Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение триботехнических характеристик смазочных материалов↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1 Общие трибологические термины Трибологuя - наука о трении, износе, смазке и взаимодействии контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении. Название этой научной дисциплины образовано от греческих слов «трибос» - трение и «логос»- наука. Она охватывает теоретические и экспериментальные исследования физических (механических, электрических, магнитных, тепловых), химических, биологических и других явлений, связанных с трением, изнашиванием и смазкой. Как наука, трибология имеет научно-технические разделы: триботехнику, трибофизику, трибохимию, триботехническое материаловедение, трибоинформатику и др. Трибoтexникa - прикладной раздел трибологии, который охватывает конечную стадию процесса создания трибосопряжений (узлов, деталей и элементов пар трения) с учетом достижений трибоанализа, трибоматериаловедения и триботехнологии. Принципы триботехники находят отражение в методах расчета и конструирования, изготовления, испытания, смазки, эксплуатации, диагностирования и ремонта узлов трения и изнашивающихся тел. Трибосистема - сложная термодинамическая системa, образуемая при взаимодействии трущихся тел, а также промежуточной среды и части окружающей среды. Это совокупность всех участвующих в процессах трения, изнашивания и теплообразования элементов, их свойств и связей, параметров, воздействующих на эти элементы извне, а также характеристик трения, изнашивания и теплообразования. Трибосопряженuе - сложная термодинамическая система, в которой происходит преобразование энергии механического движения в другие виды, в основном менее упорядоченнные- теплоту, колебания и т.д. и передача преобразованной энергии внешней среде. Трибооаналuз - раздел трибологии, охватывающий проблемы накопления и систематизацию научной информации о фундаментальных исследованиях основных трибологических процессов с целью прогнозирования результатов контактного взаимодействия твердых тел при трении, изнашивании и смазке в заданных условиях. Трuбометрuя - раздел трибологии, изучающий методы проведения испытаний на трение, изнашивание при сухом трении и смазке, метрологические требования к этим испытаниям, оборудование (например, адгезиометры, твердомеры, профилографы, машины трения для модельных испытаний, испытательные стенды и типовые системы для натурных триботехнических испытаний), датчики, усилий, регистрирующие приборы и методы определения погрешности экспериментов, испытаний [2,3]. К трибометрии относятся: анализ условий равновесия, вероятность возникновения в тех или иных точках сил реакции, возможность проявления в контакте сил диссипативного характера - сил трения, особенно при основных видах движения (скольжении, качении). Применительно к задачам трения, изнашивания, смазки и теплообразования рассматриваются законы сохранения энергии, импульса, а также механическое подобие, релаксационные колебания при трении, знакопеременное трение и др. Трuбодuагностuка - совокупность методов и средств контроля и управления за состоянием фрикционно-износных характеристик деталей и узлов трения. Наиболее часто применяются следующие методы: акустоэмиссионные (акустоэлектрические), радиоактивные электрофизические (по интенсивности и амплитудно-частотному спектру трибоЭДС и магнитной индукции), температурные (термопары, оптические пирометры), виброакустические, феррографические и т.д. Трuбомонuторинг - раздел трибологии включающий трибометрию и трибодиагностику. Он охватывает методы и средства измерения основных параметров фрикционного взаимодействия: силы (момента) трения, износа температуры, шероховатости, волнистости контурной и фактической площади касания контактной деформации и сближения, электрической проводимости; является основой всех: видов экспериментальных (модельных, натурных, эксплуатационных) исследований (испытаний) в триботехнике. В последние годы ши- роко применяются компьютерные методы регистрации и обработки исследуемых параметров. Триботехническое материаловедение - раздел трибологии, изучающий поведение материалов при трении, изнашивании и смазке (изменение структурно-фазовых особенностей поверхностных слоев металлов, сплавов, композитов, полимеров и других материалов под воздействием силы трения, изнашивания, температуры трения, окружающей и смазочной среды и других производных от них факторов). Разрабатывает принципы создания триботехнических материалов, обеспечиваюших высокую надежность в эксплуатации. Оценивает специфическую взаимосвязь между физико-химическими закономерностями трения и триботехническими свойствами материалов. Интенсивность разрушения поверхностных слоев материалов при трении (износ), как правило, мало зависит от исходных объемных прочностных свойств материалов. Структура и фазовый состав в тонком поверхностном слое всегда отличны от исходных свойств материалов. Исходные свойства материалов рекомендуется подбирать таким образом, чтобы в результате контактного взаимодействия при трении с учетом тепловыделения и физико-химического взаимодействия с материалом контртела и окружающей средой создавался и воспроизводился на поверхности трения рабочий слой со специфическими триботехническими свойствами, так называемое «третье тело» [2,3]. Триботехнология - раздел трибологии, изучающий триботехнические аспекты формообразования деталей пары трения, обработки материалов разрушающими и деформирующими способами, возможности достижения требуемых свойств поверхности трения узлов и деталей за счет различных упрочняюших методов, нанесения специальных покрытий и т.