как известно, весьма переменчивы.

Убежденность в необходимости подчиняться и выполнять требования соответствующего лица считается наиболее прочной основой власти. Она делает ненужными внешний контроль и стимулирование, поскольку подчиненный понимает, что поступать так, как то предписывает руководитель или требуют обстоятельства, наиболее разумно и целесообразно. Как свидетельствует история, ради своих убеждений люди зачастую готовы добровольно жертвовать многим, вплоть до собственной жизни. Достаточно вспомнить героев Великой Отечественной — Николая Гастелло, Зою Космодемьянскую, Виктора Талалихина и многих-многих других.

В то же время убежденность обычно очень медленно формируется и зависит от многих обстоятельств. В частности, от особенностей организации, морально-психологического климата в ней, степени взаимного доверия подчиненных и руководителей, их культурного и образовательного уровня, общности их целей и т.п.

По мере того как способности исполнителя сближаются со способностями руководителя, формируется такая основа власти, как их сотрудничество в деле совместного решения стоящих задач и активное участие в этом процессе подчиненных. Человек, начинающий сотрудничать с другими, фактически берет на себя обязательство сообразовывать свое поведение в соответствии с существующими нормами. Он сам решает проблемы и делает это с энтузиазмом.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Основы власти:

1. Принуждение физическое или основанное на законе.

2. Обладание дефицитными ресурсами:

— материальными;

— информационными;

— знаниями и умением;

— связями.

3. Добровольное подчинение:

— традиции;

— харизматической личности;

— в силу убежденности;

— на основе сотрудничества.

ПРОЧНА ЛИ ВЛАСТЬ СЕГОДНЯ?

 

Прочность власти руководителя в современных организациях в целом имеет тенденцию к ослаблению. Обусловлено это следующими основными причинами.

Во-первых, значительно сократился разрыв между руководителями и подчиненными в уровне образования и квалификации. Если прежде преобладание первых во всех случаях было неоспоримым, то сегодня подчиненные зачастую превосходят руководителей во многих отношениях. За руководителем остаются лишь формальное преимущество в занимаемой должности, организаторские способности или личный авторитет.

Во-вторых, вместо прежних универсальных работников, заменить которых можно было в любой момент, основу организации стали составлять узкие специалисты, обладающие высокой, подчас уникальной квалификацией. Их уход по тем или иным причинам может обернуться катастрофой. Понятно, что безоговорочно властвовать над такими людьми, особенно прежними преимущественно административными методами, просто невозможно.

В-третьих, переход к профессиональному комплектованию вооруженных сил, появление возможности альтернативной службы, снижение роли церкви и религиозных обрядов в жизни западного общества и многолетнее забвение их в России привели к ослаблению традиции послушания, формировавшейся прежде у большей части, особенно мужского населения.

В-четвертых, мобильность работников, их широкие внешние связи, легкость доступа к информации (достаточно вспомнить Интернет!) и т.п. значительно облегчают для хороших специалистов поиск нового места приложения своих способностей. Это делает их менее зависимыми от администрации.

| В итоге власть руководителей над подчиненными существенно ослабляется, меняет формы проявления, становится более гибкой. В ряде случаев руководители делятся этой властью с подчиненными (делегирование полномочий, коллективное принятие решений), о чем мы будем говорить ниже.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Факторы, ослабляющие власть современных руководителей:

— высокий уровень образования и квалификации

исполнителей;

— уникальность их профессиональных качеств;

— высокая информированность и мобильность;

— общее ослабление традиции подчинения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Попробуйте ранжировать основы власти применительно ко второй половине XIX века, первой и второй половине XX века (по отдельности). Изменились они или остались прежними?

2. Покажите, что является основой власти администрации учебного заведения, преподавателей.

3. Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь объяснить, в чем

— причина, сильные и слабые стороны их власти.

 

Глава XX

Стили руководства

 

Подходы к руководству людьми

Начальник или старший товарищ?

Авторитарный и демократический стили руководства

Либеральный стиль руководства.

До обеда не будить, при пожаре выносить первым...

 

«Многомерное» руководство.

Сегодня - так, завтра - сяк

СТИЛИ РУКОВОДСТВА

 

На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением. В данной главе освещаются подходы к руководству людьми и основные его стили, а также взгляды современных западных специалистов на эту проблему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.018 с.)