п. «Третье тело» - рабочий слой, создающийся в зоне фрикционного взаимодействия контактируюших тел, в котором расположены фрикционные связи, а также заполняющие пространство между ними смазочный материал и продукты износа. Таким образом, зона фрикционного взаимодействия по И.В. Крагельскому рассматривается как «некое физическое тело», имеющее малую толщину и обладаюшее особыми свойствами, отличными от свойств исходных тел.. Тепловая динамика трения и изнашивания - теоретическая и экспериментальная методика расчета выходных, рабочих характеристик трибосопряжений, работаюших в нестационарных режимах трения (по скорости скольжения, нагрузке и тампературе на дискретной поверхности трения), позволяющая связать динамику процесса с непрерывно изменяющимися фрикционно-износными характеристиками материалов пары трения. Антифрикционные материалы - материалы, используемые для работы в несущих или направляюших узлах трения (подшипниках скольжения, радиальных и торцевых уплотнениях). Определение по функциональному признаку позволяет более точно установить отличие этих материалов от фрикционных материалов, так как диапазоны значений коэффициентов трения для них иногда могут перекрываться [3]. Принято считать, что коэффициент трения антифрикционных материалов при наличии смазочного материала составляет 0,001...0,05, а без него 0,04...0,3. Диапазон условий применения антифрикционных материалов зависит от их состава и, в первую очередь обусловлен физическими свойствами входящих в них базовых материалов (матрицы материала или связующего) и специфических антифрикционных наполнителей [3]. Для этих целей используют металлические порошковые, пористые спеченные с последующей пропиткой, твердосплавные, полимерные, древесные, графитовые и другие базовые материалы. Антифрикционные наполнители - твердые кристаллические материалы со сложными решетками, легкоплавкие или пластичные материалы, некоторые полимеры, например фторопласты, графит, дисульфид молибдена и вольфрама и ряд других. Антифрикционные материалы применяют в виде как объемных элементов, так и тонких покрытий. При выборе материала контртела (обычно стали с различной термической обработкой поверхности трения) для данного антифрикционного материала следует учитывать условия совместимости. Совместимость - способность двух или нескольких материалов выполнять совместно заданные функции в узлах трения. При этом не должны ухудшаться их эксплуатационные свойства (по коэффициенту трения и износу) и эффективность работы детали, узла или трибосопряжения в целом ни в процессе эксплуатации, ни при хранении. Совместимость компонентов необходимо учитывать при создании материалов, при подборе материалов пар трения и смазочных материалов. Совместимость антифрикционных и фрикционных материалов - способность этих материалов работать без схватывания с материалом контртела при трении. Она оценивается по предельно допустимым нагрузкам, скоростям, температурам в зоне трения, превышение которых приводит к схватыванию, большому износу и нестабильному коэффициенту трения [3]. Фрикционные материалы - материалы, предназначенные или используемые для работы в узлах трения, передающих или рассеивающих кинетическую энергию движущихся масс (в тормозах, муфтах, сцеплениях, демпферах, вариаторах и др.) [2]. Эффективность работы таких материалов в значительной степени определяется значением и стабильностью коэффициента трения, а также их износостойкостью. Фрикционные материалы применяются при трении без смазочного материала и с ним. Диапазон применения фрикционных материалов связан с их составом, в первую очередь, с физическими свойствами базовых материалов и специальных наполнителей. Наиболее широкое применение имеют фрикционные полимерные материалы (пластмассы) на каучуковом, смоляном и комбинированном каучукосмоляном связующем и порошковые материалы на железной, медной и никелевой основах. В качестве контртела обычно используют фрикционные серые и легированные чугуны, а также различные стали и сплавы. При выборе сочетания материалов в паре трения надо учитывать условия их совместимости. В качестве фрикционных материалов широко применяют углеродные фрикционные композиционные материалы. Особенно успешно они используются в одноименной паре трения в многодисковых колесных тормозах самолетов [3].
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Триботехнические свойства изделий Триботехнические свойства изделий характеризуют контактное взаимодействие твердых тел при их относительном перемещении и зависят от триботехнических свойств конструкционных и смазочных материалов. К триботехническим свойствам материалов относят: а) износостойкость - способность материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения; б) совместимость при трении для сопряженных материалов - допустимые значения силы трения, интенсивности изнашивания и вероятности заедания*; в) прилегаемость при трении - способность материала увеличивать поверхность трения за счет упругого и пластического деформирования поверхностного слоя; г) способность к поглощению твердых частиц - свойство материала поглощать в поверхностном слое твердые частицы под действием рабочих нагрузок**; д) способность поверхностного слоя отводить тепло - теплофизические свойства материалов трибосопряжения, обеспечивающие отвод тепла, выделившегося вследствие фрикционного разогрева; е) прирабатываемость - способность материалов пары трения уменьшать силу трения, температуру и интенсивность изнашивания в процессе приработки. Совместимые по триботехническим свойствам материалы предотвращают возможность схватывания при трении сопряженных поверхностей и обеспечивают стабильные значения силы трения. Способствует уменьшению царапающего или режущего действия твердых частиц. К триботехническим свойствам смазочных материалов относят: а) совместимость смазочных материалов - способность двух или нескольких смазочных материалов смешиваться между собой без ухудшения их эксплуатационных свойств и стабильности при хранении; б) консистенцию смазочного материала - способность пластичных смазочных материалов оказывать сопротивление деформации при внешнем воздействии; в) вязкость, определяющую возможность жидкого, полужидкого и полутвердого веществ оказывать сопротивление при трении; г) способность смазочного материала снижать износ и силу трения независимо от его вязкости [4].
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по дисциплинам «Основы трибологии», «Основы научных исследований»
Уфа 2019 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Лабораторный практикум по дисциплине «Основы трибологии», «Основы научных исследований»
Уфа 2019
Составители: А.Н. Абрамов, В.Ю. Шолом
УДК 621.77.016.2 (07) ББК 34.623(Я7)
Определение триботехнических характеристик смазочных материалов: Лабораторный практикум по дисциплинам «Основы трибологии»,«Основы научных исследований» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: А.Н. Абрамов, В.Ю. Шолом - Уфа, 2019.- 42с.
Лабораторный практикум содержит теоретическую часть и описание шести лабораторных работ, в которых экспериментальным путем определяются триботехнических характеристик смазочных материалов применяемые в процессах холодного деформирования металлов и сплавов, а так же в узлах трения деталей машин. Лабораторный практикум предназначен для бакалавров, магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 15.03.01, 15.04.01, 15.06.01- Машиностроение, 15.04.06 - Мехатроника и робототехника, 28.04.02–Наноинженерия. Может использоваться при подготовке бакалавров, магистрантов и аспирантов других технических направлений подготовки.
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Шустер Л.Ш. доктор технических наук, профессор Боткин А.В.
©Оформление. РИК УГАТУ, 2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ С момента возникновения Земли процессы трения и изнашивания всегда играли важнейшую роль. Так, механизм работы суставов у позвоночных или слой слизи у рыб есть ничто иное, как идеальная, возникшая в процессе эволюции трибологическая система. Трибологическая система (обычно называемая «трибосистемой» (рис. 1) состоит из четырех элементов: двух элементов (пары материалов), обычно называемых трущейся парой, модифицированный поверхностный слой (смазочный материал, покрытие и т.п.) и среды заполняющей эту область, а также окружающей среды.
Рис.1 Структура трибосистемы: 1,2 - трущаяся пара; 3- модифицированный поверхностный слой (смазочный материал, покрытие и т.п.); 4- окружающая среда [1]. О трении людям было известно еще в каменном веке: если вставить сухую деревянную палочку в отверстие куска дерева и терпеливо водить ею вперед-назад, то по прошествии некоторого времени можно добыть огонь. В этом случае трение являлось эффективным средством достижения цели. 500–600 тыс. лет назад люди начали пользоваться первыми инструментами, такими как рычаги, каменный топор и т.п. Много позже, примерно 5–6 тыс. лет назад, с изобретением лучковой дрели и гончарного круга, появились первые простейшие машины; однако с явлениями трения и износа люди познакомились гораздо раньше. За счет силы трения люди добывали огонь. Известным примером трибологии является использование тележек и роликов для уменьшения силы трения при перевозке тяжелых грузов. Несмотря на то, что применение смазочных материалов старо как мир, научные исследования в области их разработки и технологии применения сравнительно новы. Даже несмотря на попытки научного обоснования явления трения начиная с XVI в. (Леонардо да Винчи, Амонтон, Колумб), работы в этом направлении всегда концентрировались на одном аспекте и не затрагивали смазочные материалы. Некоторые исследования, проводившиеся вплоть до начала семидесятых годов прошлого века, полностью игнорировали химические процессы, протекающие в процессах трения в присутствии смазочного материала. Термин «трибология» впервые был введен в 1966 г. и начал широко применяться для этой далеко идущей области знаний с 1985 г. Трибология, во всех ее аспектах, исследована не до конца. Фундаментальные научные исследования в области трибологии ведутся в университетах, в которых имеются факультеты машиностроения или испытания материалов. Исследования также проводятся и производителями смазочных материалов. Преимущество трибологических исследований, проводимых на технологических факультетах университетов, заключается в том, что они фокусируются на технологии применения смазочных материалов. Наиболее типичным недостатком этих исследований является отсутствие междисциплинарных связей с другими областями знаний. Поэтому современные исследовательские проекты, объединяющие в себе технологические, материаловедческие, химические аспекты, а также элементы охраны труда и безопасной работы, и работы, проводимые непосредственно производителями смазочных материалов, наиболее перспективны с точки зрения получения значимых практических результатов. Разработка смазочных материалов стала неотъемлемой частью разработки машинного оборудования и соответствующих технологий. Она тесно связана со многими областями знаний, зачастую междисциплинарных без учета которых разработка и применение смазочных материалов не смогли бы достичь успеха [1].
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1 Общие трибологические термины Трибологuя - наука о трении, износе, смазке и взаимодействии контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении. Название этой научной дисциплины образовано от греческих слов «трибос» - трение и «логос»- наука. Она охватывает теоретические и экспериментальные исследования физических (механических, электрических, магнитных, тепловых), химических, биологических и других явлений, связанных с трением, изнашиванием и смазкой. Как наука, трибология имеет научно-технические разделы: триботехнику, трибофизику, трибохимию, триботехническое материаловедение, трибоинформатику и др. Трибoтexникa - прикладной раздел трибологии, который охватывает конечную стадию процесса создания трибосопряжений (узлов, деталей и элементов пар трения) с учетом достижений трибоанализа, трибоматериаловедения и триботехнологии. Принципы триботехники находят отражение в методах расчета и конструирования, изготовления, испытания, смазки, эксплуатации, диагностирования и ремонта узлов трения и изнашивающихся тел. Трибосистема - сложная термодинамическая системa, образуемая при взаимодействии трущихся тел, а также промежуточной среды и части окружающей среды. Это совокупность всех участвующих в процессах трения, изнашивания и теплообразования элементов, их свойств и связей, параметров, воздействующих на эти элементы извне, а также характеристик трения, изнашивания и теплообразования. Трибосопряженuе - сложная термодинамическая система, в которой происходит преобразование энергии механического движения в другие виды, в основном менее упорядоченнные- теплоту, колебания и т.д. и передача преобразованной энергии внешней среде. Трибооаналuз - раздел трибологии, охватывающий проблемы накопления и систематизацию научной информации о фундаментальных исследованиях основных трибологических процессов с целью прогнозирования результатов контактного взаимодействия твердых тел при трении, изнашивании и смазке в заданных условиях. Трuбометрuя - раздел трибологии, изучающий методы проведения испытаний на трение, изнашивание при сухом трении и смазке, метрологические требования к этим испытаниям, оборудование (например, адгезиометры, твердомеры, профилографы, машины трения для модельных испытаний, испытательные стенды и типовые системы для натурных триботехнических испытаний), датчики, усилий, регистрирующие приборы и методы определения погрешности экспериментов, испытаний [2,3]. К трибометрии относятся: анализ условий равновесия, вероятность возникновения в тех или иных точках сил реакции, возможность проявления в контакте сил диссипативного характера - сил трения, особенно при основных видах движения (скольжении, качении). Применительно к задачам трения, изнашивания, смазки и теплообразования рассматриваются законы сохранения энергии, импульса, а также механическое подобие, релаксационные колебания при трении, знакопеременное трение и др. Трuбодuагностuка - совокупность методов и средств контроля и управления за состоянием фрикционно-износных характеристик деталей и узлов трения. Наиболее часто применяются следующие методы: акустоэмиссионные (акустоэлектрические), радиоактивные электрофизические (по интенсивности и амплитудно-частотному спектру трибоЭДС и магнитной индукции), температурные (термопары, оптические пирометры), виброакустические, феррографические и т.д. Трuбомонuторинг - раздел трибологии включающий трибометрию и трибодиагностику. Он охватывает методы и средства измерения основных параметров фрикционного взаимодействия: силы (момента) трения, износа температуры, шероховатости, волнистости контурной и фактической площади касания контактной деформации и сближения, электрической проводимости; является основой всех: видов экспериментальных (модельных, натурных, эксплуатационных) исследований (испытаний) в триботехнике. В последние годы ши- роко применяются компьютерные методы регистрации и обработки исследуемых параметров. Триботехническое материаловедение - раздел трибологии, изучающий поведение материалов при трении, изнашивании и смазке (изменение структурно-фазовых особенностей поверхностных слоев металлов, сплавов, композитов, полимеров и других материалов под воздействием силы трения, изнашивания, температуры трения, окружающей и смазочной среды и других производных от них факторов). Разрабатывает принципы создания триботехнических материалов, обеспечиваюших высокую надежность в эксплуатации. Оценивает специфическую взаимосвязь между физико-химическими закономерностями трения и триботехническими свойствами материалов. Интенсивность разрушения поверхностных слоев материалов при трении (износ), как правило, мало зависит от исходных объемных прочностных свойств материалов. Структура и фазовый состав в тонком поверхностном слое всегда отличны от исходных свойств материалов. Исходные свойства материалов рекомендуется подбирать таким образом, чтобы в результате контактного взаимодействия при трении с учетом тепловыделения и физико-химического взаимодействия с материалом контртела и окружающей средой создавался и воспроизводился на поверхности трения рабочий слой со специфическими триботехническими свойствами, так называемое «третье тело» [2,3]. Триботехнология - раздел трибологии, изучающий триботехнические аспекты формообразования деталей пары трения, обработки материалов разрушающими и деформирующими способами, возможности достижения требуемых свойств поверхности трения узлов и деталей за счет различных упрочняюших методов, нанесения специальных покрытий и т.п. «Третье тело» - рабочий слой, создающийся в зоне фрикционного взаимодействия контактируюших тел, в котором расположены фрикционные связи, а также заполняющие пространство между ними смазочный материал и продукты износа. Таким образом, зона фрикционного взаимодействия по И.В. Крагельскому рассматривается как «некое физическое тело», имеющее малую толщину и обладаюшее особыми свойствами, отличными от свойств исходных тел.. Тепловая динамика трения и изнашивания - теоретическая и экспериментальная методика расчета выходных, рабочих характеристик трибосопряжений, работаюших в нестационарных режимах трения (по скорости скольжения, нагрузке и тампературе на дискретной поверхности трения), позволяющая связать динамику процесса с непрерывно изменяющимися фрикционно-износными характеристиками материалов пары трения. Антифрикционные материалы - материалы, используемые для работы в несущих или направляюших узлах трения (подшипниках скольжения, радиальных и торцевых уплотнениях). Определение по функциональному признаку позволяет более точно установить отличие этих материалов от фрикционных материалов, так как диапазоны значений коэффициентов трения для них иногда могут перекрываться [3]. Принято считать, что коэффициент трения антифрикционных материалов при наличии смазочного материала составляет 0,001...0,05, а без него 0,04...0,3. Диапазон условий применения антифрикционных материалов зависит от их состава и, в первую очередь обусловлен физическими свойствами входящих в них базовых материалов (матрицы материала или связующего) и специфических антифрикционных наполнителей [3]. Для этих целей используют металлические порошковые, пористые спеченные с последующей пропиткой, твердосплавные, полимерные, древесные, графитовые и другие базовые материалы. Антифрикционные наполнители - твердые кристаллические материалы со сложными решетками, легкоплавкие или пластичные материалы, некоторые полимеры, например фторопласты, графит, дисульфид молибдена и вольфрама и ряд других. Антифрикционные материалы применяют в виде как объемных элементов, так и тонких покрытий. При выборе материала контртела (обычно стали с различной термической обработкой поверхности трения) для данного антифрикционного материала следует учитывать условия совместимости. Совместимость - способность двух или нескольких материалов выполнять совместно заданные функции в узлах трения. При этом не должны ухудшаться их эксплуатационные свойства (по коэффициенту трения и износу) и эффективность работы детали, узла или трибосопряжения в целом ни в процессе эксплуатации, ни при хранении. Совместимость компонентов необходимо учитывать при создании материалов, при подборе материалов пар трения и смазочных материалов. Совместимость антифрикционных и фрикционных материалов - способность этих материалов работать без схватывания с материалом контртела при трении. Она оценивается по предельно допустимым нагрузкам, скоростям, температурам в зоне трения, превышение которых приводит к схватыванию, большому износу и нестабильному коэффициенту трения [3]. Фрикционные материалы - материалы, предназначенные или используемые для работы в узлах трения, передающих или рассеивающих кинетическую энергию движущихся масс (в тормозах, муфтах, сцеплениях, демпферах, вариаторах и др.) [2]. Эффективность работы таких материалов в значительной степени определяется значением и стабильностью коэффициента трения, а также их износостойкостью. Фрикционные материалы применяются при трении без смазочного материала и с ним. Диапазон применения фрикционных материалов связан с их составом, в первую очередь, с физическими свойствами базовых материалов и специальных наполнителей. Наиболее широкое применение имеют фрикционные полимерные материалы (пластмассы) на каучуковом, смоляном и комбинированном каучукосмоляном связующем и порошковые материалы на железной, медной и никелевой основах. В качестве контртела обычно используют фрикционные серые и легированные чугуны, а также различные стали и сплавы. При выборе сочетания материалов в паре трения надо учитывать условия их совместимости. В качестве фрикционных материалов широко применяют углеродные фрикционные композиционные материалы. Особенно успешно они используются в одноименной паре трения в многодисковых колесных тормозах самолетов [3].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.018 с.) |